Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Крук Л.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
Председательствующего Переверзевой И.Н.,
судей: Шуваевой Е.И., Курочкиной И.А.,
при секретаре К.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.С.В. о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области) об отказе в осуществлении кадастрового учета и возложении обязанности осуществить кадастровый учет земельного участка, поступившее по апелляционной жалобе заместителя директора филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области Т. на решение Мантуровского районного суда Курской N февраля 2013 года, которым постановлено:
"Заявление С.С.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской <адрес> осуществить кадастровый учет земельного участка в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Заслушав доклад судьи Шуваевой Е.И., объяснения представителей филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области по доверенности С.М. и К.И., поддержавших доводы жалобы, возражения на нее представителя заявителя С.С.В. по ордеру Б., судебная коллегия,
установила:
С.С.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Курского филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ N, которым отказано в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости на основании заявления о постановке на кадастровый учет земельного участка, образованного из принадлежащих ему земельных долей, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с несоответствием по форме и содержанию приложенного к нему межевого плана требованиям Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а именно в связи с несоблюдением заявителем процедуры выдела земельного участка, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В обоснование заявления С.С.В. ссылаясь на то, что завершил процедуру выдела земельного участка в счет своих земельных долей в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в редакции, действовавшей до 01.07.2011 года и поденное им заявление и документы, в том числе межевой план, соответствовали требованиям действующего законодательства, просил обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости по заявлению N от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области просит отменить судебное решение как незаконное и необоснованное, поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, а также ввиду нарушений норм процессуального и материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав мнения участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, а жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области - не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу статьи 254 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.
Судом первой инстанции установлено, что С.С.В. на праве общей долевой собственности принадлежит два земельных участка размером <данные изъяты> га и <данные изъяты> га каждый из числа земель сельскохозяйственного назначения в составе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером N, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права серии N и серии N.
В соответствие с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично, либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. При постановке на учет объекта недвижимости заявление и необходимые для кадастрового учета документы могут быть представлены в орган кадастрового учета в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Перечень документов необходимых для постановки на кадастровый учет установлен ч. 1 ст. 22 того же Закона, в пункте 2 которого указан межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
ДД.ММ.ГГГГ С.С.В. обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, С.С.В. направил необходимые документы для постановки земельного участка на кадастровый учет в форме электронных документов.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ N в осуществлении государственного кадастрового учета указанного объекта недвижимости отказано на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Закона РФ N 221-ФЗ о кадастре, в связи с несоблюдением процедуры выдела земельного участка, предусмотренной Законом N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". При этом заявителю рекомендовано выполнить действия по образованию земельного участка в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития РФ от 24 ноября 2008 года N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной форме извещения и проведения собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Согласно части 3 статьи 1 Закона РФ N 221-ФЗ "О кадастре" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу статьи 16 Закона N 221-ФЗ о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона Сведений об объекте недвижимости.
Перечень документов, необходимых для кадастрового учета, приведен в статье 22 Закона N 221-ФЗ о кадастре.
В состав необходимых для кадастрового учета документов в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ "О кадастре" входит межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
Согласно части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ "О кадастре" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том случае, если необходимые для кадастрового учета документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям названного Закона.
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 11 мая 2012 года N 746-О указал: "Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9 часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 часть 3).
В порядке реализации указанных конституционных требований статья 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает государственный контроль за законностью создания (образования) земельных участков, закрепляя в этих целях основания для отказа в осуществлении их кадастрового учета, к числу которых относятся случаи, когда заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям этого Федерального закона (пункт 2 части 2) или же с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо (пункт 5 части 2). Эта же норма содержит гарантии судебной защиты в случае отказа в осуществлении кадастрового учета".
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Законом РФ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Федеральным законом от 29.12.2010 г. N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" Закон дополнении статьями 13.1, 14.1, а также внесены изменения в статьи 13 и 14. По смыслу указанных новаций при образовании земельного участка путем выделения в счет земельной доли или земельных долей кадастровым инженером обязательно подготавливается проект межевания земельного участка, которым определяются его размеры и местоположение, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности.
Согласно статье 8 указанный Федеральный закон вступил в силу 01 июля 2011 года, каких-либо исключений относительно его применения во времени не содержит, то есть в силу пункта 1 статьи 4 ГК РФ применяется к отношениям, возникшим после его введения в действие.
В соответствии с предыдущей редакцией Закона РФ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельный участок в счет земельной доли (земельных долей) мог быть выделен на основании: решения общего собрания либо извещения остальных участников общей собственности о намерении выделить земельный участок.
При этом перечень документов, необходимых для включения в приложение межевого плана установлен п. 24 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 года N 412 (ред. от 30.06.2011 г.) и включал в себя протокол общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения об утверждении границ части такого земельного участка, предназначенной для выделения земельных участков в счет земельных долей, в том числе для выделения в первоочередном порядке.
