Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 9 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 марта 2013 года по делу N А19-22217/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Красько Б.В., суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лисиха-центр" (ОГРН 1043801545061, г. Иркутск, ул. Байкальская, 202; далее - ООО "Лисиха-центр", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, г. Иркутск, ул. Ленина, 14, далее - администрация, орган местного самоуправления) о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии решений по заявлениям ООО "Лисиха-центр" о предоставлении из земель населенных пунктов земельных участков:
- - площадью 3235 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000023:928 в аренду сроком на 2 года для организации благоустройства (заявление вх. N 943-51-386/11 от 10.02.2011 с учетом дополнений к нему вх. N 943-51-2831/2 от 18.07.2012);
- - площадью 2553 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000023:119, в аренду сроком на 2 года для организации благоустройства (заявление вх. N 943-51-464/11-1 от 17.02.2011 с учетом дополнений к нему вх. N 943-51-2832/2 от 18.07.2012);
- - площадью 10581 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха в аренду сроком на 3 года для организации благоустройства (заявление вх. N 943-51-3458/1 1 от 07.10.2011 с учетом дополнений к нему вх. N 943-51-3353/12 от 29.08.2012) и обязании органа местного самоуправления в установленный законом срок устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Лисиха-Центр" путем принятия решений по вышеназванным заявлениям общества о предоставлении ООО "Лисиха-центр" из земель населенных пунктов земельных участков:
- - с кадастровым номером 38:36:000023:17151 площадью 3235 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000023:928 в аренду сроком на 2 года для организации благоустройства;
- - с кадастровым номером 38:36:000023:17150 площадью 2553 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000023:119, в аренду сроком на 2 года для организации благоустройства;
- - с кадастровым номером 38:36:000023:17198 площадью 10581 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха в аренду сроком на 3 года для организации благоустройства.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Артюхова Алексея Михайловича.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 4 марта 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации города Иркутска, выразившееся в непринятии решений по заявлениям ООО "Лисиха-центр" о предоставлении из земель населенных пунктов вышеуказанных земельных участков как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Порядку прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством утвержденного решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 (Приложение N 3).
На администрацию города Иркутска в целях устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя возложена обязанность рассмотреть по существу заявления общества вх. от 10.02.2011 N 943-51-386/11, вх. от 17.02.2011 N 943-51-464/11-1, вх. от 07.10.2011 N 943-51-3458/11 в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2013 года решение суда от 4 марта 2013 года оставлено без изменения.
Администрация, не согласившись с судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В кассационной жалобе администрация г. Иркутска ставит вопрос о проверке законности судебных актов в связи с неправильным применением и истолкованием норм права, несоответствием выводов судов, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, обществу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 38:36:000023:119, разрешенное использование: для строительства и дальнейшей эксплуатации многоквартирных домов со встроенными нежилыми помещениями по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, уч. 236-Б; по договору аренды земельного участка от 29.04.2011 N 4516 (дата государственной регистрации 25.05.2011 N регистрации 38-38-01/082/2011-448 обществу передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 38:36:000023:1745 (предыдущий кадастровый номер 38:36:000023:928) по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Байкальская, д. 236-Б для строительства и дальнейшей эксплуатации многоквартирных домов со встроенными нежилыми помещениями.
06.02.2012 обществом получено разрешение RU 38303000-22/11 на строительство многоквартирных жилых домов со встроенными нежилыми помещениями по адресу г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Байкальская, д. 236-Б.
В целях повышения привлекательности возводимых объектов недвижимости для организации благоустройства прилегающей территории, общество обратилось в орган местного самоуправления с заявлениями вх. от 10.02.2011 N 943-51-386/11 о предоставлении из земель населенных пунктов земельного участка площадью 3235 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000023:928 в аренду сроком на 2 года для организации благоустройства; вх. от 17.02.2011 N 943-51-464/11-1 о предоставлении из земель населенных пунктов земельного участка площадью 2553 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000023:119, в аренду сроком на 2 года для организации благоустройства; вх. от 07.10.2011 N 943-51-3458/11 о предоставлении из земель населенных пунктов земельного участка площадью 10581 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха в аренду сроком на 3 года для организации благоустройства.
