Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 05.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-102/13

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 марта 2013 г. по делу N 33-102/13


Судья: Лаптев Г.К.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
и судей Леганова А.В., Кудинова А.В.
по докладу судьи Поповой Е.И.
при секретаре К.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности К.Е. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 23 октября 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

К.В. обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления муниципального образования г. Краснодар от 10 сентября 2012 года N 7860 "Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара" (реконструкция ВЛ-35 кВ "Витаминкомбинат-Калинино") в части изъятия земельного участка с кадастровым номером "номер обезличен", принадлежащего К.В. В обоснование заявленных требований указал, что согласно кадастровому паспорту земельного участка от 18 января 2012 года "номер обезличен" ему принадлежит земельный участок с кадастровым номером "номер обезличен" площадью 1272 кв. м. Данный земельный участок образовался в результате раздела земельного участка с кадастровым номером "номер обезличен", принадлежащего ему на праве собственности. В соответствии с постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 10 сентября 2012 года "номер обезличен" земельный участок с кадастровым номером "номер обезличен" площадью 1272 кв. м был изъят для муниципальных нужд. Однако, считал, что изъятие принадлежащего ему земельного участка произошло с нарушением требований действующего законодательства. Кроме того, в соответствии с вступившим в законную силу решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 01 ноября 2011 года, ОАО "Кубаньэнерго" филиал ОАО "Кубаньэнерго" Краснодарские электрические сети обязано демонтировать воздушную линию электропередач ВЛ-35 кВ, проходящую по части земельного участка с кадастровым номером "номер обезличен", принадлежащего ему на праве собственности.
В судебном заседании представитель К.В. по доверенности К.С. поддержал заявленные требования.
Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности К.Е. в судебном заседании заявленные требования не признал.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 23 октября 2012 года требования, заявленные К.В., удовлетворены. Суд признал недействительным постановление администрации муниципального образования г. Краснодар от 10 сентября 2012 года "номер обезличен" "Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в Прикубанском округе г. Краснодара" (реконструкция ВЛ-35 кВ "Витаминкомбинат-Калинино") в части изъятия земельного участка с кадастровым номером "номер обезличен", принадлежащего К.В. Суд обязал администрацию муниципального образования г. Краснодар в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу вынести постановление, устраняющее в полном объеме нарушенное право К.В.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности К.Е. просит решение суда отменить, поскольку судом не был рассмотрен вопрос о надлежащим уведомлении собственника земельного участка об изъятии, так как к участию в деле не был привлечен Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар - орган, осуществляющий процедуру изъятия земельного участка.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель К.В. по доверенности К.С. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с грубым нарушением норм процессуального права.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, являясь заинтересованным лицом, не был привлечен к участию в деле.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене.
При рассмотрении дела судебной коллегией с учетом требований п. 5 ст. 330 ГПК РФ по правилам производства в суде первой инстанции к участию в деле привлечен Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, и его представитель по доверенности Ш. заявила ходатайство о приобщении документов, подтверждающих, что процедура изъятия спорного участка была произведена Департаментом и администрацией муниципального образования г. Краснодар в соответствии с требованиями закона. Просила в удовлетворении требований К.В. отказать.
Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности К.Е. требования К.В. не признал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель К.В. по доверенности К.С. просил удовлетворить требования, заявленные К.В. о признании недействительным постановления муниципального образования г. Краснодар от 10 сентября 2012 года "номер обезличен" "Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в Прикубанском округе г. Краснодара" (реконструкция ВЛ-35 кВ "Витаминкомбинат-Калинино") в части изъятия земельного участка с кадастровым номером "номер обезличен", принадлежащего К.В.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении требований, заявленных К.В., по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что согласно кадастровому паспорту земельного участка от 18 января 2012 года "номер обезличен" и свидетельства о государственной регистрации права от 19 апреля 2007 года К.В. принадлежит земельный участок с кадастровым номером "номер обезличен", площадью 1272 кв. м. Данный земельный участок образовался в результате раздела земельного участка с кадастровым номером "номер обезличен", принадлежащего К.В. на праве собственности.
В соответствии с постановлением главы муниципального образования г. Краснодар от 10 сентября 2012 года "номер обезличен" "Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара" (реконструкция ВЛ-35 кВ "Витаминкомбинат-Калинино") земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером "номер обезличен" площадью 1272 кв. м, изъяты для муниципальных нужд.
Пунктом 2.1 вышеуказанного постановления на Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар возложена обязанность в течение трех дней со дня издания настоящего постановления уведомить о нем заинтересованных лиц, в том числе К.В.
Согласно ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
В соответствии с требованиями п. 4 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 63 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после: предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков; возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках; возмещения в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее, чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Вместе с тем, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлено, что документов, свидетельствующих о том, что процедура изъятия спорного земельного участка для муниципальных нужд была проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства, ни администрацией муниципального образования, ни Департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар предоставлено не было.
Представителем ДМСиГС в суд апелляционной инстанции представлены документы, подтверждающие уведомление К.В. о предстоящим изъятии принадлежащего ему земельного участка, с кадастровым номером "номер обезличен" площадью 1272 кв. м.
Данные обстоятельства К.В. не оспариваются.
Статьей 55 Земельной кодекса РФ предусмотрены условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Согласно ч. ч. 1 и 3 ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство РФ, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу ч. 3 ст. 63 Земельного кодекса РФ собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.
В соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в частности, связанных с размещением объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
На основании ч. 4 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ строительство осуществляется на основании документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.
Согласно ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Не допускается принятие органами местного самоуправления решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд при отсутствии документов территориального планирования (ч. 4 ст. 9).
В силу ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы поселения включают в себя карту (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе: объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах поселения, городского округа.
Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ в целях создания условий для устойчивого развития и для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, разрабатываются правила землепользования и застройки, включающие в себя, в том числе градостроительные регламенты, представляющие собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (ст. 32 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, из смысла вышеуказанных норм следует, что администрация муниципального образования г. Краснодар должна документально подтвердить отсутствие других вариантов возможного размещения предполагаемого к строительству объекта, невозможность использования земельного участка в целях, для которых он изымается, без прекращения права собственности заявителя на находящиеся на земельном участке объект, наличие соответствующих документов территориального планирования.
Более того, как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером "номер обезличен" площадью 1272 кв. м образовался в результате раздела земельного участка с кадастровым номером "номер обезличен", принадлежащего К.В. на праве собственности.
Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 01 ноября 2011 года, ОАО "Кубаньэнерго" филиал ОАО "Кубаньэнерго" Краснодарские электрические сети обязано демонтировать воздушную линию электропередач ВЛ-35 кВ проходящую по части земельного участка с кадастровым номером "номер обезличен" принадлежащий К.В. на праве собственности.
Доказательств соблюдения процедуры изъятия земельного участка, принадлежащего К.В., заинтересованными лицами, суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований, заявленных К.В. о признании недействительным постановления муниципального образования г. Краснодар от 10 сентября 2012 года "номер обезличен" "Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара" (реконструкция ВЛ-35 кВ "Витаминкомбинат-Калинино") в части изъятия земельного участка с кадастровым номером "номер обезличен", принадлежащего К.В.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 23 октября 2012 года - отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования К.В. - удовлетворить.
Признать недействительным постановление главы муниципального образования г. Краснодар от 10 сентября 2012 года "номер обезличен" "Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодар" (реконструкция ВЛ-35 кВ "Витаминкомбинат - Калинино") в части изъятия земельного участка с кадастровым номером "номер обезличен", принадлежащего К.В.
Обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу вынести постановление, устраняющее в полном объеме нарушенное право К.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)