Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Тамашакина С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу гаражно-строительного кооператива "Родник" на решение от 15.01.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Емельянова Г.М.) и постановление от 20.03.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Л., Бородулина И.И., Музыкантова М.Х.) по делу N А45-27983/2012 по заявлению гаражно-строительного кооператива "Родник" (630132, г. Новосибирск, ул. Нарымская, д. 23/1-56, ИНН 5407463724, ОГРН 11154760441100) к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, Красный проспект, 18, ИНН 5406214965, ОГРН 1035402457848), администрации Новосибирского района Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, ул. Свердлова, 14) об оспаривании ненормативных правовых актов органа местного самоуправления.
Другие лица, участвующие в деле: дачное некоммерческое партнерство "Родник".
В заседании приняли участие представители гаражно-строительного кооператива "Родник": председатель гаражно-строительного кооператива "Родник" Май Т.А. согласно выписке с ЕГРЮЛ от 01.03.2013, Кобелев В.И. по доверенности от 01.10.2012 N 1.
Суд
установил:
гаражно-строительный кооператив "Родник" (далее - ГСК "Родник", заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным приказа от 03.06.2010 N 1009 Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - департамент) о предварительном согласовании и утверждении акта выбора земельного участка для размещения дачного некоммерческого партнерства "Родник" на территории муниципального образования Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области; о признании незаконным акта выбора земельного участка для размещения дачного некоммерческого партнерства "Родник" на территории муниципального образования Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 14.12.2007 (утвержден приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 03.06.2010 N 1009), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 54:19:112001:0742 площадью 65 га; о признании незаконным акта выбора земельного участка для размещения дачного некоммерческого партнерства "Родник" на территории муниципального образования Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 14.12.2007 (утвержден приказом департамента от 03.06.2010 N 1009), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 54:19:112001:0742 площадью 45 га; о признании незаконными действий департамента, выразившихся в принятии к рассмотрению по существу ненадлежащего обращения дачного некоммерческого партнерства "Родник" с письмом к губернатору Новосибирской области с ходатайством о предоставлении земельного участка для строительства дачных домов без номера, без даты, имеющим визу на имя Галлямова и Лемайкина от 16.11.2007 года, в изготовлении и направлении в администрацию Новосибирского района Новосибирской области незаконного распоряжения о выделении земельного участка для дачного некоммерческого партнерства "Родник" за N 6740-14 от 29.11.2007, предоставлении актов выбора земельных участков для дачного некоммерческого партнерства "Родник" от 14.12.2007 площадью 45 и 65 га соответственно.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено дачное некоммерческое партнерство "Родник" (далее - ДНП "Родник", третье лицо).
Решением от 15.01.2013 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 20.03.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГСК "Родник" обратился с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
По мнению заявителя, в материалы дела представлены достаточные доказательства, подтверждающие нарушение оспариваемыми актами и действиями прав и законных интересов кооператива, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у судов не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В судебном заседании ГСК "Родник" доводы кассационной жалобы поддержал.
Проверив в соответствии со статьями 286 - 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 25.07.2012 ГСК "Родник" обратился в департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения гаражно-строительного кооператива.
Письмом от 21.08.2012 N 9239-14/12 департамент указал заявителю, что в связи с утверждением акта о выборе земельного участка другому лицу, обратившемуся ранее ГСК "Родник", на испрашиваемой территории отсутствуют свободные земельные участки.
ГСК "Родник" обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанного решения, изложенного в письме. В ходе рассмотрения дела N А45-24692/2012 заявитель узнал о наличии приказа от 03.06.2010 N 1009 департамента, которым утверждены акты выбора земельных участков площадью 65 и 45 га в отношении ДНП "Родник".
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения ГСК "Родник" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, исходили из того, что оспариваемые акты и действия правомерны и не нарушают законных прав и интересов заявителя.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно пункту 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, согласно статье 31 ЗК РФ обращается в орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями возложена на орган местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлено, что в административных центрах субъектов Российской Федерации распоряжение такими земельными участками осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
По пункту 9 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса и принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что основанием для проведения процедуры предоставления земельных участков явилось направленное в адрес губернатора Новосибирской области Толоконского В.А. в 2007 году заявление ДНП "Родник" о выделении земельного участка в районе озера "Спартак" для строительства дачных домов.
