Судебные решения, арбитраж
Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
06 марта 2013 года объявлена резолютивная часть постановления.
12 марта 2013 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Фриева А.Л.,
судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алмазовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу администрации г. Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.11.2012 по делу N А63-12981/2012
по заявлению закрытого акционерного общества "Тандер" (г. Краснодар, Краснодарский край, ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549)
к администрации г. Ставрополя (г. Ставрополь, Ставропольский край, ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901)
о признании незаконным бездействия по вопросу приобретения в собственность земельного участка с кадастровым N 26:12:012102:87, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. 45 Параллель, 22-Б; об обязании принять постановление о предоставлении земельного участка в собственность и заключить договор купли-продажи,
с участием третьего лица: Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (г. Ставрополь, Ставропольский край, ИНН 2636014845, ОГРН 1022601934486),
в отсутствие представителей других лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также путем размещения информации в сети "Интернет",
установил:
закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Ставрополя (далее - администрация) о признании незаконным бездействия по вопросу приобретения собственником здания, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. 45 Параллель, 22-Б, права собственности общества на земельный участок площадью 952 кв. м с кадастровым номером 26:12:012102:87 с целевым назначением "под объектом торговли" и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем издания постановления о предоставлении земельного участка в собственность и заключения договора купли-продажи. Заявленные требования мотивированы наличием в собственности заявителя двухэтажного нежилого здания с кадастровым номером 26:12:012101:0087:31175/192:1000/А, расположенного на спорном земельном участке.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.11.2012 заявленные требования удовлетворены в части. Суд признал незаконным как не соответствующее Земельному кодексу РФ бездействие администрации города Ставрополя, выразившееся в нерассмотрении заявления закрытого акционерного общества "Тандер" от 13.02.2012 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:12:012102:87 и обязал администрацию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление закрытого акционерного общества "Тандер" от 13.02.2012 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:12:012102:87, и принять по нему решение. В части требования о понуждении к заключению договора купли-продажи заявление оставлено без рассмотрения. Судебный акт мотивирован тем, что требование заявителя об обязании заключить договор купли-продажи является исковым требованием о понуждении к заключению договора, в отношении которого статьей 445 Гражданского кодекса РФ предусмотрен обязательный досудебный порядок и который им не соблюден. При этом письменное обращение заявителя не рассмотрено в течение предусмотренного законом срока, что является незаконным даже если оснований для принятия положительного решения нет.
Не согласившись с данным решением суда, администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что у заявителя отсутствует предусмотренное нормами о градостроительной деятельности согласования и требуемый комплект документов для принятия решения о предоставлении земельного участка.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, но о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4, 5, 14 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Доказательства их извещения имеются в деле.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости отмены принятого решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в администрацию с заявлением N 76 от 16.01.2012 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:12:012102:87 площадью 952 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. 45 Параллель, 22-Б, со ссылкой на наличие в собственности заявителя двухэтажного нежилого здания с кадастровым номером 26:12:012101:0087:31175/192:1000/А, расположенного по указанному выше адресу.
Также заявителем представлено сообщение от 05.03.2012 с указанием того, что на земельном участке расположено 2-этажное нежилое здание площадью 1117,8 кв. м с кадастровым номером 26:12:012102:0087:311175/192:1000/А литера А, а, принадлежащее обществу.
Кроме того, были представлены копии следующих документов: выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении спорного земельного участка и указанного здания N 01/004/2012-638 и N 01/004/2012-637 от 29.02.2012, разрешения на ввод магазина с комплексом помещений бытового обслуживания литера "А" по ул. 45 Параллель, 22-б в эксплуатацию N 2/975-9 от 28.11.2005, свидетельства о государственной регистрации права собственности общества на торговое нежилое здание литер А, а по ул. 45 Параллель, 22-Б, технического паспорта здания литера А, а по ул. 45 Параллель, 22-Б, договора аренды спорного земельного участка от 01.03.2011 N 8850 между КУМИ г. Ставрополя и обществом, договора простого товарищества N СтвФ-21/46 от 01.02.2005 между обществом и Черенковым Ю.А. и дополнительного соглашения к нему от 01.12.2005, свидетельства о государственной регистрации общества в качестве юридического лица, решения об избрании руководителя, выписки из ЕРГЮЛ в отношении заявителя, доверенности представителя, подписавшего заявку на приватизацию, кадастрового паспорта земельного участка спорного земельного участка.
