Судебные решения, арбитраж
Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 15.02.2013
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола помощником судьи Лаухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2012 г. по делу N А40-128236/12-139-1235, принятое судьей Корогодовым И.В.,
по заявлению ООО "СКС" (ОГРН 1037739116887, 123458, Москва, ул. Одинцовская, 31, 1)
к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, ул. Бахрушина, д. 20)
третьи лица: 1) Москомархитектура (1027739900836, 125047, Москва, Триумфальная пл., 1, 1), 2) ГУП "Мосгоргеотрест" (125040, Москва, Ленинский пр-т, д. 11), 3) ГУП г. Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен им. В.И. Ленина" (102770096280, Москва, пр-т. Мира, д. 41 - 2)
о признании незаконным и отмене решения от 28.06.2012 N 33-5-9821/12-(б)-1
при участии:
- от заявителя: Алескеров М.Р. по доверенности от 20.08.2012; Черевко Н.С. по доверенности от 20.08.2012;
- от ответчика: Липский А.А. по доверенности от 24.12.2012 N 33-и-7741/12;
- от третьих лиц:
- от Москомархитектура - Валяев О.И. по доверенности от 03.02.2012 N 001-03-118/12;
- от ГУП г. Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен им. В.И. Ленина" - Петрова Т.А. по доверенности от 09.01.2013 N 10-11/004;
- от ГУП "Мосгоргеотрест" - не явился, извещен;
ООО "СКС" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованиями к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (далее - ответчик, ДЗР) о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленного письмом N 33-5-9821/12-(б)-1 от 28.06.2012 об отказе обществу с ограниченной ответственностью "СКС" в оформлении договора купли-продажи и передачи в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013001:86, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 2-ая Лыковская, вл. 61 и обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013001:86, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 2-ая Лыковская, вл. 61 и предоставить его обществу с ограниченной ответственностью "СКС" в течение пяти дней после вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Решением от 10.12.2012 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования полностью.
При этом суд исходил из того, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент земельных ресурсов города Москвы обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить ввиду его необоснованности и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих доводов указывает на соответствие оспариваемого отказа нормам действующего законодательства и отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку испрашиваемый в собственность земельный участок находится в резерве для государственных и муниципальных нужд, о чем свидетельствует факт пересечения участка красными линиями УДС.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому поддержало решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители ответчика и заявителя в ходе судебного разбирательства поддержали свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Представители 3-х лиц - Москомархитектуры и ГУП г. Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен им. В.И. Ленина" поддержали позицию ДЗР г. Москвы.
3-е лицо - ГУП "Мосгоргеотрест" в заседание не явилось извещено надлежащим образом, в связи с чем апелляционный суд полагает возможным рассмотреть дело без его участия на основании ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционной инстанцией в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 26.06.2012 ООО "СКС" обратилось в северо-западное отделение Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением (вх. N 33-5-9821/12) о предоставлении в собственность земельного участка в городе Москве, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 2-я Лыковская, вл. 61, площадью 18002 кв. м, кадастровый номер: 77:08:0013001:86 для эксплуатации производственно-складской базы в существующих границах земельного участка, согласно договору аренды земельного участка N М-08-502876 от 26.08.1999.
На земельном участке расположены следующие здания, строения, сооружения, которые принадлежат на праве собственности ООО "СКС":
- 1. Нежилое здание - Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3; кадастровый (условный) номер объекта 272928, дата регистрации 30.12.2004; площадь объекта (кв. м) 100,9;
- 2. Нежилое здание - Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3, стр. 1; кадастровый (условный) номер объекта 272929; дата регистрации 30.12.2004; площадь объекта (кв. м) 108,5;
- 5. Нежилое здание - Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3, стр. 2; кадастровый (условный) номер объекта 272919; дата регистрации 30.12.2004; площадь объекта (кв. м) 438;
- 4. Нежилое здание - Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3, стр. 3; кадастровый (условный) номер объекта 272918; дата регистрации 30.12.2004; площадь объекта (кв. м) 365,5;
- 5. Нежилое здание - Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3, стр. 4; кадастровый (условный) номер объекта 272950; дата регистрации 30.12.2004; площадь объекта (кв. м) 7,1;
- 6. Нежилое здание - Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3, стр. 5; площадь объекта (кв. м) 272941; дата регистрации 30.12.2004; площадь объекта (кв. м) 1198,9;
- 7. Нежилое здание - Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3, стр. 6; кадастровый (условный) номер объекта 272958; дата регистрации 30.12.2004; площадь объекта (кв. м) 1056,8;
- 8. Нежилое здание - Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3, стр. 10; площадь объекта (кв. м) 272938; дата регистрации 30.12.2004; площадь объекта (кв. м) 115,9;
- 9. Нежилое здание - Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3, стр. 12; кадастровый (условный) номер объекта 272957; дата регистрации 30.12.2004; 304,1 площадь объекта (кв. м);
- 10. Нежилое здание - Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3, стр. 13 кадастровый (условный) номер объекта 272925; дата регистрации 30.12.2004; площадь объекта (кв. м) 589.9.