Извещение должно содержать описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, которое позволяет определить его местоположение на местности, а также указание на необходимость направления в письменной форме возражений остальных участников долевой собственности относительно местоположения этого земельного участка требующему выделения земельного участка в счет его земельной доли участнику долевой собственности или указанному в извещении представителю участника долевой собственности (ст. 13 Закона РФ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
В случае если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с п. 3 ст. 13 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным.
Так из материалов дела видно, что выдел спорного земельного участка в счет долей С.С.А. в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, исходя из процедуры, предусмотренной ранее действовавшим Законом, произведен до вступления в силу новой редакции "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", на что указывает следующие обстоятельства.
09 ноября 2010 года в газете "Курская правда" N 129(25086) опубликовано объявление о предстоящем собрании собственников земельных долей, протоколом общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключением кадастрового инженера об отсутствии возражений от других участников долевой собственности по местоположению выделяемого участка.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета указанного объекта недвижимости, поскольку материалами настоящего дела подтверждено, что выдел спорного земельного участка в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения произведен до 01 июля 2011 года, в связи с чем, межевой план, подготовленный на основании документов, предусмотренных Законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в редакции, действующей на момент такого выдела, являлся основанием для государственного кадастрового учета.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, и не отрицалось представителем ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области в суде апелляционной инстанции, что обращение С.С.В. имело место в письменной и электронной формах.
Как усматривается из решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ N документы необходимые для постановки на кадастровый учет объекта недвижимости в электронной форме недостатков не имели.
Указание в решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области о необходимости переоформить межевой план в соответствии с требованиями Приказа N 412 не являлись основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, поскольку межевой план земельного участка, предоставленный в орган кадастрового учета в форме электронного документа соответствует требованиям к межевому плану, утвержденным Приказом Росреестра от 15.12.2011 г. N П/501 "Об организации работ по реализации порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.02.2010 N 75, а также порядка представления в орган кадастрового учета при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в форме электронных документов, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.12.2009 года N 555".
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность обжалуемого решения и не могут служить основанием к его отмене или изменению.
Нормы материального права применены судом в целом правильно, нарушений норм процессуального права, признаваемых законом основаниями к отмене судебных постановлений, не допущено.
Руководствуясь ст. 199, ч. 1 ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мантуровского районного суда Курской области от 14 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу заместителя директора филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области Т., без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-938-2013Г.
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 апреля 2013 г. по делу N 33-938-2013г.
Судья: Крук Л.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
Председательствующего Переверзевой И.Н.,
судей: Шуваевой Е.И., Курочкиной И.А.,
при секретаре К.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.С.В. о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области) об отказе в осуществлении кадастрового учета и возложении обязанности осуществить кадастровый учет земельного участка, поступившее по апелляционной жалобе заместителя директора филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области Т. на решение Мантуровского районного суда Курской N февраля 2013 года, которым постановлено:
"Заявление С.С.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской <адрес> осуществить кадастровый учет земельного участка в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Заслушав доклад судьи Шуваевой Е.И., объяснения представителей филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области по доверенности С.М. и К.И., поддержавших доводы жалобы, возражения на нее представителя заявителя С.С.В. по ордеру Б., судебная коллегия,
установила:
С.С.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Курского филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ N, которым отказано в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости на основании заявления о постановке на кадастровый учет земельного участка, образованного из принадлежащих ему земельных долей, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с несоответствием по форме и содержанию приложенного к нему межевого плана требованиям Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а именно в связи с несоблюдением заявителем процедуры выдела земельного участка, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В обоснование заявления С.С.В. ссылаясь на то, что завершил процедуру выдела земельного участка в счет своих земельных долей в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в редакции, действовавшей до 01.07.2011 года и поденное им заявление и документы, в том числе межевой план, соответствовали требованиям действующего законодательства, просил обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости по заявлению N от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области просит отменить судебное решение как незаконное и необоснованное, поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, а также ввиду нарушений норм процессуального и материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав мнения участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, а жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области - не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу статьи 254 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.
Судом первой инстанции установлено, что С.С.В. на праве общей долевой собственности принадлежит два земельных участка размером <данные изъяты> га и <данные изъяты> га каждый из числа земель сельскохозяйственного назначения в составе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером N, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права серии N и серии N.
В соответствие с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично, либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. При постановке на учет объекта недвижимости заявление и необходимые для кадастрового учета документы могут быть представлены в орган кадастрового учета в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Перечень документов необходимых для постановки на кадастровый учет установлен ч. 1 ст. 22 того же Закона, в пункте 2 которого указан межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
ДД.ММ.ГГГГ С.С.В. обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, С.С.В. направил необходимые документы для постановки земельного участка на кадастровый учет в форме электронных документов.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ N в осуществлении государственного кадастрового учета указанного объекта недвижимости отказано на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Закона РФ N 221-ФЗ о кадастре, в связи с несоблюдением процедуры выдела земельного участка, предусмотренной Законом N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". При этом заявителю рекомендовано выполнить действия по образованию земельного участка в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития РФ от 24 ноября 2008 года N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной форме извещения и проведения собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Согласно части 3 статьи 1 Закона РФ N 221-ФЗ "О кадастре" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу статьи 16 Закона N 221-ФЗ о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона Сведений об объекте недвижимости.
