Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ОТ 14.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-835/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2013 г. по делу N 33-835/2013


Судья: Дулуш В.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
судей Бады-Сагаана А.В., Кунгаа Т.В.,
при секретаре Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Канзая А.А. апелляционную жалобу министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 июня 2013 года по гражданскому делу по заявлению Т. о признании незаконным бездействия по непредставлению земельного участка и обязании принять решение о предоставлении земельного участка,

установила:

Т. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия по непредставлению земельного участка и обязании принять решение о предоставлении земельного участка, указывая, что является ветераном боевых действий на территории Российской Федерации. В г. Кызыле Республики Тыва проживает постоянно. Он и члены его семьи (жена и двое несовершеннолетних детей) в собственности земельных участков не имеют. 12 апреля 2013 г. он подал в Минземимущество РТ заявление с просьбой вынести решение о бесплатном предоставлении ему в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в размере ** га на территории города Кызыла Республики Тыва. Двухнедельный срок рассмотрения Министерством его заявления истек ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени решения о предоставлении ему земельного участка из Минземимущества РТ ему не поступало. По телефону специалисты Минземимущества РТ объясняют, что его заявление все еще находится на рассмотрении. Таким образом, Министерство, не принимая решения, нарушает его конституционное право на получение земельного участка в собственность бесплатно. Просил суд признать незаконным бездействие мэрии города Кызыла, Минземимущества РТ, выражающееся в не предоставлении ему ветерану боевых действий на территории Российской Федерации в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в размере ** га на территории города Кызыла, в не проведении работ по формированию этих земельных участков и в не опубликовании их перечней в средствах массовой информации, возложить обязанность на мэрию города Кызыла, Министерство устранить допущенное нарушение в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, обязать мэрию г. Кызыла, Минземимущество РТ в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу вынести соответствующее решение о предоставлении ему ветерану боевых действий на территории Российской Федерации в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в размере ** га на территории города Кызыла.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 июня 2013 года заявление Т. удовлетворено частично, суд постановил:
Признать незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва по непредоставлению ветерану боевых действий в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории города Кызыла.
Обязать Минземимущество РТ принять решение о предоставлении Т. земельного участка в собственность бесплатно в размере не более ** га на территории города Кызыла.
Обязать Минземимущество РТ устранить допущенное нарушение в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель Минземимущества РТ О., действующий по доверенности, подал апелляционную жалобу, в которой просит об отмене решения суда и вынесении нового об отказе в удовлетворении заявленных требовании, указывая на то, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, (пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В силу ч. 2 ст. 10 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Статьей 13 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" от 27 ноября 2004 года N 886 ВХ-1 предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности Республики Тыва, предоставляются на основании решения специально уполномоченного органа государственной власти Республики Тыва или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, ветеранам боевых действий на территории Российской Федерации, бывшего Союза Советских Социалистических Республик и территориях других государств, не имеющим в собственности земельные участки, для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, однократно, в размерах не более в городских округах - 0,06 га, городских поселениях - 0,08 га, сельских поселениях - 0,1 га.
В ст. 13.1 Конституционного закона РТ "О земле" определен порядок бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, согласно которому для приобретения права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Тыва и свободные от прав третьих лиц, граждане, указанные в пункте 5 статьи 13 настоящего Конституционного закона, обращаются в специальный уполномоченный орган с соответствующим заявлением, к которому прикладываются документы, подтверждающие право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 8.1 Конституционного закона РТ "О земле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
В соответствии с п. 1.1 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" столицы Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 года N 81 (далее - Порядок), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва", осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Согласно п. 1.4 Порядка, для приобретения прав на земельный участок гражданин или юридическое лицо (далее - заявитель) представляет в Министерство лично или через законного представителя либо направляет по почте, а в случае, предусмотренном пунктом 6.1, также в электронной форме, заявление и документы, предусмотренные настоящим Порядком.
В силу п. 1 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 14 мая 2007 года N 591, Минземимущество РТ является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и проведению единой государственной политики, управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений, а также распоряжению земельными участками городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена.
Как установлено судом первой инстанции, Т. является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", что подтверждается удостоверением серии **, выданным 01 ноября 2005 года МВД по РТ.
12 апреля 2013 года заявитель обращался в Минземимущество РТ с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, на которые он не получил ответа.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, поскольку земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ могут издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ, то истец Т. имеет право на получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, вышеуказанные подзаконные нормативные правовые акты Республики Тыва свидетельствуют о том, что полномочиями по принятию решения о бесплатном предоставлении земельных участков из земельных, находящихся в государственной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, Минземимущество РТ наделено, то бездействие данного органа государственной власти по непринятию решения о предоставлении земельного участка в льготном порядке является незаконным.
Между тем является обоснованным довод жалобы о том, что предоставление земельного участка может нарушить права и интересы лиц, обратившихся с заявлением в Минземимущество РТ ранее Т. и которые стоят в очереди (реестре) впереди него.
Так, в соответствии со ст. 13.1 Конституционного закона РТ "О земле" предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, осуществляется в порядке очередности поступления заявлений, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
Доказательств наличия преимущества на получение земельного участка по сравнению с лицами, ранее подавшими заявление и ранее вставшими в очередь на получение земельного участка, Т. не представил. По этим основаниям решение суда подлежит изменению с включением в резолютивную часть дополнения о предоставлении земельного участка в порядке очереди, установленной для участников боевых действий.
Поскольку данное изменение вступает в противоречие с выводами суда о необходимости Минземимущества РТ исполнить решение суда в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, и делает решение суда неисполнимым, то данный вывод подлежит исключению из резолютивной части решения.
Кроме того, в соответствии со ст. 13 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" от 27 ноября 2004 года N 886 ВХ-1 земельный участок в городских округах должен быть предоставлен в размере 0,06 га.
Иные доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене судебного решения в части удовлетворенных требований истца. Эти доводы являлись предметом исследования и нашли правильную оценку в решении, сводятся к неверному толкованию норм материального права, не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, в силу чего правового значения не имеют.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 июня 2013 года изменить.
Исключить из резолютивной части решения указание об обязании министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва устранить допущенное нарушение закона в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Абзац третий резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
Обязать министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва принять решение о предоставлении Т. земельного участка в собственность бесплатно в размере не более ** га на территории города Кызыла в порядке очереди, установленной для ветеранов боевых действий.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 августа 2013 года.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)