11 мая 2012 года общество направило в администрацию письмо N 576 от 11.05.2012, в котором просило сообщить о результатах рассмотрения вопроса о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
31 мая 2012 года КУМИ г. Ставрополя направило обществу письмо исх. N 06-2469-11 о том, что комитетом подготовлен проект постановления администрации о предоставлении в собственность земельного участка, который направлен на согласование в администрацию.
Полагая указанное бездействие незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений предоставленное исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные в статье 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Данный Перечень утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
К таким документам относятся:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 данного Перечня, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Однако, как следует из материалов дела, а именно из заявления общества (т. 1, л.д. 67), поступившего в администрацию 13.02.2012, и дополнения к нему от 05.03.2012, вопреки требованиям данного Перечня общество не представило вместе с заявлением необходимые документы, а именно Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него; а также сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 11 разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.02.2010 N 13258/09 указано, что отказ в удовлетворении требования об обязании устранить допущенные нарушения по мотиву его преждевременности не соответствует действующему законодательству и препятствует реализации заявителем предусмотренного п. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительного права на приватизацию земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости.
В постановлении от 23.01.2009 по делу N А63-14262/2007-С7-22 кассационный суд, признавая ошибочным вывод апелляционного суда о том, что общество преждевременно обратилось в суд с заявлением, указал на формальный характер такого подхода. Подача обществом в суд заявления до истечения месячного срока не освобождает уполномоченные органы от соблюдения срока рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в собственность.
Таким образом, если к моменту вынесения судом решения, установленный законом срок истек, и заявление не рассмотрено, требования могут быть рассмотрены по существу.
В силу положений ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законодательством. Между тем материалами дела подтверждается, что земельный участок не сформирован как объект недвижимости, кадастровый учет земельного участка не проводился, его фактическая площадь и границы не определены.
В соответствии с п. 3 ст. 1 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, о возникновении земельного участка в качестве объекта гражданских правоотношений, на который в силу положений ст. 261 ГК РФ может быть признано право собственности, можно говорить только после проведения в отношении данного земельного участка землеустроительных работ и постановки его на кадастровый учет.
Следовательно, общество изначально должно получить схему расположения земельного участка, отказ в выдаче которой может быть обжалован в судебном порядке.
Из смысла статей 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что без обязательных для предоставления документов уполномоченный орган не вправе принимать решение о предоставлении заявителю земельного участка.
Учитывая, что заявителем не предоставлен кадастровый паспорт спорного земельного участка, судебная коллегия апелляционного суда считает, что у администрации отсутствовала возможность для принятия решения о предоставлении спорного земельного участка в собственность общества, в связи с чем в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непредоставлении земельного участка в собственность заявителя на основании заявления общества от 13.02.2012 следует отказать.
Вместе с тем апелляционный суд констатирует, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. Суд счел, что к спорным отношениям применимы положения пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие отношения оферента и стороны, для которой заключение договора обязательно. Сочтя стороной, для которой заключение договора обязательно, администрацию, а оферентом - заявителя, суд констатировал, что обществом не направлен администрации проект договора купли-продажи земельных участков, в результате чего заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, что в силу пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет оставление заявления в части требования об обязании заключить договор без рассмотрения.
В силу прямого указания пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Абзац 3 пункта 4 вышеназванного Постановления Пленума ВАС РФ N 11 "В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)".
Таким образом, исходя из содержания заявления общества и разъяснений, изложенных в указанном пункте 4 Постановления Пленума N 11, следует, что общество, оспаривая бездействие органа местного самоуправления, фактически подало заявление в порядке главы 24 АПК РФ. Дополнительное требование, изложенное в заявлении, об обязании заключить соответствующий договор, следовало рассматривать не в качестве требования искового характера, а в порядке последствий признания действия (бездействия) незаконным, на что прямо указано в подпункте 3 пункта 5 статьи 201 АПК РФ. Кроме того, данный вывод также согласуется с пунктом 4 Постановления Пленума N 11.
Кроме того, заявление общества судом удовлетворено частично - в части признания незаконным как не соответствующего Земельному кодексу РФ бездействия администрации города Ставрополя, выразившегося в не рассмотрении заявления закрытого акционерного общества "Тандер" от 13.02.2012 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:12:012102:87 и обязания администрацию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление закрытого акционерного общества "Тандер" от 13.02.2012 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:12:012102:87 и принять по нему решение.
