Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.04.2013 ПО ДЕЛУ N А41-31251/12

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2013 г. по делу N А41-31251/12


Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Коновалова С.А., Мордкиной Л.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Домодедово Московской области - Лысенковой Ю.В. (представителя по доверенности от 10.04.2013 N 3-35/170),
от Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области - Лысенковой Ю.В. (представителя по доверенности от 30.06.2010 N 12-19/30),
от открытого акционерного общества "Царицыно" - Алексеенковой Н.А. (представителя по доверенности от 03.09.2012 N 1/21-511),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Домодедово Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 04.02.2013 по делу N А41-31251/12, принятое судьей Федуловой Л.В.,

установил:

Открытое акционерное общество "Царицыно" (далее - общество) обратилось Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Домодедово Московской области (далее - администрация) с требованиями: признать бездействие Администрации, выразившиеся в затягивании процедуры выкупа земельного участка и в необоснованном уклонении от заключения договора купли-продажи земельного участка, незаконными; обязать администрацию в месячный срок с момента принятия решения Арбитражным судом Московской области заключить с обществом договор купли-продажи находящегося у общества в постоянном бессрочном пользовании земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Домодедовский район, дер. Данилово, общей площадью 27 000 кв. м, кадастровый N 50-28-100202-0222, по цене 2,5% его кадастровой стоимости, что составляет 328 602 рубля 95 копеек, с единовременной оплатой всей суммы.
Определением от 10.09.2012 судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.02.2013 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниями, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель комитета в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Постановлением главы Домодедовского района Московской области от 21.08.2000 N 2479 обществу в бессрочное (постоянное) пользование был предоставлен земельный участок площадью 2,78 га с утверждением соответствующих границ для размещения детского оздоровительного лагеря "Авроровец".
Право постоянного (бессрочного) пользования на предоставленный земельный участок общей площадью 27 000 кв. м, кадастровый номер 50-28-100202-0222, расположенный по адресу: Московская область, Домодедовский район, дер. Данилововладение "ДОЛ" "Авроровец", зарегистрировано за обществом в установленном порядке (свидетельство о государственной регистрации права от 17.05.2001 серия 50 АГ N 224429).
В соответствии с представленным в материалы кадастровым паспортом земельного участка от 10.06.2011 N МО-11/ЗВ/1-259760 данный земельный участок прошел кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:28:0100202:179.
На выделенном земельном участке обществом осуществлялось строительство зданий и иных объектов пионерского лагеря "Авроровец", которые после возведения были приняты на учет и эксплуатировались в соответствии с их целевым назначением.
Право собственности на нежилые здания расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0100202:179, по адресу: Московская область, Домодедовский район, деревня Данилово, владение "ДОЛ "Авроровец", было признано в судебном порядке (решение Арбитражного суда Московской области от 19.09.2011 по делу N А41-16998/11) и в установленном порядке зарегистрировано за обществом (свидетельства о государственной регистрации права от 15.12.2011 50 АГ N 176927, 176928, 176929, 176930).
Обществом 30.01.2012 обратилось в администрацию с заявлением (исх. N 1/21-45) о приобретении в собственность находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании земельного участка общей площадью 27 000 кв. м, с кадастровым номером 50:28:0100202:179, расположенного по адресу: Московская область, Домодедовский район, дер. Данилово, по цене 2,5% его кадастровой стоимости (что составляет 328 602 рубля 95 копеек), с единовременной оплатой всей суммы.
В ответ на данное заявление администрацией 27.02.2012 в адрес общества направлены письма N 3-17/471, 3-17/472 с указанием на необходимость предоставления дополнительных документов.
Общество 26.03.2011 направила запрашиваемые документы в адрес администрации (исх. N 1/21-169).
Не получив в законодательно установленные сроки ответа на свое заявление, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Частью 6 статьи 36 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, для реализации права на приобретение в собственность земельного участка заявитель должен подтвердить право собственности на объекты недвижимости.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (часть 2 статьи 8 ГК РФ, статья 219 ГК РФ).
Согласно статьям 2, 4 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из представленных в материалы дела свидетельств о государственной регистрации права от 15.12.2011 50 АГ N 176927, 176928, 176929, 176930 следует, что на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0100202:179 расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности.
В силу части 3 статьи 35 ЗК РФ собственник задания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные частью 1 статьи 36 ЗК РФ.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно статье 3 Закона о введении в действие ЗК РФ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Следовательно, общество правомерно обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
Порядок определения цены (стоимости) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной стоимости на территории Московской области, регулируется статьей 2 Закона о введении в действие ЗК РФ и статьей 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", согласно которым до 01 июля 2012 года юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками - в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области").
Цена продажи земельного участка, рассчитываемая от кадастровой стоимости земельного участка, определяется на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка, выдаваемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости по запросу исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления, направленному после даты поступления обращения гражданина или юридического лица о предоставлении земельного участка в собственность.
Из смысла данной нормы права следует, что по своему содержанию указанный порядок приобретения земельных участков является льготным по отношению к порядку, установленным пунктом 2 статьи 2 Закона о введении в действие ЗК РФ.
Как следует из материалов дела, общество является собственником объектов недвижимого имущества расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0100202:179.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 15.10.2012 N МО-12/ЗВ-754284 кадастровая стоимость земельного испрашиваемого земельного участка составляет 37 911 416 рублей.
Учитывая изложенное, общество имеет право приобрести земельный участок с кадастровым номером 50:28:0100202:179 (предыдущий номер 50-28-100202-0222) по льготной цене, а именно по цене равной 2,5% его кадастровой стоимости, что составляет 947 785 рублей 40 копеек.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции, установив, что обществом представлены в администрацию все необходимые документы, предусмотренные законом, пришел к правильному выводу о незаконности бездействия администрации, в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Домодедовский район, дер. Данилово, общей площадью 27 000 кв. м, кадастровый N 50-28-100202-0222, по цене 2,5% его кадастровой стоимости, что составляет 328 602 рубля 95 копеек, с единовременной оплатой всей суммы.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В соответствии пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в случае признания действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Довод администрации о том, у суда отсутствовали правовые основания для обязания администрации заключить с обществом договор купли-продажи, так как полномочия по отчуждению земельных участков возложены на комитет, а не на администрацию, не может быть принят апелляционным судом в качестве основания для отмены судебного акта, поскольку предметом заявленный требований, помимо признания незаконным отказа, является не обязание администрации заключить договор купли-продажи спорного земельного участка, а принятие решения о продаже и направление проекта договора. Комитет, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, обладает полномочиями по продаже земельного участка (а не по принятию решения), является структурным подразделением администрации. Обязанность по направлению в адрес общества проекта договора купли-продажи спорного земельного участка возложена судом первой инстанции на администрацию как на орган местного самоуправления, в полномочия которого входит принятие решения о предоставлении земельного участка, что не может служить основанием для вывода о неисполнимости обжалуемого решения.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что комитет по управлению имуществом является структурным подразделением администрации, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное обществом требование.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 04.02.2013 года по делу N А41-31251/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Л.М.МОРДКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)