Распоряжением органа местного самоуправления от 02.03.2012 N 944-02-000088/12 утверждена схема расположения земельного участка площадью 3235 кв. м, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Байкальская, для благоустройства.
Распоряжением органа местного самоуправления от 02.03.2012 N 944-02-0000898/12 утверждена схема расположения земельного участка площадью 2553 кв. м, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Байкальская, для благоустройства.
Распоряжением органа местного самоуправления от 07.06.2012 N 944-02-000252/12 утверждена схема расположения земельного участка площадью 10581 кв. м, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Байкальская, для благоустройства.
В связи с непринятием решений о предоставлении земельных участков по заявлениям общества вх. от 10.02.2011 N 943-51-386/11, вх. от 17.02.2011 N 943-51-464/11-1, вх. от 07.10.2011 N 943-51-3458/11, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что органом местного самоуправления допущено незаконное бездействие в виде отсутствия какого-либо мотивированного решения со стороны уполномоченного органа по результатам рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков на праве аренды, нарушающее права и законные интересы общества и предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, лишающее заявителя права знать о причинах непредставления земельного участка, возможности устранения указанных причин либо обжалования отказа в предоставлении земельного участка в судебном порядке.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Из пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" органы местного самоуправления муниципального образования "Город Иркутск" осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством.
Следовательно, органом, уполномоченным на принятие решения о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является администрация города Иркутска.
В соответствии с Порядком прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 (Приложение N 3) (далее - порядок) земельные участки, расположенные на территории г. Иркутска, находящиеся в муниципальной собственности г. Иркутска или не разграниченные в установленном законодательством порядке, предоставляются физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (далее - заявителям), для организации открытых автостоянок, благоустройства и иных целей, не связанных со строительством.
В случае если в отношении земельного участка не осуществлен государственный кадастровый учет, заявитель, заинтересованный в предоставлении указанного земельного участка для цели, не связанной со строительством, подает в комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска заявление на имя мэра города Иркутска о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера, местоположения и испрашиваемого права на земельный участок с приложением следующих документов (с копиями): учредительные документы юридического лица; документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление; документ, удостоверяющий личность представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя; документа, удостоверяющего личность заявителя, либо личность его представителя (для физического лица) (пункт 3 Порядка).
Пунктом 3.1 Порядка установлено, что Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска в течение месяца с момента регистрации заявления с учетом зонирования территории города определяет возможность предоставления земельного участка для испрашиваемой цели и при наличии такой возможности обеспечивает изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка), утверждает ее распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска и выдает заявителю.
В течение 7 дней с момента утверждения схемы расположения земельного участка Комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска передает в управление по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации города Иркутска информацию о земельном участке, который предоставляется заявителю на определенном праве и предусмотренных условиях, для опубликования ее в газете "Иркутск" или в газете "Иркутск официальный" (пункт 3.1.3 Порядка).
Информация о предоставлении заявителю земельного участка на праве аренды опубликована в газете "Иркутск официальный", что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
В месячный срок с момента представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска обеспечивает подготовку и согласование проекта постановления администрации города Иркутска о предоставлении его для цели, не связанной со строительством (пункт 3.1.4 Порядка).
Судами двух инстанций установлено и подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков от 21.06.2012 N 3800/601/12-107864, от 31.07.2012 N 3800/601/12-135214; от 21.06.2012 N 3800/601/12-107840, что земельный участок площадью 3235 кв. м (кадастровый номер 38:36:000023:17151) поставлен на кадастровый учет 21.06.2012; земельный участок площадью 10581 кв. м (кадастровый номер 38:36:000023:17198) поставлен на кадастровый учет 31.07.2012; земельный участок площадью 2553 кв. м (кадастровый номер 38:36:000023:17150) поставлен на кадастровый учет 21.06.2012, то есть после обращения заявителя в орган местного самоуправления с заявлениями о предоставлении земельных участков для организации благоустройства.
Кадастровые паспорта представлены обществом в орган местного самоуправления с сопроводительными письмами вх. от 18.07.2012 N 943-51-2832/2; вх. от 18.07.2012 N 943-51-2831/2; вх. от 29.08.2012 N 94351-3353/12.
