Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Акимовой М.А., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АгроПром" (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 20 февраля 2013 года по делу N А12-29986/2012 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АгроПром", ОГРН 1113444022340, ИНН 3444188208 (г. Волгоград)
к администрации Коростинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области, ОГРН 1053478203712, ИНН 3414015600 (с. Коростино Котовского района Волгоградской области)
об оспаривании решения администрации сельского поселения о предоставлении земельного участка в аренду
заинтересованное лицо: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кутрин А.В. (п. Петров Вал Волгоградской области)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АгроПром" обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором по уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ требованиям просит признать недействительным постановление администрации Коростинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области N 36 от 23 августа 2012 года о предоставлении в аренду КФХ Кутрин А.В. земельного участка для рыболовства решение.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 20 февраля 2013 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "АгроПром", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит принятое по делу решение отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ООО "АгроПром", администрация Коростинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области, Глава крестьянско-фермерского хозяйства Кутрин А.В. в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы указанные лица извещены надлежащим образом. В материалах дела имеется почтовое уведомление NN 79072, 79074 о вручении почтовых отправлений указанным лицам 06 и 16 апреля 2013 года.
Определение суда от 02 апреля 2013 года о принятии апелляционной жалобы к производству суда опубликовано на сайте суда в сети Интернет 03 апреля 2013 года. Указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку представителей в судебное заседание, либо известить суд о причинах неявки.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии с требованиями статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 22 мая 2012 года, общество с ограниченной ответственностью "АгроПром" обратилось в администрацию Коростинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельных участков около пруда: Березовый, Нижне Березовый и Водяной.
20 июня 2012 года Общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду на 25 лет земельного участка с кадастровым номером 34:14:140003:382 из земель сельхоз назначения в границах которого расположен пруд "Верхний Березовый" (на площади 447336 кв. м) для рыболовства.
Заявление Общества от 20 июня 2012 года было рассмотрено и администрация письмом от 20 сентября 2012 года N 405 сообщила Обществу, что спорный земельный участок предоставлен КФХ Кутрин А.В. по его заявлению от 04 июня 2012 года в порядке ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
Администрацией Коростинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области 23 августа 2012 года принято постановление N 36 о предоставлении КФХ Кутрин А.В. в аренду сроком на 25 лет земельного участка с кадастровым номером 34:14:140003:382 для целей рыболовства.
Не согласившись с постановлением администрации и полагая, что оно затрагивает интересы ООО "АгроПром" в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Дело арбитражным судом первой инстанции рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положение части 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которому обязанность доказывания обоснованности принятия оспариваемого акта лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, оспариваемое постановление принято администрацией с соблюдением порядка предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, регулируются положениями статьи 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
Как установлено судом первой инстанции, 10 мая 2012 года была произведена государственная регистрация КФХ Кутрин А.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 34 N 003855293, ОГРНИП 312345313100027 (т. 1, л.д. 27) и выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 10 мая 2012 года N 1178 (т. 1, л.д. 28).
КФХ Кутрин А.В. 04 июня 2012 года обратился с заявлением (т. 1, л.д. 25) в администрацию о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка с кадастровым номером 34:14:140003:382 из земель сельхоз назначения, в границах которого расположен пруд "Верхний Березовый" (на площади 447336 кв. м) для рыболовства.
23 августа 2012 года администрацией Коростинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области было принято постановление N 36 о предоставлении КФХ Кутрин А.В. в аренду сроком на 25 лет земельного участка с кадастровым номером 34:14:140003:382 для рыболовства.
Из заявления, поступившего в суд первой инстанции, и апелляционной жалобы следует, что Общество, оспаривая постановление администрации, в обоснование своей позиции по делу ссылается на нарушение администрацией требований положений Земельного кодекса Российской Федерации и ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". По мнению подателя апелляционной жалобы, предоставление земель крестьянскому (фермерскому) хозяйству должно осуществляться с соблюдением положений главы 14 ЗК РФ, ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 81 гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом и федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В соответствии со ст. 11 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Как указано выше, порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности определен ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В соответствии со ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые участки (собственность или аренда); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков; их предполагаемое местоположение.
