Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
с участием:
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представителя Дмитриенко Е.В. (доверенность от 10 января 2012 г N 2),
от ОАО "Самаранефтегаз" - представителя Губанеевой Е.А. (доверенность от 01 января 2012 г N СНГ-123/12),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 июля 2012 года по делу N А55-23933/2010 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Самаранефтегаз" (ИНН 6315229162, ОГРН 1026300956990), Самарская область, г. Самара,
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Самарская область, г. Самара,
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Самарская область, г. Самара,
о признании частично недействительным предписания,
установил:
Открытое акционерное общество "Самаранефтегаз" (далее - ОАО "Самаранефтегаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство, ответчик) от 28.07.2010 об устранении нарушения лесного законодательства в части требования о заключении договоров аренды лесных участков, занимаемых линейными объектами заявителя по Волжскому лесничеству (Дубово-Уметское участковое лесничество).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2011, ОАО "Самаранефтегаз" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.03.2012 решение Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2012 заявленные требования удовлетворены.
Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой, выразив несогласие с вынесенным судебным актом, просит отменить решение суда от 27.07.2012, принять по делу новый судебный акт об отказе ОАО "Самаранефтегаз" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания от 28.07.2010 в полном объеме.
ОАО "Самаранефтегаз" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 27.07.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства без удовлетворения.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 27.07.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в судебное заседание не явился, третье лицо извещено.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица, участвующего в деле, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, на основании акта от 28.07.2010, составленного по итогам выездной проверки соблюдения лесного законодательства по распоряжению от 24.06.2010 N 313, Министерством выдано предписание от 28.07.2010, согласно которому ОАО "Самаранефтегаз" должно в срок до 01.06.2011 устранить нарушение, выразившееся в незаключении договора аренды лесных участков, занимаемых линейными объектами общества по Волжскому лесничеству (Дубово-Уметское участковое лесничество) в соответствии с лесным законодательством использования участков лесного фонда для эксплуатации линейных объектов согласно статьям 9, 94 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 предписания от 27.07.2010 обществу предписано заключить договоры аренды всех лесных участков Волжского лесничества (Дубово-Уметское участковое лесничество), застроенных линейными объектами общества путем подачи заявления в Министерство согласно порядку подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности согласно статьям 9, 94 Лесного кодекса Российской Федерации в срок до 01.06.2011, в связи с допущением обществом нарушений указанных статей Лесного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с выданным Министерством предписанием, ОАО "Самаранефтегаз" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Удовлетворяя заявленные ОАО "Самаранефтегаз" требования, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, линейные объекты ОАО "Самаранефтегаз" расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 63:17:0000000:23, 63:17:00 00000:0011, 63:17:000000:004, 63:17:0000000:0217, 63:17:0000000:0004.
Права ОАО "Самаранефтегаз" на указанные земельные участки подтверждаются договорами аренды от 09.04.2002 N 321-2002/07/3114 АП-О, от 07.12.2009 N 314-2009/14/09-07134-010/3224409/3807Д, от 24.05.2010 N 52-2010/12/10-02534-010/3224410/1505Д, а также договором купли-продажи от 17.11.2003 N 258/2003 и свидетельством от 08.12.2003 о государственной регистрации права собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 63:17:0000000:0004.
В соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости, земельные участки с кадастровыми номерами 63:17:0000000:23, 63:17:00 00000:0011, 63:17:000000:004, 63:17:0000000:0217, 63:17:0000000:0004 отнесены к категории земель промышленности.
На основании статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Зарегистрированные договоры аренды от 09.04.2002 N 321-2002/07/3114 АП-О, от 07.12.2009 N 314-2009/14/09-07134-010/3224409/3807Д, от 24.05.2010 N 52-2010/12/10-02534-010/3224410/1505Д, а также свидетельство о государственной регистрации права собственности от 08.12.2003 являются юридическим актом признания государством возникновения прав ОАО "Самаранефтегаз" на данные земельные участки и правомерность отнесения указанных земельных участков к категории земель промышленности, в силу положений статей 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет к определенной категории, вида его разрешенного использования и описание его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Судом первой инстанции правомерно указано, что действия органов кадастрового учета по отнесению указанных земельных участков к землям промышленности в установленном порядке не признаны незаконными, права общества на спорные участки в установленном порядке не оспорены.
