Судебные решения, арбитраж
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: Попова В.И., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Егуновым О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.09.2013 по делу N А40-78416/2013, принятое судьей Корогодовым И.В. (шифр судьи 139-785),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ПТУ-центр" (ОГРН 1057748452134, г. Москва)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822)
о признании незаконным постановления
при участии:
- от заявителя: Желнова О.В., Жукова О.В. по доверенности от 17.06.2013;
- от ответчика: Велиев М.Н. по доверенности N 29/2013 от 09.01.2013;
- установил:
ООО "ПТУ-центр" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (далее - ответчик, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 11.06.2013 N 186/04/2013 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.09.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель от 25.03.2013 N 189/ГЗН, проведена проверка соблюдения земельного законодательства Российской Федерации ООО "ПТУ-центр" на земельном участке, расположенном по адресу: г. Москва, Волгоградский пр-т, вл. 28.
В ходе проведения проверки установлено, что земельный участок, площадью 22 345 кв. м, имеет кадастровый N 77:04:0001019:173, предоставлен ООО "ПТУ-центр" в соответствии с Распоряжением ДЗР г. Москвы от 17.01.2012 N 112-04 ДЗР, оформлен договором аренды земельного участка от 24.01.2012 N М-04-036586 (отметка о гос. регистрации от 24.02.2012 N 77-77-14/001/2012-414), сроком до 28.11.2060.
На земельном участке, с кадастровым N 77:04:0001019:173, расположено:
- здание, с адресным ориентиром: г. Москва, Волгоградский пр-т, Д. 28А, помещения в котором, площадью 3603,2 кв. м и 13,7 кв. м принадлежит ООО "ПТУ-центр" на праве собственности (свидетельства о праве собственности от 25.11.2010 77 АМ 803846, от 25.11.2010 77 АМ 803845),
- здание, с адресным ориентиром: г. Москва, Волгоградский пр-т, д. 28, стр. 1, помещения в котором, площадью 10,7 кв. м и 6842,8 кв. м принадлежит ООО "ПТУ-центр" на праве собственности (свидетельства о праве собственности от 24.09.2008 77 АЖ 620362, от 24.09.2008 77 АЖ 620356),
- здание, с адресным ориентиром: г. Москва, Волгоградский пр-т, д. 28, стр. 2, помещения в котором, площадью 169,3 кв. м и 2,4 кв. м принадлежит ООО "ПТУ-центр" на праве собственности (свидетельства о праве собственности от 24.09.2008 77 АЖ 620355, от 24.09.2008 77 АЖ 620360),
- здание, с адресным ориентиром: г. Москва, Волгоградский пр-т, д. 28, стр. 5, помещения в котором, площадью 187,9 кв. м и 35,3 кв. м принадлежит ООО "ПТУ-центр" на праве собственности (свидетельства о праве собственности от 24.09.2008 77 АЖ 620354, от 24.09.2008 77 АЖ 620361).
На земельный участок, с кадастровым N 77:04:0001019:173, установлен вид разрешенного использования - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9).
При проведении проверки административным органом установлено, что земельный участок, с кадастровым N 77:04:0001019:173, используется ООО "ПТУ-центр" с нарушением установленного вида разрешенного использования, а именно: для размещения офисов, столовой, спортивного центра.
Земельный участок огорожен, охраняется, доступ частично ограничен.
По результатам проверки были составлены Акт проверки от 19.04.2013, фототаблицы.
Управлением в отношении ООО "ПТУ-центр" 23.04.2013 составлен протокол об административном нарушении N 659.
Оспариваемым постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Аверина Н.Н. от 11.06.2013 г. по делу N 186/04/2013 ООО "ПТУ-центр" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в размере 50 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования исходя из отсутствия в действиях Общества события административного правонарушения.
Судебная коллегия считает указанный вывод суда первой инстанции ошибочным в силу следующего.
Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 названной статьи.
Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.
В силу п. 2 статьи 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Согласно пункту 1, 3 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. Если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со п. 1, 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также, по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии с п. 8 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ, Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ст. ст. 1, 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель, в том числе земель населенных пунктов, определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов.
В соответствии с ч. 1 - 5 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительстве может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).
В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, виды разрешенного использования устанавливаются градостроительными регламентами в пределах границ соответствующей территориальной зоны.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, градостроительные регламенты являются составной и неотъемлемой частью правил землепользования и застройки и применяются только вместе с данным актом градостроительного зонирования.
На основании п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В настоящее время правила землепользования и застройки в городе Москве не утверждены.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии со ст. 3 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве относятся установление видов разрешенного использования земельных участков до введения в действие правил землепользования и застройки в городе Москве.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
Согласно п. 5.1 Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы Департамент принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения: о внесении изменений в договоры аренды земельных участков (за исключением изменений, связанных со строительством (реконструкцией) объектов капитального строительства) по вопросам изменения их срока действия, а также по вопросам уточнения (изменения) разрешенного использования, и по другим вопросам,
В случае фактического изменения вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах данные сведения подлежат учету путем их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости как земельный участок, включаемых в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровый учет производится на основании заявления правообладателя и ряда необходимых документов (ст. 16 Закона о кадастре).
