Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2013 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Савицкая И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.,
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22482/2013) ООО "ДВК-Запад" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.09.2013 по делу N А21-5819/2013 (судья Зинченко С.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ДВК-Запад" (ОГРН 1043902832214, 236040, г. Калининград, ул. Сергеева, д. 14, офис 307, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление) от 01.07.2013 о назначении административного наказания по делу N 77.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 10.09.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции от 10.09.2013 отменить и принять новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления. По мнению подателя жалобы, совершенное обществом правонарушение может быть признано малозначительным ввиду того, что им были предприняты все меры по проведению необходимой работы, связанной с изменением категории земель в виде разрешенного использования участка с сельскохозяйственного назначения на земли поселений.
Ходатайство заинтересованного лица об отложении апелляционной жалобы оставлено судом без удовлетворения ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 158 АПК РФ. Довод Управления о том, что апелляционная жалоба общества в адрес административного органа не поступала, в связи с чем возражения на апелляционную жалобу не могли быть представлены, отклоняется апелляционным судом как несостоятельный, поскольку на апелляционной жалобе, направленной обществом в суд, имеется штамп Управления о получении апелляционной жалобы (вход. N 23-21/1865 от 27.09.2013).
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции представителей не направили. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "ДВК-Запад" является собственником земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения) с кадастровым номером 39:05:04 06 03:0010 площадью 50212,0 кв. м, расположенного по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, Романовский сельский округ, п. Сальское (далее - земельный участок) (л.д. 22, том 1).
На основании приказа от 25.04.2013 N 49-о/д, управлением проведена проверка в отношении ООО "ДВК-Запад" на предмет соблюдения земельного законодательства (л.д. 7-8, том 1), в ходе которой установлено, земельный участок с кадастровым номером 39:05:04 06 03:0010 площадью 50212,0 кв. м с разрешенным использованием: земли сельскохозяйственного назначения - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, пос. Сальское, принадлежащий обществу, по назначению не используется, о чем свидетельствует зарастание сорной растительностью (свыше 30 процентов от площади участка), не произведена обрезка ветвей плодовых деревьев, не производились работы по обработке стволов плодовых деревьев известью (ветви и стволы покрыты мхом и лишайником).
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 05.06.2013 N 38 (л.д. 9, том 1).
Полагая, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), уполномоченным должностным лицом управления 18.06.2013 составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 11-13, том 1).
Постановлением от 01.07.2013 по делу N 77 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, установив событие административного правонарушения и вину общества в его совершении, отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав представленные материалы, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основанием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 9 статьи 1, подпунктам 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом в силу пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Таким образом, в силу положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладателям земельных участков предоставлено право самостоятельного выбора (без дополнительных разрешений и согласований) вида разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием территорий видов.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами.
За использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием частью 1 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Суд первой инстанции, установив, что на дату выявления вменяемого обществу правонарушения, изменение вида разрешенного использования принадлежащего обществу земельного участка, не произведено, в сведения государственного кадастра объектов недвижимости изменения о категории земель и виде разрешенного использования земельного участка не внесены, то в действиях общества имеется состав вмененного ему административного правонарушения.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Материалами дела подтверждается, что свидетельство о государственной регистрации права общества на участок выдано 12.07.2005 (л.д. 22, том 1).
31.08.2005 составлен акт N 177 выбора и обследования земельного участка под строительство жилых домов, в котором дано заключение о том, что земельный участок по градостроительным, санитарным и пожарным требованиям пригоден для строительства жилых домов (л.д. 23-24, том 1).
Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области от 14.12.2005 N 264-э утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов по обоснованию перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений. Срок действия указанного заключения установлен - 3 года (л.д. 25, том 1).
Из экспертного заключения от 14.12.2005 следует, что перевод земельного участка из одной категории в другую возможен после разработки и утверждения документации территориального планирования, генерального плана г. Светлогорска и курорта федерального значения Светлогорск-Отрадное и изменения черты населенного пункта г. Светлогорск. Кроме того, экспертная комиссия пришла к выводам о том, что перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий, допустим (л.д. 26-29, том 1).
