Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2013 ПО ДЕЛУ N А41-20353/12

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2013 г. по делу N А41-20353/12


Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Менкнасуновой М.Б.,
при участии в заседании:
от заявителя: Багакашвили М.А., доверенность от 25.06.2013, Аракелян А.В., доверенность от 04.03.03.2013,
от заинтересованных лиц:
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Федотов Д.Л., доверенность от 19.12.2012 N ОД-16/58444,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве - не явился, извещен,
от третьих лиц:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - не явился, извещен,
от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - Зыкова А.Н., доверенность от 30.01.2013 N 11,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился, извещен,
от Департамента городского имущества города Москвы - не явился, извещен,
от Правительства Московской области - не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Норд-Ленд", к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, при участии в качестве третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Московской области, об оспаривании решения и обязании осуществить определенные действия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Норд-Ленд" (далее - общество, заявитель, ООО "Норд-Ленд") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - агентство, Росимущество), в котором просит:
- - признать незаконным решение агентства "О земельном участке", оформленное письмом от 19.12.2011 N ПП-10/39328;
- - обязать агентство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Норд-Ленд" в месячный срок принять решение по заявлению ООО "Норд-Ленд" о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 150 351 кв. м с кадастровым номером 50:26:191418:0002, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, Первомайский сельский округ, вблизи деревни Пучково, участок 33.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.11.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, агентство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 23.04.2013 апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в городе Москве), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Московской области.
Как усматривается из материалов дела, между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области и Организацией научного обслуживания Племенной птицеводческий завод "Птичное" заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, от 13.04.2004 N 36/07, согласно условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 50:26:19 14 18:0002, общей площадью 150 351 кв. м, находящийся по адресу Московская область, Наро-Фоминский район, Первомайский сельский округ, вблизи деревни Пучково, участок 33.
26 сентября 2007 года Организация научного обслуживания Племенной птицеводческий завод "Птичное" передала свои права и обязанности по договору аренды от 13.04.2004 N 36/07 ООО "Норд-Ленд", о чем заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 13.04.2004 N 36/07.
Решением единственного участника ООО "Норд-Ленд" от 12.09.2011 N 16/05 решено выкупить земельный участок общей площадью 150 351 кв. м с кадастровым номером 50:26:191418:0002, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, Первомайский сельский округ, вблизи деревни Пучково, участок 33.
Право собственности на данный земельный участок принадлежит Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.11.2006.
15 ноября 2011 года ООО "Норд-Ленд" обратилось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с заявлением о приватизации данного земельного участка на основании пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Письмом от 19.12.2011 N ПП-10/39328 обществу отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что в составе предоставленного пакета документов отсутствует документ, подтверждающий надлежащее (целевое) использование земельного участка в течение трех лет.
Не согласившись с отказом агентства, ООО "Норд-Ленд" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. В обоснование заявленных требований общество, ссылаясь на письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 17.10.2011 N РС 77-1808, указывает, что использует спорный земельный участок по целевому назначению.
Возражая против заявленных требований, Росимущество указывает, что в нарушение пункта 7 Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" заявителем не представлено документов, подтверждающих использование спорного земельного участка по целевому назначению более трех лет. При этом письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 17.10.2011 N РС 77-1808 не является надлежащим доказательством использования земельного участка по целевому назначению, поскольку функции по государственному мониторингу земель сельскохозяйственного назначения возложены на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы заявления, просили заявленные требования удовлетворить.
Представители Росимущества и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации против доводов заявления возражали, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
ТУ Росимущества в Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Московской области своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проанализировав доводы заявления, отзывов и письменных пояснений, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 10 названного Федерального закона установлено, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Из изложенных выше норм следует, что арендатор вправе приобрести в собственность земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения исключительно в том случае, если на момент обращения с заявлением в уполномоченный орган использовал испрашиваемый земельный участок по целевому назначению более трех лет на основании заключенного договора аренды такого земельного участка.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Согласно пункту 7 указанного Перечня к заявлению прилагается, в том числе, копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право на приобретение земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Письмом от 19.12.2011 N ПП-10/39328 Росимущество отказало обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что в составе предоставленного пакета документов отсутствует документ, подтверждающий надлежащее (целевое) использование земельного участка в течение трех лет (т. 1, л.д. 38-39).
В качестве доказательства использования спорного земельного участка по целевому назначению более трех лет общество ссылается на письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 17.10.2011 N РС 77-1808 (т. 1, л.д. 36), из содержания которого следует, что в рамках государственного земельного контроля по использованию и охране земель нецелевого использования испрашиваемого земельного участка выявлено не было.
