Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 07.08.2012 ПО ДЕЛУ N А40-66486/12-120-629

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 августа 2012 г. по делу N А40-66486/12-120-629


Резолютивная часть решения объявлена 03.08.2012 г.
Полный текст решения изготовлен 07.08.2012 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
судьи - Блинниковой И.А.
протокол ведет - помощник Сулиева Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по иску (заявлению) ОАО "ЦЭСМ"
к ответчику: Управление ФГБУ "ФКП Росреестра"
третьи лица: ДЗР г. Москвы
о признании незаконным Решения от 28.02.2012 N 77/601/12-2865, обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" выдать в месячный срок ОАО "ЦЭСМ" кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003053:55; исключить из графы 16 "Особые отметки" кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 запись о том, что "Координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной и требуют уточнения при проведении кадастровых работ", а также сведения о пересечении границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 с земельными участками с кадастровыми номерами 77:01:0003061:18 и 77:01:0003053:75,
с участием:
от истца (заявителя): Семичев К.Е. дов. от 14.06.2012 г. б/н
от ответчика: Карпушова И.В. дов. от 16.02.2012 г. N 77/2012-02
от третьих лиц: Туренкова М.А. дов. от 30.12.2011 г. N 33-И-6132/11

установил:

ОАО "ЦЭСМ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Управлению ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее - ответчик) с уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ заявлением о признании незаконным Решения от 28.02.2012 N 77/601/12-2865, обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" выдать в месячный срок ОАО "ЦЭСМ" кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003053:55; исключить из графы 16 "Особые отметки" кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 запись о том, что "Координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной и требуют уточнения при проведении кадастровых работ", а также сведения о пересечении границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 с земельными участками с кадастровыми номерами 77:01:0003061:18 и 77:01:0003053:75.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на необоснованность отказа в выдаче кадастрового паспорта земельного участка. Полагает, что ошибка в местоположении границы ранее учтенного земельного участка может быть исправлена органом кадастрового учета с использованием процедур в соответствии с частью 14 статьи 45 Закона о кадастре. Указал на то, что решение об отказе в выдаче кадастрового паспорта земельного участка препятствует реализации исключительного права заявителя на приватизацию земельного участка, занятого принадлежащим заявителю на праве собственности объектом недвижимости.
Ответчик в письменном отзыве указал на правомерность оспариваемого отказа в связи с неустранением до настоящего времени пересечения границ земельных участков. Кроме того, ответчик указал, что ФКП Росреестра является информационным функционалом, в связи с чем вправе выдавать только сведения, которые имеются в реестре.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные уточненные требования, дав пояснения согласно письменным заявлениям.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве.
Представитель третьего лица против удовлетворения требований заявителя возражал, поддержав позицию ответчика.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований на основании нижеследующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что основанием приобретения права собственности ОАО "ЦЭСМ" на земельный участок является распоряжение Территориального управления Минимущества России "Агентство федерального имущества по городу Москве" от 27.12.2004 N 753 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Центральные экспериментальные сварочные мастерские", которым земельный участок отнесен к составу имущества, подлежащего передаче в уставный капитал общества".
В связи с необходимостью регистрации права собственности на земельный участок ОАО "ЦЭСМ" предприняло меры по установлению факта кадастрового учета земельного участка и получению кадастрового паспорта, который в силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" содержит все необходимые (уникальные) характеристики земельного участка и подтверждает факт кадастрового учета, без которого регистрация прав на земельный участок в силу ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации невозможна.
На основании рассмотрения запроса N 77/202/12-5140 от 28.02.2012 о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003053:55 Учреждением принято решение от 28.02.2012 N 77/601/12-2865 об отказе в выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 на основании пункта 2 части 12 и части 13 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон) в связи с тем, что границы ранее учтенного Департаментом земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003061:18, 77:01:0003053:75. В качестве возможных причин возникновения обстоятельств, послуживших основанием для принятия настоящего решения, могут являться возможные ошибки, допущенные при определении местоположения границ соответствующих земельных участков либо при формировании и передаче сведений Департаментом о ранее учтенных земельных участках в составе информационного ресурса.
Заявитель, не согласившись с данным отказом, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения государственного органа является одновременное несоответствие этого решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд исходит из нижеследующего.
В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", с 01.07.2010 Учреждение наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
До 01.07.2010 г. полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости; государственному кадастровому учету недвижимого имущества; предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, утвержденным Приказом Росреестра от 23.10.2009 N 298, было наделено Управление Росреестра по Москве, которое осуществляло государственный кадастровый учет объектов недвижимости в границах Московского городского кадастрового округа на основе сведений о ранее учтенных земельных участках, которые в соответствии с Техническим соглашением "О взаимодействие при ведении государственного земельного кадастра в городе Москве" от 09.06.2006 передавались Департаментом земельных ресурсов города Москвы (далее - Департамент) на электронных носителях в формате XML, включая информацию о кадастровом номере, площади, границах и адресе объекта кадастрового учета, без документов, в соответствии с которыми проводился кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 2 части 12 и частью 13 статьи 45 Закона кадастровый паспорт ранее учтенного и не указанного в части 11 указанной статьи земельного участка не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) кадастрового паспорта в случае, если одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем.