Перечень документов, необходимых для кадастрового учета, приведен в статье 22 Закона N 221-ФЗ о кадастре.
В состав необходимых для кадастрового учета документов в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ "О кадастре" входит межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
Согласно части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ "О кадастре" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том случае, если необходимые для кадастрового учета документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям названного Закона.
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 11 мая 2012 года N 746-О указал: "Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9 часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 часть 3).
В порядке реализации указанных конституционных требований статья 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает государственный контроль за законностью создания (образования) земельных участков, закрепляя в этих целях основания для отказа в осуществлении их кадастрового учета, к числу которых относятся случаи, когда заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям этого Федерального закона (пункт 2 части 2) или же с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо (пункт 5 части 2). Эта же норма содержит гарантии судебной защиты в случае отказа в осуществлении кадастрового учета".
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Законом РФ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Федеральным законом от 29.12.2010 г. N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" Закон дополнении статьями 13.1, 14.1, а также внесены изменения в статьи 13 и 14. По смыслу указанных новаций при образовании земельного участка путем выделения в счет земельной доли или земельных долей кадастровым инженером обязательно подготавливается проект межевания земельного участка, которым определяются его размеры и местоположение, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности.
Согласно статье 8 указанный Федеральный закон вступил в силу 01 июля 2011 года, каких-либо исключений относительно его применения во времени не содержит, то есть в силу пункта 1 статьи 4 ГК РФ применяется к отношениям, возникшим после его введения в действие.
В соответствии с предыдущей редакцией Закона РФ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельный участок в счет земельной доли (земельных долей) мог быть выделен на основании: решения общего собрания либо извещения остальных участников общей собственности о намерении выделить земельный участок.
При этом перечень документов, необходимых для включения в приложение межевого плана установлен п. 24 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 года N 412 (ред. от 30.06.2011 г.) и включал в себя протокол общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения об утверждении границ части такого земельного участка, предназначенной для выделения земельных участков в счет земельных долей, в том числе для выделения в первоочередном порядке.
Извещение должно содержать описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, которое позволяет определить его местоположение на местности, а также указание на необходимость направления в письменной форме возражений остальных участников долевой собственности относительно местоположения этого земельного участка требующему выделения земельного участка в счет его земельной доли участнику долевой собственности или указанному в извещении представителю участника долевой собственности (ст. 13 Закона РФ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
В случае если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с п. 3 ст. 13 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным.
Так из материалов дела видно, что выдел спорного земельного участка в счет долей С.С.А. в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, исходя из процедуры, предусмотренной ранее действовавшим Законом, произведен до вступления в силу новой редакции "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", на что указывает следующие обстоятельства.
09 ноября 2010 года в газете "Курская правда" N 129(25086) опубликовано объявление о предстоящем собрании собственников земельных долей, протоколом общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключением кадастрового инженера об отсутствии возражений от других участников долевой собственности по местоположению выделяемого участка.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета указанного объекта недвижимости, поскольку материалами настоящего дела подтверждено, что выдел спорного земельного участка в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения произведен до 01 июля 2011 года, в связи с чем, межевой план, подготовленный на основании документов, предусмотренных Законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в редакции, действующей на момент такого выдела, являлся основанием для государственного кадастрового учета.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, и не отрицалось представителем ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области в суде апелляционной инстанции, что обращение С.С.В. имело место в письменной и электронной формах.
Как усматривается из решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ N документы необходимые для постановки на кадастровый учет объекта недвижимости в электронной форме недостатков не имели.
Указание в решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области о необходимости переоформить межевой план в соответствии с требованиями Приказа N 412 не являлись основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, поскольку межевой план земельного участка, предоставленный в орган кадастрового учета в форме электронного документа соответствует требованиям к межевому плану, утвержденным Приказом Росреестра от 15.12.2011 г. N П/501 "Об организации работ по реализации порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.02.2010 N 75, а также порядка представления в орган кадастрового учета при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в форме электронных документов, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.12.2009 года N 555".
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность обжалуемого решения и не могут служить основанием к его отмене или изменению.
Нормы материального права применены судом в целом правильно, нарушений норм процессуального права, признаваемых законом основаниями к отмене судебных постановлений, не допущено.
Руководствуясь ст. 199, ч. 1 ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мантуровского районного суда Курской области от 14 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу заместителя директора филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области Т., без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)