Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Расчупко Е.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коваленко А.И.,
судей Федотовой Л.Б. и Морозовой Л.В.,
с участием прокурора Устабаева Е.Т.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Япрынцевский сельсовет Переволоцкого района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Япрынцевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения, по кассационной жалобе администрации муниципального образования Япрынцевский сельсовет Переволоцкого района на решение Переволоцкого районного суда от 08 сентября 2011 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Коваленко А.И., заключение прокурора Устабаева Е.Т., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия администрации МО Япрынцевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. В обоснование заявленных требований указал, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией МО Япрынцевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области при осуществлении сбора и вывоза бытовых отходов с территории населенных мест. В ходе проверки установлено, что МО Япрынцевский сельсовет состоит из 2 населенных пунктов: с. Япрынцево и х. Араповка. Численность населения МО Япрынцевский сельсовет составляет человек, из них в с. Япрынцево проживает человек и в х. Араповка 4 человека. Населенный пункт с. Япрынцево состоит из 8 улиц. В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией МО Япрынцевский сельсовет в нарушение требований федерального законодательства надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора не организован. Населением и учреждениями муниципального образования сбор и вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется самостоятельно. В домовладениях и на территории муниципального образования места сбора отходов и контейнеры не установлены. На улицах муниципального образования урны не выставлены. Генеральная схема очистки населенных пунктов решением Совета депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась. Очередность планово-регулярной очистки в муниципальном образовании не устанавливалась, с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) не согласовывалась. Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального образования относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Уставом муниципального образования также закреплено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельсовета. Несоблюдение администрацией МО Япрынцевский сельсовет требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельсовета может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан. Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории МО, что является нарушением ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", которой установлено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Просил признать незаконным бездействие администрации МО Япрынцевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории МО. Обязать администрацию МО Япрынцевский сельсовет не позднее 01 декабря 2011 года согласовать с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров в количестве в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. Установить и согласовать с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов. Принять меры к организации установки на улицах муниципального образования урн в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда.
Определением Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 25 августа 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. привлечены Администрация Переволоцкого района Оренбургской области и Территориальное Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор).
В судебном заседании прокурор Турыгин А.А. исковые требования поддержал, просил установить срок для исполнения заявленных требований до 01.06.2012 года.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Глава Япрынцевского сельсовета К.А. представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель привлеченной в качестве третьего лица Администрации Переволоцкого района - Т. требования прокурора не признала.
Представитель третьего лица Роспотребнадзора по Оренбургской области К.И., поддержала требования прокурора.
Решением Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 08 сентября 2011 года иск прокурора удовлетворен. Признано незаконным бездействие администрации МО Япрынцевский сельсовет по несогласованию с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Возложена обязанность на администрацию МО Япрынцевский сельсовет в срок до 01 июня 2012 года в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами: согласовать с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров; согласовать с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов и организацию установки на улицах муниципального образования урн.
В кассационной жалобе Администрация МО Япрынцевский сельсовет просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение процессуального законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со статьями 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях МО осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Уставом муниципального образования Япрынцевский сельсовет (п. 18 ч. 1 ст. 5) закреплено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельсовета.
Судом установлено, что ответчиком указанные требования не исполняются: на территории Япрынцевского сельсовета не организован сбор и вывоз бытовых отходов, не оборудованы контейнерные площадки и порядок их обслуживания, на улицах урны не выставлены.
Неисполнение ответчиком требований по организации сбора и вывоза мусора и твердых отходов ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, находящихся на территории Япрынцевского сельсовета, создает опасность причинения вреда окружающей среде.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о незаконности бездействия Администрации МО Япрынцевский сельсовет в части согласования с администрацией МО Переволоцкий район и Роспотребнадзор организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения.
Коллегией не принимается во внимание довод кассационной жалобы о том, что бездействие со стороны администрации МО Япрынцевский сельсовет отсутствует, так как в судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования мусоросборные контейнеры и урны не устанавливались, специальные площадки для размещения контейнеров не выделялись, данные обстоятельства подтверждаются объяснениями главы МО Япрынцевский сельсовет К.А. Таким образом, сбор и вывоз мусора и бытовых отходов на территории поселения не соответствует Санитарным правилам и нормам СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 года N 4690-88.