В случае принятия решения об отказе в выдаче (направлении) кадастрового паспорта в соответствии с частью 12 вышеуказанной статьи орган кадастрового учета выдает (направляет) вместо кадастрового паспорта соответствующего земельного участка такое решение и кадастровую выписку о данном земельном участке, содержащую имеющиеся общедоступные кадастровые сведения о данном земельном участке. При этом в таком решение должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения данных обстоятельств и рекомендации по устранению этих причин.
Обжалуемое решение принято в соответствии с требованиями вышеуказанных норм Закона, а именно содержит обязательную ссылку на соответствующие положения части 12 статьи 45 Закона, а также указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, в том числе, выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения данных обстоятельств и рекомендации по устранению этих причин. Указанное решение подписано уполномоченным лицом.
В соответствии с решением от 28.02.2012 N 77/601/12-2865 об отказе в выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:55 заявителю выдана кадастровая выписка о вышеуказанном земельном участке.
Факт наличия пересечения границ земельных участков подтверждается сведениями государственного кадастра недвижимости, что также отражено в кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003053:55 от 23.05.2012 N 77/501/12-32393.
Учетно-кадастровые действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003053:55, 77:01:0003061:18, 77:01:0003053:75 совершались Департаментом земельных ресурсов г. Москвы. При этом в данных государственного кадастра недвижимости содержатся сведения о границах земельных участков в объеме переданного из Департамента информационного ресурса.
Согласно части 3 статьи 20 Закона, с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных Законом, иные лица. С заявлением об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Статьями 22, 28 и главой 4 Закона, а также письмом Минэкономразвития России от 27.03.2009 N 4448-ИМ/Д23 "Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков" установлен определенный порядок исправления кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости при наличии заявления и соответствующих документов.
Согласно части 14 статьи 45 Закона орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета -обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Данная норма действующего законодательства указывает, что уточнение местоположения границ земельного участка органом кадастрового учета является его правом, а не обязанностью.
Кроме того, в соответствии с положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437, функции по выработке государственной политики нормативно-правовому регулированию в сфере государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности осуществляет Минэкономразвития РФ.
Судом установлено, что до настоящего времени порядок устранения органом кадастрового учета пересечений границ земельных участков в соответствии с частью 14 статьи 45 Закона органом нормативно-правового регулирования не установлен, что подтверждается письмом Минэкономразвития РФ от 16.11.2011 N Д23-4745.
Таким образом, пересечение границ земельных участков может быть устранено в порядке статей 20, 22, 28 Закона.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 12.04.2011 N 118-ПП "О мерах по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" в целях устранения пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы Правительство Москвы возложило на Департамент обязанность по передаче в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, сведения, необходимые для устранения пересечения границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами участков улично-дорожной сети.
Судом установлено, что в Учреждение сведения, необходимые для устранения пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003053:55, 77:01:0003061:18, 77:01:0003053:75 не предоставлялись.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно пункту 4 статьи 14 Закона кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
В связи с чем, орган кадастрового учета не может внести изменения в кадастровый паспорт земельного участка, без внесения таковых сведений в государственный кадастр недвижимости, так как кадастровый паспорт является документом отображающем информацию, содержащуюся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании изложенного, суд считает Решения Управления ФГБУ "ФКП Росреестра от 28.02.2012 N 77/601/12-2865 внесенным в соответствии с законом и в рамках полномочий, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Суд соглашается с доводами заявителя о том, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003053:55 сформирован ранее земельных участков, пересечение с которыми содержатся в сводном реестре.
Однако, избранный заявителем способ защиты права не приведет к его восстановлению, поскольку выдача требуемого заявителем кадастрового паспорта с указанными заявителем параметрами, невозможна без внесения соответствующих изменений в сводный реестр.
На основании ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в сумме 2000 руб., понесенные заявителем, подлежат взысканию с ответчика.
Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 2 000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 7, 13, 14, 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", ст. ст. 65, 67, 68, 71, 167 - 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Проверив на соответствие ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", заявление ОАО "ЦЭСМ" о признании незаконным Решения Управления ФГБУ "ФКП Росреестра от 28.02.2012 N 77/601/12-2865 оставить без удовлетворения.
Возвратить открытого акционерного общества "ЦЭСМ" из федерального бюджета расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. (две тысячи рублей) как излишне уплаченные.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья
И.А.БЛИННИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)