Согласно п. 3 указанной статьи в редакции, действующей на момент обращения КФХ Кутрина А.В. с заявлением, орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
С учетом изложенного, заключение договора аренды земельного участка осуществляется лишь после проведения оговоренных выше процедур, в частности подачи в исполнительный орган государственной власти местного самоуправления соответствующего заявления, кадастрового плана или кадастровой карты испрашиваемого земельного участка, принятия решения о предоставлении этого земельного участка на праве собственности или аренды заинтересованному лицу, процедур является закрытым и закон не предусматривает информирование либо извещение о намерении предоставить земельный участок в средствах информации так как предполагает первоочередное право предоставлено земельных участков для организации деятельности КФХ без проведения конкурса.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждено, что глава КФХ Кутрин А.В. обратился в администрацию Коростинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области с заявлением о предоставлении земельного участка как лицо, изъявившее желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, на что прямо указано в постановлении N 36 от 23 августа 2012 года.
Заявление Кутрина А.В. оформлено с соблюдением требований статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
При таких обстоятельствах спора Администрация Коростинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области обязана была осуществить процедуры по предоставлению Кутрину А.В. спорного земельного участка, предусмотренные статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ, что и было сделано Администрацией, результатом чего явилось принятие оспариваемого постановления.
До обращения заявителя в орган местного самоуправления земельный участок был постановлен на кадастровый учет. Данное обстоятельство не оспаривается лицами, участвующими в деле, и следует из текста заявления Кутрина А.В., в котором указан кадастровый номер испрашиваемого земельного участка.
Суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что положениями пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ установлен порядок приобретения земельных участков крестьянскими хозяйствами из земель сельскохозяйственного назначения.
Нормы статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не определяют порядок приобретения испрашиваемого земельного участка для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Учитывая факт создания КФХ Кутрин А.В. 10 мая 2012 года, обращение главы КФХ Кутрина А.В. 04 июня 2012 года с заявлением в администрацию о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка с кадастровым номером 34:14:140003:382 из земель сельхоз назначения в границах которого расположен пруд "Верхний Березовый" (на площади 447336 кв. м) для рыболовства, осуществление администрацией в период с 10 мая 2012 года по 23 августа 2012 года процедур, предусмотренных пунктами 3 - 6 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", суд пришел к правильному выводу о наличии у Администрации оснований для предоставлении КФХ Кутрин А.В. испрашиваемого земельного участка для деятельности вновь созданного КФХ.
Аналогичная позиция по применению положений ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" изложена в Определении ВАС РФ от 27 декабря 2010 г. N ВАС-15091/10 и постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 02.09.2010 по делу N А14-5420/2009.
Суд апелляционной инстанции указывает на также то обстоятельство, что во исполнение оспариваемого постановления между администрацией Коростинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области и главой КФХ "Кутриным А.В. 23 августа 2012 года был заключен договор аренды земельного участка, который зарегистрирован в установленном порядке ГУ ФРС по Волгоградской области 24 сентября 2012 года, о чем в ЕГРП внесена запись за номером 34-34-15/017/2012-395. Соответствующий факт не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Таким образом, у КФХ Кутрина А.В. возникло в отношении спорного земельного участка право аренды на основании гражданско-правовой сделки, которая может быть оспорена заинтересованным лицом в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 данного Кодекса и Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании статьи 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права, в частности путем оспаривания тех оснований (правоустанавливающих документов), по которым возникло конкретное право определенного лица.
Доводам заявителя судом первой инстанции дана оценка. Податель апелляционной жалобы не указывает обстоятельств, которые, по его мнению, остались без внимания суда. Заявитель не представляет новых доказательств и на наличие таковых не ссылается. Само по себе несогласие с выводами судебного акта не является основанием для его отмены.
