Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 16.12.2013 ПО ДЕЛУ N А63-12425/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2013 г. по делу N А63-12425/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от истца (сельскохозяйственного производственного кооператива "Зубанчинский" (ИНН 0511000480, ОГРН 1020500942879) (Никитина П.Б. (доверенность от 21.07.2010), от ответчиков: администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (Харитоновой А.И. (доверенность от 11.01.2011), общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "КИЦ" (Эльгайтаровой А.С. (доверенность от 20.05.2013), в отсутствие ответчика (отдела имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, третьих лиц: Гаджимурадова Албури Гамзатовича, филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Зубанчинский" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.03.2013 (судья Жирнова С.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2013 (судьи Казакова Г.В., Марченко О.В., Сулейманов З.М.) по делу N А63-12425/2012, установил следующее.
СПК "Зубанчинский" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация), отделу имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее - отдел имущественных отношений), ООО "Агрофирма "КИЦ" (далее - общество) о признании частично недействительным ничтожным договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 10.07.2009 N 245, заключенного отделом имущественных отношений и обществом в части предоставления в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в Зимнеставочном сельском совете Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, имеющих кадастровые номера: 26:22:011501:73 площадью 925,3383 га, 26:22:011503:327-568,5274 га; 26:22:011503:328-8,3811 га; 26:22:011503:329-1,1422 га; 26:22:011503:330-10,3791 га; 26:22:011503:331-0,0511 га; 26:22:011503:332-0,6441 га; 26:22:011503:333-29,1535 га; 26:22:011503:334-0,2862 га; 26:22:011503:335-0,3207 га; 26:22:011503:336-1,7089 га; 26:22:011503:337-44,0508 га; 26:22:011503:338-629,7341 га; 26:22:011503:339-24,8712 га; 26:22:011503:340-13,1362 га; 26:22:011503:341-28,5614 га; 26:22:011504:62-1395,9286 га; 26:22:011505:2-521,4459 га; а также о возложении на общество обязанности возвратить администрации названные земельные участки (уточненные требования).
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 18.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Гаджимурадов А.Г. и филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.03.2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в заявлении кооператива о предоставлении земельных участков в аренду от 02.07.2009 N 1342 (поступило в администрацию 03.07.2013) указаны кадастровые номера испрашиваемых земельных участков 26:22:011505; 26:22:011504; 26:226011503; 26:22:011502; 26:22:011501; 26:22:011002; 26:22:011203; 26:22:011204; 26:22:010609; 26:22:010610, что не соответствует кадастровым номерам земельных участков, предлагаемых для передачи в аренду, опубликованных в средствах массовой информации; также в заявлении кооператива определена иная площадь (5607 га), по сравнению с площадью земельных участков, испрашиваемых обществом.
В кассационной жалобе кооператив просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение, указывая, что право на заключение договора аренды земельных участков подлежало выставлению на торги, в связи с чем договор аренды от 10.07.2009 N 245 земельных участков сельскохозяйственного назначения является недействительной (ничтожной) сделкой. На получение спорных участков подано две заявки. Суды неверно расценили заявление кооператива как не содержащее кадастровых номеров испрашиваемых участков. В заявлении от 02.07.2009 N 1342 кооператив выразил волю на право получения 18 земельных участков, указав их местоположение и кадастровые кварталы, в которых находятся предлагаемые в аренду земельные участки. Кроме того, договор аренды со стороны арендодателя заключен неуполномоченным органом. По мнению истца, с учетом положений статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее (Закон N 137-ФЗ), устава Нефтекумского муниципального района Ставропольского края и Положения об отделе имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края отдел имущественных отношений не вправе был выступать стороной (арендодателем) договора аренды земельных участков. Возложение на отдел имущественных отношений дополнительных функций по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на основании распоряжения главы администрации от 27.07.2006 N 112-Р является неправомерным, как и наделение его правами юридического лица.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит решение и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель кооператива поддержал доводы, изложенные в жалобе, представители администрации и общества возражали против них.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от 05.03.2013 и постановление суда апелляционной инстанции от 30.06.2013 надлежит отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 06.06.2009 в газетах "Вести Нефтекумья" N 39 (196) и "Восход" N 44-45 (11104-11105) администрация в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее (Закон N 101-ФЗ) информировала население о наличии свободных земельных участков, предназначенных для передачи в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, отгонные пастбища, расположенных в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края (т. 1, л.д. 139 (140).
