Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.01.2013 ПО ДЕЛУ N 33-530

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 января 2013 г. по делу N 33-530


Судья Кузин В.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Рябихина О.Е.,
судей Паршиной С.В., Саяпиной Е.Г.,
при секретаре Ш.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р. к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, управлению по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании постановления недействительным, внесении изменений в постановление, о понуждении предоставить земельный участок бесплатно по апелляционной жалобе Р. на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 02 ноября 2012 года, которым Р. в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Паршиной С.В., объяснения представителя администрации Балаковского муниципального района Саратовской области по доверенности Ш.Н., представителя управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области по доверенности К., возражавших против доводов жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия

установила:

Р. обратился в суд с иском к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании недействительным постановления N 3647 от 02 августа 2012 г. в части даты принятия решения о постановке на учет с целью приобретения в собственность бесплатно земельного участка; изменения даты его принятия в месячный срок с 27 января 2012 г.; в части отсутствия необходимых сведений о месторасположении земельного участка, о площади земельного участка, о кадастровом номере земельного участка; о возложении обязанности внести в постановление N 3647 от 02 августа 2012 г. необходимые сведения о месторасположении земельного участка по адресу: <адрес>; о возложении на ответчика обязанности внести в постановление N 3647 от 02 августа 2012 г. необходимые сведения о площади земельного участка <данные изъяты> кв. м; о возложении на ответчика обязанности внести в указанное постановление необходимые сведения о кадастровом номере земельного участка N; о включении данного земельного участка в сформированные и утвержденные перечни земельных участков, которые размещены ответчиком 28 июня 2012 г. на официальном сайте ответчика в сети Интернет; о возложении обязанности добавить слова "и в городе Балаково" в информационном сообщении от 28 июня 2012 г., о возложении на ответчика обязанности принять постановление от 28 июня 2012 г. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером N площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства. В обоснование заявленных требований указал, что его семья является многодетной. Он арендует земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером N площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. 27 января 2012 г. он обратился в администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области с заявлением о постановке на учет с целью приобретения в собственность бесплатно участка. Однако ему было в этом отказано. 27 января 2012 г. он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно участка. 27 апреля 2012 г. Балаковским районным судом Саратовской области принято решение, которым его исковые требования о возложении обязанности поставить его на учет с целью приобретения в собственность бесплатно участка были удовлетворены. 06 июня 2012 г. он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении удостоверенной копии журнала регистрации заявлений о постановке на учет. До настоящего времени он не получил ответ на обращение, а также копию указанного журнала. 28 июня 2012 г. ответчик на основании заявления граждан о приобретении бесплатно земель в соответствии с п. 4.1 ч. 1 ст. 5 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 г. N 23-ЗСО "О земле" сформировал и утвердил перечень земель многодетным семьям в Балаковском районе, разместил 28 июня 2012 г. перечни на своем официальном сайте в сети Интернет и опубликовал их в своей газете "Балаковские вести" от 28 июня 2012 г. Ответчик не включил спорный участок в перечни. 02 августа 2012 г. ответчик принял решение о постановке его на учет с целью приобретения в собственность бесплатно участка. 10 августа 2012 г. он обратился к ответчику с заявлением о незамедлительном удостоверении заявления от 27 января 2012 г. Ответчик отказался удовлетворить заявление от 10 августа 2012 г. по причине не включения земельного участка в перечень на момент подачи заявления. Считает, что постановление N 3647 от 02 августа 2012 г. в части даты принятия решения о постановке на учет с целью приобретения в собственность бесплатно участка является незаконным, нарушающим его право на принятие решения о постановке на учет с целью приобретения в собственность бесплатно участка в месячный срок со дня поступления заявления от 27 января 2012 г. Кроме того, указанным выше постановлением в части даты принятия решения о постановке на учет с целью приобретения в собственность бесплатно участка нарушается п. 8 постановления; нарушается его право на наличие необходимых сведений о месторасположении земельного участка. Считает, что ответчик обязан был включить участок в перечни на основании его заявления от 27 января 2012 г. и вступившего в законную силу решения Балаковского районного суда Саратовской области от 27 апреля 2012 г. Считает действия ответчика по отказу в удовлетворении заявления от 10 августа 2012 г. незаконными, а свое право на приобретение в собственность бесплатно участка - нарушенным.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 02 ноября 2012 г. Р. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Р. просит решение отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также суд неправильно истолковал закон и не определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Полагает, что ответчик препятствует Р. получить земельный участок в собственность бесплатно.