Письмом от 28.06.2012 N 33-5-9821/12-(б)-1 ответчик отказал заявителю в оформлении земельно-правовых отношений, мотивировав свой отказ тем, что у Ответчика имеется информация о том, что земельный участок имеет пересечение с технической зоной метрополитена и территорией проектируемой улично-дорожной сети, зарезервированной для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24.06.2008 года N 532-ПП.
Не согласившись с вынесенным отказом ответчика по основаниям, изложенным в заявлении, считая свои права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушенными, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, правомерно исходил из следующего.
Заявителю на праве собственности принадлежат здания производственно-складской базы, расположенные по адресу: Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3; Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3, стр. 1, стр. 2, стр. 3, стр. 4, стр. 5, стр. 6, стр. 10, стр. 12, стр. 13, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 30.12.2004 г. серии 77 АБ N 541568, серии 77 АБ N 541569, серии 77 АБ N 541567, серии 77 АБ N 541570, серии 77 АБ N 541571, серии 77 АБ N 541572, серии 77 АБ N 541573, серии 77 АБ N 541580, серии 77 АБ N 541581, серии 77 АБ N 541577.
Указанные здания располагаются на арендуемом заявителем по договору аренды от 26.08.1999 N М-08-502876 земельном участке, площадью 18002 кв. м, имеющем адресные ориентиры: г. Москва, 2-я Лыковская ул., вл. 61, предоставленным пользователю для эксплуатации производственно-складской базы.
В соответствии с Приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год" спорный земельный участок отнесен к перечню территорий планируемого размещения улично-дорожной сети города Москвы.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений предоставленное исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
В пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
В абзаце 4 пункта 4 Постановления от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дано разъяснение о том, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Департамент земельных ресурсов города Москвы, обосновывая правомерность обжалуемого решения, сослался на тот факт, земельный участок расположен частично на территории планируемого размещения объектов улично-дорожной сети и подлежит резервированию для государственных нужд города Москвы на срок до 2015 года, поскольку земельный участок находится частично внутри красных линий улично-дорожной сети (далее - УДС).
Пунктом 1 Постановления Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год" (вместе с "Перечнем территорий планируемого размещения объектов улично-дорожной сети города Москвы") установлено, что резервирование земель в городе Москве в пределах территорий (зон) планируемого размещения объектов улично-дорожной сети (УДС) города Москвы осуществляется на основании красных линий, определяющих планируемое прохождение трасс, размещение эстакад, мостов, тоннелей и иных транспортных сооружений.
Согласно пункту 2 названного Постановления, Правительством Москвы принято решение зарезервировать для государственных нужд города Москвы земли в пределах 7 территорий (зон) планируемого размещения объектов УДС города Москвы на срок до 2015 года согласно подготовленным Москомархитектурой Перечню (приложение 1) и Схеме (приложение 2), сформированных на основании установленных линий градостроительного регулирования.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований отказа в предоставлении земельного участка в собственность граждан или юридических лиц является установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона РФ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации раскрыто понятие красных линий, которыми являются линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги.
Красные линии являются частью проекта планировки территории города (пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (ч. 4, 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории в соответствии со статьями 41, 42, 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация подлежит утверждению и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Пунктом 3.8 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), принятой и введенной в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 N 18-30 предусмотрено, что красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.
Из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15 июля 2010 г. N 2438/10, следует, что обязанность по доказыванию наложения (пересечения) красных линий с испрашиваемым в собственность земельным участком, находящимся под объектами недвижимого имущества лежит на государственном органе.
Из представленных документов следует, что здания зарегистрированы на праве собственности за ООО "СКС" с 30.12.2004, в то время как Постановление Правительства Москвы от 24.06.2008 г. N 532-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год" официально опубликовано 07.07.2008 в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 38.
