Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Р.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Коми:
представителя заявителя К., действующего на основании доверенности от 08.05.2013,
представителя третьего лица М., действующего на основании доверенности от 17.09.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.02.2013 по делу N А29-6379/2012, принятое судом в составе судьи Галаевой Т.И.,
по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (ИНН: 5904119383, ОГРН: 1045900550024)
к Администрации муниципального района "Сосногорск" (ИНН: 1108007282, ОГРН: 1021100950507),
третье лицо: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала ОАО "РЖД" "Северная железная дорога"
о признании незаконным действий,
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - заявитель, ОАО "ТГК N 9", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Администрации муниципального района "Сосногорск" (далее - ответчик, Администрация), выраженного в письме от 20.06.2012 N 01-16/1682 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, выделенного для эксплуатации энергетического производственно-технологического комплекса - Сосногорская ТЭЦ по адресу: Республика Коми, г.Сосногорск, ул.Энергетиков, 4, общей площадью 453852 кв. м, в том числе: земельного участка площадью 451739 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов с кадастровым номером 11:19:0000000:84 и земельного участка площадью 2113 кв. м, категория земель - земли промышленности с кадастровым номером 11:19:0401001:204 и об обязании ответчика принять решение о предоставлении в собственность земельного участка площадью 451739 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов с кадастровым номером 11:19: 0000000:84, а также подготовить и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка по цене, определенной на основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.102001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.02.2013 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с решением, ОАО "ТГК N 9" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению ОАО "ТГК N 9" выводы суда о том, что на спорном земельном участке находится объект недвижимости, принадлежащий другому лицу - ОАО "РЖД" являются необоснованными и противоречащими Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в связи с незаконностью постройки данного объекта. Как полагает заявитель, такие объекты как "Промплощадка и стройбаза", "Шламоотвал" и "Ответвление на бывшую металлобазу" (под этим объектом земельный участок площадью 2113 кв. м заявителем не испрашивается) не являются зданиями и сооружениями - это части земельного участка, единого землепользования, в связи с чем в приватизации не участвовали, поэтому доказательства приобретения их в собственность не могли быть представлены суду. Право на выкуп земельных участков под объектами "Промплощадка и стройбаза", "Шламоотвал", "Тепломагистраль" возникло в силу положений п. 3 ст. 33 ЗК РФ и подп. 3 п. 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России от 17.02.2003, поскольку необходимы для эксплуатации Сосногорской ТЭЦ. Общество не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем не представлено надлежащих доказательств приватизации теплосетей протяженностью 11,414 км, считает факт приватизации данного объекта подтвержденным представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
Подробно доводы ОАО "ТГК N 9" изложены в апелляционной жалобе.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала ОАО "РЖД" "Северная железная дорога" (далее - ОАО "РЖД") в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Администрации, извещенной о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 18.05.2004 между открытым акционерным обществом "Акционерная энергетическая компания "Комиэнерго" (арендатор) и Администрацией (арендодатель) был заключен договор N 72 аренды земельного участка с кадастровым номером 11:19:00 00 000:0024, общей площадью 453852 кв. м, в том числе земли поселений - 451739 кв. м, земли промышленности и иного специального назначения - 2113 кв. м, выделенного для эксплуатации энергетического производственно-технологического комплекса, - Сосногорская ТЭЦ, по адресу: Республика Коми, г.Сосногорск, ул.Энергетиков, 4 сроком на 25 лет (т. 1, л.д. 16).
В силу п. 1 Дополнительного соглашения к указанному договору от 25.05.2007, зарегистрированного в установленном порядке, ОАО "ТГК-9" (новый арендатор) приняло на себя в пределах срока, установленного договором аренды, все права и обязанности ОАО "Акционерная энергетическая компания "Комиэнерго" (арендатора) по договору аренды от 18.05.2004 N 72 в отношении земельного участка площадью 453852 кв. м с кадастровым номером 11:19:00 00 000:0024 (т. 1, л.д. 18).
В свою очередь ОАО "Коми региональная генерирующая компания" образовалось в результате реорганизации ОАО "Акционерная энергетическая компания "Комиэнерго" в форме выделения (т. 3, л.д. 92).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.07.2002 ОАО "Акционерная энергетическая компания "Комиэнерго" принадлежал на праве собственности энергетический производственно-технологический комплекс - Сосногорская ТЭЦ по адресу: Республика Коми, г.Сосногорск, ул.Энергетиков, 4, общей полезной площадью 42715,27 кв. м (т. 3, л.д. 91).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 30.08.2006 ОАО "Коми региональная генерирующая компания" принадлежало на праве собственности сооружение - энергетический производственно-технологический комплекс - Сосногорская ТЭЦ общей полезной площадью зданий и сооружений 42715,27 кв. м, протяженностью теплосети 11,414 кв. м, местонахождение: Республика Коми, г.Сосногорск, ул.Энергетиков, 4, (т. 3, л.д. 105).