Суд апелляционной инстанции установил, что доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, документально подтвержденным представленными доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 68, 71 АПК РФ. Нарушений норм процессуального права при принятии решения судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не имеется. Апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "АгроПром" подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 20 февраля 2013 года по делу N А12-29986/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АгроПром" (г. Волгоград) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Судьи
М.А.АКИМОВА
Т.С.БОРИСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2013 ПО ДЕЛУ N А12-29986/12
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2013 г. по делу N А12-29986/12
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Акимовой М.А., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АгроПром" (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 20 февраля 2013 года по делу N А12-29986/2012 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АгроПром", ОГРН 1113444022340, ИНН 3444188208 (г. Волгоград)
к администрации Коростинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области, ОГРН 1053478203712, ИНН 3414015600 (с. Коростино Котовского района Волгоградской области)
об оспаривании решения администрации сельского поселения о предоставлении земельного участка в аренду
заинтересованное лицо: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кутрин А.В. (п. Петров Вал Волгоградской области)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АгроПром" обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором по уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ требованиям просит признать недействительным постановление администрации Коростинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области N 36 от 23 августа 2012 года о предоставлении в аренду КФХ Кутрин А.В. земельного участка для рыболовства решение.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 20 февраля 2013 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "АгроПром", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит принятое по делу решение отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ООО "АгроПром", администрация Коростинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области, Глава крестьянско-фермерского хозяйства Кутрин А.В. в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы указанные лица извещены надлежащим образом. В материалах дела имеется почтовое уведомление NN 79072, 79074 о вручении почтовых отправлений указанным лицам 06 и 16 апреля 2013 года.
Определение суда от 02 апреля 2013 года о принятии апелляционной жалобы к производству суда опубликовано на сайте суда в сети Интернет 03 апреля 2013 года. Указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку представителей в судебное заседание, либо известить суд о причинах неявки.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии с требованиями статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 22 мая 2012 года, общество с ограниченной ответственностью "АгроПром" обратилось в администрацию Коростинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельных участков около пруда: Березовый, Нижне Березовый и Водяной.
20 июня 2012 года Общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду на 25 лет земельного участка с кадастровым номером 34:14:140003:382 из земель сельхоз назначения в границах которого расположен пруд "Верхний Березовый" (на площади 447336 кв. м) для рыболовства.
Заявление Общества от 20 июня 2012 года было рассмотрено и администрация письмом от 20 сентября 2012 года N 405 сообщила Обществу, что спорный земельный участок предоставлен КФХ Кутрин А.В. по его заявлению от 04 июня 2012 года в порядке ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
Администрацией Коростинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области 23 августа 2012 года принято постановление N 36 о предоставлении КФХ Кутрин А.В. в аренду сроком на 25 лет земельного участка с кадастровым номером 34:14:140003:382 для целей рыболовства.
Не согласившись с постановлением администрации и полагая, что оно затрагивает интересы ООО "АгроПром" в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Дело арбитражным судом первой инстанции рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положение части 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которому обязанность доказывания обоснованности принятия оспариваемого акта лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, оспариваемое постановление принято администрацией с соблюдением порядка предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, регулируются положениями статьи 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
Как установлено судом первой инстанции, 10 мая 2012 года была произведена государственная регистрация КФХ Кутрин А.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 34 N 003855293, ОГРНИП 312345313100027 (т. 1, л.д. 27) и выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 10 мая 2012 года N 1178 (т. 1, л.д. 28).
КФХ Кутрин А.В. 04 июня 2012 года обратился с заявлением (т. 1, л.д. 25) в администрацию о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка с кадастровым номером 34:14:140003:382 из земель сельхоз назначения, в границах которого расположен пруд "Верхний Березовый" (на площади 447336 кв. м) для рыболовства.
23 августа 2012 года администрацией Коростинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области было принято постановление N 36 о предоставлении КФХ Кутрин А.В. в аренду сроком на 25 лет земельного участка с кадастровым номером 34:14:140003:382 для рыболовства.
Из заявления, поступившего в суд первой инстанции, и апелляционной жалобы следует, что Общество, оспаривая постановление администрации, в обоснование своей позиции по делу ссылается на нарушение администрацией требований положений Земельного кодекса Российской Федерации и ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". По мнению подателя апелляционной жалобы, предоставление земель крестьянскому (фермерскому) хозяйству должно осуществляться с соблюдением положений главы 14 ЗК РФ, ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 81 гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом и федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В соответствии со ст. 11 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Как указано выше, порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности определен ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В соответствии со ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые участки (собственность или аренда); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков; их предполагаемое местоположение.