2 июля 2009 года общество обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет для развития животноводства 20 земельных участков общей площадью 4249,3688 гектаров, а именно: 925,3383 га (кадастровый номер 26:22:011501:73; 568,5274 га (кадастровый номер 26:22:011503:327; 8,3811 га (кадастровый номер 26:22:011503:328; 1,1422 га (кадастровый номер 26:22:011503:329; 10,3791 га (кадастровый номер 26:22:011503:330; 0,0511 га (кадастровый номер 26:22:011503:331; 0,6441 га (кадастровый номер 26:22:011503:332; 29,1535 га (кадастровый номер 26:22:011503:333; 0,2862 га (кадастровый номер 26:22:011503:334; 0,3207 га (кадастровый номер 26:22:011503:335; 1,7089 га (кадастровый номер 26:22:011503:336; 44,0508 га (кадастровый номер 26:22:011503:337; 629,7341 га (кадастровый номер 26:22:011503:338; 24,8712 га - кадастровый номер 26:22:011503:339; 13,1362 га (кадастровый номер 26:22:011503:340; 28,5614 га (кадастровый номер 26:22:011503:341; 1 395,9286 га (кадастровый номер 26:22:011504:62; 521,4459 га (кадастровый номер 26:22:011505:2; 17,6533 га (кадастровый номер 26:22:011702:9; 28,0547 га (кадастровый номер 26:22:011704:6 (т. 3, л.д. 148).
Постановлением администрации от 10.07.2009 N 903 в соответствии со статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации, законом Ставропольского края "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае", заявлением общества, протоколом от 07.07.2009 N 11 заседания комиссии по организации и проведении торгов по продаже земельных участков или права на заключения договоров аренды с учетом проведения процедуры публикации и подачи на данные земельные участки одного заявления, предоставлены в аренду с 10 июля 2009 года сроком на 49 лет земельные участки из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", для сельскохозяйственного производства, отгонные пастбища, расположенные в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета общей площадью 4249,3688 га состоящие из 20 земельных участков с кадастровыми номерами: 26:22:011501:73, 26:22:011503:327, 26:22:011503:328, 26:22:011503:329, 26:22:011503:330, 26:22:011503:331, 26:22:011503:332, 26:22:011503:333, 26:22:011503:334, 26:22:011503:335, 26:22:011503:336, 26:22:0111503:337, 26:22:011503:338, 26:22:011503:339, 26:22:011503:340, 26:22:011503:341, 26:22:011504:62, 26:22:011505:2; 26:22:011702:9; 26:22:011704:6 (т. 1, л.д. 27).
Согласно пункту 2 постановления от 10.07.2009 N 903 отделу имущественных отношений поручено заключить договор аренды земельных участков с обществом и осуществлять контроль за своевременным поступлением арендной платы в полном объеме.
10 июля 2009 года во исполнение постановления от 10.07.2009 N 903 отдел (арендодатель), действовавший на основании Положения и общество (арендатор) заключили договор N 245 аренды указанных земельных участков (т. 1, л.д. 22 (24).
Государственная регистрация договора аренды произведена 20.08.2009, регистрационная запись N 26-26-22/008/2009-479, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав (т. 3, л.д. 112 (132).
3 июля 2009 года кооператив также обратился в администрацию Нефтекумского муниципального района с заявлением от 02.07.2009 о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельных участков для ведения отгонного животноводства с предполагаемым местоположением Нефтекумский район, Зимнеставочный сельсовет, общей площадью 5 607,2 га, с кадастровыми учетными данными: 26:22:011505; 26:22:011504; 26:226011503; 26:22:011502; 26:22:011501; 26:22:011002; 26:22:011203; 26:22:011204; 26:22:010609; 26:22:010610 (т. 1, л.д. 20).
По результатам рассмотрения заявления администрация письмом от 16.07.2009 N 256 отказала в принятии заявления истца от 02.07.2009 о предоставлении земельных участков к рассмотрению, так как кадастровые номера земельных участков, указанные кооперативом, не соответствуют кадастровым номерам земельных участков, опубликованным в средствах массовой информации (т. 4, л.д. 94).
Кооператив, полагая, что договор от 10.07.2009 N 245 аренды земельных участков является недействительным (ничтожным) и нарушает его права и законные интересы, обратился с иском в арбитражный суд.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, призванный обеспечить управление и распоряжение такими земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур их предоставления.
Названный порядок, за исключением особых случаев, установленных законом, не допускающий установления приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, включает в себя подготовку информации о земельных участках и заблаговременную ее публикацию, подачу заинтересованным лицом заявления, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, утверждение органом местного самоуправления и выдачу заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обеспечение заявителем выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении его государственного кадастрового учета, принятие уполномоченным органом решения о передаче земельного участка в аренду заявителю, заключение соответствующего договора аренды.
Положениями пунктов 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, определено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом и регулируется Федеральным законом от 24.07.2001 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
По общему правилу, сформулированному в частях 1, 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Вместе с тем, принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций не учли, что в рассматриваемом случае органом местного самоуправления была инициирована процедура предоставления в аренду находящихся в публичной собственности земельных участков сельскохозяйственного назначения, определенная статьей 10 Закона N 101-ФЗ, в информационном сообщении указано на возможное проведение торгов в случае поступления конкурирующих заявок, с заявлением кооператив обратился 02.07.2009.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды сослались на то, что указанные в заявлении кадастровые номера земельных участков не соответствуют кадастровым номерам земельных участков, опубликованным в средствах массовой информации, а также указана иная площадь, по сравнению с площадью земельных участков, испрашиваемых обществом.
Данные выводы сделаны судами без учета следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее (Закон N 122-ФЗ) кадастровый номер (это уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права.