На заседание судебной коллегии истец Р. не явился, извещен о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представил, о причинах неявки не сообщил. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, семья Р. является многодетной. 23 декабря 2011 г. между управлением по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области и Р. заключен договор аренды земельного участка N. Р. в аренду предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м. Срок договора с 20 декабря 2011 г. по 19 декабря 2016 г.
27 января 2012 г. Р. на имя главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области подано заявление о постановке его на учет для приобретения бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка N для индивидуального жилищного строительства.
14 февраля 2012 г. глава администрации Балаковского муниципального района Саратовской области направил в адрес Р. ответ на его заявление, в котором разъяснил, что для постановки на учет для приобретения бесплатно земельного участка законом разработан определенный порядок. В заявлении о постановке на учет не предусмотрено указание конкретного земельного участка, а органы местного самоуправления, в чьи функции входит принятие решения о предоставлении в собственность граждан земельных участков, принимают такое решение на основании заявления граждан только в отношении земельных участков, включенных в соответствующий перечень. На момент подачи Р. вышеуказанных заявлений такие перечни не утверждены.
В соответствии со вступившим в законную силу решением Балаковского районного суда Саратовской области от 27 апреля 2012 г. на администрацию возложена обязанность принять по заявлению Р. от 27 января 2012 г. решение о постановке на учет с целью приобретения бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства или об отказе в постановке на учет с целью приобретения бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства или об отказе.
Из постановления администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 02 августа 2012 г. N 3647 следует, что Р., семья которого признана многодетной, поставлен на учет для приобретения бесплатно земельного участка.
10 августа 2012 г. Р. на имя главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области подано заявление о принятии решения о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка N площадью <данные изъяты> га для индивидуального жилищного строительства.
Из копии ответа от 29 августа 2012 г. следует, что земельные участки предоставляются гражданам в порядке очередности в зависимости от даты и времени постановки на учет по мере формирования органами местного самоуправления перечней земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам в собственность в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона Саратовской области 21 мая 2004 г. N 23-ЗСО "О земле". Органы местного самоуправления принимают решения о бесплатном предоставлении в собственность гражданам земельных участков, включенных в перечни земельных участков, на основании заявлений граждан, состоящих на учете, о приобретении бесплатно земельного участка с приложением соответствующих документов.
Судом первой инстанции также установлено, что на момент подачи заявления Р. такой перечень по испрашиваемому земельному участку не был утвержден.
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером N, обременен правом аренды Р. в соответствии с договором аренды земли N 537 от 23 декабря 2011 г., а потому судом правильно сделан вывод о том, что в силу гражданского законодательства он не может быть отчужден собственником администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области в пользу других лиц пока действует такое обременение.
Срок действия договора аренды земли N 537 от 23 декабря 2011 г. установлен до 19 декабря 2016 г., документы, подтверждающие досрочное расторжение указанного договора в материалах дела отсутствуют, суду апелляционной инстанции не представлены.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Р.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков установлен ст. ст. 30 - 34 ЗК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу ч. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование земельного участка не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 1 ст. 34 ЗК РФ в целях обеспечения управления и распоряжения земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. Данные акты должны соответствовать предъявляемым к ним настоящей статьей требованиям, а также не должны противоречить иным нормам Земельного кодекса, прежде всего направленным на урегулирование отношений по возникновению прав на земельные участки;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Частью 2 ст. 28 ЗК РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу абз. 2 ч. 2 ст. 28 ЗК РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4.1 ч. 1 ст. 5 Закона Саратовской области от 21.05.2004 N 23-ЗСО "О земле" (далее - Закон) однократное предоставление земельных участков в собственность гражданам осуществляется бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества - имеющим трех и более детей гражданам, семьи которых признаются многодетными в соответствии с Законом Саратовской области "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области".