Согласно п. 3 указанной статьи в редакции, действующей на момент обращения КФХ Кутрина А.В. с заявлением, орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
С учетом изложенного, заключение договора аренды земельного участка осуществляется лишь после проведения оговоренных выше процедур, в частности подачи в исполнительный орган государственной власти местного самоуправления соответствующего заявления, кадастрового плана или кадастровой карты испрашиваемого земельного участка, принятия решения о предоставлении этого земельного участка на праве собственности или аренды заинтересованному лицу, процедур является закрытым и закон не предусматривает информирование либо извещение о намерении предоставить земельный участок в средствах информации так как предполагает первоочередное право предоставлено земельных участков для организации деятельности КФХ без проведения конкурса.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждено, что глава КФХ Кутрин А.В. обратился в администрацию Коростинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области с заявлением о предоставлении земельного участка как лицо, изъявившее желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, на что прямо указано в постановлении N 36 от 23 августа 2012 года.
Заявление Кутрина А.В. оформлено с соблюдением требований статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
При таких обстоятельствах спора Администрация Коростинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области обязана была осуществить процедуры по предоставлению Кутрину А.В. спорного земельного участка, предусмотренные статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ, что и было сделано Администрацией, результатом чего явилось принятие оспариваемого постановления.
До обращения заявителя в орган местного самоуправления земельный участок был постановлен на кадастровый учет. Данное обстоятельство не оспаривается лицами, участвующими в деле, и следует из текста заявления Кутрина А.В., в котором указан кадастровый номер испрашиваемого земельного участка.
Суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что положениями пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ установлен порядок приобретения земельных участков крестьянскими хозяйствами из земель сельскохозяйственного назначения.
Нормы статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не определяют порядок приобретения испрашиваемого земельного участка для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Учитывая факт создания КФХ Кутрин А.В. 10 мая 2012 года, обращение главы КФХ Кутрина А.В. 04 июня 2012 года с заявлением в администрацию о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка с кадастровым номером 34:14:140003:382 из земель сельхоз назначения в границах которого расположен пруд "Верхний Березовый" (на площади 447336 кв. м) для рыболовства, осуществление администрацией в период с 10 мая 2012 года по 23 августа 2012 года процедур, предусмотренных пунктами 3 - 6 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", суд пришел к правильному выводу о наличии у Администрации оснований для предоставлении КФХ Кутрин А.В. испрашиваемого земельного участка для деятельности вновь созданного КФХ.
Аналогичная позиция по применению положений ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" изложена в Определении ВАС РФ от 27 декабря 2010 г. N ВАС-15091/10 и постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 02.09.2010 по делу N А14-5420/2009.
Суд апелляционной инстанции указывает на также то обстоятельство, что во исполнение оспариваемого постановления между администрацией Коростинского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области и главой КФХ "Кутриным А.В. 23 августа 2012 года был заключен договор аренды земельного участка, который зарегистрирован в установленном порядке ГУ ФРС по Волгоградской области 24 сентября 2012 года, о чем в ЕГРП внесена запись за номером 34-34-15/017/2012-395. Соответствующий факт не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Таким образом, у КФХ Кутрина А.В. возникло в отношении спорного земельного участка право аренды на основании гражданско-правовой сделки, которая может быть оспорена заинтересованным лицом в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 данного Кодекса и Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании статьи 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права, в частности путем оспаривания тех оснований (правоустанавливающих документов), по которым возникло конкретное право определенного лица.
Доводам заявителя судом первой инстанции дана оценка. Податель апелляционной жалобы не указывает обстоятельств, которые, по его мнению, остались без внимания суда. Заявитель не представляет новых доказательств и на наличие таковых не ссылается. Само по себе несогласие с выводами судебного акта не является основанием для его отмены.
Суд апелляционной инстанции установил, что доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, документально подтвержденным представленными доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 68, 71 АПК РФ. Нарушений норм процессуального права при принятии решения судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не имеется. Апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "АгроПром" подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 20 февраля 2013 года по делу N А12-29986/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АгроПром" (г. Волгоград) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Судьи
М.А.АКИМОВА
Т.С.БОРИСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)