Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Развитие" Кальнова В.В. по доверенности от 10.09.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Развитие" и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 ноября 2012 года по делу N А66-10564/2012 (судья Голубева Л.Ю.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Развитие" (ОГРН 1076952009034; далее - ООО "Развитие", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (ОГРН 1026900561071; далее - министерство) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 29.08.2012 N 12893-09, в предоставлении в собственность земельного участка, кадастровый номер 69:40:0300061:8, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под ремонтно-строительный цех, общей площадью 7721 кв. м, расположенного по адресу: месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, город Тверь, переулок 4-й Красная Слобода, дом 3б, и о возложении обязанности на ответчика принять решение о предоставлении в собственность заявителя данного земельного участка по цене равной двум с половиной процентам его кадастровой стоимости, подготовив и направив заявителю проект договора купли-продажи данного участка.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28 ноября 2012 года заявленные требования общества удовлетворены, отказ министерства в предоставлении обществу в собственность данного земельного участка общей площадью 7721 кв. м, расположенного по указанному адресу, выраженный в письме от 29.08.2012 N 12893-09, признан незаконным. В качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд обязал министерство предоставить ООО "Развитие" (г. Тверь) в собственность земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300061:8, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под ремонтно-строительный цех, общей площадью 7721 кв. м, расположенного по адресу: месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, город Тверь, переулок 4-й Красная Слобода, дом 3б, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Кроме того, с министерства в пользу общества взыскано 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела; заявителю возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2000 руб.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права. Ссылается на то, что площадь испрашиваемого земельного участка существенно превышает площадь объектов недвижимого имущества, расположенных на нем, а также на то, что обществом не представлены доказательства использования испрашиваемого земельного участка для обслуживания и эксплуатации указанных объектов недвижимости.
Общество также не согласилось с решением суда в части вывода об отсутствии между заявителем и министерством преддоговорного спора о выкупной цене земельного участка, в связи с этим обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции в части порядка устранения допущенных нарушений прав общества и возложить на министерство обязанность по принятию решения о предоставлении ООО "Развитие" в собственность спорного земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300061:8 по цене равной двум с половиной процентам его кадастровой стоимости, подготовке и направлению заявителю проекта договора купли-продажи данного участка.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе ООО "Развитие", возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы министерства.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу общества не представило, извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие его представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб общества и министерства.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации 29.12.2011 ООО "Развитие" обратилось в Правительство Тверской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по цене, равной двум с половиной процентам его кадастровой стоимости, кадастровый номер 69:40:0300061:8, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под ремонтно-строительный цех, общей площадью 7721 кв. м, расположенного по адресу: месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, город Тверь, переулок 4-й Красная Слобода, дом 3б (листы дела 13 - 14).
На указанном земельном участке расположены находящиеся в собственности общества объекты недвижимости:
- - нежилое здание - проходная РСУ общей площадью 9,8 кв. м, кадастровый номер (условный) 69:40:03:00:061:0008:1/021662/37/10000/А;
- - нежилое строение общей площадью 296,1 кв. м, кадастровый номер (условный) 69:40:03:00:061:0008:1/021662/37/10000/Б;
- - цех пилорама с сушилкой общей площадью 159,5 кв. м, кадастровый номер (условный) 69:40:03:00:061:0008:1/021662/37/10000/В;
- - нежилое здание - склад общей площадью 159,5 кв. м, кадастровый номер (условный) 69:40:03:00:061:0008:1/021662/37/10000/Д;
- - склад 2 Пролетарка общей площадью 112,8 кв. м, кадастровый номер (условный) 6:640:03:00:061:0008:1/021662/37/10000/Е;
- - склад 3 Пролетарка общей площадью 145,4 кв. м, кадастровый номер (условный) 69:40:03:00:061:0008:1/021662/37/10000/Ж.
Письмом от 29.08.2012 N 12893-09 министерство отказало обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что его площадь (7721 кв. м) существенно превышает площадь объектов недвижимого имущества, расположенных на данном земельном участке (903,5 кв. м), обществом не представлены документы, свидетельствующие об обоснованности и необходимости размера испрашиваемого земельного участка для обслуживания и эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости (лист дела 56).