Между тем общество обратилось в суд с заявлением иного содержания и характера. В своем заявлении общество просило признать незаконным бездействия по вопросу приобретения собственником здания, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. 45 Параллель, 22-Б, права собственности общества на земельный участок площадью 952 кв. м с кадастровым номером 26:12:012102:87 с целевым назначением "под объектом торговли", а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем издания постановления о предоставлении земельного участка в собственность и заключения договора купли-продажи. То есть требования в заявлении - способы защиты прав общества были основаны на разъяснении, изложенном в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 11. При этом пункт 4 Постановления Пленума N 11 позволяет собственнику объекта недвижимости обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании как действий, так и бездействия этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Таким образом, оспаривание бездействия (в том числе и в результате ненаправления какого-либо ответа - положительного либо отрицательного на заявление общества) не исключает его право на обращение в суд по правилам главы 24 АПК с требованием о признании бездействия в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка незаконным и об обязании устранить допущенное нарушение, чем и воспользовался заявитель, обратившись с соответствующим заявлением в суд.
Однако с учетом вышеизложенного и непредставлением полного пакета документов, заявление общества не могло быть удовлетворено.
Вместе с тем апелляционный суд отмечает, что заявитель в рассматриваемом случае не лишен возможности обратиться в администрацию с заявлением о предоставлении прав на земельный участок в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в установленном законом порядке с приложением пакета документов согласно Перечню документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с отказом в удовлетворении заявления общества по мотиву непредставления полного пакета документов, что является достаточным основанием для такого отказа. При этом, отменяя судебный акт в полном объеме и отказывая в удовлетворении заявления, в том числе и в той части требований, которые оставлены без рассмотрения, апелляционный суд исходит из того, что такое требование в рамках рассмотрения данного заявления в порядке главы 24 АПК РФ не является самостоятельным требованием и не может быть рассмотрено отдельно от оспаривания бездействия, поскольку понуждение к заключению договора фактически означало требование о направлении проекта договора купли-продажи (как указано в заявлении общества).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе подлежат отнесению на общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.11.2012 по делу N А63-12981/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных требований закрытого акционерного общества "Тандер" - отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Тандер" (г. Краснодар, Краснодарский край, ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) 2 000 государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Л.ФРИЕВ
Судьи
О.В.МАРЧЕНКО
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2013 ПО ДЕЛУ N А63-12981/2012
Разделы:Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2013 г. по делу N А63-12981/2012
06 марта 2013 года объявлена резолютивная часть постановления.
12 марта 2013 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Фриева А.Л.,
судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алмазовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу администрации г. Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.11.2012 по делу N А63-12981/2012
по заявлению закрытого акционерного общества "Тандер" (г. Краснодар, Краснодарский край, ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549)
к администрации г. Ставрополя (г. Ставрополь, Ставропольский край, ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901)
о признании незаконным бездействия по вопросу приобретения в собственность земельного участка с кадастровым N 26:12:012102:87, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. 45 Параллель, 22-Б; об обязании принять постановление о предоставлении земельного участка в собственность и заключить договор купли-продажи,
с участием третьего лица: Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (г. Ставрополь, Ставропольский край, ИНН 2636014845, ОГРН 1022601934486),
в отсутствие представителей других лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также путем размещения информации в сети "Интернет",
установил:
закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Ставрополя (далее - администрация) о признании незаконным бездействия по вопросу приобретения собственником здания, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. 45 Параллель, 22-Б, права собственности общества на земельный участок площадью 952 кв. м с кадастровым номером 26:12:012102:87 с целевым назначением "под объектом торговли" и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем издания постановления о предоставлении земельного участка в собственность и заключения договора купли-продажи. Заявленные требования мотивированы наличием в собственности заявителя двухэтажного нежилого здания с кадастровым номером 26:12:012101:0087:31175/192:1000/А, расположенного на спорном земельном участке.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.11.2012 заявленные требования удовлетворены в части. Суд признал незаконным как не соответствующее Земельному кодексу РФ бездействие администрации города Ставрополя, выразившееся в нерассмотрении заявления закрытого акционерного общества "Тандер" от 13.02.2012 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:12:012102:87 и обязал администрацию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление закрытого акционерного общества "Тандер" от 13.02.2012 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:12:012102:87, и принять по нему решение. В части требования о понуждении к заключению договора купли-продажи заявление оставлено без рассмотрения. Судебный акт мотивирован тем, что требование заявителя об обязании заключить договор купли-продажи является исковым требованием о понуждении к заключению договора, в отношении которого статьей 445 Гражданского кодекса РФ предусмотрен обязательный досудебный порядок и который им не соблюден. При этом письменное обращение заявителя не рассмотрено в течение предусмотренного законом срока, что является незаконным даже если оснований для принятия положительного решения нет.