Следовательно, требование предписания о заключении на данные земельные участки договоров аренды как на лесные участки из состава земель лесного фонда противоречит требованиям статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статьям 7, 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми земли промышленности и земли лесного фонда относятся к разным категориям, и лесные участки не формируются на земельных участках, отнесенных к категории земель промышленности.
Учитывая положения статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, отнесение земельного участка к категории земель промышленности исключает возможность его отнесения одновременно к категории земель лесного фонда.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, населенных пунктов, на которых расположены леса, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Следовательно, лесные участки не могут располагаться на земельных участках, отнесенных в соответствии со сведениями государственного земельного кадастра к землям промышленности.
Материалы лесоустройства, план лесного участка определяют границы лесных участков, а не земельных участков, отнесенных в соответствии со сведениями государственного земельного кадастра к категории земель промышленности, поскольку, категория и границы земельных участков, поставленных на кадастровый учет, определяются в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Правомерность данных выводов подтверждена судебными актами арбитражных судов, в частности, постановлениями Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.02.2012 по делу N А55-162/2011, от 27.03.2012 по делу N А55-23933/2010.
Доводы Министерства о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:17:0000000:23, 63:17:0000000:0011, 63:17:000000:004, 63:17:0000000:0217, 63:17:0000000:0004 отнесены к категории лесного фонда, а не к категории земель промышленности правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными, поскольку фактически Министерством оспаривается кадастровый учет данных земельных участков и правомерность договоров аренды, зарегистрированных в установленном законом порядке, а также право собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 63:17:0000000:0004, зарегистрированное в установленном законом порядке.
При этом суд правомерно учтено, что оспаривание правомерности заключения договоров аренды и кадастрового учета земельных участков возможно на основании соответствующего заявления в судебном порядке, а не в рамках рассмотрения заявления о признании недействительным предписания.
Учитывая правовую позицию, изложенную в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.02.2012 N ВАС-16576/11 по вышеуказанным обстоятельствам, а также, наличие сведений в государственном кадастре недвижимости об отнесении земельных участков к категории земель промышленности, зарегистрированных в установленном законом порядке договоров аренды на земельные участки, зарегистрированного права собственности общества на один из земельных участков, доводы Министерства об отнесении данных земельных участков к категории земель лесного фонда правомерно признаны судом необоснованными и противоречащими требованиям статей 7, 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Тот факт того, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:17:0000000:23, 63:17:0000000:0011, 63:17:000000:004, 63:17:0000000:0217, 63:17:0000000:0004 поставлены на кадастровый учет как земли промышленности, подтвержден материалами дела.
Земли промышленности и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, отнесенный к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Следовательно, даже в случае обязательности заключения договора, статьями 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность понуждения к заключению договора, путем выдачи Министерством ненормативного правового акта, в данном случае, предписания.
Полномочия Министерства определены положениями статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанная норма не предусматривает право государственного органа в административном порядке, минуя гражданско-правовую процедуру, обязывать хозяйствующие субъекты к заключению договоров.
В связи с чем, судом правомерно указано на отсутствие у Министерства полномочий по понуждению к заключению договора аренды лесного участка путем выдачи предписания.
Ссылки на закон, предусматривающий обязанность ОАО "Самаранефтегаз" заключить договоры аренды на лесные земельные участки, в предписании не содержатся, а указаны лишь общие нормы регистрации права на лесные участки.
Более того, наличие у хозяйствующего субъекта обязанности по совершению каких-либо гражданско-правовых действий не обуславливает право контролирующих органов своими предписаниями подменять судебные органы, путем выдачи административных документов.
Административный ненормативный акт, каким является предписание, в силу своей властно-распорядительной природы, не может регулировать гражданско-правовые отношения сторон, основанные на свободе договора.