12 и 13 апреля 2007 года на основании договора о присоединении от 22.11.2006 и передаточного акта от 22.11.2006 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи о праве собственности ОАО "ТГК-9" на здания и сооружения, расположенные по вышеуказанному адресу (т. 1, 33, т. 2, л.д. 36-51).
ОАО "ТГК-9" неоднократно обращалось в Администрацию с заявлениями о выкупе земельного участка под принадлежащими ему объектами недвижимости, в частности в письмах от 16.05.2012 N 114/2796 и от 13.06.2012 N 153/3363 ОАО "ТГК-9" просило предоставить в собственность земельный участок, выделенный для эксплуатации энергетического производственно-технологического комплекса - Сосногорская ТЭЦ по адресу: Республика Коми, г.Сосногорск, ул.Энергетиков, 4, общей площадью 453852 кв. м, в том числе земельный участок площадью 451739 кв. м с кадастровым номером 11:19:0000000:84 и земельный участок площадью 2113 кв. м с кадастровым номером 11:19:0401001:204 (т. 1, л.д. 45, 46).
Письмом от 20.06.2012 N 1682 Комитет по управлению имуществом Администрации сообщил заявителю об отказе в предоставлении в собственность спорного земельного участка в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке общей площадью 453852 кв. м располагается объект иной организации (т. 1, л.д. 47).
Считая, что отказ Администрации в предоставлении в собственность земельного участка не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ОАО "ТГК-9" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При уточнении заявления Общество отказалось от требований об обязании Администрации принять решение о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2113 кв. м, с кадастровым номером 11:19:0401001:204 в связи с принятием ответчиком соответствующего постановления и направлением договора купли-продажи в адрес ОАО "ТГК-9" (т. 1, л.д. 176, 184, т. 2, л.д. 3).
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь положениями ст. ст. 198, 200, 201 АПК РФ, ст. ст. 36 ЗК РФ пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, обязательным условием удовлетворения требования, заявленного в порядке гл. 24 АПК РФ, является как несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, так и доказанность нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом на основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Абзацем 1 ч. 1 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
В соответствии с ч. 5 ст. 36 ЗК РФ граждане или юридические лица, имеющие в собственности объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, совместно обращаются в компетентный орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Таким образом, по смыслу положений ст. 36 ЗК РФ в их системном толковании в порядке приватизации в собственность лица может быть предоставлен земельный участок, на котором расположены принадлежащие только ему объекты недвижимого имущества. При наличии на едином, не разделенном в установленном порядке земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности двум или более лицам приватизация такого земельного участка возможна только совместно данными лицами. Иное толкование норм ст. 36 ЗК неприемлемо, поскольку будет противоречить части 2 ст. 15 ЗК РФ, согласно которой граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Как следует из материалов данного дела, в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 11:19:0000000:84 площадью 451739 кв. м, испрашиваемого ОАО "ТГК N 9" в собственность, расположен объект недвижимости, а именно, здание подкачивающей насосной станции, расположенное по адресу: г.Сосногорск, ул.Советская, д.34"а", принадлежащий другому юридическому лицу- ОАО "РЖД" (т. 1 л.д. 58-67). Факт нахождения на спорном земельном участке указанного объекта заявителем не отрицается. Вместе с тем ОАО "ТГК N 9" полагает, что данный объект построен незаконно, в материалах дела отсутствуют доказательства нахождения его в собственности ОАО "РЖД", в связи с чем его наличие на испрашиваемом земельном участке не препятствует предоставлению данного участка в собственность заявителю. Арбитражный апелляционный суд считает приведенные доводы заявителя апелляционной жалобы не состоятельными в связи со следующим. Отсутствие факта государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на реально существующий и функционирующий объект недвижимого имущества- здание подкачивающей насосной станции, не лишает указанное юридическое лицо права на приобретение, после надлежащего оформления своего права собственности на это здание, права собственности на земельный участок, на котором оно расположено. В этой связи предоставление в собственность ОАО "ТГК N 9" спорного земельного участка, в составе которого имеется земельный участок, необходимый для эксплуатации объекта, принадлежащего ОАР "РЖД", повлечет нарушение предусмотренного ч. 2 ст. 15 и ч. 1 ст. 36 ЗК РФ потенциального права данного юридического лица на приватизацию указанного земельного участка.