Между тем ссылка заявителя на указанное письмо от 17.10.2011 N РС 77-1808 не может быть принята апелляционным судом, поскольку функции по государственному мониторингу земель сельскохозяйственного назначения возложены на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (абзац 4 пункта 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450), а не на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области. А то обстоятельство, что у Управления Росреестра по Московской области не имеется доказательств нецелевого использования земельного участка, не свидетельствует о том, что заявитель надлежаще использует земельный участок в смысле, придаваемом пунктом 4 статьи 10 Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
Полномочиями по контролю за использованием по назначению спорного земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в силу пункта 4.3 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, утвержденного Приказом Росимущества от 05.03.2009 N 66, обладало названное Территориальное управление, а не Управление Росреестра по Московской области.
В целях дополнительного выяснения обстоятельств, связанных с фактическим использованием спорного земельного участка апелляционный суд определением от 31.05.2013 обязал Росимущество, ТУ Росимущества в городе Москве совместно с ООО "Норд-Ленд" произвести обследование земельного участка с кадастровым номером 50:26:191418:0002, составить совместный акт обследования, и приложить фотографии, подписанные всеми лицами, производящими осмотр.
В период с 20.05.2013 по 14.06.2013 комиссией, состоящей из должностных лиц Росимущества и ТУ Росимущества в городе Москве, была осуществлена проверка земельного участка с кадастровым номером 50:26:191418:0002. По результатам осмотра указанного земельного участка составлен акт внеплановой проверки от 21.06.2013 с приложением ситуационного плана и фотоматериалов, из содержания которых следует, что проверяемый земельный участок не использовался обществом в соответствии с разрешенном видом использования (для сельскохозяйственного производства) в течение нескольких лет.
Во исполнение поручения суда в период с 20.06.2013 по 02.07.2013 комиссией в составе должностных лиц Росимущества, ТУ Росимущества в городе Москве, а также представителя ООО "Норд-Ленд" осуществлен осмотр спорного земельного участка, по результатам которого составлен акт внеплановой проверки от 03.07.2013 (т. 2, л.д. 77-84) с приложением ситуационного плана и фотоматериалов, из содержания которых следует, что проверяемый земельный участок на момент проведения проверки (30.05.2013) фактически никем не использовался, был полностью свободен, не огорожен, полностью зарос травой и частично кустарником, деревьями. При выезде комиссии 21.06.2013 большая часть проверяемого земельного участка была вспахана.
Указанный акт подписан всеми членами комиссии, в том числе представителем ООО "Норд-Ленд", который в возражениях на акт указал, что с данным актом не согласен, поскольку акт от 03.07.2013, по его мнению, составлен неверно, не соответствует содержанию и фактическим обстоятельствам дела. Выводы акта выходят за рамки судебного поручения.
Вместе с тем, каких-либо доказательств опровергающих выводы, изложенные в акте проверки от 03.07.2013, суду не представлено.
Имеющийся в материалах дела договор подряда на производство посевных работ и уборку урожая N 03/11 заключен ООО "Норд-Ленд" с ИП главой КФХ Кавелашвили Н.В. только 01.01.2011, в то время как с заявлением о предоставлении спорного земельного участка общество обратилось в Росимущество 15.11.2011. Таким образом, указанный договор не подтверждает использование обществом испрашиваемого земельного участка для сельскохозяйственного производства более трех лет на момент обращения в Росимущество.
Каких-либо иных доказательств (в том числе бухгалтерских документов), достоверно подтверждающих, что на момент обращения общества в Росимущество земельный участок с кадастровым номером 50:26:191418:0002 использовался ООО "Норд-Ленд" по целевому назначению ни в Росимущество, ни апелляционному суду не представлено.
Поскольку использование спорного земельного участка по целевому назначению более трех лет на момент обращения в Росимущество обществом не подтверждено, у апелляционного суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, апелляционный суд также обращает внимание, что лицом, уполномоченным распоряжаться спорным земельным участок, является Территориальное управление Росимущества, а не само Росимущество.
Согласно Положению "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 агентство (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
При этом в силу пункта 4 указанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно подпункту "ж" пункта 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области Территориальное управление осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, а именно осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, по поручению агентства (согласно Приказу Росимущества от 31.01.2012 N 16 по поручению Росимущества осуществляет продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых превышает один гектар).
Сбор и представление в Росимущество информации и документов, необходимых для продажи федерального имущества, осуществляет также территориальное управление (пункт 4.4 названного Положения).
В настоящее время спорный земельный участок с кадастровым номером 50:26:191418:0002 включен в состав территории города Москвы в соответствии с соглашением между городом Москвой и Московской областью об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29.11.2011 и Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью".
Согласно Положению о Территориальном управлении Росимущества в городе Москве, утвержденного Приказом Росимущества от 05.03.2009 N 67, Территориальное управление Росимущества в городе Москве осуществляет полномочия собственника в отношении федерального недвижимого имущества, расположенного на территории города Москвы.
Следовательно, в настоящее время распоряжение спорным земельным участком относится к полномочиям ТУ Росимущества в городе Москве, а на момент обращения общества с заявлением в Росимущество о предоставлении земельного участка, распоряжение данным земельным участком осуществляло ТУ Росимущества в Московской области.
При наличии доказательств надлежащего использования в течение трех лет земельного участка предоставить в собственность заявителю земельный участок могло не само Росимущество, куда обращалось общество, а уполномоченное на распоряжение земельными участками территориальное управление Росимущества.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований. Обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 27.11.2012 по делу N А41-20353/12 отменить.
В удовлетворении заявления отказать

Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ

Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.А.МИЩЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)