Таким образом, требование предписания об обязании ОАО "Самаранефтегаз" заключить договоры аренды лесных участков противоречит требованиям статей 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 21, 43, 45, 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Добровольность заключения договора аренды также подтверждается Порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка, утвержденного приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319, в соответствии с которым, предусмотрена подача заявления с приложением необходимых документов заинтересованным в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицом в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Правомерность данных выводов подтверждена судебными актами арбитражных судов, в частности, постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.04.2011 по делу N А55-19967/2010.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При условии установленного судом и подтвержденного материалами дела факта незаконности и необоснованности оспариваемого предписания Министерства, несоответствия его положениям статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 7, 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные ОАО "Самаранефтегаз" требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, Министерством не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 июля 2012 года по делу N А55-23933/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2012 ПО ДЕЛУ N А55-23933/2010
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2012 г. по делу N А55-23933/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
с участием:
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представителя Дмитриенко Е.В. (доверенность от 10 января 2012 г N 2),
от ОАО "Самаранефтегаз" - представителя Губанеевой Е.А. (доверенность от 01 января 2012 г N СНГ-123/12),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 июля 2012 года по делу N А55-23933/2010 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Самаранефтегаз" (ИНН 6315229162, ОГРН 1026300956990), Самарская область, г. Самара,
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Самарская область, г. Самара,
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Самарская область, г. Самара,
о признании частично недействительным предписания,
установил:
Открытое акционерное общество "Самаранефтегаз" (далее - ОАО "Самаранефтегаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство, ответчик) от 28.07.2010 об устранении нарушения лесного законодательства в части требования о заключении договоров аренды лесных участков, занимаемых линейными объектами заявителя по Волжскому лесничеству (Дубово-Уметское участковое лесничество).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2011, ОАО "Самаранефтегаз" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.03.2012 решение Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2012 заявленные требования удовлетворены.
Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой, выразив несогласие с вынесенным судебным актом, просит отменить решение суда от 27.07.2012, принять по делу новый судебный акт об отказе ОАО "Самаранефтегаз" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания от 28.07.2010 в полном объеме.
ОАО "Самаранефтегаз" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 27.07.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства без удовлетворения.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 27.07.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в судебное заседание не явился, третье лицо извещено.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица, участвующего в деле, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, на основании акта от 28.07.2010, составленного по итогам выездной проверки соблюдения лесного законодательства по распоряжению от 24.06.2010 N 313, Министерством выдано предписание от 28.07.2010, согласно которому ОАО "Самаранефтегаз" должно в срок до 01.06.2011 устранить нарушение, выразившееся в незаключении договора аренды лесных участков, занимаемых линейными объектами общества по Волжскому лесничеству (Дубово-Уметское участковое лесничество) в соответствии с лесным законодательством использования участков лесного фонда для эксплуатации линейных объектов согласно статьям 9, 94 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 предписания от 27.07.2010 обществу предписано заключить договоры аренды всех лесных участков Волжского лесничества (Дубово-Уметское участковое лесничество), застроенных линейными объектами общества путем подачи заявления в Министерство согласно порядку подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности согласно статьям 9, 94 Лесного кодекса Российской Федерации в срок до 01.06.2011, в связи с допущением обществом нарушений указанных статей Лесного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с выданным Министерством предписанием, ОАО "Самаранефтегаз" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Удовлетворяя заявленные ОАО "Самаранефтегаз" требования, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, линейные объекты ОАО "Самаранефтегаз" расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 63:17:0000000:23, 63:17:00 00000:0011, 63:17:000000:004, 63:17:0000000:0217, 63:17:0000000:0004.
Права ОАО "Самаранефтегаз" на указанные земельные участки подтверждаются договорами аренды от 09.04.2002 N 321-2002/07/3114 АП-О, от 07.12.2009 N 314-2009/14/09-07134-010/3224409/3807Д, от 24.05.2010 N 52-2010/12/10-02534-010/3224410/1505Д, а также договором купли-продажи от 17.11.2003 N 258/2003 и свидетельством от 08.12.2003 о государственной регистрации права собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 63:17:0000000:0004.
В соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости, земельные участки с кадастровыми номерами 63:17:0000000:23, 63:17:00 00000:0011, 63:17:000000:004, 63:17:0000000:0217, 63:17:0000000:0004 отнесены к категории земель промышленности.
На основании статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Зарегистрированные договоры аренды от 09.04.2002 N 321-2002/07/3114 АП-О, от 07.12.2009 N 314-2009/14/09-07134-010/3224409/3807Д, от 24.05.2010 N 52-2010/12/10-02534-010/3224410/1505Д, а также свидетельство о государственной регистрации права собственности от 08.12.2003 являются юридическим актом признания государством возникновения прав ОАО "Самаранефтегаз" на данные земельные участки и правомерность отнесения указанных земельных участков к категории земель промышленности, в силу положений статей 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет к определенной категории, вида его разрешенного использования и описание его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Судом первой инстанции правомерно указано, что действия органов кадастрового учета по отнесению указанных земельных участков к землям промышленности в установленном порядке не признаны незаконными, права общества на спорные участки в установленном порядке не оспорены.