Не согласившись с данным решением суда, администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что у заявителя отсутствует предусмотренное нормами о градостроительной деятельности согласования и требуемый комплект документов для принятия решения о предоставлении земельного участка.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, но о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4, 5, 14 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Доказательства их извещения имеются в деле.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости отмены принятого решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в администрацию с заявлением N 76 от 16.01.2012 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:12:012102:87 площадью 952 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. 45 Параллель, 22-Б, со ссылкой на наличие в собственности заявителя двухэтажного нежилого здания с кадастровым номером 26:12:012101:0087:31175/192:1000/А, расположенного по указанному выше адресу.
Также заявителем представлено сообщение от 05.03.2012 с указанием того, что на земельном участке расположено 2-этажное нежилое здание площадью 1117,8 кв. м с кадастровым номером 26:12:012102:0087:311175/192:1000/А литера А, а, принадлежащее обществу.
Кроме того, были представлены копии следующих документов: выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении спорного земельного участка и указанного здания N 01/004/2012-638 и N 01/004/2012-637 от 29.02.2012, разрешения на ввод магазина с комплексом помещений бытового обслуживания литера "А" по ул. 45 Параллель, 22-б в эксплуатацию N 2/975-9 от 28.11.2005, свидетельства о государственной регистрации права собственности общества на торговое нежилое здание литер А, а по ул. 45 Параллель, 22-Б, технического паспорта здания литера А, а по ул. 45 Параллель, 22-Б, договора аренды спорного земельного участка от 01.03.2011 N 8850 между КУМИ г. Ставрополя и обществом, договора простого товарищества N СтвФ-21/46 от 01.02.2005 между обществом и Черенковым Ю.А. и дополнительного соглашения к нему от 01.12.2005, свидетельства о государственной регистрации общества в качестве юридического лица, решения об избрании руководителя, выписки из ЕРГЮЛ в отношении заявителя, доверенности представителя, подписавшего заявку на приватизацию, кадастрового паспорта земельного участка спорного земельного участка.
11 мая 2012 года общество направило в администрацию письмо N 576 от 11.05.2012, в котором просило сообщить о результатах рассмотрения вопроса о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
31 мая 2012 года КУМИ г. Ставрополя направило обществу письмо исх. N 06-2469-11 о том, что комитетом подготовлен проект постановления администрации о предоставлении в собственность земельного участка, который направлен на согласование в администрацию.
Полагая указанное бездействие незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений предоставленное исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные в статье 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Данный Перечень утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
К таким документам относятся:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 данного Перечня, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Однако, как следует из материалов дела, а именно из заявления общества (т. 1, л.д. 67), поступившего в администрацию 13.02.2012, и дополнения к нему от 05.03.2012, вопреки требованиям данного Перечня общество не представило вместе с заявлением необходимые документы, а именно Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него; а также сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 11 разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.02.2010 N 13258/09 указано, что отказ в удовлетворении требования об обязании устранить допущенные нарушения по мотиву его преждевременности не соответствует действующему законодательству и препятствует реализации заявителем предусмотренного п. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительного права на приватизацию земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости.
В постановлении от 23.01.2009 по делу N А63-14262/2007-С7-22 кассационный суд, признавая ошибочным вывод апелляционного суда о том, что общество преждевременно обратилось в суд с заявлением, указал на формальный характер такого подхода. Подача обществом в суд заявления до истечения месячного срока не освобождает уполномоченные органы от соблюдения срока рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в собственность.
Таким образом, если к моменту вынесения судом решения, установленный законом срок истек, и заявление не рассмотрено, требования могут быть рассмотрены по существу.
В силу положений ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законодательством. Между тем материалами дела подтверждается, что земельный участок не сформирован как объект недвижимости, кадастровый учет земельного участка не проводился, его фактическая площадь и границы не определены.
В соответствии с п. 3 ст. 1 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, о возникновении земельного участка в качестве объекта гражданских правоотношений, на который в силу положений ст. 261 ГК РФ может быть признано право собственности, можно говорить только после проведения в отношении данного земельного участка землеустроительных работ и постановки его на кадастровый учет.
Следовательно, общество изначально должно получить схему расположения земельного участка, отказ в выдаче которой может быть обжалован в судебном порядке.
