Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Тумашевич Н.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Бакуменко Т.Н.
судей Ильичевой Е.В., Селезневой Е.Н.
при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 апреля 2013 года апелляционную жалобу Б. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июля 2012 года по делу N 2-2067/12 по заявлению Б. об оспаривании решения об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, обязании осуществить кадастровый учет
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения представителя заявительницы Б. - Ц., представителя заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" - Л., представителя заинтересованного лица Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области - Д., судебная коллегия
установила:
Б. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, обязании осуществить кадастровый учет. В обоснование заявленных требований заявитель указала, что, в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области N <...> от <дата> ей был предоставлен земельный участок площадью 1200 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> под строительство индивидуального жилого дома в аренду на 49 лет. Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером N <...>. Согласно заявлению Б. дополнительно к вышеуказанному земельному участку, ей был предоставлен земельный участок площадью 150 кв. м, расположенный по тому же адресу, под строительство индивидуального жилого дома в аренду на 49 лет (Постановление администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области N <...> от <дата>), Дополнительный земельный участок имеет общие границы с земельным участком с кадастровым N <...>, который был ранее предоставлен Б. В соответствии с требованиями Постановления администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области N <...> от <дата> заявителем в отношении дополнительно предоставленного земельного участка были выполнены кадастровые работы и <дата> подано заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости N <...>. <дата> Федеральным бюджетным учреждением "Кадастровая палата" по Ленинградской области принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета N <...> на основании п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в связи с тем, что размер образуемого земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным минимальным размерам земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства. Заявительница считает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным, отказ ФБУ "Кадастровая палата" по Ленинградской области нарушает права и законные интересы Б., так как препятствует использованию земельного участка и осуществлению строительства жилого дома. Просила суд признать решение об отказе в осуществлении кадастрового учета ФБУ "Кадастровая палата" по Ленинградской области незаконным, обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области осуществить кадастровый учет земельного участка, предоставленного Б. на праве аренды.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении заявленных требований Б. - отказано.
В апелляционной жалобе Б. просит решение отменить, принять по делу новое решение.
В заседание суда апелляционной инстанции заявительница - Б. не явилась, о явке извещалась по правилам ст. 113 ГПК РФ. Б. извещена <дата> посредством направления судебной повестки, доверила представлять свои интересы представителю по доверенности Ц. Данное извещение судебная коллегия считает надлежащим, заблаговременным. О причинах своей неявки в судебное заседание сторона не известила, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области N <...> от <дата> Б. был предоставлен земельный участок площадью 1200 кв. м, расположенный по адресу <адрес> под строительство индивидуального жилого дома в аренду на 49 лет. Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером N <...>
Согласно заявлению Б. и в соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области N <...> от <дата> дополнительно к вышеуказанному земельному участку, Б. был предоставлен земельный участок площадью 150 кв. м, расположенный по тому же адресу, под строительство индивидуального жилого дома в аренду на 49 лет.
В соответствии с требованиями Постановления администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области N <...> от <дата> заявителем были выполнены кадастровые работы и <дата> подано заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости N <...>.
<дата> Федеральным бюджетным учреждением "Кадастровая палата" по Ленинградской области принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета N <...> на основании п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства на основании заявления заинтересованного лица в случаях прямо указанных в настоящем нормативном акте по преимущественному праву.
В иных случаях, приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в порядке, предусмотренном ст. 38 Земельного кодекса РФ, а именно в порядке заключения договора аренды земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах).
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 38 Земельного кодекса РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ единственными объектами земельных отношений могут выступать: земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков, "дополнительных земельных участков", действующим законодательством не предусмотрено.
Требования, предъявляемые к образуемому земельному участку, четко предусмотрены в статьях 11.2 и 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Нормы о предельных размерах земельных участков содержатся в ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пункт 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Законом Ленинградской области от 29.10.2003 г. N 83-оз "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство" установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.07.1995 г. N 281 "Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в Ленинградской области" рекомендовано администрациям городов, рабочих поселков и волостей при установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, руководствоваться приложением N 2 к настоящему постановлению с учетом наличия земельных ресурсов, находящихся в ведении соответствующей администрации.
На территории Муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области были установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства Постановлением главы администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" от <дата> N <...>, минимальный предельный размер, предоставляемого земельного участка составлял - 0,03 га.
Постановлением и.о. главы администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от <дата> N <...>, постановление главы администрации МО "Выборгский район Ленинградской области" от <дата> N <...> признано утратившим силу.
Таким образом, на момент обращения Б. с заявлением о проведении кадастрового учета и отказа кадастрового органа в постановке на учет земельного участка площадью 150 кв. м, действовали предельные минимальные нормы земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства, которым предоставленный земельный участок не соответствовал.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что если создание объекта земельных отношений в одной из установленных форм невозможно, то соответственно отсутствуют основания для кадастрового учета данного объекта.
