Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 августа 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Бутиной И.Н., Гуровой Т.С.,
секретаря судебного заседания Грищенко Ю.А.,
при участии:
от Управления Росреестра по Красноярскому краю: Черепахиной О.В., представителя по доверенности от 28.12.2012,
от Меркуловой Ирины Александровны: Струкова Я.Г., представителя по доверенности от 03.04.2013,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Росреестра по Красноярскому краю, Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 22 мая 2013 года по делу N А33-3207/2013, принятое судьей Куликовой Д.С.,
установил:
Меркулова Ирина Александровна обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), просит:
- 1. Установить кадастровую стоимость земельного участка расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Елены Стасовой, 35, площадью: 7075 кв. м, кадастровый номер: 24:50:0100212:162, категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - размещение культурно-развлекательного комплекса в размере 13 042 000 рублей соответствующей его рыночной стоимости, определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке ООО "Альянс-Оценка" N 1-зем/01/13 от 28.01.13 по состоянию на 01.01.2011 года;
- 2. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100212:162 в размере 13 042 000 рублей, равном его рыночной стоимости в течение 10 дней с даты завершения рассмотрения настоящего дела.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 мая 2013 года иск удовлетворен частично - кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Елены Стасовой, 35, площадью 7 075 кв. м, кадастровый номер: 24:50:0100212:162, категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - размещение культурно-развлекательного комплекса, установлена равной его рыночной стоимости в размере 13 042 000 рублей, определенной в соответствии с отчетом общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка" N 1-зем/01/13 от 28.01.2013 по состоянию на 01.01.2011. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В апелляционной жалобе федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" указало, что неправомерен вывод суда о том, что установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета по внесению такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН. В настоящем деле государственная кадастровая оценка проведена после вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010, поэтому Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 в данном случае неприменимо. Судом дано неверное толкование части 4 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, которая не содержит обязанностей органа кадастрового учета, дано неправильное толкование статьи 24.20 Закона об оценке. Истцом избран ненадлежащий способ защиты. В иске и в отчете отсутствует удельный показатель кадастровой стоимости, который вносится в ГКН. Необоснованно возложены судебные расходы на учреждение.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в апелляционной жалобе не согласилось с выводом суда о нарушении прав истца законно установленной величиной кадастровой стоимости. Управление является ненадлежащим ответчиком по иску, не является органом кадастрового учета, не уполномочено на внесение изменений в ГКН. Иск неправомерно разрешен на основании искового заявления, не содержащего требований к Управлению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2013 года апелляционная жалоба Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 22 июля 2013 года.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2013 года апелляционная жалоба Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 22 июля 2013 года.
В судебное заседание представители Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю не прибыли.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции (л.д. 3-9 т. 1).
Копия определения о принятии апелляционных жалоб направлялась сторонам судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Третьим арбитражным апелляционным судом 19 июня и 4 июля 2013 года соответственно.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционных жалоб, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Поскольку доводы апелляционной жалобы касаются только выводов суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований, суд апелляционной инстанции в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Между третьим лицом (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "СибГрантСервис" подписан договор аренды земельного участка от 17.05.2011 N 818, согласно пункту 1.1. которого, арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0100212:162, находящийся по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Елены Стасовой, 35, для использования в целях строительства культурно-развлекательного комплекса и инженерного обеспечения объекта в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, который прилагается к договору и является его неотъемлемой частью, общей площадью 7075,0 кв. м (приложение N 1).
Согласно отметке Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю договор прошел государственную регистрацию 16.06.2011.
По акту приема-передачи арендодатель передал, а арендатор принял имущество в пользование с 22.04.2011.
В соответствии с пунктом 6.3. договора, в случае изменения порядка определения размера арендной платы за землю, а также государственной кадастровой оценки земель, обусловленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края, размер арендной платы за землю изменяется с момента вступления в силу соответствующего правового акта в одностороннем порядке без дополнительного уведомления арендатора.
Дополнением от 31.08.2012 N 4676 к договору аренды земельного участка от 17.05.2011 N 818, стороны установили, что по тексту договора вместо слов "общество с ограниченной ответственностью "СибГрантСервис" читать с 13.07.2012 "Меркулова Ирина Александровна".
