Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.05.2013 ПО ДЕЛУ N А55-32347/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2013 г. по делу N А55-32347/2012


Резолютивная часть постановления оглашена 14 мая 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 мая 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Головихиным А.В.,
рассмотрев 14 мая 2013 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 февраля 2013 года, принятое по делу N А55-32347/2012 (судья Холодкова Ю.Е.)
по иску Закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети" (ОГРН 1026301152558)
к Министерству имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824)
о признании незаконным отказа и об обязании,
при участии в судебном заседании:
- от истца - Адамова Ю.А., доверенность от 09.01.2013 N 20;
- от ответчика - Вирт О.И., доверенность от 20.12.2012 N 518.

установил:

Закрытое акционерное общество "Самарские городские электрические сети" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в аренду земельного участка по адресу: Самарская область, гор. Самара, Советский район, ул. Ямская, около дома N 17, площадью 30 кв. м от 22 августа 2012 года N 12-4/1256/09 и обязании Министерства имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 февраля 2013 года требования были удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в аренду земельного участка по адресу: Самарская область, гор. Самара, Советский район, ул. Ямская, около дома N 17, площадью 30 кв. м от 22 августа 2012 года N 12-4/1256/09. Также обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем возобновления рассмотрения заявления ЗАО "СГЭС" N 12-4/1256/10-а и принятия соответствующего решения в сроки и порядке, предусмотренных земельным законодательством. Кроме того, суд взыскал с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ЗАО "СГЭС" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Заявитель - Министерство имущественных отношений Самарской области, не согласившись с решением суда первой инстанции подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, считая решение суда незаконным и необоснованным.
В апелляционной жалобе указывает, что установка на земельном участке временной комплексной трансформаторной подстанции неизбежно приведет к уничтожению зеленых насаждений, расположенных на участке, принятие министерством решения о предоставлении в аренду испрашиваемого участка противоречило бы Правилам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных Постановлением Главы городского округа Самара N 404 от 10 июня 2008 года, согласно которым категорически запрещается уничтожать и повреждать деревья, кустарники и газоны. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции счел доводы министерства о невозможности предоставления земельного участка, ввиду того, что на нем расположены зеленые насаждения, не обоснованными и не подтвержденными документально. При этом суд не учел основания, указанные министерством в отзыве в обоснование вышеуказанных доводов. Считает, что отказ министерства в предоставлении земельного участка основан на нормах действующего законодательства и не может быть признан незаконным.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ЗАО "Самарские городские электрические сети" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16 ноября 2010 года ЗАО "Самарские городские электрические сети" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-4/1256/10а о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Самара, Советский район, ул. Ямская, около дома N 17, площадью 30,00 кв. м, используемого под установку временной комплектной трансформаторной подстанции без укладки фундаментов с дальнейшей эксплуатацией.
Заявление обосновано положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения указанного заявления 22 августа 2012 года Министерство подготовило уведомление об отказе в предоставлении земельного участка, по причине нахождения на испрашиваемом участке зеленых насаждений, что противоречит пункту 12 главы 25 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных Постановлением Главы города Самары от 10 июня 2008 года N 404, а также пунктам 6.1 и 6.4 Приказа Госстроя РФ N 153 от 15 декабря 1999 года "Об утверждении правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ".
Общество, не согласившись с принятым решением, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, вынося решение, исходил из следующего.
Единственным основанием для принятия указанного решения послужило нахождение на испрашиваемом участке зеленых насаждений. Указанный факт подтверждается Актом осмотра от 06 июня 2012 года.
Данное основание суд первой инстанции посчитал не соответствующим закону.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- - изъятия земельных участков из оборота;
- - установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- - резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В настоящем случае не представлено доказательств наличия оснований, указанных в статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка заинтересованного лица (изложенная в отзыве) на положения статьи 61 ФЗ "Об охране окружающей среды" обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной.
В силу положений части 1 статьи 61 ФЗ N 7-ФЗ, зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Вместе с тем, в нарушение положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованным лицом не представлены допустимые и достаточные доказательства нахождения испрашиваемого участка заявителем в зеленом фонде городского поселения. Выводы об этом являются предположительными и не подтверждены документально.
Представленная Департаментом информация от 11 ноября 2010 года также не содержит выводов о невозможности предоставления спорного земельного участка. При этом суд отмечает, что испрашиваемое право - аренда, что допускается нормами земельного законодательства даже при нахождении участка в границах красных линий, либо территории общего пользования.
Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара 14 июня 2011 года принято Распоряжение N РД-807 "Об утверждении схемы расположения земельного участка".