На основании предложений и рекомендаций указанного экспертного заключения, 14.03.2006 между заявителем (инвестор), ООО "НИКОР-ПРОЕКТ" (подрядчик) и Администрацией МО "Зеленоградский район" (заказчик) заключен договор N 19 на выполнение проектных работ, по условиям которого заказчик и инвестор поручают, а подрядчик принимает на себя обязанности в выполнении градостроительной документации по территориальному планированию пос. Сальское Зеленоградского района Калининградской области и участие в согласовании и прохождении экспертиз в соответствии с действующими правилами органов исполнительной власти. Заказчик обязуется включить для инвестора в проект планировки, в том числе спорный земельный участок, предусмотрев в соответствии с проектом планировки возможность строительства на указанных земельных участках поселка коттеджного типа с развитой структурой объектов обслуживания и досуга, жилого комплекса сблокированных домов согласно разработанного и предоставленного задания (л.д. 31-34, том 1).
25.03.2010 составлен акт N 4 сдачи-приемки выполненных работ о принятии работ на основании договора от 14.03.2006 N 19 (л.д. 35, том 1).
Письмом от 08.07.2011 N 1809 Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному планированию Правительства Калининградской области сообщило Агентству по имуществу Калининградской области, что земельный участок включен в границы населенного пункта пос. Сальское (л.д. 87, том 1).
Письмом от 12.07.2011 N ИС-2983 Агентство по имуществу Калининградской области сообщило обществу о том, что в связи с включением земельного участка в границы пос. Сальское перевод земельного участка из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" осуществлен (л.д. 88, том 1).
Письмом от 26.07.2012 N 2243 Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному планированию Правительства Калининградской области сообщило обществу, что земельный участок включен в границы населенного пункта пос. Сальское. Агентством подготовлен проект постановления Правительства Калининградской области "О согласовании генерального плана МО "Ковровское сельское поселение", который в установленном порядке проходит процедуру согласования. Принятие указанного постановления является основанием для утверждения генерального плана представительным органом местного самоуправления. После утверждения генерального плана участки, расположенные в границах населенного пункта подлежат отнесению к категории земель "земли населенных пунктов". Описание местоположения границ населенных пунктов и реквизиты правового акта об утверждении генерального плана, которым устанавливаются границы населенных пунктов, являются основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, указанные в пункте 13 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в части принадлежности к категории земель населенных пунктов земельных участков, вошедших в утвержденную границу поселков, в том числе пос. Сальское (л.д. 45-46, том 1).
19.12.2012 Правительством Калининградской области принято постановление N 1002 "О согласовании проекта генерального плана муниципального образования "Ковровское сельское поселение" (л.д. 47, том 1).
24.12.2012 Поселковым Советом депутатов муниципального образования "Ковровское сельское поселение" принято решение N 53 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Ковровское сельское поселение" (л.д. 51, том 1).
Письмом от 25.02.2013 N 277 муниципальное образование "Ковровское сельское поселение" сообщило ФГБУ "ФКП Росреестра", а также обществу о том, что земельный участок согласно градостроительному зонированию Правил землепользования и застройки МО "Ковровское сельское поселение" расположен в зоне Ж-2 зона застройки индивидуальными жилыми домами, предназначенной для застройки малоэтажными (1-3 этажа) и блокированными жилыми домами, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественного местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам (л.д. 53-55, том 1).
Письмом от 10.07.2013 N 1377 глава муниципального образования "Ковровское сельское поселение" сообщил обществу о том, что администрация образования приступает к описанию границ 53 поселков, находящихся на территории поселения, о подготовке карты (плана) и постановке границ пос. Сальское на учет в ФГБ "ФКП Росреестра" по Калининградской области обществу будет сообщено дополнительно (л.д. 89, том 1).
Данным обстоятельствам не была дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем вывод суда первой инстанции о доказанности вины общества, которая является необходимым элементом состава административного правонарушения, суд апелляционной инстанции считает ошибочным.
Вместе с тем, приведенные выше обстоятельства подтверждают факт принятия обществом всех зависящих от него мер по своевременному изменению категории земельного участка и использованию его по назначению, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует об отсутствии вины заявителя во вменяемом ему административном правонарушении, а, следовательно, и об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и в силу части 2 статьи 211 АПК РФ влечет признание постановления управления от 01.07.2013 по делу N 77 незаконным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 10.09.2013 подлежит отмене, а апелляционная жалоба общества - удовлетворению.
Руководствуясь частью 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.09.2013 по делу N А21-5819/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Светлогорского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области от 01.07.2013 о назначении административного наказания по делу N 77, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "ДВК-Запад".