Пунктом 3.1.5 Порядка предусмотрено, что согласование проекта постановления администрации города Иркутска о предоставлении земельного участка для цели, не связанной со строительством, осуществляется в течение месячного срока, предусмотренного пунктом 3.1.4 настоящего Порядка (с учетом пункта 1.2.4 Решения Думы города Иркутска от 01.07.2011 N 005-20-240366/1). По результатам рассмотрения проекта постановления администрации г. Иркутска о предоставлении земельного участка лица, участвующие в согласовании, согласовывают его либо направляют в комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска мотивированные замечания.
Срок издания постановления администрации города Иркутска о предоставлении заявителю земельного участка для цели, не связанной со строительством, либо направления заявителю мотивированного отказа составляет один месяц с даты представления обществом кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участок, то есть 18.08.2012 и 29.09.2012 соответственно.
Администрацией города Иркутска требования, предусмотренные приведенными выше нормами права, в частности статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 3.1.5 Порядка исполнены не были, что подтверждается материалами дела.
В силу требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта органа местного самоуправления, подлежат доказыванию этим органом.
Суды обоснованно с учетом характера возникшего спора учли, что администрация не представила доказательств рассмотрения заявлений ООО "Лисиха-центр" в установленные законодательством сроки.
С учетом изложенного, вывод судов о том, что органом местного самоуправления допущено незаконное, не соответствующее требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и действующего Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством, бездействие в виде отсутствия какого-либо мотивированного решения со стороны уполномоченного органа по результатам рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков на праве аренды, нарушающее права и законные интересы общества и предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, лишающее заявителя права знать о причинах непредставления земельного участка, возможности устранения указанных причин либо обжалования отказа в предоставлении земельного участка в судебном порядке, является правильным.
Кроме того, признав указанное бездействие администрации незаконным, суды, не предрешая результат рассмотрения заявлений общества, обоснованно указали органу местного самоуправления в целях устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя о необходимости рассмотреть заявления в установленный законом срок.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, получившим надлежащую правовую оценку в судебных актах в соответствии с требованиями статей 71, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от Арбитражного суда Иркутской области от 4 марта 2013 года по делу N А19-22217/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Ю.ПУЩИНА
Судьи
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 16.10.2013 ПО ДЕЛУ N А19-22217/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2013 г. N А19-22217/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 9 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 марта 2013 года по делу N А19-22217/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Красько Б.В., суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лисиха-центр" (ОГРН 1043801545061, г. Иркутск, ул. Байкальская, 202; далее - ООО "Лисиха-центр", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, г. Иркутск, ул. Ленина, 14, далее - администрация, орган местного самоуправления) о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии решений по заявлениям ООО "Лисиха-центр" о предоставлении из земель населенных пунктов земельных участков:
- - площадью 3235 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000023:928 в аренду сроком на 2 года для организации благоустройства (заявление вх. N 943-51-386/11 от 10.02.2011 с учетом дополнений к нему вх. N 943-51-2831/2 от 18.07.2012);
- - площадью 2553 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000023:119, в аренду сроком на 2 года для организации благоустройства (заявление вх. N 943-51-464/11-1 от 17.02.2011 с учетом дополнений к нему вх. N 943-51-2832/2 от 18.07.2012);
- - площадью 10581 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха в аренду сроком на 3 года для организации благоустройства (заявление вх. N 943-51-3458/1 1 от 07.10.2011 с учетом дополнений к нему вх. N 943-51-3353/12 от 29.08.2012) и обязании органа местного самоуправления в установленный законом срок устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Лисиха-Центр" путем принятия решений по вышеназванным заявлениям общества о предоставлении ООО "Лисиха-центр" из земель населенных пунктов земельных участков:
- - с кадастровым номером 38:36:000023:17151 площадью 3235 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000023:928 в аренду сроком на 2 года для организации благоустройства;
- - с кадастровым номером 38:36:000023:17150 площадью 2553 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000023:119, в аренду сроком на 2 года для организации благоустройства;
- - с кадастровым номером 38:36:000023:17198 площадью 10581 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха в аренду сроком на 3 года для организации благоустройства.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Артюхова Алексея Михайловича.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 4 марта 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации города Иркутска, выразившееся в непринятии решений по заявлениям ООО "Лисиха-центр" о предоставлении из земель населенных пунктов вышеуказанных земельных участков как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Порядку прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством утвержденного решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 (Приложение N 3).
