Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 31.05.2013
Полный текст постановления изготовлен 06.06.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Смолко С.И., Стрегелевой Г.А.
при участии в заседании:
- от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069, г. Воронеж, пл. им. Ленина, 12, 394006); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от индивидуального предпринимателя Ююкина Юрия Алексеевича (ОГРНИП 311366834300080, ИНН 366510525919, г. Воронеж, ул. Мусихина, д. 31, кв. 1, 394092); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" (ОГРН 1053600482539, ИНН 3666128249, Воронежская область, р-н Острогожский, пос. Элеваторный, ул. Рабочая, 1, 397837) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2012 (судья Сорокина Н.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А14-12457/2012,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" (далее - заявитель, ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) (с учетом уточнения требований):
- - о признании незаконным решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 36:28:8200020:28 площадью 66 га главе КФЗ Ююкину Ю.А., отраженное в "Протоколе заседании комиссии по предоставлению участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Воронежской области, для ведения сельскохозяйственного производства от 03.04.2012 N 4" Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области;
- - о признании недействительным приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 12.04.2012 N 477-з "О предоставлении индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ююкину Юрию Алексеевичу (г. Воронеж, ул. Мусихина, д. 31, кв. 1) в аренду земельного участка для сельскохозяйственного производства, расположенного в границах бывшего колхоза им. Чапаева Семилукского муниципального района" с кадастровым номером 36:28:8200020:28 площадью 660 000 кв. м;
- - о признании недействительным (ничтожным) договора аренды от 16.04.2012 N 2085-12/сх, заключенного между Департаментом имущественных и земельных отношений и КФХ Ююкиным Ю.А. и применить последствия недействительности сделки;
- - об обязании Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области осуществить действия по передаче в собственность ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" земельного участка с кадастровыми номерами 36:28:8200020:28 в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
- - о взыскании с Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в пользу ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" расходов по уплате госпошлины.
Определением суда от 03.09.2012 индивидуальный предприниматель глава КФХ Ююкин Юрий Алексеевич привлечен по настоящему делу в качестве соответчика.
Решением суда от 09.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2013 решение суда от 09.11.2012 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, а также несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для изменения, отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 18.02.2012 Департамент опубликовал в газете "Молодой коммунар" сообщение о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 36:28:8200020:28 площадью 66 га, расположенного по адресу: Воронежская область, Семилукский район, бывший колхоз им. Чапаева (ТОО "Староведугское"), находящихся в собственности Воронежской области.
15.03.2012 Общество обратилось в Департамент с заявкой о заключении договоров купли-продажи или аренды на земельные участки, указанные в сообщении от 18.08.2012, для производства сельскохозяйственной продукции.
Решением комиссии, отраженном в протоколе от 03.04.2012 N 4, спорный земельный участок был передан главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ююкину Ю.А.
На основании принятого решения Департаментом был издан приказ 12.04 2012 N 477-з о передаче в аренду земельного участка с кадастровым номером 36:28:8200020:28 площадью 66 га сроком на 11 месяцев главе КФХ Ююкину Ю.А.
16.04.2012 между Департаментом и главой КФХ Ююкиным Ю.А. был заключен договор аренды N 2085-12/сх на указанный земельный участок и подписан акт приема-передачи.
Не согласившись с решением и приказом Департамента о предоставлении в аренду спорного земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее Закон N 101-ФЗ) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Закона N 74-ФЗ, в соответствии с которой граждане, заинтересованные в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Судом установлено, что заявление о предоставлении земельного участка, поданное 09.02.2012 Ююкиным Ю.А. содержит цель использования земельного участка - развитие и расширение КФХ; испрашиваемое право - в аренду; срок аренды - долгосрочный; обоснование размеров участка - для соблюдения севооборота при выращивании картофеля и овощей при наличии в собственности КФХ в границах бывшего колхоза им. Чапаева 27 га пашни; местоположение земельного участка - Воронежская обл., Семилукский район, северная часть кадастрового квартала 36:28:8200020, кадастровый номер 36:28:82000020:28.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Таким образом, статья 12 Закона N 74-ФЗ устанавливает особый порядок предоставления участка сельскохозяйственного назначения для таких субъектов как крестьянские (фермерские) хозяйства. По смыслу указанной нормы и пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах производится, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (крестьянских (фермерских) хозяйств). В настоящем деле лишь один из претендентов является крестьянским (фермерским) хозяйством, а следовательно имеет право на получение спорных земельных участков в особом порядке и проведение торгов не требуется.
При таких обстоятельствах суд первой и апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что глава КФХ Ююкин Ю.А. имел право на предоставление спорных земельных участков в порядке, установленном статьей 12 Закона N 74-ФЗ, без проведения торгов, который согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.12.2012 N ВАС-17192/12.
Довод Общества о несоответствии заявления главы КФХ Ююкин Ю.А. о предоставлении земельного участка требованиям статьи 12 Закона N 74-ФЗ судом первой и апелляционной инстанции рассматривался и правомерно был отклонен. Суды дали ему надлежащую правовую оценку и пришли к выводу о его необоснованности.
Суды обеих инстанций пришли к выводу, что ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" не представлены доказательства нарушения Департаментом, при принятии оспариваемого решения, прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Согласно п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при подаче кассационной жалобы на решения или постановления арбитражного суда должна быть уплачена государственная пошлина в размере 50 процентов от размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, то есть в размере 1000 рублей.
Поскольку при подаче кассационной жалобы ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" была уплачена государственная пошлина в большем размере, в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 по делу N А14-12457/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей излишне уплаченную по платежному поручению от 13.03.2013 N 462 за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Судьи
С.И.СМОЛКО
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 06.06.2013 ПО ДЕЛУ N А14-12457/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2013 г. по делу N А14-12457/2012
Резолютивная часть объявлена 31.05.2013
Полный текст постановления изготовлен 06.06.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Смолко С.И., Стрегелевой Г.А.