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы общества как собственника нежилых помещений, ООО "Развитие" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного отказа незаконным.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт.
Суд первой инстанции при принятии оспариваемого решения правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) определено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 данного Кодекса, гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица должны обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок, приложив к нему документы, необходимые для приобретения прав на земельный участок, в соответствии с перечнем, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Указанные органы в месячный срок со дня поступления такого заявления принимают решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляют его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора в месячный срок с даты принятия названного решения.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Исходя из анализа содержания статьи 35 ЗК РФ данный Перечень является исчерпывающим. При этом исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных вышеназванным Перечнем.
Как следует из материалов дела, отказ министерства в предоставлении в собственность спорного земельного участка мотивирован тем, что площадь испрашиваемого земельного участка существенно превышает площадь объектов недвижимого имущества, принадлежащих обществу.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что общество при обращении в министерство представило все необходимые документы для принятия решения о предоставлении участка в собственность заявителя, установленные Перечнем.
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из содержания указанной нормы следует, что предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Материалами дела подтверждается, что существующее землепользование в границах земельного участка сложилось более 20 лет без изменения его назначения. Постановлением главы администрации города Твери от 14.12.1992 N 758-20 земельный участок предоставлен Тверским электросетям в бессрочное пользование под ремонтно-строительный цех. Межевым делом, составленном в 2002 году, подтверждается, что при проведении межевания земельного участка его границы и площадь согласованы с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по городу Твери.
Постановлением администрации города Твери от 30.07.2002 N 193 по договору аренды от 30.07.2002 со сроком действия до 31.12.2050 земельный участок площадью 7721,1 кв. м (кадастровый номер 69:40:0300061:8) передан в аренду ОАО "Тверская энергетическая система" под ремонтно-строительный цех по 4-му переулку Красной Слободы, 3б в Пролетарском районе.
Соглашением от 01.04.2008, составленным ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (правопреемником ОАО "Тверская энергетическая система"), права и обязанности арендатора по вышеназванному договору аренды переданы обществу, которое использует испрашиваемый земельный участок под ремонтно-строительный цех.
В акте установления и согласования границ земельного участка от 28.05.2002 зафиксировано, что границы отведенного участка закреплены в натуре, схема участка имеется в деле.
Суд первой инстанции, установив факт принадлежности обществу объектов недвижимого имущества на праве собственности, пришел к выводу, что в силу статьи 36 ЗК РФ заявитель обладает правом приобретения в собственность земельного участка, на котором расположены указанные объекты и который необходим для их использования.
В ответ на письмо министерства от 16.07.2012 N 9978-09 общество представило ответчику письменное обоснование необходимости приобретения в собственность земельного участка спорной площади (листы 37, 53 - 54).
Доказательств того, что общество не использует земельный участок в соответствии с теми целями, для которых он сформирован, в деле не имеется.
Доводы апелляционной жалобы министерства о том, что у общества отсутствует исключительное право на приватизацию земельного участка, так же как и возражения относительно площади испрашиваемого земельного участка документально не обоснованы и ничем не подтверждены. Конкретные причины, по которым министерство считает площадь земельного участка завышенной, в оспоренном отказе в предоставлении участка, выраженном в письме, не указаны. Министерством не предъявлено доказательств того, что площадь испрашиваемого земельного участка является значительной, в жалобе ответчика не указано, какая площадь земельного участка является достаточной для обслуживания и эксплуатации обществом помещений ремонтно-строительного цеха.
Кроме того, материалами дела не подтверждено, что министерство предоставило обществу какие-либо разъяснения о документах, необходимых для обоснования площади спорного земельного участка, а также возражения относительно того, что представленных обществом документов и пояснений недостаточно для обоснования площади испрашиваемого земельного участка.