На администрацию города Иркутска в целях устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя возложена обязанность рассмотреть по существу заявления общества вх. от 10.02.2011 N 943-51-386/11, вх. от 17.02.2011 N 943-51-464/11-1, вх. от 07.10.2011 N 943-51-3458/11 в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2013 года решение суда от 4 марта 2013 года оставлено без изменения.
Администрация, не согласившись с судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В кассационной жалобе администрация г. Иркутска ставит вопрос о проверке законности судебных актов в связи с неправильным применением и истолкованием норм права, несоответствием выводов судов, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, обществу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 38:36:000023:119, разрешенное использование: для строительства и дальнейшей эксплуатации многоквартирных домов со встроенными нежилыми помещениями по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, уч. 236-Б; по договору аренды земельного участка от 29.04.2011 N 4516 (дата государственной регистрации 25.05.2011 N регистрации 38-38-01/082/2011-448 обществу передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 38:36:000023:1745 (предыдущий кадастровый номер 38:36:000023:928) по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Байкальская, д. 236-Б для строительства и дальнейшей эксплуатации многоквартирных домов со встроенными нежилыми помещениями.
06.02.2012 обществом получено разрешение RU 38303000-22/11 на строительство многоквартирных жилых домов со встроенными нежилыми помещениями по адресу г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Байкальская, д. 236-Б.
В целях повышения привлекательности возводимых объектов недвижимости для организации благоустройства прилегающей территории, общество обратилось в орган местного самоуправления с заявлениями вх. от 10.02.2011 N 943-51-386/11 о предоставлении из земель населенных пунктов земельного участка площадью 3235 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000023:928 в аренду сроком на 2 года для организации благоустройства; вх. от 17.02.2011 N 943-51-464/11-1 о предоставлении из земель населенных пунктов земельного участка площадью 2553 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000023:119, в аренду сроком на 2 года для организации благоустройства; вх. от 07.10.2011 N 943-51-3458/11 о предоставлении из земель населенных пунктов земельного участка площадью 10581 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, мкр. Лисиха в аренду сроком на 3 года для организации благоустройства.
Распоряжением органа местного самоуправления от 02.03.2012 N 944-02-000088/12 утверждена схема расположения земельного участка площадью 3235 кв. м, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Байкальская, для благоустройства.
Распоряжением органа местного самоуправления от 02.03.2012 N 944-02-0000898/12 утверждена схема расположения земельного участка площадью 2553 кв. м, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Байкальская, для благоустройства.
Распоряжением органа местного самоуправления от 07.06.2012 N 944-02-000252/12 утверждена схема расположения земельного участка площадью 10581 кв. м, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Байкальская, для благоустройства.
В связи с непринятием решений о предоставлении земельных участков по заявлениям общества вх. от 10.02.2011 N 943-51-386/11, вх. от 17.02.2011 N 943-51-464/11-1, вх. от 07.10.2011 N 943-51-3458/11, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что органом местного самоуправления допущено незаконное бездействие в виде отсутствия какого-либо мотивированного решения со стороны уполномоченного органа по результатам рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков на праве аренды, нарушающее права и законные интересы общества и предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, лишающее заявителя права знать о причинах непредставления земельного участка, возможности устранения указанных причин либо обжалования отказа в предоставлении земельного участка в судебном порядке.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Из пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" органы местного самоуправления муниципального образования "Город Иркутск" осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством.
Следовательно, органом, уполномоченным на принятие решения о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является администрация города Иркутска.
В соответствии с Порядком прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 (Приложение N 3) (далее - порядок) земельные участки, расположенные на территории г. Иркутска, находящиеся в муниципальной собственности г. Иркутска или не разграниченные в установленном законодательством порядке, предоставляются физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (далее - заявителям), для организации открытых автостоянок, благоустройства и иных целей, не связанных со строительством.
В случае если в отношении земельного участка не осуществлен государственный кадастровый учет, заявитель, заинтересованный в предоставлении указанного земельного участка для цели, не связанной со строительством, подает в комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска заявление на имя мэра города Иркутска о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера, местоположения и испрашиваемого права на земельный участок с приложением следующих документов (с копиями): учредительные документы юридического лица; документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление; документ, удостоверяющий личность представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя; документа, удостоверяющего личность заявителя, либо личность его представителя (для физического лица) (пункт 3 Порядка).
