Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.03.2013 N 17АП-2070/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-19764/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2013 г. N 17АП-2070/2013-ГК

Дело N А50-19764/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Дюкина В.Ю., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Кузнецова Н.В. (паспорт, доверенность от 01.10.2012), Жукова М.С. (паспорт, на основании протокола от 25.02.2013, директор),
от ответчика - Зотова Т.А. (паспорт, доверенность от 24.08.2012),
от третьих лиц - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, ООО "ДОМ",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 09 января 2013 года
по делу N А50-19764/2012,
принятое судьей Хайруллиной Е.Ф.,
по иску ООО "ДОМ" (ОГРН 1055900283878, ИНН 5902826556)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Гордадзе Ольга Викторовна, Департамент земельных отношений администрации города Перми
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

ООО "ДОМ" (истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ответчик) с иском (с учетом уточнения исковых требований, в порядке, установленном ст. 49 АПК РФ) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410413:56 площадью 4811,47 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, проспект Парковый, 23, действующей с 01.01.2013, равной его рыночной стоимости в размере 18 150 000 руб.
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Гордадзе Ольга Викторовна, Департамент земельных отношений администрации города Перми.
Решением суда от 09.01.2013 (резолютивная часть от 09.01.2013) в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда от 09.01.2013 обжаловано истцом в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410413:56 и вправе предъявлять требования об определении кадастровой стоимости этого земельного участка в размере его рыночной стоимости. Истец указывает, что представленным им отчетом об оценке подтверждено несоответствие установленной кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, в связи с чем, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Также истец считает необоснованным утверждение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, просит решение суда от 09.01.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Ответчик против доводов апелляционной жалобы возражает, указывает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410413:56 была определена на основании удельных показателей видов функционального использования, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п. Ответчик ссылается на отсутствие у него полномочий на проведение экспертизы и проверку достоверности кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной актом органа государственной власти, полагает, что не является надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с доводами апелляционной жалобы также не согласно, в отзыве указывает, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410413:56 были внесены в кадастр недвижимости верно, доказательств оспаривания Постановления Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п в части установления кадастровой стоимости этого земельного участка истцом не представлено.
Третье лицо Департамент земельных отношений администрации города Перми просит оставить решение суда от 09.01.2013 без изменения, в отзыве на апелляционную жалобу также указывает, что истцом не оспорено Постановление Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "ДОМ" и Гордадзе О.В. на праве долевой собственности принадлежит 3-х этажное здание торгового центра с цокольным этажом (лит. А), общей площадь 4336,50 кв. м, расположенное по адресу: г. Пермь, проспект Парковый, 23.
Распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации города Перми от 31.05.2012 N 1398 прекращено право аренды ООО "ДОМ" и Гордадзе О.В. в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410413:56 площадью 4811,47 кв. м по пр. Парковый, 23, на котором расположен указанный объект недвижимости, земельный участок предоставлен в общую долевую собственность за плату по цене в соответствии с расчетом цены выкупа.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410413:56, определенная на 01.01.2010, не соответствует его рыночной стоимости, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 65 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средние (взвешенные по площади) значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края.
Кадастровая стоимость, утвержденная данным Постановлением, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01.01.2010. Указанное Постановление вступило в силу с 01.01.2013.
Согласно этому Постановлению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410413:56 по состоянию на 01.01.2010 была установлена в размере 54776083,99 руб.
С учетом проведения 27.12.2011 кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410413:56 в связи уточнением местоположения его границ и площади, кадастровая стоимость была определена в размере 56375944,96 руб.
Довод истца о том, что в настоящее время кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером не соответствует кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п, признается судом апелляционной инстанции необоснованным.
В силу п. 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006, в случае, когда изменение площади земельного участка произошло после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Из кадастрового паспорта от 24.01.2013 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410413:56 в размере 56375944,96 руб. была определена с учетом изменения (увеличения) площади этого земельного участка исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 11384,48 руб./кв. м, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п.
Согласно материалам дела государственный контракт N СЭД-31-09-11-153 на выполнение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель водного фонда Пермского края по состоянию на 01.01.2010 для целей государственной кадастровой оценки был заключен 08.12.2010.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения главы III ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
В соответствии со ст. 24.19 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как правильно указано судом первой инстанции, рассматриваемый спор не связан с оспариванием истцом Постановления Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п, утвердившего кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410413:56 по состоянию на 01.01.2010.
В обоснование исковых требований истцом указано на определение рыночной стоимости этого земельного участка по состоянию на 01.01.2010 в размере 18 150 000 руб.
Согласно положениям ст. 24.19 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, решения которой могут быть оспорены в арбитражном суде.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 280-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
С учетом изложенного, оспаривание кадастровой стоимости в суде в связи с установлением рыночной стоимости земельного участка должно производиться путем оспаривания вынесенного по этому вопросу решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, истец в установленном порядке в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался. В связи с чем, основания для удовлетворения его требований в судебном порядке отсутствуют.
При таких обстоятельствах, нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 09.01.2013 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на истца.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 января 2013 года по делу N А50-19764/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА

Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Ю.В.СКРОМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)