Суд первой инстанции верно отметил, что опубликование текста указанного выше Постановления без картографического материала необоснованно ограничивает заинтересованных лиц в возможности свободного ознакомления с местоположением красных линий и, в том числе, свидетельствует об отсутствии доказательств у ДЗР г. Москвы, обосновывающих его правовую позицию.
Таким образом, как правильно установил суд первой инстанции, законных оснований для отказа в предоставлении в собственность ООО "СКС" земельного участка, расположенного по адресу: по адресу: г. Москва, ул. 2-ая Лыковская, вл. 61 у Департамента не имелось.
В соответствии с Положением о Департаменте земельных ресурсов г. Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы N 949-ПП от 30.10.2007, предусмотрено, что Департамент земельных ресурсов г. Москвы обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы (п. 1.1).
Согласно п. 2.2.3 данного Положения в целях выполнения возложенных задач Департамент земельных ресурсов г. Москвы заключает договоры купли-продажи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, выполняет функции уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы при возмездном предоставлении земельных участков в частную собственность юридическим лицам, являющимся собственниками зданий и сооружений.
Таким образом, законодательными актами города Москвы установлено, что исполнительным органом государственной власти (в части пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации) в городе Москве является Департамент земельных ресурсов г. Москвы и, соответственно, при наличии законных оснований, что было установлено по настоящему делу, Департамент, как уполномоченный орган, был обязан оформить с правообладателем земельно-правовые отношения путем подготовки соответствующих документов и оформления договора купли-продажи земельного участка.
В этой связи требование заявителя об обязании Департамента земельных ресурсов г. Москвы подготовить в установленном порядке и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка, необходимого для использования объекта недвижимости, принадлежащего ООО "СКС" правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Таким образом, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что вопреки требованиям ч. 5 ст. 200 АПК РФ ответчик не доказал, что красные линии были изменены до оформления права собственности ООО "СКС" на объекты недвижимого имущества заявителя.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права и иной оценкой доказательств, чем у суда первой инстанции, признаются апелляционной коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2012 г. по делу N А40-128236/12-139-1235 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
П.В.РУМЯНЦЕВ
Судьи
Т.Т.МАРКОВА
Н.Н.КОЛЬЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.02.2013 N 09АП-1252/2013 ПО ДЕЛУ N А40-128236/12-139-1235
Разделы:Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2013 г. N 09АП-1252/2013
Дело N А40-128236/12-139-1235
Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 15.02.2013
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола помощником судьи Лаухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2012 г. по делу N А40-128236/12-139-1235, принятое судьей Корогодовым И.В.,
по заявлению ООО "СКС" (ОГРН 1037739116887, 123458, Москва, ул. Одинцовская, 31, 1)
к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, ул. Бахрушина, д. 20)
третьи лица: 1) Москомархитектура (1027739900836, 125047, Москва, Триумфальная пл., 1, 1), 2) ГУП "Мосгоргеотрест" (125040, Москва, Ленинский пр-т, д. 11), 3) ГУП г. Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен им. В.И. Ленина" (102770096280, Москва, пр-т. Мира, д. 41 - 2)
о признании незаконным и отмене решения от 28.06.2012 N 33-5-9821/12-(б)-1
при участии:
- от заявителя: Алескеров М.Р. по доверенности от 20.08.2012; Черевко Н.С. по доверенности от 20.08.2012;
- от ответчика: Липский А.А. по доверенности от 24.12.2012 N 33-и-7741/12;
- от третьих лиц:
- от Москомархитектура - Валяев О.И. по доверенности от 03.02.2012 N 001-03-118/12;
- от ГУП г. Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен им. В.И. Ленина" - Петрова Т.А. по доверенности от 09.01.2013 N 10-11/004;
- от ГУП "Мосгоргеотрест" - не явился, извещен;
-
установил:
установил:
ООО "СКС" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованиями к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (далее - ответчик, ДЗР) о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленного письмом N 33-5-9821/12-(б)-1 от 28.06.2012 об отказе обществу с ограниченной ответственностью "СКС" в оформлении договора купли-продажи и передачи в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013001:86, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 2-ая Лыковская, вл. 61 и обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013001:86, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 2-ая Лыковская, вл. 61 и предоставить его обществу с ограниченной ответственностью "СКС" в течение пяти дней после вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Решением от 10.12.2012 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования полностью.