Пунктом 3.1 Порядка установлено, что Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска в течение месяца с момента регистрации заявления с учетом зонирования территории города определяет возможность предоставления земельного участка для испрашиваемой цели и при наличии такой возможности обеспечивает изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка), утверждает ее распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска и выдает заявителю.
В течение 7 дней с момента утверждения схемы расположения земельного участка Комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска передает в управление по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации города Иркутска информацию о земельном участке, который предоставляется заявителю на определенном праве и предусмотренных условиях, для опубликования ее в газете "Иркутск" или в газете "Иркутск официальный" (пункт 3.1.3 Порядка).
Информация о предоставлении заявителю земельного участка на праве аренды опубликована в газете "Иркутск официальный", что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
В месячный срок с момента представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска обеспечивает подготовку и согласование проекта постановления администрации города Иркутска о предоставлении его для цели, не связанной со строительством (пункт 3.1.4 Порядка).
Судами двух инстанций установлено и подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков от 21.06.2012 N 3800/601/12-107864, от 31.07.2012 N 3800/601/12-135214; от 21.06.2012 N 3800/601/12-107840, что земельный участок площадью 3235 кв. м (кадастровый номер 38:36:000023:17151) поставлен на кадастровый учет 21.06.2012; земельный участок площадью 10581 кв. м (кадастровый номер 38:36:000023:17198) поставлен на кадастровый учет 31.07.2012; земельный участок площадью 2553 кв. м (кадастровый номер 38:36:000023:17150) поставлен на кадастровый учет 21.06.2012, то есть после обращения заявителя в орган местного самоуправления с заявлениями о предоставлении земельных участков для организации благоустройства.
Кадастровые паспорта представлены обществом в орган местного самоуправления с сопроводительными письмами вх. от 18.07.2012 N 943-51-2832/2; вх. от 18.07.2012 N 943-51-2831/2; вх. от 29.08.2012 N 94351-3353/12.
Пунктом 3.1.5 Порядка предусмотрено, что согласование проекта постановления администрации города Иркутска о предоставлении земельного участка для цели, не связанной со строительством, осуществляется в течение месячного срока, предусмотренного пунктом 3.1.4 настоящего Порядка (с учетом пункта 1.2.4 Решения Думы города Иркутска от 01.07.2011 N 005-20-240366/1). По результатам рассмотрения проекта постановления администрации г. Иркутска о предоставлении земельного участка лица, участвующие в согласовании, согласовывают его либо направляют в комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска мотивированные замечания.
Срок издания постановления администрации города Иркутска о предоставлении заявителю земельного участка для цели, не связанной со строительством, либо направления заявителю мотивированного отказа составляет один месяц с даты представления обществом кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участок, то есть 18.08.2012 и 29.09.2012 соответственно.
Администрацией города Иркутска требования, предусмотренные приведенными выше нормами права, в частности статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 3.1.5 Порядка исполнены не были, что подтверждается материалами дела.
В силу требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта органа местного самоуправления, подлежат доказыванию этим органом.
Суды обоснованно с учетом характера возникшего спора учли, что администрация не представила доказательств рассмотрения заявлений ООО "Лисиха-центр" в установленные законодательством сроки.
С учетом изложенного, вывод судов о том, что органом местного самоуправления допущено незаконное, не соответствующее требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и действующего Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством, бездействие в виде отсутствия какого-либо мотивированного решения со стороны уполномоченного органа по результатам рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков на праве аренды, нарушающее права и законные интересы общества и предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, лишающее заявителя права знать о причинах непредставления земельного участка, возможности устранения указанных причин либо обжалования отказа в предоставлении земельного участка в судебном порядке, является правильным.
Кроме того, признав указанное бездействие администрации незаконным, суды, не предрешая результат рассмотрения заявлений общества, обоснованно указали органу местного самоуправления в целях устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя о необходимости рассмотреть заявления в установленный законом срок.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, получившим надлежащую правовую оценку в судебных актах в соответствии с требованиями статей 71, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от Арбитражного суда Иркутской области от 4 марта 2013 года по делу N А19-22217/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Ю.ПУЩИНА
Судьи
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)