На основании ч. 10 ст. 12.3 указанного Закона земельные участки предоставляются гражданам в порядке очередности в зависимости от даты и времени постановки на учет, по мере формирования органами местного самоуправления перечней земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам в собственность в соответствии с пунктом 4.1 части 1 статьи 5 настоящего Закона (далее - перечень земельных участков).
В соответствии с ч. 13 ст. 12.3 Закона в целях приобретения бесплатно гражданами земельных участков в соответствии с пунктом 4.1 части 1 статьи 5 настоящего Закона органы местного самоуправления:
- 1) формируют и утверждают перечни земельных участков и в течение пяти рабочих дней со дня утверждения размещают их на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации и (или) других местах, являющихся источниками официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов в соответствии с уставами муниципальных образований;
- 2) принимают в соответствии с настоящим Законом решения о бесплатном предоставлении в собственность гражданам земельных участков, включенных в перечни земельных участков.
Частью 14 ст. 12.3 Закона предусмотрено, что перечни земельных участков формируются органами местного самоуправления в целях информирования граждан о наличии земельных участков, предлагаемых для приобретения бесплатно в соответствии с пунктом 4.1 части 1 статьи 5 настоящего Закона. Порядок информирования граждан о наличии земельных участков, предлагаемых для приобретения бесплатно в соответствии с пунктом 4.1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, утверждается органами местного самоуправления.
Перечни земельных участков должны содержать порядковые номера, кадастровые номера и характеристики земельных участков, включая их местоположение, адресную часть, площадь, вид разрешенного использования земельного участка и схематическое изображение расположения земельного участка на местности.
Согласно ч. 15 ст. 12.3 Закона органы местного самоуправления принимают решения о бесплатном предоставлении в собственность гражданам земельных участков, включенных в перечни земельных участков, на основании заявлений граждан, состоящих на учете, о приобретении бесплатно земельного участка в соответствии с пунктом 4.1 части 1 статьи 5 настоящего Закона (далее - заявление о приобретении земельного участка).
Гражданин, желающий приобрести земельный участок, включенный в перечень земельных участков, подает заявление о приобретении земельного участка и документы, указанные в пунктах 1 - 3 части 4 настоящей статьи, в орган местного самоуправления, в котором он состоит на учете, в течение 30 дней со дня размещения перечня земельных участков на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1 части 13 настоящей статьи (п. 16 ст. 12.3 Закона).
Из ч. 18 ст. 12.3 Закона следует, что решение о предоставлении бесплатно гражданину в собственность земельного участка в соответствии с пунктом 4.1 части 1 статьи 5 настоящего Закона (далее - решение о предоставлении земельного участка) или об отказе в предоставлении бесплатно гражданину в собственность земельного участка принимается органом местного самоуправления по истечении 30 дней, но не позднее 45 дней со дня размещения перечня земельных участков на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1 части 13 настоящей статьи.
Таким образом, предоставление земельного участка многодетной семье в соответствии с действующим законодательством возможно лишь при соблюдении всех вышеперечисленных условий, одним из которых является условие о том, что испрашиваемый земельный участок должен быть включен в перечень земельных участков, формируемых и утверждаемых органом местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено, что на момент подачи Р. заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, перечень с испрашиваемым земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, с кадастровым номером N, не утвержден.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным постановления администрации Балаковского муниципального района Саратовской области N 3647 от 02 августа 2012 г. является законным и обоснованным.
Анализируя вышеприведенные нормы законодательства и представленные сторонами доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что Р. относится к категории граждан, которые имеют право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем, наличие у Р. такого права не влечет безусловную обязанность органа местного самоуправления предоставить по его требованию земельный участок в нарушение соответствующего порядка приобретения земельных участков в собственность бесплатно.
Доводы жалобы о том, что договор аренды не зарегистрирован в установленном законом порядке, отклоняются судебной коллегией как не имеющие правового значения для разрешения указанного спора.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к неправильному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался Р. в суде первой инстанции, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности, в связи с чем не могут повлечь отмену решения суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права и нормы процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба Р. является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Балаковского районного суда Саратовской области от 02 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Р. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)