При этом суд исходил из того, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент земельных ресурсов города Москвы обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить ввиду его необоснованности и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих доводов указывает на соответствие оспариваемого отказа нормам действующего законодательства и отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку испрашиваемый в собственность земельный участок находится в резерве для государственных и муниципальных нужд, о чем свидетельствует факт пересечения участка красными линиями УДС.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому поддержало решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители ответчика и заявителя в ходе судебного разбирательства поддержали свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Представители 3-х лиц - Москомархитектуры и ГУП г. Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен им. В.И. Ленина" поддержали позицию ДЗР г. Москвы.
3-е лицо - ГУП "Мосгоргеотрест" в заседание не явилось извещено надлежащим образом, в связи с чем апелляционный суд полагает возможным рассмотреть дело без его участия на основании ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционной инстанцией в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 26.06.2012 ООО "СКС" обратилось в северо-западное отделение Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением (вх. N 33-5-9821/12) о предоставлении в собственность земельного участка в городе Москве, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 2-я Лыковская, вл. 61, площадью 18002 кв. м, кадастровый номер: 77:08:0013001:86 для эксплуатации производственно-складской базы в существующих границах земельного участка, согласно договору аренды земельного участка N М-08-502876 от 26.08.1999.
На земельном участке расположены следующие здания, строения, сооружения, которые принадлежат на праве собственности ООО "СКС":
- 1. Нежилое здание - Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3; кадастровый (условный) номер объекта 272928, дата регистрации 30.12.2004; площадь объекта (кв. м) 100,9;
- 2. Нежилое здание - Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3, стр. 1; кадастровый (условный) номер объекта 272929; дата регистрации 30.12.2004; площадь объекта (кв. м) 108,5;
- 5. Нежилое здание - Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3, стр. 2; кадастровый (условный) номер объекта 272919; дата регистрации 30.12.2004; площадь объекта (кв. м) 438;
- 4. Нежилое здание - Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3, стр. 3; кадастровый (условный) номер объекта 272918; дата регистрации 30.12.2004; площадь объекта (кв. м) 365,5;
- 5. Нежилое здание - Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3, стр. 4; кадастровый (условный) номер объекта 272950; дата регистрации 30.12.2004; площадь объекта (кв. м) 7,1;
- 6. Нежилое здание - Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3, стр. 5; площадь объекта (кв. м) 272941; дата регистрации 30.12.2004; площадь объекта (кв. м) 1198,9;
- 7. Нежилое здание - Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3, стр. 6; кадастровый (условный) номер объекта 272958; дата регистрации 30.12.2004; площадь объекта (кв. м) 1056,8;
- 8. Нежилое здание - Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3, стр. 10; площадь объекта (кв. м) 272938; дата регистрации 30.12.2004; площадь объекта (кв. м) 115,9;
- 9. Нежилое здание - Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3, стр. 12; кадастровый (условный) номер объекта 272957; дата регистрации 30.12.2004; 304,1 площадь объекта (кв. м);
- 10. Нежилое здание - Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3, стр. 13 кадастровый (условный) номер объекта 272925; дата регистрации 30.12.2004; площадь объекта (кв. м) 589.9.
Письмом от 28.06.2012 N 33-5-9821/12-(б)-1 ответчик отказал заявителю в оформлении земельно-правовых отношений, мотивировав свой отказ тем, что у Ответчика имеется информация о том, что земельный участок имеет пересечение с технической зоной метрополитена и территорией проектируемой улично-дорожной сети, зарезервированной для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24.06.2008 года N 532-ПП.
Не согласившись с вынесенным отказом ответчика по основаниям, изложенным в заявлении, считая свои права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушенными, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, правомерно исходил из следующего.
Заявителю на праве собственности принадлежат здания производственно-складской базы, расположенные по адресу: Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3; Москва, Проезд N 607, д. 5, корп. 3, стр. 1, стр. 2, стр. 3, стр. 4, стр. 5, стр. 6, стр. 10, стр. 12, стр. 13, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 30.12.2004 г. серии 77 АБ N 541568, серии 77 АБ N 541569, серии 77 АБ N 541567, серии 77 АБ N 541570, серии 77 АБ N 541571, серии 77 АБ N 541572, серии 77 АБ N 541573, серии 77 АБ N 541580, серии 77 АБ N 541581, серии 77 АБ N 541577.
Указанные здания располагаются на арендуемом заявителем по договору аренды от 26.08.1999 N М-08-502876 земельном участке, площадью 18002 кв. м, имеющем адресные ориентиры: г. Москва, 2-я Лыковская ул., вл. 61, предоставленным пользователю для эксплуатации производственно-складской базы.