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.12.2013 ПО ДЕЛУ N А21-5819/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2013 г. по делу N А21-5819/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2013 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Савицкая И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.,
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22482/2013) ООО "ДВК-Запад" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.09.2013 по делу N А21-5819/2013 (судья Зинченко С.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ДВК-Запад" (ОГРН 1043902832214, 236040, г. Калининград, ул. Сергеева, д. 14, офис 307, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление) от 01.07.2013 о назначении административного наказания по делу N 77.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 10.09.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции от 10.09.2013 отменить и принять новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления. По мнению подателя жалобы, совершенное обществом правонарушение может быть признано малозначительным ввиду того, что им были предприняты все меры по проведению необходимой работы, связанной с изменением категории земель в виде разрешенного использования участка с сельскохозяйственного назначения на земли поселений.
Ходатайство заинтересованного лица об отложении апелляционной жалобы оставлено судом без удовлетворения ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 158 АПК РФ. Довод Управления о том, что апелляционная жалоба общества в адрес административного органа не поступала, в связи с чем возражения на апелляционную жалобу не могли быть представлены, отклоняется апелляционным судом как несостоятельный, поскольку на апелляционной жалобе, направленной обществом в суд, имеется штамп Управления о получении апелляционной жалобы (вход. N 23-21/1865 от 27.09.2013).
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции представителей не направили. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "ДВК-Запад" является собственником земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения) с кадастровым номером 39:05:04 06 03:0010 площадью 50212,0 кв. м, расположенного по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, Романовский сельский округ, п. Сальское (далее - земельный участок) (л.д. 22, том 1).
На основании приказа от 25.04.2013 N 49-о/д, управлением проведена проверка в отношении ООО "ДВК-Запад" на предмет соблюдения земельного законодательства (л.д. 7-8, том 1), в ходе которой установлено, земельный участок с кадастровым номером 39:05:04 06 03:0010 площадью 50212,0 кв. м с разрешенным использованием: земли сельскохозяйственного назначения - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, пос. Сальское, принадлежащий обществу, по назначению не используется, о чем свидетельствует зарастание сорной растительностью (свыше 30 процентов от площади участка), не произведена обрезка ветвей плодовых деревьев, не производились работы по обработке стволов плодовых деревьев известью (ветви и стволы покрыты мхом и лишайником).
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 05.06.2013 N 38 (л.д. 9, том 1).
Полагая, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), уполномоченным должностным лицом управления 18.06.2013 составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 11-13, том 1).
Постановлением от 01.07.2013 по делу N 77 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, установив событие административного правонарушения и вину общества в его совершении, отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав представленные материалы, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основанием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 9 статьи 1, подпунктам 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом в силу пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Таким образом, в силу положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладателям земельных участков предоставлено право самостоятельного выбора (без дополнительных разрешений и согласований) вида разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием территорий видов.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами.
За использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием частью 1 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Суд первой инстанции, установив, что на дату выявления вменяемого обществу правонарушения, изменение вида разрешенного использования принадлежащего обществу земельного участка, не произведено, в сведения государственного кадастра объектов недвижимости изменения о категории земель и виде разрешенного использования земельного участка не внесены, то в действиях общества имеется состав вмененного ему административного правонарушения.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Материалами дела подтверждается, что свидетельство о государственной регистрации права общества на участок выдано 12.07.2005 (л.д. 22, том 1).
31.08.2005 составлен акт N 177 выбора и обследования земельного участка под строительство жилых домов, в котором дано заключение о том, что земельный участок по градостроительным, санитарным и пожарным требованиям пригоден для строительства жилых домов (л.д. 23-24, том 1).
Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области от 14.12.2005 N 264-э утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов по обоснованию перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений. Срок действия указанного заключения установлен - 3 года (л.д. 25, том 1).
Из экспертного заключения от 14.12.2005 следует, что перевод земельного участка из одной категории в другую возможен после разработки и утверждения документации территориального планирования, генерального плана г. Светлогорска и курорта федерального значения Светлогорск-Отрадное и изменения черты населенного пункта г. Светлогорск. Кроме того, экспертная комиссия пришла к выводам о том, что перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий, допустим (л.д. 26-29, том 1).