Положения статьи 34 ЗК РФ не допускают возможность произвольного отказа уполномоченного органа в предоставлении земельного участка при соблюдении установленной процедуры предоставления участков на том или ином праве; отсутствии иных лиц, права которых могут быть нарушены удовлетворением поступившей заявки; отсутствии установленных ограничений в отношении земельного участка.
По настоящему делу ООО "Развитие" как собственник объектов недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в министерство полный пакет документов, предусмотренный Перечнем, следовательно, у министерства не имелось правовых оснований для отказа обществу в предоставлении в собственность спорного земельного участка в порядке статьи 36 данного Кодекса.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что с учетом положений части 1 статьи 65 АПК РФ в рассматриваемом случае заявителем доказана необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости.
Вместе с тем, довод общества в его апелляционной жалобе о том, что суд неправомерно не указал цену спорного земельного участка при установлении порядка устранения нарушения прав и законных интересов заявителя по рассмотренному спору, не принимается апелляционной коллегией.
Из материалов дела не усматривается, что общество направляло в министерство проект договора купли-продажи и, получив отказ от его заключения, обратилось с требованием о понуждении заключить такой договор или об урегулировании разногласий по договору в порядке статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. В рамках настоящего дела ООО "Развитие" обратилось в суд в порядке главы 24 АПК РФ об оспаривании властного решения органа местного самоуправления, выраженного в письме от 29.08.2012 N 12893-09.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Апелляционная инстанция считает обоснованным вывод суда первой инстанции о неправомерности требования общества об указании цены выкупа спорного земельного участка, поскольку рассматриваемый спор не является иском об урегулировании разногласий по договорам купли-продажи или о понуждении государственного органа заключить такие договоры.
Таким образом, суд первой инстанции, признав оспариваемый отказ незаконным, правомерно в соответствии со статьей 201 АПК РФ, обязал министерство предоставить обществу спорный земельный участок в собственность, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется. Апелляционные жалобы общества и министерства удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 ноября 2012 года по делу N А66-10564/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Развитие" и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.Б.РАЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.02.2013 ПО ДЕЛУ N А66-10564/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2013 г. по делу N А66-10564/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Развитие" Кальнова В.В. по доверенности от 10.09.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Развитие" и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 ноября 2012 года по делу N А66-10564/2012 (судья Голубева Л.Ю.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Развитие" (ОГРН 1076952009034; далее - ООО "Развитие", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (ОГРН 1026900561071; далее - министерство) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 29.08.2012 N 12893-09, в предоставлении в собственность земельного участка, кадастровый номер 69:40:0300061:8, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под ремонтно-строительный цех, общей площадью 7721 кв. м, расположенного по адресу: месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, город Тверь, переулок 4-й Красная Слобода, дом 3б, и о возложении обязанности на ответчика принять решение о предоставлении в собственность заявителя данного земельного участка по цене равной двум с половиной процентам его кадастровой стоимости, подготовив и направив заявителю проект договора купли-продажи данного участка.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28 ноября 2012 года заявленные требования общества удовлетворены, отказ министерства в предоставлении обществу в собственность данного земельного участка общей площадью 7721 кв. м, расположенного по указанному адресу, выраженный в письме от 29.08.2012 N 12893-09, признан незаконным. В качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд обязал министерство предоставить ООО "Развитие" (г. Тверь) в собственность земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300061:8, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под ремонтно-строительный цех, общей площадью 7721 кв. м, расположенного по адресу: месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, город Тверь, переулок 4-й Красная Слобода, дом 3б, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Кроме того, с министерства в пользу общества взыскано 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела; заявителю возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2000 руб.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права. Ссылается на то, что площадь испрашиваемого земельного участка существенно превышает площадь объектов недвижимого имущества, расположенных на нем, а также на то, что обществом не представлены доказательства использования испрашиваемого земельного участка для обслуживания и эксплуатации указанных объектов недвижимости.