Указанное письмо передано в Департамент земельных и имущественных отношений Новосибирской области с резолюцией губернатора (вх. 8505 от 20.11.2007).
В свою очередь, департамент направил в адрес администрации Новосибирского района Новосибирской области письмо от 29.11.2007 N 6740-14 с просьбой рассмотреть возможность выделения земельного участка для строительства дачных домов.
Администрация Новосибирского района Новосибирской области проинформировала население о предстоящем предоставлении земельных участков ориентировочной площадью 65 и 45 га путем размещения публикаций в газете Приобская правда N 22 29.05.2008 (9101).
14.12.2007 комиссия при администрации Новосибирского района Новосибирской области, рассмотрев варианты выбора земельных участков, рекомендовала варианты выбора земельных участков площадью 45 и 65 га, что было отражено в актах выбора, подписанных всеми членами комиссии и утвержденных впоследствии приказом департамента N 1009 от 03.06.2010 года.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из предмета заявленного требования, принимая во внимание, что в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка принято решение о выборе его иному лицу - ДНП "Родник", решение принято уполномоченным органом, в соответствии с установленной процедурой, обжалуемые действия не нарушают прав заявителя, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Как обоснованно указали суды первой и апелляционной инстанции, ДНП "Родник" обратилось за предоставлением спорных земельных участков в 2007 году, результаты выбора которых утверждены в 2010 году, тогда как ГСК "Родник" как юридическое лицо начало существовать с 2011 года (свидетельство серии 54 N 004369807), то есть на дату вынесения оспариваемых актов, совершенных департаментом действий, ГСК "Родник" как юридическое лицо не являлось участником гражданского оборота.
В связи с изложенным суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что права и законные интересы заявителя не нарушены.
Ссылка подателя жалобы на нарушение ДНП "Родник" порядка обращения с заявлением о выборе земельного участка судом кассационной отклоняется как не имеющая отношения к предмету спора. Иные доводы заявителя жалобы были также правильно оценены судом апелляционной инстанции, оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статьи 65, 286 АПК РФ).
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что судами установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.01.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 20.03.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-27983/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу гаражно-строительного кооператива "Родник" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.СИРИНА
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
С.Н.ТАМАШАКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 17.05.2013 ПО ДЕЛУ N А45-27983/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2013 г. по делу N А45-27983/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Тамашакина С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу гаражно-строительного кооператива "Родник" на решение от 15.01.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Емельянова Г.М.) и постановление от 20.03.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Л., Бородулина И.И., Музыкантова М.Х.) по делу N А45-27983/2012 по заявлению гаражно-строительного кооператива "Родник" (630132, г. Новосибирск, ул. Нарымская, д. 23/1-56, ИНН 5407463724, ОГРН 11154760441100) к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, Красный проспект, 18, ИНН 5406214965, ОГРН 1035402457848), администрации Новосибирского района Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, ул. Свердлова, 14) об оспаривании ненормативных правовых актов органа местного самоуправления.
Другие лица, участвующие в деле: дачное некоммерческое партнерство "Родник".
В заседании приняли участие представители гаражно-строительного кооператива "Родник": председатель гаражно-строительного кооператива "Родник" Май Т.А. согласно выписке с ЕГРЮЛ от 01.03.2013, Кобелев В.И. по доверенности от 01.10.2012 N 1.
Суд
установил:
гаражно-строительный кооператив "Родник" (далее - ГСК "Родник", заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным приказа от 03.06.2010 N 1009 Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - департамент) о предварительном согласовании и утверждении акта выбора земельного участка для размещения дачного некоммерческого партнерства "Родник" на территории муниципального образования Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области; о признании незаконным акта выбора земельного участка для размещения дачного некоммерческого партнерства "Родник" на территории муниципального образования Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 14.12.2007 (утвержден приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 03.06.2010 N 1009), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 54:19:112001:0742 площадью 65 га; о признании незаконным акта выбора земельного участка для размещения дачного некоммерческого партнерства "Родник" на территории муниципального образования Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 14.12.2007 (утвержден приказом департамента от 03.06.2010 N 1009), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 54:19:112001:0742 площадью 45 га; о признании незаконными действий департамента, выразившихся в принятии к рассмотрению по существу ненадлежащего обращения дачного некоммерческого партнерства "Родник" с письмом к губернатору Новосибирской области с ходатайством о предоставлении земельного участка для строительства дачных домов без номера, без даты, имеющим визу на имя Галлямова и Лемайкина от 16.11.2007 года, в изготовлении и направлении в администрацию Новосибирского района Новосибирской области незаконного распоряжения о выделении земельного участка для дачного некоммерческого партнерства "Родник" за N 6740-14 от 29.11.2007, предоставлении актов выбора земельных участков для дачного некоммерческого партнерства "Родник" от 14.12.2007 площадью 45 и 65 га соответственно.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено дачное некоммерческое партнерство "Родник" (далее - ДНП "Родник", третье лицо).