С учетом вышеизложенного, в силу положений ч. 2 ст. 15, ст. 36 ЗК РФ у Администрации не имелось законных оснований для принятия решения о предоставлении в собственность ОАО "ТГК N 9" земельного участка с кадастровым номером 11:19:0000000:84 площадью 451739 кв. м, в связи с наличием препятствий для его предоставления, а именно нахождением на части данного земельного участка объекта недвижимости, эксплуатируемого другим юридическим лицом. В этой связи решение Администрации муниципального района "Сосногорск" об отказе в предоставлении в собственность заявителю указанного земельного участка, выраженное в письме данного органа от 20.06.2012 N 01-16/1682 соответствует положениям ч. 2 ст. 15 и ст. 36 ЗК РФ. Кроме того, данное решение ответчика не создает ОАО "ТГК N 9" препятствий в приватизации земельного участка, на котором расположены принадлежащие только ему на праве собственности объекты недвижимости. Общество не лишено права после проведения разграничения землепользования с ОАО "РЖД" повторно обратиться в Администрацию с заявлением о приватизации земельного участка, на котором расположены принадлежащие только ему объекты недвижимости, и который необходим для их эксплуатации. При указанных обстоятельствах у арбитражного суда первой инстанции не имелось предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого решения Администрации незаконным.
Иные изложенные в обжалуемом решении Арбитражного суда Республики Коми от 15.02.2013 выводы и относящиеся к ним доводы апелляционной жалобы не имеют юридического значения применительно к предмету спора по данному делу и не влияют на законность указанного судебного акта.
В этой связи решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.02.2013 по делу N А29-6379/2012 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "ТГК N 9" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается госпошлина в размере 1000 руб.
Заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина была оплачена в размере 2000 руб. по платежному поручению от 12.03.2013, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.02.2013 по делу N А29-6379/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 9" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 12.03.2013.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.05.2013 ПО ДЕЛУ N А29-6379/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2013 г. по делу N А29-6379/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Р.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Коми:
представителя заявителя К., действующего на основании доверенности от 08.05.2013,
представителя третьего лица М., действующего на основании доверенности от 17.09.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.02.2013 по делу N А29-6379/2012, принятое судом в составе судьи Галаевой Т.И.,
по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (ИНН: 5904119383, ОГРН: 1045900550024)
к Администрации муниципального района "Сосногорск" (ИНН: 1108007282, ОГРН: 1021100950507),
третье лицо: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала ОАО "РЖД" "Северная железная дорога"
о признании незаконным действий,
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - заявитель, ОАО "ТГК N 9", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Администрации муниципального района "Сосногорск" (далее - ответчик, Администрация), выраженного в письме от 20.06.2012 N 01-16/1682 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, выделенного для эксплуатации энергетического производственно-технологического комплекса - Сосногорская ТЭЦ по адресу: Республика Коми, г.Сосногорск, ул.Энергетиков, 4, общей площадью 453852 кв. м, в том числе: земельного участка площадью 451739 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов с кадастровым номером 11:19:0000000:84 и земельного участка площадью 2113 кв. м, категория земель - земли промышленности с кадастровым номером 11:19:0401001:204 и об обязании ответчика принять решение о предоставлении в собственность земельного участка площадью 451739 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов с кадастровым номером 11:19: 0000000:84, а также подготовить и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка по цене, определенной на основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.102001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.02.2013 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с решением, ОАО "ТГК N 9" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению ОАО "ТГК N 9" выводы суда о том, что на спорном земельном участке находится объект недвижимости, принадлежащий другому лицу - ОАО "РЖД" являются необоснованными и противоречащими Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в связи с незаконностью постройки данного объекта. Как полагает заявитель, такие объекты как "Промплощадка и стройбаза", "Шламоотвал" и "Ответвление на бывшую металлобазу" (под этим объектом земельный участок площадью 2113 кв. м заявителем не испрашивается) не являются зданиями и сооружениями - это части земельного участка, единого землепользования, в связи с чем в приватизации не участвовали, поэтому доказательства приобретения их в собственность не могли быть представлены суду. Право на выкуп земельных участков под объектами "Промплощадка и стройбаза", "Шламоотвал", "Тепломагистраль" возникло в силу положений п. 3 ст. 33 ЗК РФ и подп. 3 п. 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России от 17.02.2003, поскольку необходимы для эксплуатации Сосногорской ТЭЦ. Общество не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем не представлено надлежащих доказательств приватизации теплосетей протяженностью 11,414 км, считает факт приватизации данного объекта подтвержденным представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
Подробно доводы ОАО "ТГК N 9" изложены в апелляционной жалобе.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала ОАО "РЖД" "Северная железная дорога" (далее - ОАО "РЖД") в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Администрации, извещенной о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 18.05.2004 между открытым акционерным обществом "Акционерная энергетическая компания "Комиэнерго" (арендатор) и Администрацией (арендодатель) был заключен договор N 72 аренды земельного участка с кадастровым номером 11:19:00 00 000:0024, общей площадью 453852 кв. м, в том числе земли поселений - 451739 кв. м, земли промышленности и иного специального назначения - 2113 кв. м, выделенного для эксплуатации энергетического производственно-технологического комплекса, - Сосногорская ТЭЦ, по адресу: Республика Коми, г.Сосногорск, ул.Энергетиков, 4 сроком на 25 лет (т. 1, л.д. 16).