Общество также не согласилось с решением суда в части вывода об отсутствии между заявителем и министерством преддоговорного спора о выкупной цене земельного участка, в связи с этим обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции в части порядка устранения допущенных нарушений прав общества и возложить на министерство обязанность по принятию решения о предоставлении ООО "Развитие" в собственность спорного земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300061:8 по цене равной двум с половиной процентам его кадастровой стоимости, подготовке и направлению заявителю проекта договора купли-продажи данного участка.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе ООО "Развитие", возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы министерства.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу общества не представило, извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие его представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб общества и министерства.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации 29.12.2011 ООО "Развитие" обратилось в Правительство Тверской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по цене, равной двум с половиной процентам его кадастровой стоимости, кадастровый номер 69:40:0300061:8, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под ремонтно-строительный цех, общей площадью 7721 кв. м, расположенного по адресу: месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, город Тверь, переулок 4-й Красная Слобода, дом 3б (листы дела 13 - 14).
На указанном земельном участке расположены находящиеся в собственности общества объекты недвижимости:
- - нежилое здание - проходная РСУ общей площадью 9,8 кв. м, кадастровый номер (условный) 69:40:03:00:061:0008:1/021662/37/10000/А;
- - нежилое строение общей площадью 296,1 кв. м, кадастровый номер (условный) 69:40:03:00:061:0008:1/021662/37/10000/Б;
- - цех пилорама с сушилкой общей площадью 159,5 кв. м, кадастровый номер (условный) 69:40:03:00:061:0008:1/021662/37/10000/В;
- - нежилое здание - склад общей площадью 159,5 кв. м, кадастровый номер (условный) 69:40:03:00:061:0008:1/021662/37/10000/Д;
- - склад 2 Пролетарка общей площадью 112,8 кв. м, кадастровый номер (условный) 6:640:03:00:061:0008:1/021662/37/10000/Е;
- - склад 3 Пролетарка общей площадью 145,4 кв. м, кадастровый номер (условный) 69:40:03:00:061:0008:1/021662/37/10000/Ж.
Письмом от 29.08.2012 N 12893-09 министерство отказало обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что его площадь (7721 кв. м) существенно превышает площадь объектов недвижимого имущества, расположенных на данном земельном участке (903,5 кв. м), обществом не представлены документы, свидетельствующие об обоснованности и необходимости размера испрашиваемого земельного участка для обслуживания и эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости (лист дела 56).
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы общества как собственника нежилых помещений, ООО "Развитие" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного отказа незаконным.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт.
Суд первой инстанции при принятии оспариваемого решения правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) определено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 данного Кодекса, гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица должны обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок, приложив к нему документы, необходимые для приобретения прав на земельный участок, в соответствии с перечнем, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Указанные органы в месячный срок со дня поступления такого заявления принимают решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляют его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора в месячный срок с даты принятия названного решения.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Исходя из анализа содержания статьи 35 ЗК РФ данный Перечень является исчерпывающим. При этом исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных вышеназванным Перечнем.
Как следует из материалов дела, отказ министерства в предоставлении в собственность спорного земельного участка мотивирован тем, что площадь испрашиваемого земельного участка существенно превышает площадь объектов недвижимого имущества, принадлежащих обществу.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что общество при обращении в министерство представило все необходимые документы для принятия решения о предоставлении участка в собственность заявителя, установленные Перечнем.
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из содержания указанной нормы следует, что предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Материалами дела подтверждается, что существующее землепользование в границах земельного участка сложилось более 20 лет без изменения его назначения. Постановлением главы администрации города Твери от 14.12.1992 N 758-20 земельный участок предоставлен Тверским электросетям в бессрочное пользование под ремонтно-строительный цех. Межевым делом, составленном в 2002 году, подтверждается, что при проведении межевания земельного участка его границы и площадь согласованы с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по городу Твери.
Постановлением администрации города Твери от 30.07.2002 N 193 по договору аренды от 30.07.2002 со сроком действия до 31.12.2050 земельный участок площадью 7721,1 кв. м (кадастровый номер 69:40:0300061:8) передан в аренду ОАО "Тверская энергетическая система" под ремонтно-строительный цех по 4-му переулку Красной Слободы, 3б в Пролетарском районе.