Согласно отметке Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю дополнение от 31.08.2012 N 4676 к договору аренды земельного участка от 17.05.2011 N 818 прошло государственную регистрацию 11.09.2012.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708 "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100212:162 в размере 46 228 474 руб. 50 коп.
В соответствии с отчетом N 1-зем/01/13 от 28.01.2013, подготовленным обществом с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка" на дату 01.01.2011 итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100212:162 с округлением составила 13 042 000 руб.
Истцом в материалы дела представлено экспертное заключение N 119/03/13 от 01.03.2013, подготовленное Саморегулируемой организацией оценщиков Некоммерческим партнерством "Деловой союз оценщиков" на отчет N 1-зем/01/13 от 28.01.2013 об оценке рыночной стоимости земельных участков в соответствии с содержанием которого, объект экспертизы (отчет N 1-зем/01/13 от 28.01.2013) соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки, а также стандартам и правилам Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков".
Ссылаясь на статьи 24.11, 24.19, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", истец обратился в арбитражный суд с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Елены Стасовой, 35, площадью: 7075 кв. м, кадастровый номер: 24:50:0100212:162, категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - размещение культурно-развлекательного комплекса в размере 13 042 000 руб. соответствующем его рыночной стоимости определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке ООО "Альянс-Оценка" N 1-зем/01/13 от 28.01.13 по состоянию на 01.01.2011 года; об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100212:162 в размере 13 042 000 рублей, равном его рыночной стоимости в течение 10 дней с даты завершения рассмотрения настоящего дела.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
При этом, пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В свою очередь, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В силу пункта 3 названной статьи, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100212:162, истец в соответствии с условиями договора от 17.05.2011 N 818, обязан вносить арендную плату за пользование указанными участками, которая в силу зависит абзаца 2 части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 12 Закон Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" является регулируемой и зависит, в том числе, от размера кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального права Российской Федерации, статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей определения размера платы за пользование землей и имеет прямо пропорциональную зависимость при исчислении арендной платы, при исчислении арендной платы используются данные о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в кадастровом паспорте, существенное расхождение данных о рыночной стоимости спорных земельных участков и их кадастровой стоимости нарушает права истца как арендатора, поскольку влечет за собой дополнительные расходы для истца.
Нарушенные права истца могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Указанная норма права предоставляет истцу возможность альтернативного обращения за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Следовательно, истец правомерно обратился в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости используемых им земельных участков со ссылкой на существенное различие между определенной уполномоченным органом кадастровой стоимостью земельных участков и рыночной стоимостью данных земельных участков, определенной оценщиком.
Истцом в материалы дела представлено экспертное заключение от 01.03.2013 N 119/03/13, подготовленное Саморегулируемой организацией оценщиков Некоммерческим партнерством "Деловой союз оценщиков" на отчет от 28.01.2013 N 1-зем/01/13 об оценке рыночной стоимости земельных участков в соответствии с содержанием которого, объект экспертизы (отчет N 1-зем/01/13 от 28.01.2013) соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки, а также стандартам и правилам Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков".
В соответствии с отчетом от 28.01.2013 N 1-зем/01/13, подготовленным обществом с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка" на дату 01.01.2011 итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100212:162 с округлением составила 13 042 000 рублей.
Оценка проведена на дату установления кадастровой стоимости. Доказательства того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков определена с учетом их рыночной стоимости, соответствует ей или приближена к ней по значению, в деле отсутствуют.
Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости объекта суду апелляционной инстанции не представлены,
Ссылка ответчиков на то, что представленный истцом отчет получен с нарушением положений Закона об оценочной деятельности, основана на неверном толковании абзаца 11 статьи 10 Закона об оценочной деятельности.
На основании вышеизложенного, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Елены Стасовой, 35, площадью 7 075 кв. м, кадастровый номер: 24:50:0100212:162, категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - размещение культурно-развлекательного комплекса, равной его рыночной стоимости в размере 13 042 000 рублей, определенной в соответствии с отчетом общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка" от 28.01.2013 N 1-зем/01/13 по состоянию на 01.01.2011 правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 24.20. Закона об оценочной деятельности, в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, при разрешении споров о результатах определения кадастровой стоимости, в процедуре внесения соответствующих результатов в государственный кадастр недвижимости задействовано два органа: 1) орган кадастровой оценки и 2) орган кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457) Росреестр является органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по государственной кадастровой оценке.
