Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.06.2013 N 06АП-2049/2013 ПО ДЕЛУ N А73-16373/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2013 г. N 06АП-2049/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
- от Министерства имущественных отношений Хабаровского края: Ислямова Е.Г., представитель по доверенности от 18.06.2012 N 1-11/4504;
- от Администрации города Хабаровска: Хворост Ю.Е., представитель по доверенности от 13.12.2012. N 1.1.27-457;
- от Департамента муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска: Безлепкина С.В., представитель по доверенности от 29.12.2012 N 13020/02-11;
- от Хабаровской городской Думы: Хворост Ю.Е., представитель по доверенности от 17.12.2012 N 751/2-19;
- от третьего лица Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Детский санаторий "Амурский": Косткин А.Б., представитель по доверенности от 21.01.2013 N 31
- от Управления здравоохранения администрации г. Хабаровска, Министерства здравоохранения Хабаровского края: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Департамента муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска, Министерства имущественных отношений Хабаровского края, Хабаровской городской Думы
на решение от 07.03.2013
по делу N А73-16373/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Степиной С.Д.
по заявлению Министерства имущественных отношений Хабаровского края
к Администрации города Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска, Хабаровской городской Думе

третьи лица Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Детский санаторий "Амурский" Управление здравоохранения администрации г. Хабаровска, Министерство здравоохранения Хабаровского края

установил:

Министерство имущественных отношений Хабаровского края (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации г. Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска, Хабаровской городской Думе об обязании Администрации г. Хабаровска в месячный срок со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции принять решение об образовании земельного участка под зданиями, находящимися на праве оперативного управления у Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Детский санаторий "Амурский" управления здравоохранения администрации г. Хабаровска, в границах земельного участка с кадастровым номером 27:23:0000000:1397/3, площадью 131 963 кв. м, определенный постановлением администрации города Хабаровска от 12.10.2012 г N 4348 "О предоставлении Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Детский санаторий "Амурский" управления здравоохранения администрации г. Хабаровска земельного участка", путем раздела земельного участка кадастровый номер 27:23:0000000:1397, площадью 145132 кв. м, назначение объекта: категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под особо охраняемую природную территорию местного значения "Парковая зона детского санатория "Амурский", расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Санаторная, 17а.
Обязать Администрацию города Хабаровска в месячный срок со дня образования земельного участка принять правовой акт о предоставлении образованного земельного участка под здания, находящиеся на праве оперативного управления у Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Детский санаторий "Амурский" управления здравоохранения администрации г. Хабаровска на праве постоянного (бессрочного) пользования Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Детский санаторий "Амурский" управления здравоохранения администрации г. Хабаровска.
Обязать Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска в месячный срок после принятия правового акта о предоставлении образованного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Детский санаторий "Амурский" управления здравоохранения администрации г. Хабаровска заключить с Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения "Детский санаторий "Амурский" управления здравоохранения администрации г. Хабаровска договор о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.

Решением от 07.03.2013 суд требования Министерства имущественных отношений Хабаровского края удовлетворил частично.

Обязал Администрацию города Хабаровска принять решение об образовании земельного участка под зданиями, находящимися на праве оперативного управления у Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Детский санаторий "Амурский" управления здравоохранения администрации города Хабаровска, в границах земельного участка с кадастровым номером 27:23:0000000:1397/3, площадью 131 963 кв. м, определенный постановлением администрации города Хабаровска от 12.10.2012 г N 4348 "О предоставлении Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Детский санаторий "Амурский" управления здравоохранения администрации г. Хабаровска земельного участка", путем раздела земельного участка кадастровый номер 27:23:0000000:1397, площадью 145 132 кв. м, назначение объекта: категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под особо охраняемую природную территорию местного значения "Парковая зона детского санатория "Амурский", расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Санаторная, 17а.
В остальной части заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда Министерство имущественных отношений Хабаровского края, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части не удовлетворенных требований заявителя и принять новый судебный акт об удовлетворении в полном объеме заявленных требований.
Представитель Министерства в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Департамент, Хабаровская городская Дума в представленных отзывах их представители в судебном заседании, отклонили доводы апелляционной жалобы Министерства.
Также в части удовлетворенных требований с решением суда не согласились Департамент муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска, Хабаровская городская Дума и заявили апелляционные жалобы, указав, что земельный участок "парковая зона детского санатория "Амурский" является особо охраняемой природной территорией местного значения. Особо охраняемые территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. Законом установлен запрет на нахождение земельного участка в иной собственности кроме муниципальной, если этот участок имеет статус особо охраняемой природной территории местного значения.