Согласно п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Кроме того, основополагающим принципом земельного законодательства, установленный п. 7 ст. 1 Земельного Кодекса Российской Федерации является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Обязанность осуществления платы за использование земли подтверждается ст. 42, 65 Земельного Кодекса РФ.
С учетом изложенного, в силу принципа единства судьбы земельных вепсов и прочно связанных с ними объектов, а также принципа деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, изменение функционального назначения здания, расположенного на земельном участке влечет изменение вида разрешенного использования земельного участка, в зависимости от которого изменяется процентная ставка по выплате арендных платежей, основанная на оценке кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, в соответствии с Методическими указаниями и как следствие, нарушение правового режима земель в составе земель населенных пунктов.
Таким образом, в ходе рассмотрения материалов дела в действиях Общества выявлено нарушение земельного законодательства Российской Федерации, выразившееся в использовании земельного участка площадью 22345 кв. м, с кадастровым N 77:04:0001019:173, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский пр-т, д. 28, не в соответствии с разрешенным видом использования, а именно для размещения офисов, столовой, спортивного центра, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
В силу действия ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право использовать участок в соответствии с его разрешенным использованием.
В соответствии с п. 1 ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не совершило необходимых действий по устранению несоответствий между фактическим использованием земельного участка и установленным в правоустанавливающих документах на земельный участок разрешенным использованием.
В этой связи, вина заявителя в совершении административного правонарушения доказана материалами административного дела, поскольку административным органом выяснены все обстоятельства, имеющее значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении. Постановление о назначении административного наказания от 11.06.2013 N 186/04/2013 законно и обоснованно.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено
Руководствуясь ч. 5.1 ст. 211, ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.09.2013 по делу N А40-78416/2013 отменить.
В удовлетворении требований ООО "ПТУ-центр" о признании не законным постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 11.06.2013 N 186/04/2013 - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренные ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья
С.М.МУХИН
Судьи
В.И.ПОПОВ
Л.Г.ЯКОВЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.11.2013 N 09АП-34854/2013-АК ПО ДЕЛУ N А40-78416/2013
Разделы:Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2013 г. N 09АП-34854/2013-АК
Дело N А40-78416/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: Попова В.И., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Егуновым О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.09.2013 по делу N А40-78416/2013, принятое судьей Корогодовым И.В. (шифр судьи 139-785),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ПТУ-центр" (ОГРН 1057748452134, г. Москва)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822)
о признании незаконным постановления
при участии:
- от заявителя: Желнова О.В., Жукова О.В. по доверенности от 17.06.2013;
- от ответчика: Велиев М.Н. по доверенности N 29/2013 от 09.01.2013;
- установил:
ООО "ПТУ-центр" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (далее - ответчик, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 11.06.2013 N 186/04/2013 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.09.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель от 25.03.2013 N 189/ГЗН, проведена проверка соблюдения земельного законодательства Российской Федерации ООО "ПТУ-центр" на земельном участке, расположенном по адресу: г. Москва, Волгоградский пр-т, вл. 28.
В ходе проведения проверки установлено, что земельный участок, площадью 22 345 кв. м, имеет кадастровый N 77:04:0001019:173, предоставлен ООО "ПТУ-центр" в соответствии с Распоряжением ДЗР г. Москвы от 17.01.2012 N 112-04 ДЗР, оформлен договором аренды земельного участка от 24.01.2012 N М-04-036586 (отметка о гос. регистрации от 24.02.2012 N 77-77-14/001/2012-414), сроком до 28.11.2060.
На земельном участке, с кадастровым N 77:04:0001019:173, расположено:
- здание, с адресным ориентиром: г. Москва, Волгоградский пр-т, Д. 28А, помещения в котором, площадью 3603,2 кв. м и 13,7 кв. м принадлежит ООО "ПТУ-центр" на праве собственности (свидетельства о праве собственности от 25.11.2010 77 АМ 803846, от 25.11.2010 77 АМ 803845),
- здание, с адресным ориентиром: г. Москва, Волгоградский пр-т, д. 28, стр. 1, помещения в котором, площадью 10,7 кв. м и 6842,8 кв. м принадлежит ООО "ПТУ-центр" на праве собственности (свидетельства о праве собственности от 24.09.2008 77 АЖ 620362, от 24.09.2008 77 АЖ 620356),
- здание, с адресным ориентиром: г. Москва, Волгоградский пр-т, д. 28, стр. 2, помещения в котором, площадью 169,3 кв. м и 2,4 кв. м принадлежит ООО "ПТУ-центр" на праве собственности (свидетельства о праве собственности от 24.09.2008 77 АЖ 620355, от 24.09.2008 77 АЖ 620360),
- здание, с адресным ориентиром: г. Москва, Волгоградский пр-т, д. 28, стр. 5, помещения в котором, площадью 187,9 кв. м и 35,3 кв. м принадлежит ООО "ПТУ-центр" на праве собственности (свидетельства о праве собственности от 24.09.2008 77 АЖ 620354, от 24.09.2008 77 АЖ 620361).