На основании предложений и рекомендаций указанного экспертного заключения, 14.03.2006 между заявителем (инвестор), ООО "НИКОР-ПРОЕКТ" (подрядчик) и Администрацией МО "Зеленоградский район" (заказчик) заключен договор N 19 на выполнение проектных работ, по условиям которого заказчик и инвестор поручают, а подрядчик принимает на себя обязанности в выполнении градостроительной документации по территориальному планированию пос. Сальское Зеленоградского района Калининградской области и участие в согласовании и прохождении экспертиз в соответствии с действующими правилами органов исполнительной власти. Заказчик обязуется включить для инвестора в проект планировки, в том числе спорный земельный участок, предусмотрев в соответствии с проектом планировки возможность строительства на указанных земельных участках поселка коттеджного типа с развитой структурой объектов обслуживания и досуга, жилого комплекса сблокированных домов согласно разработанного и предоставленного задания (л.д. 31-34, том 1).
25.03.2010 составлен акт N 4 сдачи-приемки выполненных работ о принятии работ на основании договора от 14.03.2006 N 19 (л.д. 35, том 1).
Письмом от 08.07.2011 N 1809 Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному планированию Правительства Калининградской области сообщило Агентству по имуществу Калининградской области, что земельный участок включен в границы населенного пункта пос. Сальское (л.д. 87, том 1).
Письмом от 12.07.2011 N ИС-2983 Агентство по имуществу Калининградской области сообщило обществу о том, что в связи с включением земельного участка в границы пос. Сальское перевод земельного участка из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" осуществлен (л.д. 88, том 1).
Письмом от 26.07.2012 N 2243 Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному планированию Правительства Калининградской области сообщило обществу, что земельный участок включен в границы населенного пункта пос. Сальское. Агентством подготовлен проект постановления Правительства Калининградской области "О согласовании генерального плана МО "Ковровское сельское поселение", который в установленном порядке проходит процедуру согласования. Принятие указанного постановления является основанием для утверждения генерального плана представительным органом местного самоуправления. После утверждения генерального плана участки, расположенные в границах населенного пункта подлежат отнесению к категории земель "земли населенных пунктов". Описание местоположения границ населенных пунктов и реквизиты правового акта об утверждении генерального плана, которым устанавливаются границы населенных пунктов, являются основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, указанные в пункте 13 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в части принадлежности к категории земель населенных пунктов земельных участков, вошедших в утвержденную границу поселков, в том числе пос. Сальское (л.д. 45-46, том 1).
19.12.2012 Правительством Калининградской области принято постановление N 1002 "О согласовании проекта генерального плана муниципального образования "Ковровское сельское поселение" (л.д. 47, том 1).
24.12.2012 Поселковым Советом депутатов муниципального образования "Ковровское сельское поселение" принято решение N 53 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Ковровское сельское поселение" (л.д. 51, том 1).
Письмом от 25.02.2013 N 277 муниципальное образование "Ковровское сельское поселение" сообщило ФГБУ "ФКП Росреестра", а также обществу о том, что земельный участок согласно градостроительному зонированию Правил землепользования и застройки МО "Ковровское сельское поселение" расположен в зоне Ж-2 зона застройки индивидуальными жилыми домами, предназначенной для застройки малоэтажными (1-3 этажа) и блокированными жилыми домами, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественного местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам (л.д. 53-55, том 1).
Письмом от 10.07.2013 N 1377 глава муниципального образования "Ковровское сельское поселение" сообщил обществу о том, что администрация образования приступает к описанию границ 53 поселков, находящихся на территории поселения, о подготовке карты (плана) и постановке границ пос. Сальское на учет в ФГБ "ФКП Росреестра" по Калининградской области обществу будет сообщено дополнительно (л.д. 89, том 1).
Данным обстоятельствам не была дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем вывод суда первой инстанции о доказанности вины общества, которая является необходимым элементом состава административного правонарушения, суд апелляционной инстанции считает ошибочным.
Вместе с тем, приведенные выше обстоятельства подтверждают факт принятия обществом всех зависящих от него мер по своевременному изменению категории земельного участка и использованию его по назначению, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует об отсутствии вины заявителя во вменяемом ему административном правонарушении, а, следовательно, и об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и в силу части 2 статьи 211 АПК РФ влечет признание постановления управления от 01.07.2013 по делу N 77 незаконным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 10.09.2013 подлежит отмене, а апелляционная жалоба общества - удовлетворению.
Руководствуясь частью 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.09.2013 по делу N А21-5819/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Светлогорского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области от 01.07.2013 о назначении административного наказания по делу N 77, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "ДВК-Запад".
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)