Представители Департамента, Хабаровской городской Думы в судебном заседании поддержали доводы заявленных апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Министерство в представленном отзыве, его представитель в судебном заседании, отклонили доводы апелляционных жалоб Департамента и Хабаровской городской Думы, настаивали на удовлетворении их доводов.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы Министерства, отклонил доводы апелляционных жалоб Департамента и Хабаровской городской Думы, просил принять новый судебный акт об удовлетворении требований Министерства в полном объеме.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, отзывов, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что 21.02.2012 г Хабаровской городской Думой принято решение N 542 согласно которому из муниципальной собственности городского округа "Город Хабаровск" в государственную собственность Хабаровского края безвозмездно передаются муниципальные учреждения здравоохранения, как имущественные комплексы, согласно перечню, указанному в приложении.
Согласно приложению 1 (п. 27) к решению N 542, в государственную собственность Хабаровского края передается муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Детский санаторий "Амурский" управления здравоохранения администрации города Хабаровска.
В пункте 26 приложения 2 к вышеуказанному решению указан перечень нежилых помещений и зданий, закрепленных на праве оперативного управления за муниципальным учреждением здравоохранения и земельный участок, расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. Санаторная, 38, предлагаемых к передаче в государственную собственность Хабаровского края в составе имущественного комплекса учреждения.
Вместе с тем, в приложении 2 (п. 26) к решению городской Думы от 21.02.2012 г N 542, в составе имущественного комплекса учреждения, подлежащего передаче в государственную собственность Хабаровского края не указан земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, находящиеся на праве оперативного управления у учреждения, расположенные по адресу: г. Хабаровск, ул. Санаторная, 17а.
Администрацией города Хабаровска принято постановление от 12.10.2012 г N 4348 "О предоставлении муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Детский санаторий "Амурский" управления здравоохранения администрации г. Хабаровска земельного участка", согласно которому учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок кадастровый номер 27:23:0000000:1397/3, площадью 131 963 кв. м под здания, находящиеся у учреждения в оперативном управлении.
Учреждение обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю за осуществлением государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Управление Росреестра по Хабаровскому краю приостановило государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с тем, что на основании части 1 статьи 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются земельные участки в целом как объект гражданских прав, предоставление части земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с нормами статей действующего законодательства не предусмотрено.
Таким образом, учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования администрацией г. Хабаровска предоставлена часть земельного участка в нарушение норм действующего законодательства.
В настоящее время администрацией города Хабаровска в установленном законом порядке не осуществлен раздел спорного земельного участка кадастровый номер 27:23:0000000:1397, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Санаторная, 17а с целью формирования земельного участка под объекты недвижимости, находящиеся на праве оперативного управления учреждения.
Министерство имущественных отношений Хабаровского края обращалось к мэру города Хабаровска с предложением о внесении изменений в решение городской Думы от 21.02.2012 г N 542 в части включения земельного участка в состав передаваемого недвижимого имущества учреждения и передаче земельного участка в государственную собственность Хабаровского края в соответствии с действующим законодательством.
До настоящего времени действия администрации города Хабаровска по передаче земельного участка под объектами недвижимости передаваемого в государственную собственность Хабаровского края учреждения не осуществлены.
Посчитав бездействие Хабаровской городской Думы по непередаче в государственную собственность Хабаровского края "земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости в составе имущественного комплекса МБУЗ "Детский санаторий "Амурский" управления здравоохранения администрации г. Хабаровска, указанного в приложении 2 к решению городской Думы от 21.02.2012 г N 542, в порядке ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ незаконным Министерство имущественных отношений Хабаровского края обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 35 ЗК РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащем одному лицу, проводится вместе с земельным участком. Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
В силу Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям Хабаровского края с 01 января 2012 г. относится организация оказания населению медицинской помощи на территории края в краевых государственных учреждениях здравоохранения.
В целях реализации полномочий Хабаровского края в сфере охраны здоровья, в соответствии с ч. 12 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляется безвозмездная передача муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность Хабаровского края.