Аналогичные функции закреплены за Управлением Росреестра по Красноярскому краю в соответствии с Положением об Управлении Росреестра по Красноярскому краю (утверждено Приказом Росреестра от 19.04.2010 N п/146), в части функций по ведению государственного кадастра недвижимости и осуществлению кадастрового учета, если соответствующие функции не закреплены за соответствующим федеральным государственным бюджетным учреждением.
Принимая во внимание, что функции по ведению государственного кадастра недвижимости и осуществлению государственного учета недвижимого имущества на данный момент закреплены за ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", органом кадастрового учета на территории Красноярского края является филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, надлежащими ответчиками по настоящему делу являются: 1) орган государственной кадастровой оценки, функции которого на территории Красноярского края осуществляет Управление Росреестра по Красноярскому краю и 2) орган кадастрового учета - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала в Красноярском крае, поскольку для внесения сведений по результатам оспаривания кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, необходимы их совместные действия.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии необходимости в обязании совершить определенные действия (внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной). Как указывалось выше, настоящий иск является преобразовательным, не требующим какого-либо специального исполнения. Кроме того, судом решения либо действия ответчиков не признавались незаконными, ответчики не обязаны восстанавливать нарушенные права истца.
В силу положения статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Обязанность по исполнению настоящего решения возникнет у ответчиков в силу прямого указания закона, возложение дополнительных обязанностей на ответчиков в данном случае не требуется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Подлежащие доказыванию обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно и полностью выяснены.
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого решения в указанной ответчиками части отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на заявителей, при этом ответчики от ее уплаты освобождены в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 мая 2013 года по делу N А33-3207/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Судьи
И.Н.БУТИНА
Т.С.ГУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.08.2013 ПО ДЕЛУ N А33-3207/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2013 г. по делу N А33-3207/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 августа 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Бутиной И.Н., Гуровой Т.С.,
секретаря судебного заседания Грищенко Ю.А.,
при участии:
от Управления Росреестра по Красноярскому краю: Черепахиной О.В., представителя по доверенности от 28.12.2012,
от Меркуловой Ирины Александровны: Струкова Я.Г., представителя по доверенности от 03.04.2013,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Росреестра по Красноярскому краю, Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 22 мая 2013 года по делу N А33-3207/2013, принятое судьей Куликовой Д.С.,
установил:
Меркулова Ирина Александровна обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), просит:
- 1. Установить кадастровую стоимость земельного участка расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Елены Стасовой, 35, площадью: 7075 кв. м, кадастровый номер: 24:50:0100212:162, категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - размещение культурно-развлекательного комплекса в размере 13 042 000 рублей соответствующей его рыночной стоимости, определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке ООО "Альянс-Оценка" N 1-зем/01/13 от 28.01.13 по состоянию на 01.01.2011 года;
- 2. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100212:162 в размере 13 042 000 рублей, равном его рыночной стоимости в течение 10 дней с даты завершения рассмотрения настоящего дела.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 мая 2013 года иск удовлетворен частично - кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Елены Стасовой, 35, площадью 7 075 кв. м, кадастровый номер: 24:50:0100212:162, категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - размещение культурно-развлекательного комплекса, установлена равной его рыночной стоимости в размере 13 042 000 рублей, определенной в соответствии с отчетом общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка" N 1-зем/01/13 от 28.01.2013 по состоянию на 01.01.2011. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В апелляционной жалобе федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" указало, что неправомерен вывод суда о том, что установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета по внесению такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН. В настоящем деле государственная кадастровая оценка проведена после вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010, поэтому Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 в данном случае неприменимо. Судом дано неверное толкование части 4 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, которая не содержит обязанностей органа кадастрового учета, дано неправильное толкование статьи 24.20 Закона об оценке. Истцом избран ненадлежащий способ защиты. В иске и в отчете отсутствует удельный показатель кадастровой стоимости, который вносится в ГКН. Необоснованно возложены судебные расходы на учреждение.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в апелляционной жалобе не согласилось с выводом суда о нарушении прав истца законно установленной величиной кадастровой стоимости. Управление является ненадлежащим ответчиком по иску, не является органом кадастрового учета, не уполномочено на внесение изменений в ГКН. Иск неправомерно разрешен на основании искового заявления, не содержащего требований к Управлению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2013 года апелляционная жалоба Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 22 июля 2013 года.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2013 года апелляционная жалоба Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 22 июля 2013 года.