Указанный государственный учетный номер присваивается объекту недвижимости при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о нем органом кадастрового учета.
Правилами кадастрового деления, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660 (далее (Правила) определен порядок кадастрового деления территории Российской Федерации на единицы кадастрового деления в целях ведения государственного земельного кадастра и присвоения земельным участкам кадастровых номеров. Согласно Правилам, вся территория Российской Федерации, включая территории субъектов Российской Федерации, внутренние воды и территориальное море, делится на кадастровые округа, которые являются частью территории Российской Федерации.
Кадастровый округ включает в себя, как правило, территорию субъекта Российской Федерации, а также акваторию внутренних вод и территориального моря, прилегающую к этой территории.
Территория кадастрового округа делится на кадастровые районы. Кадастровым районом является часть территории кадастрового округа, которая включает, как правило, территорию административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации. Акватория внутренних вод и территориального моря может образовывать самостоятельные кадастровые районы.
Территория кадастрового района делится на кадастровые кварталы. Кадастровый квартал является наименьшей единицей кадастрового деления территории кадастрового района. Он включает в себя, как правило, небольшие населенные пункты, кварталы городской или поселковой застройки и иные ограниченные природными и искусственными объектами территории.
В процессе кадастрового деления кадастровым кварталам присваиваются кадастровые номера. Кадастровый номер кадастрового квартала состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района в кадастровом округе и номера кадастрового квартала в кадастровом районе.
Согласно письму Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 04.03.2008 N ВК/0876 кадастровые дела кадастрового деления могут подразделяться на дела кадастрового деления территории кадастрового округа на кадастровые районы и дела кадастрового деления территории кадастровых районов на кадастровые кварталы. В этом случае каждое кадастровое дело идентифицируется кадастровым номером соответствующей единицы кадастрового деления.
Кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Присвоение кадастровых номеров осуществляется после проверки представленных документов о межевании ранее учтенных земельных участков и проведения на основе заявки кадастровых работ (выделение, слияние, разделение, перераспределение) по формированию вновь образованных земельных участков.
Из заявления кооператива о предоставлении земельных участков в аренду, поступившего в администрацию 03.07.2009, видно, что истец просит предоставить земельные участки общей площадью 5607, га, состоящие из участков с номерами кадастровых кварталов 26:22:011505; 26:22:011504; 26:226011503; 26:22:011502; 26:22:011501; 26:22:011002; 26:22:011203; 26:22:011204; 26:22:010609; 26:22:010610 (т. 1, л.д. 20).
В протоколе от 07.07.2009 N 11 заседания комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды на участки с кадастровыми номерами 26:22:011501:73; 26:22:011503:327; 26:22:011503:328; 26:22:011503:329; 26:22:011503:330; 26:22:011503:331; 26:22:011503:332; 26:22:011503:333; 26:22:011503:334; 26:22:011503:335; 26:22:011503:336; 26:22:011503:337; 26:22:011503:338; 26:22:011503:339; 26:22:011503:340; 26:22:011503:341; 26:22:011504:62; 26:22:011505:2; 26:22:011702:9; 26:22:011704:6 указано, что на приобретение земельных участков в аренду претендовало только общество. Посчитав поданной одну заявку общества, отдел имущественных отношений заключил с ним договор аренды на спорные земельные участки. Письмом от 16.07.2009 администрация отказала кооперативу в принятии его заявления от 03.07.2009 к рассмотрению в качестве заявки на предлагаемые в аренду земельные участки.
С учетом положений вышеуказанных Правил кадастрового деления земельных участков в номере кадастрового участка первые десять цифр означают номер кадастрового квартала, следовательно, в заявлении кооператива от 03.07.2009 содержалось указание на кадастровые кварталы, в которых находятся испрашиваемые земельные участки, а также указано их местоположение - Нефтекумский район, Зимнеставочный сельский Совет. Администрация, не проверив соответствие указанных кадастровых кварталов в заявлении кооператива и содержащихся в сведениях, опубликованных в средствах массовой информации, необоснованно отказала истцу в рассмотрении его заявки.
При этом уполномоченный орган не представил информации о том, что на территории кадастровых кварталов, указанных в заявлении кооператива, существовали иные земельные участки, предоставление которых предполагалось осуществить на торгах.
Соответствующим доводам истца суды надлежащей оценки не дали.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у отдела имущественных отношений полномочий на заключение договора аренды являлся предметом исследования судов, получил надлежащую оценку и правомерно отклонен как необоснованный.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в нем доказательствам.
Поскольку в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении суда апелляционной инстанции, либо были отвергнуты судом первой и апелляционной инстанцией, решение от 05.03.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2013 надлежит отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки, установить обстоятельства, связанные с нахождением земельных участков в кадастровых кварталах, указанных в заявлении кооператива, заинтересованности в оспаривании сделки, оценить заявление кооператива в совокупности с иными представленными в дело доказательствами, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.03.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2013 по делу N А63-12425/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.П.НАЗАРЕНКО
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
В.Е.ЕПИФАНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)