При безвозмездной передаче имущества в государственную собственность Хабаровского края в составе имущественных комплексов муниципальных учреждений здравоохранения должны передаваться объекты недвижимого имущества, земельные участки, оборудование, транспортные средства и другое имущество, необходимое учреждениям для осуществления уставной деятельности.
Законом установлено, что органы местного самоуправления обязаны в срок до 1 января 2013 года передать в собственность Хабаровского края муниципальное имущество, используемое в целях охраны здоровья, закрепленное на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями здравоохранения.
Согласно абз. 30 ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ права на объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации (абз. 22 ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанным перечнем в состав документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества входит, предоставление выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество, в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты, кадастровую карту (план) земельного участка как самостоятельного объекта, предлагаемого к передаче, в целях его индивидуализации (подп. в, д п. 2).
Исходя из изложенного, Хабаровской городской Думой принято решение о безвозмездной передаче в государственную собственность Хабаровского края недвижимого имущества в составе имущественного комплекса учреждения без земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы ответчиков о запрете передачи земельного участка особо охраняемой природной территории в собственность субъекта Российской Федерации со ссылкой на нормы Федерального закона от 14.03.2005 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Положениями пункта 1 части 5 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки в зонах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности ограничиваются в обороте.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, законодатель установил запрет на передачу земельных участков особо охраняемых природных территорий в частную собственность, а не в государственную. Следовательно, земельные участки особо охраняемых природных территорий могут быть переданы в собственность субъекта Российской Федерации.
Положениями части 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ также установлено, что земли особо охраняемых природных территорий могут иметь федеральное, региональное или местное значение и соответственно находиться в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.
Статус особо охраняемых природных территорий земельного участка не является препятствием для безвозмездной передачи земельного участка под объектами недвижимости в составе имущественного комплекса учреждения в соответствии с нормами части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 12 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Также обоснованно отклонен довод ответчиков о невозможности раздела земельного участка, особо охраняемой природной территории и что раздел земельного участка может быть осуществлен только на основании решения органа местного самоуправления, принятого на основании заявления землепользователя.
Статус особо охраняемых природных территорий земельного участка не препятствует разделу земельного участка и передаче его в государственную собственность Хабаровского края.
В силу положений части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ч. 6 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Следовательно, суд может обязать орган местного самоуправления принять решение об образовании земельного участка путем его раздела.
Кроме того, из материалов дела следует, что 12.10.2012 г администрацией города Хабаровска принято постановление N 4348 "О предоставлении муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Детский санаторий "Амурский" управления здравоохранения администрации г. Хабаровска земельного участка", согласно которому учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок кадастровый номер 27:23:0000000:1397/3, площадью 131 963 кв. м под здания, находящиеся у учреждения в оперативном управлении.
Администрация г. Хабаровска при принятии указанного постановления выразила свое волеизъявление на предоставление земельного участка учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Вместе с тем, при обращении учреждения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю за осуществлением государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком государственная регистрация была приостановлена в связи с тем, что на основании части 1 статьи 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются земельные участки в целом как объект гражданских прав, предоставление части земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с нормами статей действующего законодательства не предусмотрено.
Таким образом, учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования администрацией г. Хабаровска была предоставлена часть земельного участка в нарушение норм действующего законодательства, без образования земельного участка путем его раздела под объектами недвижимости, принадлежащими учреждению здравоохранения на праве оперативного управления.
В связи с чем доводы ответчиков о том, что заявителем не представлены обоснования использования земельного участка общей площадью 131 963 кв. м под объектами недвижимости санатория Амурский являются несостоятельными.
Доводы ответчиков об отсутствии у министерства правового обоснования нарушения прав и законных интересов в связи с не передачей земельного участка в составе имущественного комплекса муниципального учреждения здравоохранения также являются несостоятельными.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации, органы, осуществляющие публичные полномочия и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Данной статьей определен перечень заинтересованных лиц, имеющих право на обращение в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.
По смыслу положений нормы статьи 198 АПК РФ в арбитражном суде могут быть оспорены действия органа, осуществляющего публичные полномочия, которые нарушают права и законные интересы заинтересованного лица, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности либо создают иные препятствия для осуществления деятельности.
Поскольку принятыми ненормативными правовыми актами Хабаровской городской Думы и бездействием Хабаровской городской Думы, по мнению министерства, были нарушены законные права и интересы Хабаровского края, следовательно, у заявителя имелись все основания для обращения в суд.