В соответствии с Приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год" спорный земельный участок отнесен к перечню территорий планируемого размещения улично-дорожной сети города Москвы.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений предоставленное исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
В пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
В абзаце 4 пункта 4 Постановления от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дано разъяснение о том, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Департамент земельных ресурсов города Москвы, обосновывая правомерность обжалуемого решения, сослался на тот факт, земельный участок расположен частично на территории планируемого размещения объектов улично-дорожной сети и подлежит резервированию для государственных нужд города Москвы на срок до 2015 года, поскольку земельный участок находится частично внутри красных линий улично-дорожной сети (далее - УДС).
Пунктом 1 Постановления Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год" (вместе с "Перечнем территорий планируемого размещения объектов улично-дорожной сети города Москвы") установлено, что резервирование земель в городе Москве в пределах территорий (зон) планируемого размещения объектов улично-дорожной сети (УДС) города Москвы осуществляется на основании красных линий, определяющих планируемое прохождение трасс, размещение эстакад, мостов, тоннелей и иных транспортных сооружений.
Согласно пункту 2 названного Постановления, Правительством Москвы принято решение зарезервировать для государственных нужд города Москвы земли в пределах 7 территорий (зон) планируемого размещения объектов УДС города Москвы на срок до 2015 года согласно подготовленным Москомархитектурой Перечню (приложение 1) и Схеме (приложение 2), сформированных на основании установленных линий градостроительного регулирования.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований отказа в предоставлении земельного участка в собственность граждан или юридических лиц является установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона РФ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации раскрыто понятие красных линий, которыми являются линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги.
Красные линии являются частью проекта планировки территории города (пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (ч. 4, 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории в соответствии со статьями 41, 42, 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация подлежит утверждению и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Пунктом 3.8 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), принятой и введенной в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 N 18-30 предусмотрено, что красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.
Из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15 июля 2010 г. N 2438/10, следует, что обязанность по доказыванию наложения (пересечения) красных линий с испрашиваемым в собственность земельным участком, находящимся под объектами недвижимого имущества лежит на государственном органе.
Из представленных документов следует, что здания зарегистрированы на праве собственности за ООО "СКС" с 30.12.2004, в то время как Постановление Правительства Москвы от 24.06.2008 г. N 532-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год" официально опубликовано 07.07.2008 в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 38.
Суд первой инстанции верно отметил, что опубликование текста указанного выше Постановления без картографического материала необоснованно ограничивает заинтересованных лиц в возможности свободного ознакомления с местоположением красных линий и, в том числе, свидетельствует об отсутствии доказательств у ДЗР г. Москвы, обосновывающих его правовую позицию.
Таким образом, как правильно установил суд первой инстанции, законных оснований для отказа в предоставлении в собственность ООО "СКС" земельного участка, расположенного по адресу: по адресу: г. Москва, ул. 2-ая Лыковская, вл. 61 у Департамента не имелось.
В соответствии с Положением о Департаменте земельных ресурсов г. Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы N 949-ПП от 30.10.2007, предусмотрено, что Департамент земельных ресурсов г. Москвы обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы (п. 1.1).
Согласно п. 2.2.3 данного Положения в целях выполнения возложенных задач Департамент земельных ресурсов г. Москвы заключает договоры купли-продажи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, выполняет функции уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы при возмездном предоставлении земельных участков в частную собственность юридическим лицам, являющимся собственниками зданий и сооружений.
Таким образом, законодательными актами города Москвы установлено, что исполнительным органом государственной власти (в части пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации) в городе Москве является Департамент земельных ресурсов г. Москвы и, соответственно, при наличии законных оснований, что было установлено по настоящему делу, Департамент, как уполномоченный орган, был обязан оформить с правообладателем земельно-правовые отношения путем подготовки соответствующих документов и оформления договора купли-продажи земельного участка.
В этой связи требование заявителя об обязании Департамента земельных ресурсов г. Москвы подготовить в установленном порядке и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка, необходимого для использования объекта недвижимости, принадлежащего ООО "СКС" правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Таким образом, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что вопреки требованиям ч. 5 ст. 200 АПК РФ ответчик не доказал, что красные линии были изменены до оформления права собственности ООО "СКС" на объекты недвижимого имущества заявителя.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права и иной оценкой доказательств, чем у суда первой инстанции, признаются апелляционной коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.12.2012 г. по делу N А40-128236/12-139-1235 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
П.В.РУМЯНЦЕВ
Судьи
Т.Т.МАРКОВА
Н.Н.КОЛЬЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)