Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 11.12.2013 N Ф09-10425/13 ПО ДЕЛУ N А50-525/2013

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2013 г. N Ф09-10425/13

Дело N А50-525/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Платоновой Е.А., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное общество "Мостовское" (далее - общество "СХО "Мостовское") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 по делу N А50-525/2013 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "СХО "Мостовское" - Латыпов Д.Н. (доверенность от 23.07.2012);
- Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - Баев А.Н. (доверенность от 09.01.2013 N 05).
От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в электронном виде поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без его участия. Данное ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество "СХО "Мостовское" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (далее - Комитет) о признании незаконным оформленного письмом от 27.11.2012 N 6916, протоколом заседания комиссии по земельным отношениям от 23.11.2012 отказа в предоставлении в собственность заявителя земельных участков:
- - с кадастровым номером 59:32:3680012:1405 площадью 57 438 кв. м, расположенного примерно в 1,030 км по направлению на северо-запад от ориентира снт Слепушки, адрес ориентира: Пермский край, Пермский р-н, Двуреченское с/п, снт Слепушки;
- - с кадастровым номером 59:32:3680012:434 площадью 560 905 кв. м, расположенного примерно в 4,730 км по направлению на северо-запад от ориентира д. Комарово, адрес ориентира: Пермский край, Пермский р-н, Двуреченское с/п, д. Комарово;
- - с кадастровым номером 59:32:3720008:226 площадью 554 200 кв. м, расположенного примерно в 2,110 км по направлению на северо-запад от ориентира д. Гарюшки, адрес ориентира: Пермский край, Пермский р-н, Двуреченское с/п, д. Гарюшки;
- - с кадастровым номером 59:32:3680012:220 площадью 61 148 кв. м, расположенного примерно в 1,000 км по направлению на северо-восток от ориентира д. Комарово, адрес ориентира: Пермский край, Пермский р-н, Двуреченское с/п, д. Комарово;
- - с кадастровым номером 59:32:3680012:970 площадью 25 550 кв. м, расположенного примерно в 0,360 км по направлению на восток от ориентира снт Слепушки, адрес ориентира: Пермский край, Пермский р-н, Двуреченское с/п, снт Слепушки;
- - с кадастровым номером 59:32:3680012:179 площадью 226 364 кв. м, расположенного примерно в 4,250 км по направлению на северо-восток от ориентира д. Комарово, адрес ориентира: Пермский край, Пермский р-н, Двуреченское с/п, д. Комарово;
- - с кадастровым номером 59:32:3680012:251 площадью 64 462 кв. м, расположенного примерно в 1,230 км по направлению на юго-запад от ориентира д. Комарово, адрес ориентира: Пермский край, Пермский р-н, Двуреченское с/п, д. Комарово;
- - с кадастровым номером 59:32:3680012:250 площадью 58 236 кв. м, расположенного примерно в 6,270 км по направлению на северо-восток от ориентира д. Комарово, адрес ориентира: Пермский край, Пермский р-н, Двуреченское с/п, д. Комарово;
- - с кадастровым номером 59:32:3680012:255 площадью 789 кв. м, расположенного примерно в 1,380 км по направлению на юго-восток от ориентира д. Комарово, адрес ориентира: Пермский край, Пермский р-н, Двуреченское с/п, д. Комарово;
- - с кадастровым номером 59:32:3700001:11 площадью 3283 кв. м, расположенного примерно в 0,45 км по направлению на северо-запад от ориентира д. Мостовая, адрес ориентира: Пермский край, Пермский р-н, Двуреченское с/п, д. Мостовая;
- - кадастровым номером 59:32:3680012:1425 площадью 7 526 495 кв. м, расположенного примерно в 3,410 км по направлению на север от ориентира д. Мостовая, адрес ориентира: Пермский край, Пермский р-н, Двуреченское с/п, д. Мостовая;
- - с кадастровым номером 59:32:3720008:396 площадью 827 590 кв. м, расположенного примерно в 2,200 км по направлению на юго-восток от ориентира д. Грузди, адрес ориентира: Пермский край, Пермский р-н, Двуреченское с/п, д. Грузди.
Заявитель просил обязать ответчика устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении указанных земельных участков и направления в месячный срок проектов договоров купли-продажи.
В порядке ст. 51, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, администрация Пермского муниципального района, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Государственное казенное учреждение Пермского края "Пермское лесничество", сельскохозяйственный производственный кооператив "ЭнКрайс", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю.
Решением суда от 06.06.2013 (судья Батракова Ю.В.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 (судьи Зеленина Т.Л., Скромова Ю.В., Панькова Г.Л.) решение суда отменено. В удовлетворении требований общества "СХО "Мостовское" отказано.
