Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.07.2013 ПО ДЕЛУ N А22-2205/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. по делу N А22-2205/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Годило Н.Н.,
судей: Баканова А.П., Джамбулатова С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповым М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия на решение от 18.03.2013 по делу N А22-2205/2012 Арбитражного суда Республики Калмыкия,
по иску прокурора Республики Калмыкия, обратившегося в интересах Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия
к администрации Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ИНН 0801904135, ОГРН 1020800508684),
главе крестьянского (фермерского) хозяйства Павленко Николаю Ивановичу (ИНН 080100661252, ОГРН 309080103400012),
третьи лица - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Лысенко Ю.А.
Управление Росреестра по РК,
о признании сделки недействительной в части и применении последствий недействительности сделки,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи от прокурора Республики Калмыкия: Матвеева О.В. представитель по доверенности N 8-6-2013 от 14.01.2013,

установил:

Прокурор Республики Калмыкия (далее - истец), в интересах Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия, обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации Городовиковского РМО РК и главе КФХ Павленко Н.И. (далее - ответчик, администрация, предприниматель Павленко Н.И.) о признании договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 12.07.2012 недействительным в силу ничтожности в части передачи земельных участков с кадастровыми номерами 08:01:030101:1131 и 08:01:030101:1132, применении последствий недействительности сделки путем обязания возврата земельных участков.
Решением от 18.03.2013 суд иск удовлетворил.
Не согласившись с решением суда, администрация обжаловала его в апелляционном порядке, указав на его незаконность и необоснованность. Просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт.
Указывает на то, что статья 12 Закона "О крестьянском фермерском хозяйстве" устанавливает особый порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения, который и был соблюден администрацией.
В отзыве предприниматель Павленко Н.И. и истец просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.01.2012 предприниматель Павленко Н.И. обратился в администрацию с заявлением о приобретении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для расширения деятельности фермерского хозяйства в аренду сроком на 49 лет, общей площадью 90 га. находящиеся примерно в 1,7 км от ориентира по направлению на запад от с. Веселое и 36 га находящиеся примерно в 2,7 км от ориентира по направлению на юго-запад от с. Веселое, из земельного участка с кадастровым номером 08:01:030101:1030 общей площадью 1423,28 кв. м.
Из кадастровых паспортов видно, что из земельного участка с кадастровым номером 08:01:030101:1030 был выделен земельный участок с кадастровым номером 08:01:030101:1118 который, в свою очередь, был разделен на 6 земельных участков в составе которых находятся, в том числе, и спорные по настоящему делу земельные участки с кадастровыми номерами 08:01:030101:1131 площадью 91986 кв. м, находящийся примерно в 2,739 км от ориентира с. Веселое по направлению на юго-запад, и номером 08:01:030101:1132 площадью 91 999 кв. м, находящийся примерно в 2,614 км от ориентира с. Веселое по направлению на юго-запад по адресу: Республики Калмыкия, Городовиковский район.
В последующем, администрацией в газете "Хальмг Унн" от 06.06.2012 было опубликовано объявление о выделении на праве аренды, в том числе, и спорных по настоящему делу земельных участков. 28.06.2012 глава КФХ Павленко Н.И. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему спорных земельных участков в аренду на срок 49 лет, для сельскохозяйственного производства. 29.06.2012. Гражданин Лысенко Ю.А. также обратился в администрацию с рукописным заявлением о предоставлении спорных земельных участков в аренду на срок 10 лет, для сельскохозяйственного производства.
Администрация рассмотрев заявление предпринимателя Павленко Н.И. постановлением N 464 от 12.07.2012 предоставила ему спорные земельные участки в аренду сроком на 49 лет, в связи с чем заключила с ним договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 12.07.2009 и составила акт приема-передачи земельных участков.
При этом, письмом от 23.07.2012 N 792 администрация уведомила Лысенко Ю.А. о предоставлении спорных земельных участков предпринимателю Павленко Н.И. в аренду.
