Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Скоробогатова Е.И.
судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Малышевой И.А.,
судей Бабайцевой Е.А., Шиповской Т.А.,
при секретаре Щ.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению К к Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность бесплатно
по апелляционной жалобе представителя К по доверенности Д
на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 30 мая 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Бабайцевой Е.А., судебная коллегия
установила:
К обратился в суд с иском к Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация), в котором просил признать действия администрации, выраженные в необоснованном письменном отказе от ДД.ММ.ГГГГ N <...> в предоставлении земельного участка, расположенного по <адрес> в <адрес>, площадью 1499 кв. м незаконными и возложить обязанность на ответчика предоставить ему в собственность бесплатно земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1499 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> в <адрес>.
В обоснование иска указал, что он является ветераном боевых действий, в связи с чем имеет право на льготное бесплатное получение в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
При обращении в администрацию с заявлением о предоставлении ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1499 кв. м, расположенного по <адрес> в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в его предоставлении.
Считал отказ незаконным и нарушающим его права как ветерана боевых действий.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель К по доверенности Д оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить, иск удовлетворить.
В апелляционную инстанцию истец К и его представитель по доверенности Д, представитель ответчика Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, представитель третьего лица Администрации Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно на территории Волгоградской области регулируется Законом Волгоградской области от 04 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно".
Федеральным законом РФ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 9).
В силу п. 1 ст. 1 Закона Волгоградской области от 04 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" земельные участки в собственность граждан, в том числе ветеранам боевых действий, бесплатно предоставляются для ведения личного подсобного хозяйства в черте поселений, расположенных на территории Волгоградской области.
По смыслу ст. 4 п. 1 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
При этом приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
На основании п. п. 3, 4 ст. 3 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
По правилам подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Под территориальными зонами в соответствии со ст. 1 ГрК РФ понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. В ст. ст. 34, 35 Кодекса определены порядок установления, виды и состав территориальных зон.
Территориальные зоны устанавливаются как результат проведения зонирования в границах городской застройки. Для каждой из них правилами землепользования и застройки (нормативным правовым актом органа местного самоуправления ст. 1, ст. ст. 30 - 33 ГрК РФ) устанавливаются градостроительные регламенты. Согласно п. 9 ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные) размеры земельных участков и (или) максимальные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Посредством зонирования территорий реализуется принцип целевого использования земельных участков, уточняется и детализируется правовой режим конкретной категории земель. Детализация принципа целевого использования земельного участка в черте поселений осуществляется посредством категории "разрешенное использование".
В ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие ГрК РФ" предусмотрено, что органы местного самоуправления до 31 декабря 2012 года обязаны принять правила землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки в соответствии со ст. 30 ГрК РФ должны включать в себя, в том числе, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, К, являясь ветераном боевых действий, неоднократно обращался в администрацию с заявлениями о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1499 кв. м, расположенного по <адрес> в <адрес>.
Постановлением Администрации Орловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N <...> земельному участку площадью 1499 кв. м был присвоен почтовый адрес: <адрес>.
На публичных слушаниях в Орловском сельском поселении 28 декабря 2012 года были рассмотрены и приняты "Правила землепользования и застройки Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района" и одобрены Орловской сельской Думой.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация отказала истцу в предоставлении данного земельного участка, ссылаясь на невозможность его предоставления, так как заявленная цель использования земельного участка не соответствует градостроительному регламенту (видам разрешенного использования), установленному для данной территории Правилами землепользования и застройки Орловского сельского поселения.
Согласно Градостроительному заключению о соответствии запрашиваемого истцом земельного участка градостроительной документации, установленному разрешенному использованию, другим установленным законодательством нормам и правилам земельный участок площадью 1499 кв. м не соответствует видам разрешенного использования земельных участков территориальной зоны - расположен в производственной зоне.
Из показаний специалиста отдела архитектуры Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области Ф следует, что при подготовке градостроительного заключения специалистами архитектурного отдела при определении местоположения запрашиваемых участков используется компьютерная программа, в связи с чем, оснований сомневаться в том, что спорный земельный участок находится в производственной зоне не имеется.
Также показаниями специалиста подтверждено, что на территории Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области свободные сформированные земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, в настоящее время отсутствуют.
Указанные обстоятельства исключают возможность реализации К права на льготное бесплатное получение в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на территории данного поселения по причине отсутствия земель с соответствующим видом разрешенного использования.
Установив изложенные выше обстоятельства и указав на них в решении, суд пришел к правильным выводам о том, что действия Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, выраженные в отказе в предоставлении К бесплатно в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1499 кв. м, расположенного по <адрес> в <адрес>, не противоречат закону, и правовых оснований для удовлетворения исковых требований К не имеется.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности вывода суда о том, что спорный земельный участок находится в производственной зоне, направлен на иную правовую оценку обстоятельств, надлежащим образом установленных судом, свидетельствует о несогласии с выводами суда, при этом на их правильность не влияет, в связи с чем судебной коллегией отклоняется.
Ссылка апеллянта на предоставление в период с 2011 года по 2013 год земельных участков иным лицам правового значения для существа спора не имеет.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.
При таких данных решение Городищенского районного суда Волгоградской области об отказе в удовлетворении исковых требований К является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда
определила:
Решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 30 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционною жалобу представителя К по доверенности Д - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-9067/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2013 г. по делу N 33-9067/2013
Судья: Скоробогатова Е.И.
судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Малышевой И.А.,
судей Бабайцевой Е.А., Шиповской Т.А.,
при секретаре Щ.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению К к Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность бесплатно
по апелляционной жалобе представителя К по доверенности Д
на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 30 мая 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Бабайцевой Е.А., судебная коллегия
установила:
К обратился в суд с иском к Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация), в котором просил признать действия администрации, выраженные в необоснованном письменном отказе от ДД.ММ.ГГГГ N <...> в предоставлении земельного участка, расположенного по <адрес> в <адрес>, площадью 1499 кв. м незаконными и возложить обязанность на ответчика предоставить ему в собственность бесплатно земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1499 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> в <адрес>.
В обоснование иска указал, что он является ветераном боевых действий, в связи с чем имеет право на льготное бесплатное получение в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
При обращении в администрацию с заявлением о предоставлении ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1499 кв. м, расположенного по <адрес> в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в его предоставлении.
Считал отказ незаконным и нарушающим его права как ветерана боевых действий.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель К по доверенности Д оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить, иск удовлетворить.
В апелляционную инстанцию истец К и его представитель по доверенности Д, представитель ответчика Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, представитель третьего лица Администрации Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно на территории Волгоградской области регулируется Законом Волгоградской области от 04 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно".
Федеральным законом РФ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 9).
В силу п. 1 ст. 1 Закона Волгоградской области от 04 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" земельные участки в собственность граждан, в том числе ветеранам боевых действий, бесплатно предоставляются для ведения личного подсобного хозяйства в черте поселений, расположенных на территории Волгоградской области.
По смыслу ст. 4 п. 1 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
При этом приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
На основании п. п. 3, 4 ст. 3 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
По правилам подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Под территориальными зонами в соответствии со ст. 1 ГрК РФ понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. В ст. ст. 34, 35 Кодекса определены порядок установления, виды и состав территориальных зон.
Территориальные зоны устанавливаются как результат проведения зонирования в границах городской застройки. Для каждой из них правилами землепользования и застройки (нормативным правовым актом органа местного самоуправления ст. 1, ст. ст. 30 - 33 ГрК РФ) устанавливаются градостроительные регламенты. Согласно п. 9 ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные) размеры земельных участков и (или) максимальные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Посредством зонирования территорий реализуется принцип целевого использования земельных участков, уточняется и детализируется правовой режим конкретной категории земель. Детализация принципа целевого использования земельного участка в черте поселений осуществляется посредством категории "разрешенное использование".
В ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие ГрК РФ" предусмотрено, что органы местного самоуправления до 31 декабря 2012 года обязаны принять правила землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки в соответствии со ст. 30 ГрК РФ должны включать в себя, в том числе, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, К, являясь ветераном боевых действий, неоднократно обращался в администрацию с заявлениями о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1499 кв. м, расположенного по <адрес> в <адрес>.
Постановлением Администрации Орловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N <...> земельному участку площадью 1499 кв. м был присвоен почтовый адрес: <адрес>.
На публичных слушаниях в Орловском сельском поселении 28 декабря 2012 года были рассмотрены и приняты "Правила землепользования и застройки Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района" и одобрены Орловской сельской Думой.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация отказала истцу в предоставлении данного земельного участка, ссылаясь на невозможность его предоставления, так как заявленная цель использования земельного участка не соответствует градостроительному регламенту (видам разрешенного использования), установленному для данной территории Правилами землепользования и застройки Орловского сельского поселения.
Согласно Градостроительному заключению о соответствии запрашиваемого истцом земельного участка градостроительной документации, установленному разрешенному использованию, другим установленным законодательством нормам и правилам земельный участок площадью 1499 кв. м не соответствует видам разрешенного использования земельных участков территориальной зоны - расположен в производственной зоне.
Из показаний специалиста отдела архитектуры Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области Ф следует, что при подготовке градостроительного заключения специалистами архитектурного отдела при определении местоположения запрашиваемых участков используется компьютерная программа, в связи с чем, оснований сомневаться в том, что спорный земельный участок находится в производственной зоне не имеется.
Также показаниями специалиста подтверждено, что на территории Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области свободные сформированные земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, в настоящее время отсутствуют.
Указанные обстоятельства исключают возможность реализации К права на льготное бесплатное получение в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на территории данного поселения по причине отсутствия земель с соответствующим видом разрешенного использования.
Установив изложенные выше обстоятельства и указав на них в решении, суд пришел к правильным выводам о том, что действия Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, выраженные в отказе в предоставлении К бесплатно в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1499 кв. м, расположенного по <адрес> в <адрес>, не противоречат закону, и правовых оснований для удовлетворения исковых требований К не имеется.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности вывода суда о том, что спорный земельный участок находится в производственной зоне, направлен на иную правовую оценку обстоятельств, надлежащим образом установленных судом, свидетельствует о несогласии с выводами суда, при этом на их правильность не влияет, в связи с чем судебной коллегией отклоняется.
Ссылка апеллянта на предоставление в период с 2011 года по 2013 год земельных участков иным лицам правового значения для существа спора не имеет.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.
При таких данных решение Городищенского районного суда Волгоградской области об отказе в удовлетворении исковых требований К является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда
определила:
Решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 30 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционною жалобу представителя К по доверенности Д - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)