Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 11.01.2013 ПО ДЕЛУ N 33-103/2013

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 января 2013 г. по делу N 33-103/2013

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Глушенко Н.О.,
судей Сыромятникова А.В., Стыцюн С.А.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 октября 2012 года по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия к администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки и встречному иску администрации Петрозаводского городского округа к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки.
Заслушав доклад судьи Сыромятникова А.В., судебная коллегия

установила:

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия обратилось в суд с иском по тем основаниям, что по результатам проведения проверки соблюдения лесного законодательства (патрулирования территории лесного фонда) в <...> обнаружена несанкционированная свалка бытового и иного мусора. Установлено, что администрацией Петрозаводского городского округа не принимаются меры, направленные на ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки. Несанкционированный вывоз отходов на территорию лесного фонда свидетельствует о ненадлежащей организации и ненадлежащем контроле за процессами сбора, вывоза, утилизации переработки бытовых и иных отходов. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия просило суд обязать администрацию Петрозаводского городского округа в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся в <...>.
Администрация Петрозаводского городского округа предъявила встречный иск к Министерству по природопользованию и экологии РК о понуждении к ликвидации указанной выше несанкционированной свалки, поскольку в силу п. п. "б" ч. 3 Правил Санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, санитарно-оздоровительные мероприятия в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъекта РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, обеспечивается органами исполнительной власти субъектов РФ, к которым относится Министерство по природопользованию и экологии РК.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 октября 2012 года исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал администрацию Петрозаводского городского округа и Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Петрозаводского городского округа в <...> на землях лесного фонда, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части исков отказано.
С таким решением суда в части возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на Министерство не согласно Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, в жалобе просит решение в указанной части отменить. Указывает, что поскольку несанкционированная свалка находится на территории Петрозаводского городского округа, земельный участок, на котором расположена свалка не предоставлен в пользование, надлежащим ответчиком по делу является администрация Петрозаводского городского округа, которая в соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязана организовывать деятельность по работе с отходами на территории муниципального образования и ликвидировать несанкционированную свалку.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Б. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель третьего лица по делу ГКУ РК "Прионежское центральное лесничество" К. с доводами апелляционной жалобы согласилась.
Представитель администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела.
Заслушав объяснения вышеуказанных лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты воспроизводства лесов на указанных землях.
В силу п. 1 Положения о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 06.10.2010 N 206-П Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных, водных отношений, в сфере регулирования отношений недропользования, экологической экспертизы, охраны окружающей среды, а также по проведению государственной политики в сфере лесопромышленного и горнопромышленного комплексов Республики Карелия в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, на территории Республики Карелия.
Исходя из п. п. 7 п. 9 указанного Положения Министерство в области лесных отношений осуществляет полномочия собственника лесных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, в пределах, установленных законодательством, в том числе организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Как следует из материалов дела в ходе проверки соблюдения лесного законодательства установлено, что в <...> обнаружена несанкционированная свалка бытового и иного мусора размером 70 на 4,5 метра. Лица, разместившие отходы, не установлены. Территория размещения свалок входит в состав лесного фонда и не является арендуемой территорией. Указанные обстоятельства подтверждены представленными по делу доказательствами.
Наличие несанкционированной свалки нарушает права населения на благоприятную окружающую среду.
Установив данные обстоятельства, оценив представленные доказательства, с учетом положений ст. ст. 3, 4, 51 Федерального закона "Об охране окружающей природной среды", ст. 13 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления", ст. 12, 13 Лесного кодекса РФ, а также Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" суд пришел к правомерному выводу о необходимости возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на администрацию Петрозаводского городского округа и Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия. При этом суд первой инстанции верно исходил из того, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения городских, сельских поселений. В свою очередь обязанность Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия по ликвидации несанкционированных свалок обусловлена положениями ст. ст. 55, 83 Лесного кодекса РФ, Положением о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства РК от 06.10.2010, в соответствии с которыми Министерство является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому переданы полномочия по охране и защите лесов.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия не могут повлечь отмену решения суда по вышеуказанным основаниям.
Выводы суда полно указаны в решении и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Таким образом, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий:

Судьи:















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)