Установленные фактические обстоятельства дела нашли свое полное подтверждение в исследованных подлинниках и копиях материалов дела.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны среди прочего обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Реализация указанного права в силу ст. 81 Земельного кодекса осуществляется не только в порядке, установленном Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ, но и Земельным кодексом Российской Федерации, которым предусмотрена обязанность органа государственной власти и органа местного самоуправления информировать население о предстоящем предоставлении земельных участков (ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из кадастровых паспортов спорных земельных участков следует, что земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В силу п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Таким образом, правила данной нормы применяются к отношениям по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в случае, когда о предоставлении участка в собственность было подано два и более заявлений. В этом случае предоставление соответствующего земельного участка осуществляется на торгах.
Предоставление земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в ином порядке противоречило бы основным принципам земельного законодательства, установленным в Земельном кодексе Российской Федерации, в частности предусмотренной ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, а также ограничивало доступ иных хозяйствующих субъектов к использованию земли.
Следовательно, установленный ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ порядок предоставления земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства не исключает необходимости соблюдения общих принципов предоставления земельных участков, предусмотренных ст. 1 и 34 Земельного кодекса.
Вместе с тем, статья 12 Закон о крестьянском хозяйстве устанавливает особый порядок предоставления участка сельскохозяйственного назначения для таких субъектов как крестьянские (фермерские) хозяйства. По смыслу указанной нормы и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах производится, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (крестьянских (фермерских) хозяйств).
Из материалов дела видно, что в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лысенко Ю.А. зарегистрирован до подачи соответствующего заявления о предоставлении земельного участка. Таким образом, заявитель как глава крестьянского (фермерского) хозяйства наделен правом на получение земельного участка на основании специального порядка, установленного Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ.
Факт осуществления Лысенко Ю.А. предпринимательской деятельности и ведения им крестьянского (фермерского) хозяйства подтверждается представленными материалами дела, а также постановлением Главы администрации Городовиковского РМО РК от 24.03.2006 N 346 "О дополнительном предоставлении земельного участка Лысенко Юрию Анатольевичу для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" и постановлением Главы администрации Городовиковского РМО РК от 23.04.2007 N 250 "О предоставлении земельного участка Лысенко Юрию Анатольевичу в аренду, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства", о чем на момент принятия постановления Главы администрации Городовиковского РМО РК N 464 от 12.07.2012 сама Администрация не могла не знать.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд первой инстанции правильно сделал вывод о том, что предоставление спорных земельных участков по постановлению Главы администрации Городовиковского РМО РК N 464 от 12.07.2012 было произведено с нарушением норм ст. 1, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, в связи с чем договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 12.07.2012 в части передачи земельных участков с кадастровыми номерами 08:01:030101:1131 и 08:01:030101:1132 является недействительным в силу его ничтожности и исковые требования удовлетворил.
С учетом изложенного, следует признать, что разрешая спор, суд первой и инстанции правильно применил нормы материального права. В связи с чем доводы апелляционной жалобы являются необоснованными.
По этим же основаниям нельзя признать состоятельными изложенный в жалобе довод о том, что законность заключенной с главой КФХ Павленко сделки обусловлена, в том числе и его ранним по сравнению с Лысенко обращением в администрацию., поскольку в соответствии подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ земельное законодательство основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, в связи с этим при конкуренции двух или более заявлений глав крестьянских (фермерских) хозяйств в отношении испрашиваемого земельного участка орган самоуправления не вправе отдавать предпочтение тому или иному землепользователю. Поэтому такой участок должен предоставляться по результатам торгов в порядке, предусмотренном статьей 10 Закона N 101 - ФЗ.
Поскольку заявление главы КФХ Лысенко поступило в орган местного самоуправления до принятия администрацией решения о предоставлении главе КФХ Павленко Н.И. испрашиваемых земельных участков (постановление главы администрации об этом вынесено 12.07.2012) и заключения с ним договора аренды, суд первой инстанции сделал правильный вывод о необходимости предоставления в аренду спорных земельных участков исключительно на торгах.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.03.2013 по делу N А22-2205/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
Н.Н.ГОДИЛО

Судьи
А.П.БАКАНОВ
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)