Соглашением от 01.04.2008, составленным ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (правопреемником ОАО "Тверская энергетическая система"), права и обязанности арендатора по вышеназванному договору аренды переданы обществу, которое использует испрашиваемый земельный участок под ремонтно-строительный цех.
В акте установления и согласования границ земельного участка от 28.05.2002 зафиксировано, что границы отведенного участка закреплены в натуре, схема участка имеется в деле.
Суд первой инстанции, установив факт принадлежности обществу объектов недвижимого имущества на праве собственности, пришел к выводу, что в силу статьи 36 ЗК РФ заявитель обладает правом приобретения в собственность земельного участка, на котором расположены указанные объекты и который необходим для их использования.
В ответ на письмо министерства от 16.07.2012 N 9978-09 общество представило ответчику письменное обоснование необходимости приобретения в собственность земельного участка спорной площади (листы 37, 53 - 54).
Доказательств того, что общество не использует земельный участок в соответствии с теми целями, для которых он сформирован, в деле не имеется.
Доводы апелляционной жалобы министерства о том, что у общества отсутствует исключительное право на приватизацию земельного участка, так же как и возражения относительно площади испрашиваемого земельного участка документально не обоснованы и ничем не подтверждены. Конкретные причины, по которым министерство считает площадь земельного участка завышенной, в оспоренном отказе в предоставлении участка, выраженном в письме, не указаны. Министерством не предъявлено доказательств того, что площадь испрашиваемого земельного участка является значительной, в жалобе ответчика не указано, какая площадь земельного участка является достаточной для обслуживания и эксплуатации обществом помещений ремонтно-строительного цеха.
Кроме того, материалами дела не подтверждено, что министерство предоставило обществу какие-либо разъяснения о документах, необходимых для обоснования площади спорного земельного участка, а также возражения относительно того, что представленных обществом документов и пояснений недостаточно для обоснования площади испрашиваемого земельного участка.
Положения статьи 34 ЗК РФ не допускают возможность произвольного отказа уполномоченного органа в предоставлении земельного участка при соблюдении установленной процедуры предоставления участков на том или ином праве; отсутствии иных лиц, права которых могут быть нарушены удовлетворением поступившей заявки; отсутствии установленных ограничений в отношении земельного участка.
По настоящему делу ООО "Развитие" как собственник объектов недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в министерство полный пакет документов, предусмотренный Перечнем, следовательно, у министерства не имелось правовых оснований для отказа обществу в предоставлении в собственность спорного земельного участка в порядке статьи 36 данного Кодекса.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что с учетом положений части 1 статьи 65 АПК РФ в рассматриваемом случае заявителем доказана необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости.
Вместе с тем, довод общества в его апелляционной жалобе о том, что суд неправомерно не указал цену спорного земельного участка при установлении порядка устранения нарушения прав и законных интересов заявителя по рассмотренному спору, не принимается апелляционной коллегией.
Из материалов дела не усматривается, что общество направляло в министерство проект договора купли-продажи и, получив отказ от его заключения, обратилось с требованием о понуждении заключить такой договор или об урегулировании разногласий по договору в порядке статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. В рамках настоящего дела ООО "Развитие" обратилось в суд в порядке главы 24 АПК РФ об оспаривании властного решения органа местного самоуправления, выраженного в письме от 29.08.2012 N 12893-09.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Апелляционная инстанция считает обоснованным вывод суда первой инстанции о неправомерности требования общества об указании цены выкупа спорного земельного участка, поскольку рассматриваемый спор не является иском об урегулировании разногласий по договорам купли-продажи или о понуждении государственного органа заключить такие договоры.
Таким образом, суд первой инстанции, признав оспариваемый отказ незаконным, правомерно в соответствии со статьей 201 АПК РФ, обязал министерство предоставить обществу спорный земельный участок в собственность, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется. Апелляционные жалобы общества и министерства удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 ноября 2012 года по делу N А66-10564/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Развитие" и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.Б.РАЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)