Ссылка Министерства на нормы Постановления Главы города Самары N 404 от 10 июня 2008 года судом первой инстанции обоснованно отклонена по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 указанных Правил благоустройства, данный правовой акт устанавливает единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов внешнего благоустройства, надлежащему содержанию территорий городского округа для всех юридических (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц.
При этом, поименованный муниципальный правовой акт не может быть отнесен к правовым актам, регулирующим земельные правоотношений, в том числе основания для отказа в предоставлении земельных участков на территории городского округа Самара.
Согласно пункту 7 главы 26 Правил благоустройства, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, при использовании земельных участков обязаны:
- - соблюдать требования градостроительных регламентов, а также договоров землепользования, устанавливающих порядок содержания и учета зеленых насаждений;
- - осуществлять мероприятия по предотвращению уничтожения и повреждения зеленых насаждений, защите зеленых насаждений, охране почвенного слоя, санитарной очистке озелененных территорий от отходов;
- - сохранять и содержать зеленые насаждения в соответствии с настоящими Правилами;
- - обеспечивать квалифицированный уход за существующими зелеными насаждениями;
- - сохранять окружающую среду;
- - производить новые посадки деревьев и кустарников только на основании утвержденных дендрологических проектов, согласованных с Администрацией городского округа Самара, с владельцами подземных и наземных инженерных сетей и коммуникаций;
- - вести учет зеленых насаждений, доводить до сведения уполномоченных органов по защите растений обо всех случаях массового появления вредителей и болезней и принимать меры борьбы с ними; выполнять валку сухих и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и веток, замазку ран, дупел на деревьях;
- - не допускать вытаптывания газонов, складирования на них песка, материалов, снега, сколов льда и т.д.
Пункт 12 (на который содержится ссылка в оспариваемом отказе) отсутствует в главе 25 указанного правового акта.
Кроме того, к полномочиям органов местного самоуправления г.о. Самара не отнесены вопросы распоряжения земельными участками, соответственно и принимать нормативные правовые акты в данной сфере правоотношений право не предоставлено.
В соответствии со статьей 5.1 Закона Самарской области "О земле" правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области осуществляет распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а именно:
1) устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков;
2) предоставляет земельные участки гражданам и юридическим лицам, в том числе занятые самовольными постройками, а также при переоформлении прав на земельные участки;
3) совершает действия, направленные на изъятие земельных участков в случаях принудительного прекращения прав на земельные участки, предусмотренных федеральным законодательством;
4) распоряжается в случаях, предусмотренных действующим законодательством, земельными участками, предоставленными гражданам и юридическим лицам до 1 июля 2006 года;
5) осуществляют иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, Постановление главы города Самары N 404 не может определять основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
Ссылка Министерства на положения Приказа Госстроя N 153 от 15 декабря 1999 года об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации также отклоняется судом ввиду следующего.
В преамбуле данного приказа установлено, что настоящие Правила являются рекомендательным документом в целях регламентации основных вопросов ведения зеленого хозяйства. Правила разработаны с учетом ныне действующих стандартов, строительных и эксплуатационных норм и правил, а также источников и материалов, обобщающих практический опыт.
Документ не содержит императивных норм, носит рекомендательный характер, в силу чего его положения не могут являться основанием для отказа в предоставлении земельных участков.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74.
Приведенные Министерством имущественных отношений Самарской области основания также не приведены в Постановлении Правительства Самарской области N 74 от 21 июня 2006 года.
Отказ в предоставлении земельного участка следует при выявлении на основании информации органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также иных органов государственной власти и органов местного самоуправления препятствий для предоставления земельного участка (пункт 2.4. Порядка), а также при получении Министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
Выявленные препятствия должны соответствовать требованиям действующего законодательства, а в соответствии с п. 4. ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доказательств наличия препятствий, предусмотренных законом в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемый отказ противоречит положениям статьи 28, 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права Общества на приобретение земельного участка.
В силу положения статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации права заявителя подлежали восстановлению путем обязания Министерства имущественных отношений Самарской области по вступлению настоящего решения в законную силу путем возобновления рассмотрения заявления ЗАО "СГЭС" N 12-4/1256/10-а и принятия соответствующего решения в сроки и порядке, предусмотренных земельным законодательством.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований Закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети".
Доводы Министерства имущественных отношений Самарской области, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 21 февраля 2013 года, принятого по делу N А55-32347/2012 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявитель в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 февраля 2013 года, принятое по делу N А55-32347/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
С.Ю.НИКОЛАЕВА

Судьи
С.Ш.РОМАНЕНКО
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)