В судебное заседание представители Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю не прибыли.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции (л.д. 3-9 т. 1).
Копия определения о принятии апелляционных жалоб направлялась сторонам судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Третьим арбитражным апелляционным судом 19 июня и 4 июля 2013 года соответственно.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционных жалоб, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Поскольку доводы апелляционной жалобы касаются только выводов суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований, суд апелляционной инстанции в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Между третьим лицом (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "СибГрантСервис" подписан договор аренды земельного участка от 17.05.2011 N 818, согласно пункту 1.1. которого, арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0100212:162, находящийся по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Елены Стасовой, 35, для использования в целях строительства культурно-развлекательного комплекса и инженерного обеспечения объекта в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, который прилагается к договору и является его неотъемлемой частью, общей площадью 7075,0 кв. м (приложение N 1).
Согласно отметке Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю договор прошел государственную регистрацию 16.06.2011.
По акту приема-передачи арендодатель передал, а арендатор принял имущество в пользование с 22.04.2011.
В соответствии с пунктом 6.3. договора, в случае изменения порядка определения размера арендной платы за землю, а также государственной кадастровой оценки земель, обусловленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края, размер арендной платы за землю изменяется с момента вступления в силу соответствующего правового акта в одностороннем порядке без дополнительного уведомления арендатора.
Дополнением от 31.08.2012 N 4676 к договору аренды земельного участка от 17.05.2011 N 818, стороны установили, что по тексту договора вместо слов "общество с ограниченной ответственностью "СибГрантСервис" читать с 13.07.2012 "Меркулова Ирина Александровна".
Согласно отметке Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю дополнение от 31.08.2012 N 4676 к договору аренды земельного участка от 17.05.2011 N 818 прошло государственную регистрацию 11.09.2012.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708 "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100212:162 в размере 46 228 474 руб. 50 коп.
В соответствии с отчетом N 1-зем/01/13 от 28.01.2013, подготовленным обществом с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка" на дату 01.01.2011 итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100212:162 с округлением составила 13 042 000 руб.
Истцом в материалы дела представлено экспертное заключение N 119/03/13 от 01.03.2013, подготовленное Саморегулируемой организацией оценщиков Некоммерческим партнерством "Деловой союз оценщиков" на отчет N 1-зем/01/13 от 28.01.2013 об оценке рыночной стоимости земельных участков в соответствии с содержанием которого, объект экспертизы (отчет N 1-зем/01/13 от 28.01.2013) соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки, а также стандартам и правилам Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков".
Ссылаясь на статьи 24.11, 24.19, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", истец обратился в арбитражный суд с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Елены Стасовой, 35, площадью: 7075 кв. м, кадастровый номер: 24:50:0100212:162, категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - размещение культурно-развлекательного комплекса в размере 13 042 000 руб. соответствующем его рыночной стоимости определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке ООО "Альянс-Оценка" N 1-зем/01/13 от 28.01.13 по состоянию на 01.01.2011 года; об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100212:162 в размере 13 042 000 рублей, равном его рыночной стоимости в течение 10 дней с даты завершения рассмотрения настоящего дела.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
При этом, пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В свою очередь, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В силу пункта 3 названной статьи, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100212:162, истец в соответствии с условиями договора от 17.05.2011 N 818, обязан вносить арендную плату за пользование указанными участками, которая в силу зависит абзаца 2 части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 12 Закон Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" является регулируемой и зависит, в том числе, от размера кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального права Российской Федерации, статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей определения размера платы за пользование землей и имеет прямо пропорциональную зависимость при исчислении арендной платы, при исчислении арендной платы используются данные о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в кадастровом паспорте, существенное расхождение данных о рыночной стоимости спорных земельных участков и их кадастровой стоимости нарушает права истца как арендатора, поскольку влечет за собой дополнительные расходы для истца.