Решением от 15.01.2013 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 20.03.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГСК "Родник" обратился с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
По мнению заявителя, в материалы дела представлены достаточные доказательства, подтверждающие нарушение оспариваемыми актами и действиями прав и законных интересов кооператива, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у судов не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В судебном заседании ГСК "Родник" доводы кассационной жалобы поддержал.
Проверив в соответствии со статьями 286 - 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 25.07.2012 ГСК "Родник" обратился в департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения гаражно-строительного кооператива.
Письмом от 21.08.2012 N 9239-14/12 департамент указал заявителю, что в связи с утверждением акта о выборе земельного участка другому лицу, обратившемуся ранее ГСК "Родник", на испрашиваемой территории отсутствуют свободные земельные участки.
ГСК "Родник" обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанного решения, изложенного в письме. В ходе рассмотрения дела N А45-24692/2012 заявитель узнал о наличии приказа от 03.06.2010 N 1009 департамента, которым утверждены акты выбора земельных участков площадью 65 и 45 га в отношении ДНП "Родник".
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения ГСК "Родник" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, исходили из того, что оспариваемые акты и действия правомерны и не нарушают законных прав и интересов заявителя.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно пункту 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, согласно статье 31 ЗК РФ обращается в орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями возложена на орган местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлено, что в административных центрах субъектов Российской Федерации распоряжение такими земельными участками осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
По пункту 9 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса и принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что основанием для проведения процедуры предоставления земельных участков явилось направленное в адрес губернатора Новосибирской области Толоконского В.А. в 2007 году заявление ДНП "Родник" о выделении земельного участка в районе озера "Спартак" для строительства дачных домов.
Указанное письмо передано в Департамент земельных и имущественных отношений Новосибирской области с резолюцией губернатора (вх. 8505 от 20.11.2007).
В свою очередь, департамент направил в адрес администрации Новосибирского района Новосибирской области письмо от 29.11.2007 N 6740-14 с просьбой рассмотреть возможность выделения земельного участка для строительства дачных домов.
Администрация Новосибирского района Новосибирской области проинформировала население о предстоящем предоставлении земельных участков ориентировочной площадью 65 и 45 га путем размещения публикаций в газете Приобская правда N 22 29.05.2008 (9101).
14.12.2007 комиссия при администрации Новосибирского района Новосибирской области, рассмотрев варианты выбора земельных участков, рекомендовала варианты выбора земельных участков площадью 45 и 65 га, что было отражено в актах выбора, подписанных всеми членами комиссии и утвержденных впоследствии приказом департамента N 1009 от 03.06.2010 года.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из предмета заявленного требования, принимая во внимание, что в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка принято решение о выборе его иному лицу - ДНП "Родник", решение принято уполномоченным органом, в соответствии с установленной процедурой, обжалуемые действия не нарушают прав заявителя, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Как обоснованно указали суды первой и апелляционной инстанции, ДНП "Родник" обратилось за предоставлением спорных земельных участков в 2007 году, результаты выбора которых утверждены в 2010 году, тогда как ГСК "Родник" как юридическое лицо начало существовать с 2011 года (свидетельство серии 54 N 004369807), то есть на дату вынесения оспариваемых актов, совершенных департаментом действий, ГСК "Родник" как юридическое лицо не являлось участником гражданского оборота.
В связи с изложенным суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что права и законные интересы заявителя не нарушены.
Ссылка подателя жалобы на нарушение ДНП "Родник" порядка обращения с заявлением о выборе земельного участка судом кассационной отклоняется как не имеющая отношения к предмету спора. Иные доводы заявителя жалобы были также правильно оценены судом апелляционной инстанции, оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статьи 65, 286 АПК РФ).
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что судами установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.01.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 20.03.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-27983/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу гаражно-строительного кооператива "Родник" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.СИРИНА
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
С.Н.ТАМАШАКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)