при участии в заседании:
- от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069, г. Воронеж, пл. им. Ленина, 12, 394006); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от индивидуального предпринимателя Ююкина Юрия Алексеевича (ОГРНИП 311366834300080, ИНН 366510525919, г. Воронеж, ул. Мусихина, д. 31, кв. 1, 394092); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" (ОГРН 1053600482539, ИНН 3666128249, Воронежская область, р-н Острогожский, пос. Элеваторный, ул. Рабочая, 1, 397837) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2012 (судья Сорокина Н.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А14-12457/2012,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" (далее - заявитель, ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) (с учетом уточнения требований):
- - о признании незаконным решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 36:28:8200020:28 площадью 66 га главе КФЗ Ююкину Ю.А., отраженное в "Протоколе заседании комиссии по предоставлению участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Воронежской области, для ведения сельскохозяйственного производства от 03.04.2012 N 4" Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области;
- - о признании недействительным приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 12.04.2012 N 477-з "О предоставлении индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ююкину Юрию Алексеевичу (г. Воронеж, ул. Мусихина, д. 31, кв. 1) в аренду земельного участка для сельскохозяйственного производства, расположенного в границах бывшего колхоза им. Чапаева Семилукского муниципального района" с кадастровым номером 36:28:8200020:28 площадью 660 000 кв. м;
- - о признании недействительным (ничтожным) договора аренды от 16.04.2012 N 2085-12/сх, заключенного между Департаментом имущественных и земельных отношений и КФХ Ююкиным Ю.А. и применить последствия недействительности сделки;
- - об обязании Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области осуществить действия по передаче в собственность ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" земельного участка с кадастровыми номерами 36:28:8200020:28 в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
- - о взыскании с Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в пользу ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" расходов по уплате госпошлины.
Определением суда от 03.09.2012 индивидуальный предприниматель глава КФХ Ююкин Юрий Алексеевич привлечен по настоящему делу в качестве соответчика.
Решением суда от 09.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2013 решение суда от 09.11.2012 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, а также несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для изменения, отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 18.02.2012 Департамент опубликовал в газете "Молодой коммунар" сообщение о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 36:28:8200020:28 площадью 66 га, расположенного по адресу: Воронежская область, Семилукский район, бывший колхоз им. Чапаева (ТОО "Староведугское"), находящихся в собственности Воронежской области.
15.03.2012 Общество обратилось в Департамент с заявкой о заключении договоров купли-продажи или аренды на земельные участки, указанные в сообщении от 18.08.2012, для производства сельскохозяйственной продукции.
Решением комиссии, отраженном в протоколе от 03.04.2012 N 4, спорный земельный участок был передан главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ююкину Ю.А.
На основании принятого решения Департаментом был издан приказ 12.04 2012 N 477-з о передаче в аренду земельного участка с кадастровым номером 36:28:8200020:28 площадью 66 га сроком на 11 месяцев главе КФХ Ююкину Ю.А.
16.04.2012 между Департаментом и главой КФХ Ююкиным Ю.А. был заключен договор аренды N 2085-12/сх на указанный земельный участок и подписан акт приема-передачи.
Не согласившись с решением и приказом Департамента о предоставлении в аренду спорного земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее Закон N 101-ФЗ) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Закона N 74-ФЗ, в соответствии с которой граждане, заинтересованные в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Судом установлено, что заявление о предоставлении земельного участка, поданное 09.02.2012 Ююкиным Ю.А. содержит цель использования земельного участка - развитие и расширение КФХ; испрашиваемое право - в аренду; срок аренды - долгосрочный; обоснование размеров участка - для соблюдения севооборота при выращивании картофеля и овощей при наличии в собственности КФХ в границах бывшего колхоза им. Чапаева 27 га пашни; местоположение земельного участка - Воронежская обл., Семилукский район, северная часть кадастрового квартала 36:28:8200020, кадастровый номер 36:28:82000020:28.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Таким образом, статья 12 Закона N 74-ФЗ устанавливает особый порядок предоставления участка сельскохозяйственного назначения для таких субъектов как крестьянские (фермерские) хозяйства. По смыслу указанной нормы и пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах производится, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (крестьянских (фермерских) хозяйств). В настоящем деле лишь один из претендентов является крестьянским (фермерским) хозяйством, а следовательно имеет право на получение спорных земельных участков в особом порядке и проведение торгов не требуется.
При таких обстоятельствах суд первой и апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что глава КФХ Ююкин Ю.А. имел право на предоставление спорных земельных участков в порядке, установленном статьей 12 Закона N 74-ФЗ, без проведения торгов, который согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.12.2012 N ВАС-17192/12.
Довод Общества о несоответствии заявления главы КФХ Ююкин Ю.А. о предоставлении земельного участка требованиям статьи 12 Закона N 74-ФЗ судом первой и апелляционной инстанции рассматривался и правомерно был отклонен. Суды дали ему надлежащую правовую оценку и пришли к выводу о его необоснованности.
Суды обеих инстанций пришли к выводу, что ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" не представлены доказательства нарушения Департаментом, при принятии оспариваемого решения, прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Согласно п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при подаче кассационной жалобы на решения или постановления арбитражного суда должна быть уплачена государственная пошлина в размере 50 процентов от размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, то есть в размере 1000 рублей.
Поскольку при подаче кассационной жалобы ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" была уплачена государственная пошлина в большем размере, в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 по делу N А14-12457/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей излишне уплаченную по платежному поручению от 13.03.2013 N 462 за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Судьи
С.И.СМОЛКО
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)