Так в связи с отсутствием принятого решения о передаче объектов недвижимости без земельных участков, созданы препятствия в осуществлении государственной регистрации права собственности Хабаровского края на передаваемые объекты недвижимости и прав на земельные участки, на которых расположены данные объекты.
Земельный участок, не включенный в состав имущественного комплекса учреждения, предлагаемого к передаче в государственную собственность Хабаровского края, исключает организацию медицинской помощи населению в соответствии с требованиями действующего законодательства, ограничивает развитие первичной медико-санитарной помощи на территории города Хабаровска.
Отклоняя довод ответчиков о пропуске заявителем срока исковой давности на обращение в суд с заявлением, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно сопроводительному письму, департаментом муниципальной собственности администрации г. Хабаровска сообщено, что документы, необходимые для передачи имущества в государственную собственность Хабаровского края представляются муниципальными учреждениями здравоохранения в министерство здравоохранения Хабаровского края в соответствии с утвержденным графиком (распоряжение министерства здравоохранения Хабаровского края от 12.01.2012 N 10-р).
Поскольку, муниципальные учреждения здравоохранения представляли в министерство здравоохранения Хабаровского края документы, необходимые для принятия решения о безвозмездной передаче имущественных комплексов учреждений, соответственно министерству стало известно об отсутствии земельного участка, под объектами недвижимости в составе имущественного комплекса учреждения здравоохранения, предлагаемого к передаче в краевую государственную собственность из обращения министерства здравоохранения края.
В связи с чем, о нарушении прав и законных интересов Хабаровского края при безвозмездной передаче муниципальных учреждений здравоохранения в собственность Хабаровского края министерство узнало 20.09.2012 из обращения министерства здравоохранения Хабаровского края (от 20.09.2012 вх. N 14637), согласно которому в министерство предоставлены документы для принятия решения о приеме в государственную собственность Хабаровского края муниципального учреждения здравоохранения и комплекса имущества, передаваемого в безвозмездном порядке.
После получения обращения министерства здравоохранения края министерство обратилось к мэру города Хабаровска с предложением принять необходимые меры по подготовке правоустанавливающих документов в отношении земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости санатория "Амурский" и передать в государственную собственность Хабаровского края имущественный комплекс учреждения здравоохранения (обращение от 26.10.2012 г исх. N 1-11-8395).
После получения от администрации г. Хабаровска отказа (ответ на обращения от 15.11.2012 г исх. N 11181/14-06, от 16.11.2012 исх. N 11219/06-06) в передаче земельного участка под объекты недвижимости, находящиеся на праве оперативного управления у учреждения, в связи с наличием у земельного участка статуса особо охраняемой природной территории не подлежащего отчуждению и разделу, министерство 20.12.2012 обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о понуждении органов местного самоуправления к совершению определенных действий.
В то же время суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя об обязании Хабаровской городской Думы в месячный срок со дня принятия администрацией города Хабаровска решения об образовании земельного участка внести в решение Хабаровской городской Думы от 21.02.2012 N 542 образованный путем раздела земельный участок под объектами недвижимости учреждения.
В соответствии с положениями статьи 201 АПК РФ для приведения ненормативного акта в соответствие, с целью устранения нарушений прав и законных интересов, не требуется установление срока исполнения решения суда (приведение ненормативного правового акта в соответствие).
Кроме этого, с учетом конституционного принципа разделения властей, орган местного самоуправления самостоятельно определяет процедуру принятия им муниципальных правовых актов, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
На основании этого, срок установленный судом для принятия органом местного самоуправления правового акта (исходя из требований Министерства имущественных отношений это принятие решения о внесении изменений в решение Хабаровской городской Думы от 21.02.2012 N 542) может не соответствовать сроку, установленному органом местного самоуправления, что нарушит его компетенцию, то есть конституционный принцип разделения властей.
Довод Министерства имущественных отношений об отсутствии в резолютивной части решения суда слов "по непередаче в государственную собственность Хабаровского края земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости в составе имущественного комплекса Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Детский санаторий "Амурский" не является основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку как установлено судом бездействие Хабаровской городской Думы, выражается именно в невключении в решение Хабаровской городской Думы от 21.02.2012 N 542 земельного участка в составе имущественного комплекса муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Детский санаторий "Амурский" на что и было указано в решении суда.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционных жалоб обстоятельства, проверив изложенные в них доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.03.2013 по делу N А73-16373/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ

Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)