Довод апелляционной жалобы о том, что постановление главы администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" от <дата> N <...> "Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в Выборгском районе" не действовало на момент возникновения спорных правоотношений, кроме того данное постановление предусматривает передачу земельных участков в собственность, является ошибочным.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
На момент возникновения правоотношений между заявительницей и кадастровым органом, принятия решения <дата> об отказе в постановке на кадастровый учет постановление главы администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" от <дата> N <...> являлось действующим, не было признано утратившим законную силу, в связи, с чем подлежало применению.
Довод апелляционной жалобы о том, что постановление главы администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" от <дата> N <...> предусматривает предельные минимальные и максимальные нормы земельных участков при их передаче в собственность, а не в аренду, является несостоятельным.
Постановление главы администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" от <дата> N <...> не содержит указаний на предоставление земельных участков в собственность, а устанавливает размеры земельных участков при их предоставлении под конкретные цели.
Постановление Правительства Ленинградской области от 28.07.1995 г. N 281 "Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в Ленинградской области" так же устанавливает предоставление земельных участков под определенные цели, при этом рекомендует администрациям городов и районов руководствоваться Приложением N 2, которое предусматривает рекомендуемые предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства в Ленинградской области.
Не могут быть приняты во внимание судебной коллегией ссылки заявителя на то, что все указанные нормативные акты изданы во исполнение Закона Ленинградской области от 29.10.2003 г. N 83-оз "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство" Законом Ленинградской области от 29.10.2003 г. N 83-оз "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство", а значит предусматривают только предоставление земельных участков в собственность.
Из буквального толкования постановления главы администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" от <дата> N <...> и постановления Правительства Ленинградской области от <дата> N <...> следует, что предельные нормы земельных участков установлены при их предоставлении по различным основаниям, юридически значимым и определяющим обстоятельством является цель использования земельного участка.
Довод апелляционной жалобы о том, что постановление Правительства Ленинградской области от <дата> N <...> о предоставлении заявителю дополнительного земельного участка не обжаловано и не отменено, а следовательно подлежит исполнению кадастровым органом, несостоятелен.
В силу ч. 3 ст. 1, ст. 2 ФЗ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области осуществляет кадастровый учет недвижимого имущества и в силу компетенции обязан соблюдать требования законов и нормативных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Принимая во внимание, что в период решения вопроса о кадастровом учете дополнительного земельного участка были установлены предельные минимальные нормы земельного участка для индивидуального жилищного строительства, основания для постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 150 кв. м отсутствовали.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, вследствие чего приняты во внимание быть не могут.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 18.07.2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 22.04.2013 N 33-5283/13
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 апреля 2013 г. N 33-5283/13
Судья: Тумашевич Н.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Бакуменко Т.Н.
судей Ильичевой Е.В., Селезневой Е.Н.
при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 апреля 2013 года апелляционную жалобу Б. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июля 2012 года по делу N 2-2067/12 по заявлению Б. об оспаривании решения об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, обязании осуществить кадастровый учет
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения представителя заявительницы Б. - Ц., представителя заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" - Л., представителя заинтересованного лица Администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области - Д., судебная коллегия
установила:
Б. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, обязании осуществить кадастровый учет. В обоснование заявленных требований заявитель указала, что, в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области N <...> от <дата> ей был предоставлен земельный участок площадью 1200 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> под строительство индивидуального жилого дома в аренду на 49 лет. Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером N <...>. Согласно заявлению Б. дополнительно к вышеуказанному земельному участку, ей был предоставлен земельный участок площадью 150 кв. м, расположенный по тому же адресу, под строительство индивидуального жилого дома в аренду на 49 лет (Постановление администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области N <...> от <дата>), Дополнительный земельный участок имеет общие границы с земельным участком с кадастровым N <...>, который был ранее предоставлен Б. В соответствии с требованиями Постановления администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области N <...> от <дата> заявителем в отношении дополнительно предоставленного земельного участка были выполнены кадастровые работы и <дата> подано заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости N <...>. <дата> Федеральным бюджетным учреждением "Кадастровая палата" по Ленинградской области принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета N <...> на основании п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в связи с тем, что размер образуемого земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным минимальным размерам земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства. Заявительница считает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным, отказ ФБУ "Кадастровая палата" по Ленинградской области нарушает права и законные интересы Б., так как препятствует использованию земельного участка и осуществлению строительства жилого дома. Просила суд признать решение об отказе в осуществлении кадастрового учета ФБУ "Кадастровая палата" по Ленинградской области незаконным, обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области осуществить кадастровый учет земельного участка, предоставленного Б. на праве аренды.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении заявленных требований Б. - отказано.
В апелляционной жалобе Б. просит решение отменить, принять по делу новое решение.