В силу п. 1 Дополнительного соглашения к указанному договору от 25.05.2007, зарегистрированного в установленном порядке, ОАО "ТГК-9" (новый арендатор) приняло на себя в пределах срока, установленного договором аренды, все права и обязанности ОАО "Акционерная энергетическая компания "Комиэнерго" (арендатора) по договору аренды от 18.05.2004 N 72 в отношении земельного участка площадью 453852 кв. м с кадастровым номером 11:19:00 00 000:0024 (т. 1, л.д. 18).
В свою очередь ОАО "Коми региональная генерирующая компания" образовалось в результате реорганизации ОАО "Акционерная энергетическая компания "Комиэнерго" в форме выделения (т. 3, л.д. 92).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.07.2002 ОАО "Акционерная энергетическая компания "Комиэнерго" принадлежал на праве собственности энергетический производственно-технологический комплекс - Сосногорская ТЭЦ по адресу: Республика Коми, г.Сосногорск, ул.Энергетиков, 4, общей полезной площадью 42715,27 кв. м (т. 3, л.д. 91).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 30.08.2006 ОАО "Коми региональная генерирующая компания" принадлежало на праве собственности сооружение - энергетический производственно-технологический комплекс - Сосногорская ТЭЦ общей полезной площадью зданий и сооружений 42715,27 кв. м, протяженностью теплосети 11,414 кв. м, местонахождение: Республика Коми, г.Сосногорск, ул.Энергетиков, 4, (т. 3, л.д. 105).
12 и 13 апреля 2007 года на основании договора о присоединении от 22.11.2006 и передаточного акта от 22.11.2006 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи о праве собственности ОАО "ТГК-9" на здания и сооружения, расположенные по вышеуказанному адресу (т. 1, 33, т. 2, л.д. 36-51).
ОАО "ТГК-9" неоднократно обращалось в Администрацию с заявлениями о выкупе земельного участка под принадлежащими ему объектами недвижимости, в частности в письмах от 16.05.2012 N 114/2796 и от 13.06.2012 N 153/3363 ОАО "ТГК-9" просило предоставить в собственность земельный участок, выделенный для эксплуатации энергетического производственно-технологического комплекса - Сосногорская ТЭЦ по адресу: Республика Коми, г.Сосногорск, ул.Энергетиков, 4, общей площадью 453852 кв. м, в том числе земельный участок площадью 451739 кв. м с кадастровым номером 11:19:0000000:84 и земельный участок площадью 2113 кв. м с кадастровым номером 11:19:0401001:204 (т. 1, л.д. 45, 46).
Письмом от 20.06.2012 N 1682 Комитет по управлению имуществом Администрации сообщил заявителю об отказе в предоставлении в собственность спорного земельного участка в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке общей площадью 453852 кв. м располагается объект иной организации (т. 1, л.д. 47).
Считая, что отказ Администрации в предоставлении в собственность земельного участка не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ОАО "ТГК-9" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При уточнении заявления Общество отказалось от требований об обязании Администрации принять решение о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2113 кв. м, с кадастровым номером 11:19:0401001:204 в связи с принятием ответчиком соответствующего постановления и направлением договора купли-продажи в адрес ОАО "ТГК-9" (т. 1, л.д. 176, 184, т. 2, л.д. 3).