Иные доводы кассационной жалобы сводятся к неверному толкованию кассатором норм действующего законодательства и к переоценке представленных доказательств.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и доводами кассационной жалобы не опровергнуты. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 08 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации МО Япрынцевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.11.2011 N 33-6764/2011
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 ноября 2011 г. N 33-6764/2011
Судья Расчупко Е.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коваленко А.И.,
судей Федотовой Л.Б. и Морозовой Л.В.,
с участием прокурора Устабаева Е.Т.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Япрынцевский сельсовет Переволоцкого района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Япрынцевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения, по кассационной жалобе администрации муниципального образования Япрынцевский сельсовет Переволоцкого района на решение Переволоцкого районного суда от 08 сентября 2011 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Коваленко А.И., заключение прокурора Устабаева Е.Т., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия администрации МО Япрынцевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. В обоснование заявленных требований указал, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией МО Япрынцевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области при осуществлении сбора и вывоза бытовых отходов с территории населенных мест. В ходе проверки установлено, что МО Япрынцевский сельсовет состоит из 2 населенных пунктов: с. Япрынцево и х. Араповка. Численность населения МО Япрынцевский сельсовет составляет человек, из них в с. Япрынцево проживает человек и в х. Араповка 4 человека. Населенный пункт с. Япрынцево состоит из 8 улиц. В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией МО Япрынцевский сельсовет в нарушение требований федерального законодательства надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора не организован. Населением и учреждениями муниципального образования сбор и вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется самостоятельно. В домовладениях и на территории муниципального образования места сбора отходов и контейнеры не установлены. На улицах муниципального образования урны не выставлены. Генеральная схема очистки населенных пунктов решением Совета депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась. Очередность планово-регулярной очистки в муниципальном образовании не устанавливалась, с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) не согласовывалась. Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального образования относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Уставом муниципального образования также закреплено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельсовета. Несоблюдение администрацией МО Япрынцевский сельсовет требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельсовета может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан. Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории МО, что является нарушением ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", которой установлено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Просил признать незаконным бездействие администрации МО Япрынцевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории МО. Обязать администрацию МО Япрынцевский сельсовет не позднее 01 декабря 2011 года согласовать с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров в количестве в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. Установить и согласовать с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов. Принять меры к организации установки на улицах муниципального образования урн в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда.
Определением Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 25 августа 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. привлечены Администрация Переволоцкого района Оренбургской области и Территориальное Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор).
В судебном заседании прокурор Турыгин А.А. исковые требования поддержал, просил установить срок для исполнения заявленных требований до 01.06.2012 года.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Глава Япрынцевского сельсовета К.А. представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель привлеченной в качестве третьего лица Администрации Переволоцкого района - Т. требования прокурора не признала.
Представитель третьего лица Роспотребнадзора по Оренбургской области К.И., поддержала требования прокурора.
Решением Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 08 сентября 2011 года иск прокурора удовлетворен. Признано незаконным бездействие администрации МО Япрынцевский сельсовет по несогласованию с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. Возложена обязанность на администрацию МО Япрынцевский сельсовет в срок до 01 июня 2012 года в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами: согласовать с администрацией МО Переволоцкий район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров; согласовать с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов и организацию установки на улицах муниципального образования урн.
В кассационной жалобе Администрация МО Япрынцевский сельсовет просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение процессуального законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со статьями 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях МО осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Уставом муниципального образования Япрынцевский сельсовет (п. 18 ч. 1 ст. 5) закреплено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельсовета.
Судом установлено, что ответчиком указанные требования не исполняются: на территории Япрынцевского сельсовета не организован сбор и вывоз бытовых отходов, не оборудованы контейнерные площадки и порядок их обслуживания, на улицах урны не выставлены.
Неисполнение ответчиком требований по организации сбора и вывоза мусора и твердых отходов ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, находящихся на территории Япрынцевского сельсовета, создает опасность причинения вреда окружающей среде.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о незаконности бездействия Администрации МО Япрынцевский сельсовет в части согласования с администрацией МО Переволоцкий район и Роспотребнадзор организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения.
Коллегией не принимается во внимание довод кассационной жалобы о том, что бездействие со стороны администрации МО Япрынцевский сельсовет отсутствует, так как в судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования мусоросборные контейнеры и урны не устанавливались, специальные площадки для размещения контейнеров не выделялись, данные обстоятельства подтверждаются объяснениями главы МО Япрынцевский сельсовет К.А. Таким образом, сбор и вывоз мусора и бытовых отходов на территории поселения не соответствует Санитарным правилам и нормам СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 года N 4690-88.
Иные доводы кассационной жалобы сводятся к неверному толкованию кассатором норм действующего законодательства и к переоценке представленных доказательств.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и доводами кассационной жалобы не опровергнуты. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Переволоцкого районного суда Оренбургской области от 08 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации МО Япрынцевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)