В кассационной жалобе общество "СХО "Мостовское" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неприменение, подлежащих применению ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", нарушение ст. 65, 67, 71, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как указывает заявитель кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции неправомерно не учтено то обстоятельство, что право постоянного (бессрочного) пользования общества "СХО "Мостовское" на спорные земельные участки сельскохозяйственного назначения зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП); на момент разрешения спора указанное право не оспорено, что само по себе является основанием для удовлетворения требований истца. Общество "СХО "Мостовское" считает необоснованным вывод суда о наложении (совпадении) границ земельных участков заявителя и земельного участка, право на который зарегистрировано за Российской Федерацией, поскольку в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о наличии на спорных 12 земельных участках заявителя земель лесного фонда. Как сообщает заявитель жалобы, общая площадь спорных 12 земельных участков, образованных из единого участка общей площадью 9871 га, составляет примерно 996,6 га. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что указанные 12 участков площадью 996,6 га входят (согласно экспликации земельных участков закрытого акционерного общества "Сельскохозяйственное общество "Мостовское") в состав лесов и кустарников площадью 5732 га, а не образованы из земель сельскохозяйственных угодий площадью 4139 га.
Заявитель жалобы полагает, что действия по межеванию и постановке на кадастровый учет спорных земельных участков в установленном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке не обжаловались, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции о том, что при образовании испрашиваемых участков их границы не были согласованы с собственником лесного фонда, не имеет правового значения. Кроме того, по его мнению, адреса и площади спорных участков и участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией, не совпадают.
Ссылаясь на выписку из ЕГРП от 18.09.2009, согласно которой земельный участок, зарегистрированный за Российской Федерацией, имеет категорию земель "земли промышленности", общество "СХО "Мостовское" указывает на неподтвержденность материалами дела вывода суда апелляционной инстанции о том, что право собственности Российской Федерации на земельный участок категории "земли лесного фонда" является ранее возникшим. По мнению заявителя, в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие наложение (совпадение) границ 12 спорных участков и участка лесного фонда Российской Федерации. Вывод суда о наложении участков, основанный на письмах Министерства лесного хозяйства Пермского края от 30.08.2011 N СЭД-48-01-23-3, от 05.12.2011 N СЭД-48-01-23-88, справке Государственного казенного учреждения "Пермское лесничество" от 22.04.2013 N 454, является необоснованным, поскольку, как считает заявитель, названные документы не содержат сведений о проведении какого-либо исследования на предмет наложения (совпадения) границ. В нарушение ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом не оценено заключение кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью "Гео-Лайн" от 27.03.2013, согласно которому названные выше доказательства не могут подтвердить наложение (совпадение) границ 12 спорных участков и участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией. Ссылка суда на факт отказа заявителя от проведения судебной экспертизы является необоснованной в связи с тем, что настоящий спор рассматривается в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответственно, бремя доказывания законности и обоснованности обжалуемого акта органа местного самоуправления возложено на ответчика (не заявителя). Предлагая именно заявителю совершить названное процессуальное действие, суд неправомерно в нарушение ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перераспределил бремя доказывания по настоящему делу.
Вывод суда апелляционной инстанции о наличии лесов на спорных 12 участках, как считает заявитель жалобы, сделан исключительно на основании сведений публичной кадастровой карты, однако подобные сведения таких данных не содержат. Кроме того, само по себе наличие леса на земельном участке не свидетельствует о том, что такой участок отнесен к категории участков лесного фонда, поскольку наличие леса допускается на земельных участках иных категорий, в том числе сельскохозяйственного назначения (п. 2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Ссылаясь на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.04.2011 по делу N А56-78666/2009, заявитель указывает, что сам по себе факт проведения лесоустройства земельного участка, не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как лесоустройство проводится не только в отношении участков лесного фонда. Общество "СХО "Мостовское" также не согласно с выводом суда апелляционной инстанции о том, что на части земельного участка, ранее предоставленного заявителю в постоянное (бессрочное) пользование, располагался лесной фонд. Ссылаясь на ст. 14, 94 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991, заявитель указывает на то, что для ведения сельскохозяйственного производства участки лесного фонда могли предоставляться только во временное, а не в постоянное пользование, тогда как согласно государственному акту N ПМО-246-000-1081 земельный участок площадью 9871 га, из которого образованы 12 спорных участков, предоставлялся заявителю для сельскохозяйственного использования. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что земельный участок, изначально отнесенный к категории земель сельскохозяйственного назначения, был переведен в установленном порядке в категорию земель лесного фонда. Заявитель жалобы также считает, что судом не применены подлежащие применению ст. 8, 77, 87, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 1, 5, 7 Федерального закона от 21.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В отзыве на кассационную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае считает постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением от 02.11.1995 N 707 закрытому акционерному обществу "Сельскохозяйственное общество "Мостовское" (правопреемник - общество "СХО "Мостовское") на праве постоянного бессрочного пользования предоставлен земельный участок общей площадью 9871 га, в том числе: сельскохозяйственных угодий - 3965 га, пашни - 3452 га, сенокосов - 246 га, лесов, кустарников - 5732 га, под водой - 38 га, других земель - 146 га, для сельскохозяйственного использования, о чем был выдан Государственный акт N ПМО-246-000-1081.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.01.2007 по делу N А50-15709/2006-Г13 было признано незаконным бездействие Комитета, выразившееся в необеспечении изготовления кадастрового плана и утверждения проекта границ принадлежащего заявителю земельного участка.