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь положениями ст. ст. 198, 200, 201 АПК РФ, ст. ст. 36 ЗК РФ пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, обязательным условием удовлетворения требования, заявленного в порядке гл. 24 АПК РФ, является как несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, так и доказанность нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом на основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Абзацем 1 ч. 1 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
В соответствии с ч. 5 ст. 36 ЗК РФ граждане или юридические лица, имеющие в собственности объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, совместно обращаются в компетентный орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Таким образом, по смыслу положений ст. 36 ЗК РФ в их системном толковании в порядке приватизации в собственность лица может быть предоставлен земельный участок, на котором расположены принадлежащие только ему объекты недвижимого имущества. При наличии на едином, не разделенном в установленном порядке земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности двум или более лицам приватизация такого земельного участка возможна только совместно данными лицами. Иное толкование норм ст. 36 ЗК неприемлемо, поскольку будет противоречить части 2 ст. 15 ЗК РФ, согласно которой граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Как следует из материалов данного дела, в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 11:19:0000000:84 площадью 451739 кв. м, испрашиваемого ОАО "ТГК N 9" в собственность, расположен объект недвижимости, а именно, здание подкачивающей насосной станции, расположенное по адресу: г.Сосногорск, ул.Советская, д.34"а", принадлежащий другому юридическому лицу- ОАО "РЖД" (т. 1 л.д. 58-67). Факт нахождения на спорном земельном участке указанного объекта заявителем не отрицается. Вместе с тем ОАО "ТГК N 9" полагает, что данный объект построен незаконно, в материалах дела отсутствуют доказательства нахождения его в собственности ОАО "РЖД", в связи с чем его наличие на испрашиваемом земельном участке не препятствует предоставлению данного участка в собственность заявителю. Арбитражный апелляционный суд считает приведенные доводы заявителя апелляционной жалобы не состоятельными в связи со следующим. Отсутствие факта государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на реально существующий и функционирующий объект недвижимого имущества- здание подкачивающей насосной станции, не лишает указанное юридическое лицо права на приобретение, после надлежащего оформления своего права собственности на это здание, права собственности на земельный участок, на котором оно расположено. В этой связи предоставление в собственность ОАО "ТГК N 9" спорного земельного участка, в составе которого имеется земельный участок, необходимый для эксплуатации объекта, принадлежащего ОАР "РЖД", повлечет нарушение предусмотренного ч. 2 ст. 15 и ч. 1 ст. 36 ЗК РФ потенциального права данного юридического лица на приватизацию указанного земельного участка.
С учетом вышеизложенного, в силу положений ч. 2 ст. 15, ст. 36 ЗК РФ у Администрации не имелось законных оснований для принятия решения о предоставлении в собственность ОАО "ТГК N 9" земельного участка с кадастровым номером 11:19:0000000:84 площадью 451739 кв. м, в связи с наличием препятствий для его предоставления, а именно нахождением на части данного земельного участка объекта недвижимости, эксплуатируемого другим юридическим лицом. В этой связи решение Администрации муниципального района "Сосногорск" об отказе в предоставлении в собственность заявителю указанного земельного участка, выраженное в письме данного органа от 20.06.2012 N 01-16/1682 соответствует положениям ч. 2 ст. 15 и ст. 36 ЗК РФ. Кроме того, данное решение ответчика не создает ОАО "ТГК N 9" препятствий в приватизации земельного участка, на котором расположены принадлежащие только ему на праве собственности объекты недвижимости. Общество не лишено права после проведения разграничения землепользования с ОАО "РЖД" повторно обратиться в Администрацию с заявлением о приватизации земельного участка, на котором расположены принадлежащие только ему объекты недвижимости, и который необходим для их эксплуатации. При указанных обстоятельствах у арбитражного суда первой инстанции не имелось предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого решения Администрации незаконным.
Иные изложенные в обжалуемом решении Арбитражного суда Республики Коми от 15.02.2013 выводы и относящиеся к ним доводы апелляционной жалобы не имеют юридического значения применительно к предмету спора по данному делу и не влияют на законность указанного судебного акта.
В этой связи решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.02.2013 по делу N А29-6379/2012 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "ТГК N 9" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается госпошлина в размере 1000 руб.
Заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина была оплачена в размере 2000 руб. по платежному поручению от 12.03.2013, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.02.2013 по делу N А29-6379/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 9" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 12.03.2013.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)