Нарушенные права истца могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Указанная норма права предоставляет истцу возможность альтернативного обращения за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Следовательно, истец правомерно обратился в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости используемых им земельных участков со ссылкой на существенное различие между определенной уполномоченным органом кадастровой стоимостью земельных участков и рыночной стоимостью данных земельных участков, определенной оценщиком.
Истцом в материалы дела представлено экспертное заключение от 01.03.2013 N 119/03/13, подготовленное Саморегулируемой организацией оценщиков Некоммерческим партнерством "Деловой союз оценщиков" на отчет от 28.01.2013 N 1-зем/01/13 об оценке рыночной стоимости земельных участков в соответствии с содержанием которого, объект экспертизы (отчет N 1-зем/01/13 от 28.01.2013) соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки, а также стандартам и правилам Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков".
В соответствии с отчетом от 28.01.2013 N 1-зем/01/13, подготовленным обществом с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка" на дату 01.01.2011 итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100212:162 с округлением составила 13 042 000 рублей.
Оценка проведена на дату установления кадастровой стоимости. Доказательства того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков определена с учетом их рыночной стоимости, соответствует ей или приближена к ней по значению, в деле отсутствуют.
Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости объекта суду апелляционной инстанции не представлены,
Ссылка ответчиков на то, что представленный истцом отчет получен с нарушением положений Закона об оценочной деятельности, основана на неверном толковании абзаца 11 статьи 10 Закона об оценочной деятельности.
На основании вышеизложенного, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Елены Стасовой, 35, площадью 7 075 кв. м, кадастровый номер: 24:50:0100212:162, категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - размещение культурно-развлекательного комплекса, равной его рыночной стоимости в размере 13 042 000 рублей, определенной в соответствии с отчетом общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка" от 28.01.2013 N 1-зем/01/13 по состоянию на 01.01.2011 правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 24.20. Закона об оценочной деятельности, в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, при разрешении споров о результатах определения кадастровой стоимости, в процедуре внесения соответствующих результатов в государственный кадастр недвижимости задействовано два органа: 1) орган кадастровой оценки и 2) орган кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457) Росреестр является органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по государственной кадастровой оценке.
Аналогичные функции закреплены за Управлением Росреестра по Красноярскому краю в соответствии с Положением об Управлении Росреестра по Красноярскому краю (утверждено Приказом Росреестра от 19.04.2010 N п/146), в части функций по ведению государственного кадастра недвижимости и осуществлению кадастрового учета, если соответствующие функции не закреплены за соответствующим федеральным государственным бюджетным учреждением.
Принимая во внимание, что функции по ведению государственного кадастра недвижимости и осуществлению государственного учета недвижимого имущества на данный момент закреплены за ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", органом кадастрового учета на территории Красноярского края является филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, надлежащими ответчиками по настоящему делу являются: 1) орган государственной кадастровой оценки, функции которого на территории Красноярского края осуществляет Управление Росреестра по Красноярскому краю и 2) орган кадастрового учета - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала в Красноярском крае, поскольку для внесения сведений по результатам оспаривания кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, необходимы их совместные действия.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии необходимости в обязании совершить определенные действия (внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной). Как указывалось выше, настоящий иск является преобразовательным, не требующим какого-либо специального исполнения. Кроме того, судом решения либо действия ответчиков не признавались незаконными, ответчики не обязаны восстанавливать нарушенные права истца.
В силу положения статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Обязанность по исполнению настоящего решения возникнет у ответчиков в силу прямого указания закона, возложение дополнительных обязанностей на ответчиков в данном случае не требуется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Подлежащие доказыванию обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно и полностью выяснены.
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого решения в указанной ответчиками части отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на заявителей, при этом ответчики от ее уплаты освобождены в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 мая 2013 года по делу N А33-3207/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Судьи
И.Н.БУТИНА
Т.С.ГУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)