Следовательно, требование предписания о заключении на данные земельные участки договоров аренды как на лесные участки из состава земель лесного фонда противоречит требованиям статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статьям 7, 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми земли промышленности и земли лесного фонда относятся к разным категориям, и лесные участки не формируются на земельных участках, отнесенных к категории земель промышленности.
Учитывая положения статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, отнесение земельного участка к категории земель промышленности исключает возможность его отнесения одновременно к категории земель лесного фонда.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, населенных пунктов, на которых расположены леса, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Следовательно, лесные участки не могут располагаться на земельных участках, отнесенных в соответствии со сведениями государственного земельного кадастра к землям промышленности.
Материалы лесоустройства, план лесного участка определяют границы лесных участков, а не земельных участков, отнесенных в соответствии со сведениями государственного земельного кадастра к категории земель промышленности, поскольку, категория и границы земельных участков, поставленных на кадастровый учет, определяются в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Правомерность данных выводов подтверждена судебными актами арбитражных судов, в частности, постановлениями Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.02.2012 по делу N А55-162/2011, от 27.03.2012 по делу N А55-23933/2010.
Доводы Министерства о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:17:0000000:23, 63:17:0000000:0011, 63:17:000000:004, 63:17:0000000:0217, 63:17:0000000:0004 отнесены к категории лесного фонда, а не к категории земель промышленности правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными, поскольку фактически Министерством оспаривается кадастровый учет данных земельных участков и правомерность договоров аренды, зарегистрированных в установленном законом порядке, а также право собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 63:17:0000000:0004, зарегистрированное в установленном законом порядке.
При этом суд правомерно учтено, что оспаривание правомерности заключения договоров аренды и кадастрового учета земельных участков возможно на основании соответствующего заявления в судебном порядке, а не в рамках рассмотрения заявления о признании недействительным предписания.
Учитывая правовую позицию, изложенную в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.02.2012 N ВАС-16576/11 по вышеуказанным обстоятельствам, а также, наличие сведений в государственном кадастре недвижимости об отнесении земельных участков к категории земель промышленности, зарегистрированных в установленном законом порядке договоров аренды на земельные участки, зарегистрированного права собственности общества на один из земельных участков, доводы Министерства об отнесении данных земельных участков к категории земель лесного фонда правомерно признаны судом необоснованными и противоречащими требованиям статей 7, 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Тот факт того, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:17:0000000:23, 63:17:0000000:0011, 63:17:000000:004, 63:17:0000000:0217, 63:17:0000000:0004 поставлены на кадастровый учет как земли промышленности, подтвержден материалами дела.
Земли промышленности и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, отнесенный к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Следовательно, даже в случае обязательности заключения договора, статьями 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность понуждения к заключению договора, путем выдачи Министерством ненормативного правового акта, в данном случае, предписания.
Полномочия Министерства определены положениями статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанная норма не предусматривает право государственного органа в административном порядке, минуя гражданско-правовую процедуру, обязывать хозяйствующие субъекты к заключению договоров.
В связи с чем, судом правомерно указано на отсутствие у Министерства полномочий по понуждению к заключению договора аренды лесного участка путем выдачи предписания.
Ссылки на закон, предусматривающий обязанность ОАО "Самаранефтегаз" заключить договоры аренды на лесные земельные участки, в предписании не содержатся, а указаны лишь общие нормы регистрации права на лесные участки.
Более того, наличие у хозяйствующего субъекта обязанности по совершению каких-либо гражданско-правовых действий не обуславливает право контролирующих органов своими предписаниями подменять судебные органы, путем выдачи административных документов.
Административный ненормативный акт, каким является предписание, в силу своей властно-распорядительной природы, не может регулировать гражданско-правовые отношения сторон, основанные на свободе договора.
Таким образом, требование предписания об обязании ОАО "Самаранефтегаз" заключить договоры аренды лесных участков противоречит требованиям статей 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 21, 43, 45, 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Добровольность заключения договора аренды также подтверждается Порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка, утвержденного приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319, в соответствии с которым, предусмотрена подача заявления с приложением необходимых документов заинтересованным в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицом в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Правомерность данных выводов подтверждена судебными актами арбитражных судов, в частности, постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.04.2011 по делу N А55-19967/2010.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При условии установленного судом и подтвержденного материалами дела факта незаконности и необоснованности оспариваемого предписания Министерства, несоответствия его положениям статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 7, 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные ОАО "Самаранефтегаз" требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, Министерством не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 июля 2012 года по делу N А55-23933/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)