На земельный участок, с кадастровым N 77:04:0001019:173, установлен вид разрешенного использования - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9).
При проведении проверки административным органом установлено, что земельный участок, с кадастровым N 77:04:0001019:173, используется ООО "ПТУ-центр" с нарушением установленного вида разрешенного использования, а именно: для размещения офисов, столовой, спортивного центра.
Земельный участок огорожен, охраняется, доступ частично ограничен.
По результатам проверки были составлены Акт проверки от 19.04.2013, фототаблицы.
Управлением в отношении ООО "ПТУ-центр" 23.04.2013 составлен протокол об административном нарушении N 659.
Оспариваемым постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Аверина Н.Н. от 11.06.2013 г. по делу N 186/04/2013 ООО "ПТУ-центр" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в размере 50 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования исходя из отсутствия в действиях Общества события административного правонарушения.
Судебная коллегия считает указанный вывод суда первой инстанции ошибочным в силу следующего.
Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 названной статьи.
Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.
В силу п. 2 статьи 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Согласно пункту 1, 3 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. Если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со п. 1, 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также, по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии с п. 8 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ, Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ст. ст. 1, 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель, в том числе земель населенных пунктов, определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов.
В соответствии с ч. 1 - 5 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительстве может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).
В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, виды разрешенного использования устанавливаются градостроительными регламентами в пределах границ соответствующей территориальной зоны.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, градостроительные регламенты являются составной и неотъемлемой частью правил землепользования и застройки и применяются только вместе с данным актом градостроительного зонирования.
На основании п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В настоящее время правила землепользования и застройки в городе Москве не утверждены.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии со ст. 3 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве относятся установление видов разрешенного использования земельных участков до введения в действие правил землепользования и застройки в городе Москве.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
Согласно п. 5.1 Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы Департамент принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения: о внесении изменений в договоры аренды земельных участков (за исключением изменений, связанных со строительством (реконструкцией) объектов капитального строительства) по вопросам изменения их срока действия, а также по вопросам уточнения (изменения) разрешенного использования, и по другим вопросам,
В случае фактического изменения вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах данные сведения подлежат учету путем их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости как земельный участок, включаемых в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровый учет производится на основании заявления правообладателя и ряда необходимых документов (ст. 16 Закона о кадастре).
Согласно п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Кроме того, основополагающим принципом земельного законодательства, установленный п. 7 ст. 1 Земельного Кодекса Российской Федерации является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Обязанность осуществления платы за использование земли подтверждается ст. 42, 65 Земельного Кодекса РФ.
С учетом изложенного, в силу принципа единства судьбы земельных вепсов и прочно связанных с ними объектов, а также принципа деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, изменение функционального назначения здания, расположенного на земельном участке влечет изменение вида разрешенного использования земельного участка, в зависимости от которого изменяется процентная ставка по выплате арендных платежей, основанная на оценке кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, в соответствии с Методическими указаниями и как следствие, нарушение правового режима земель в составе земель населенных пунктов.
Таким образом, в ходе рассмотрения материалов дела в действиях Общества выявлено нарушение земельного законодательства Российской Федерации, выразившееся в использовании земельного участка площадью 22345 кв. м, с кадастровым N 77:04:0001019:173, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский пр-т, д. 28, не в соответствии с разрешенным видом использования, а именно для размещения офисов, столовой, спортивного центра, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
В силу действия ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право использовать участок в соответствии с его разрешенным использованием.
В соответствии с п. 1 ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не совершило необходимых действий по устранению несоответствий между фактическим использованием земельного участка и установленным в правоустанавливающих документах на земельный участок разрешенным использованием.
В этой связи, вина заявителя в совершении административного правонарушения доказана материалами административного дела, поскольку административным органом выяснены все обстоятельства, имеющее значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении. Постановление о назначении административного наказания от 11.06.2013 N 186/04/2013 законно и обоснованно.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено
Руководствуясь ч. 5.1 ст. 211, ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.09.2013 по делу N А40-78416/2013 отменить.
В удовлетворении требований ООО "ПТУ-центр" о признании не законным постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 11.06.2013 N 186/04/2013 - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренные ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья
С.М.МУХИН
Судьи
В.И.ПОПОВ
Л.Г.ЯКОВЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)