Из смысла статей 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что без обязательных для предоставления документов уполномоченный орган не вправе принимать решение о предоставлении заявителю земельного участка.
Учитывая, что заявителем не предоставлен кадастровый паспорт спорного земельного участка, судебная коллегия апелляционного суда считает, что у администрации отсутствовала возможность для принятия решения о предоставлении спорного земельного участка в собственность общества, в связи с чем в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непредоставлении земельного участка в собственность заявителя на основании заявления общества от 13.02.2012 следует отказать.
Вместе с тем апелляционный суд констатирует, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. Суд счел, что к спорным отношениям применимы положения пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие отношения оферента и стороны, для которой заключение договора обязательно. Сочтя стороной, для которой заключение договора обязательно, администрацию, а оферентом - заявителя, суд констатировал, что обществом не направлен администрации проект договора купли-продажи земельных участков, в результате чего заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, что в силу пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет оставление заявления в части требования об обязании заключить договор без рассмотрения.
В силу прямого указания пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Абзац 3 пункта 4 вышеназванного Постановления Пленума ВАС РФ N 11 "В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)".
Таким образом, исходя из содержания заявления общества и разъяснений, изложенных в указанном пункте 4 Постановления Пленума N 11, следует, что общество, оспаривая бездействие органа местного самоуправления, фактически подало заявление в порядке главы 24 АПК РФ. Дополнительное требование, изложенное в заявлении, об обязании заключить соответствующий договор, следовало рассматривать не в качестве требования искового характера, а в порядке последствий признания действия (бездействия) незаконным, на что прямо указано в подпункте 3 пункта 5 статьи 201 АПК РФ. Кроме того, данный вывод также согласуется с пунктом 4 Постановления Пленума N 11.
Кроме того, заявление общества судом удовлетворено частично - в части признания незаконным как не соответствующего Земельному кодексу РФ бездействия администрации города Ставрополя, выразившегося в не рассмотрении заявления закрытого акционерного общества "Тандер" от 13.02.2012 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:12:012102:87 и обязания администрацию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление закрытого акционерного общества "Тандер" от 13.02.2012 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:12:012102:87 и принять по нему решение.
Между тем общество обратилось в суд с заявлением иного содержания и характера. В своем заявлении общество просило признать незаконным бездействия по вопросу приобретения собственником здания, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. 45 Параллель, 22-Б, права собственности общества на земельный участок площадью 952 кв. м с кадастровым номером 26:12:012102:87 с целевым назначением "под объектом торговли", а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем издания постановления о предоставлении земельного участка в собственность и заключения договора купли-продажи. То есть требования в заявлении - способы защиты прав общества были основаны на разъяснении, изложенном в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 11. При этом пункт 4 Постановления Пленума N 11 позволяет собственнику объекта недвижимости обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании как действий, так и бездействия этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Таким образом, оспаривание бездействия (в том числе и в результате ненаправления какого-либо ответа - положительного либо отрицательного на заявление общества) не исключает его право на обращение в суд по правилам главы 24 АПК с требованием о признании бездействия в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка незаконным и об обязании устранить допущенное нарушение, чем и воспользовался заявитель, обратившись с соответствующим заявлением в суд.
Однако с учетом вышеизложенного и непредставлением полного пакета документов, заявление общества не могло быть удовлетворено.
Вместе с тем апелляционный суд отмечает, что заявитель в рассматриваемом случае не лишен возможности обратиться в администрацию с заявлением о предоставлении прав на земельный участок в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в установленном законом порядке с приложением пакета документов согласно Перечню документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с отказом в удовлетворении заявления общества по мотиву непредставления полного пакета документов, что является достаточным основанием для такого отказа. При этом, отменяя судебный акт в полном объеме и отказывая в удовлетворении заявления, в том числе и в той части требований, которые оставлены без рассмотрения, апелляционный суд исходит из того, что такое требование в рамках рассмотрения данного заявления в порядке главы 24 АПК РФ не является самостоятельным требованием и не может быть рассмотрено отдельно от оспаривания бездействия, поскольку понуждение к заключению договора фактически означало требование о направлении проекта договора купли-продажи (как указано в заявлении общества).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе подлежат отнесению на общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.11.2012 по делу N А63-12981/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных требований закрытого акционерного общества "Тандер" - отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Тандер" (г. Краснодар, Краснодарский край, ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) 2 000 государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Л.ФРИЕВ
Судьи
О.В.МАРЧЕНКО
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)