В заседание суда апелляционной инстанции заявительница - Б. не явилась, о явке извещалась по правилам ст. 113 ГПК РФ. Б. извещена <дата> посредством направления судебной повестки, доверила представлять свои интересы представителю по доверенности Ц. Данное извещение судебная коллегия считает надлежащим, заблаговременным. О причинах своей неявки в судебное заседание сторона не известила, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области N <...> от <дата> Б. был предоставлен земельный участок площадью 1200 кв. м, расположенный по адресу <адрес> под строительство индивидуального жилого дома в аренду на 49 лет. Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером N <...>
Согласно заявлению Б. и в соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области N <...> от <дата> дополнительно к вышеуказанному земельному участку, Б. был предоставлен земельный участок площадью 150 кв. м, расположенный по тому же адресу, под строительство индивидуального жилого дома в аренду на 49 лет.
В соответствии с требованиями Постановления администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области N <...> от <дата> заявителем были выполнены кадастровые работы и <дата> подано заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости N <...>.
<дата> Федеральным бюджетным учреждением "Кадастровая палата" по Ленинградской области принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета N <...> на основании п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства на основании заявления заинтересованного лица в случаях прямо указанных в настоящем нормативном акте по преимущественному праву.
В иных случаях, приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в порядке, предусмотренном ст. 38 Земельного кодекса РФ, а именно в порядке заключения договора аренды земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах).
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 38 Земельного кодекса РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ единственными объектами земельных отношений могут выступать: земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков, "дополнительных земельных участков", действующим законодательством не предусмотрено.
Требования, предъявляемые к образуемому земельному участку, четко предусмотрены в статьях 11.2 и 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Нормы о предельных размерах земельных участков содержатся в ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пункт 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Законом Ленинградской области от 29.10.2003 г. N 83-оз "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство" установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.07.1995 г. N 281 "Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в Ленинградской области" рекомендовано администрациям городов, рабочих поселков и волостей при установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, руководствоваться приложением N 2 к настоящему постановлению с учетом наличия земельных ресурсов, находящихся в ведении соответствующей администрации.
На территории Муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области были установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства Постановлением главы администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" от <дата> N <...>, минимальный предельный размер, предоставляемого земельного участка составлял - 0,03 га.
Постановлением и.о. главы администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от <дата> N <...>, постановление главы администрации МО "Выборгский район Ленинградской области" от <дата> N <...> признано утратившим силу.
Таким образом, на момент обращения Б. с заявлением о проведении кадастрового учета и отказа кадастрового органа в постановке на учет земельного участка площадью 150 кв. м, действовали предельные минимальные нормы земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства, которым предоставленный земельный участок не соответствовал.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что если создание объекта земельных отношений в одной из установленных форм невозможно, то соответственно отсутствуют основания для кадастрового учета данного объекта.
Довод апелляционной жалобы о том, что постановление главы администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" от <дата> N <...> "Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в Выборгском районе" не действовало на момент возникновения спорных правоотношений, кроме того данное постановление предусматривает передачу земельных участков в собственность, является ошибочным.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
На момент возникновения правоотношений между заявительницей и кадастровым органом, принятия решения <дата> об отказе в постановке на кадастровый учет постановление главы администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" от <дата> N <...> являлось действующим, не было признано утратившим законную силу, в связи, с чем подлежало применению.
Довод апелляционной жалобы о том, что постановление главы администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" от <дата> N <...> предусматривает предельные минимальные и максимальные нормы земельных участков при их передаче в собственность, а не в аренду, является несостоятельным.
Постановление главы администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" от <дата> N <...> не содержит указаний на предоставление земельных участков в собственность, а устанавливает размеры земельных участков при их предоставлении под конкретные цели.
Постановление Правительства Ленинградской области от 28.07.1995 г. N 281 "Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в Ленинградской области" так же устанавливает предоставление земельных участков под определенные цели, при этом рекомендует администрациям городов и районов руководствоваться Приложением N 2, которое предусматривает рекомендуемые предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства в Ленинградской области.
Не могут быть приняты во внимание судебной коллегией ссылки заявителя на то, что все указанные нормативные акты изданы во исполнение Закона Ленинградской области от 29.10.2003 г. N 83-оз "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство" Законом Ленинградской области от 29.10.2003 г. N 83-оз "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство", а значит предусматривают только предоставление земельных участков в собственность.
Из буквального толкования постановления главы администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" от <дата> N <...> и постановления Правительства Ленинградской области от <дата> N <...> следует, что предельные нормы земельных участков установлены при их предоставлении по различным основаниям, юридически значимым и определяющим обстоятельством является цель использования земельного участка.
Довод апелляционной жалобы о том, что постановление Правительства Ленинградской области от <дата> N <...> о предоставлении заявителю дополнительного земельного участка не обжаловано и не отменено, а следовательно подлежит исполнению кадастровым органом, несостоятелен.
В силу ч. 3 ст. 1, ст. 2 ФЗ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области осуществляет кадастровый учет недвижимого имущества и в силу компетенции обязан соблюдать требования законов и нормативных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Принимая во внимание, что в период решения вопроса о кадастровом учете дополнительного земельного участка были установлены предельные минимальные нормы земельного участка для индивидуального жилищного строительства, основания для постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 150 кв. м отсутствовали.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, вследствие чего приняты во внимание быть не могут.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 18.07.2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)