В государственный кадастр недвижимости 18.04.2007 были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 59632:0000000:159, расположенном по адресу: Пермский край, Пермский р-н, Двуреченское с/п, принадлежащем на праве постоянного (бессрочного) пользования закрытому акционерному обществу СХО "Мостовское" на основании государственного акта N ПМО-246-000-1081.
Обществом "СХО "Мостовское", Комитетом и обществом с ограниченной ответственностью "ЗемПроект" 06.10.2008 подписан договор подряда N 300 на выполнение комплекса работ по межеванию земельных участков общества "СХО "Мостовское".
В результате проведения землеустроительных работ на кадастровый учет было поставлено 12 земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:159 (испрашиваемые земельные участки).
На основании п. 5, 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации решением Комиссии по земельным отношениям администрации Пермского муниципального района от 23.11.2012 заявителю было отказано в предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность.
Письмом от 27.11.2012 N 6916 Комитет уведомил общество "СХО "Мостовское" о принятом решении, указав на отсутствие полномочий по распоряжению испрашиваемыми земельными участками, поскольку они представляют собой лесные массивы, относящиеся в соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации к федеральной собственности. В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" администрация Пермского муниципального района не вправе распоряжаться такими земельными участками.
Общество "СХО "Мостовское", полагая, что отказ в предоставлении испрашиваемых земельных участков является незаконным, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования общества "СХО "Мостовское", пришел к выводу о том, что заявитель вправе переоформить право постоянного (бессрочного) пользования в отношении принадлежащих ему земельных участков на право собственности.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов именно того лица, которое обращается в арбитражный суд с соответствующими требованиями (ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Пунктом 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация.
Суд апелляционной инстанции, исследовав в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе свидетельство о государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:32:0000000:392 от 01.07.2005, письма Министерства лесного хозяйства Пермского края от 30.08.2011 N СЭД-48-01-23-3, от 05.12.2011 N СЭД-48-01-23-88, постановление администрации Пермского района от 02.11.1995 N 707, экспликацию земельного участка, содержащуюся в приложении к данному постановлению, государственный акт N ПМО-246-000-1081, выданный на основании названного постановления, и экспликацию к указанному государственному акту, установил наличие наложения испрашиваемых земельных участков на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 59:32:0000000:392, зарегистрированный за Российской Федерацией.
Статьей 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1 было предусмотрено нахождение во владении колхозов, совхозов лесного фонда ранее переданного колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленного за совхозами, и передача этого лесного фонда во владение сельскохозяйственного формирования, образованного при реорганизации колхоза или совхоза.
В силу ст. 36, 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций (сельские леса), входили в границы лесного фонда и предоставлялись сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования.
Пунктом 3 ст. 6 действующего в настоящее время Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда проводится лесоустройство.
Апелляционный суд установил, что на лесных участках закрытого акционерного общества "Сельскохозяйственное общество "Мостовское" в 1972, 1984, 1995, 2005 годах проводились работы по лесоустройству. Исследовав материалы лесоустроительных работ, пришел к выводу, что на части земельного участка, ранее предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование закрытому акционерному обществу "Сельскохозяйственное общество "Мостовское" по государственному акту N ПМО-246-000-1081, располагался лесной фонд, переданный в ведение этой организации. На данный участок лесного фонда (Пермский сельский лесхоз, кварталы 1 - 27) 01.07.2005 было зарегистрировано право федеральной собственности.
Согласно представленному в материалы дела заключению Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" от 13.05.2013 (данная организация проводила лесоустройство 2006 года) спорные земельные участки накладываются на участки лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация. К названному заключению приложены схемы наложения земельных участков.
Имеющееся в материалах дела заключение кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью "Гео-Лайн" от 29.05.2013 о невозможности соотнесения испрашиваемых земельных участков и графического изображения, содержащегося в схеме Пермского межхозяйственного лесхоза Пермской области (лесоустройство 1995 года), в плане лесонасаждений СХПК "ЭнКрайс" Лобановского лесничества, обоснованно не признано судом апелляционной инстанции доказательством, опровергающим заключение Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" от 13.05.2013, поскольку к нему не приложены документы, которые исследовались кадастровым инженером.
Фактическое нахождение на испрашиваемых земельных участках лесов подтверждено сведениями публичной кадастровой карты. Судом апелляционной инстанции также отмечено, что от проведения экспертизы в апелляционном суде заявитель отказался.
Границы принадлежащего Российской Федерации лесного участка определены на основе данных государственного лесного реестра и материалов лесоустройства в соответствии со ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации по лесным кварталам и лесотаксационным выделам.
Таким образом, поскольку испрашиваемые земельные участки налагаются на лесные участки, на которые зарегистрировано право федеральной собственности, арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя, указав на отсутствие полномочий Комитета по распоряжению этими участками, так как в силу п. 2, 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земли лесного фонда являются собственностью Российской Федерации и приватизации не подлежат.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным им фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм права.
Все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда апелляционной инстанции, и им дана надлежащая оценка, оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 по делу N А50-525/2013 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное общество "Мостовское" - без удовлетворения.

Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА

Судьи
Е.А.ПЛАТОНОВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)