Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Рудницкого Г.М. и Сергеевой И.В., при участии от Правительства Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 18.03.2013), от Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 07.03.2013), от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Управление инвестиций" Подшивалова Д.В. (доверенность от 26.03.2013), от Потребительского общества "Нарвский рынок" Малтыза И.Н. (доверенность от 13.07.2012), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2012 (судья Данилова Н.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Серикова И.А.) по делу N А56-42342/2012,
установил:
Потребительское общество "Нарвский рынок", место нахождения: 198097, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 54, ОГРН 1037811027979 (далее - ПО "Нарвский рынок", общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области со следующими требованиями:
- - признать незаконным бездействие Правительства Санкт-Петербурга, выразившееся в непринятии решения о предоставлении обществу земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, лит. Б по пр. Стачек), для строительства;
- - обязать Правительство Санкт-Петербурга принять решение о предоставлении указанного земельного участка обществу путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет по строительству) и Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций" (далее - Управление инвестиций).
Решением суда от 24.10.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.01.2013, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Правительство Санкт-Петербурга и Комитет по строительству, просят отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Податели жалобы ссылаются на то, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, не учли фактические обстоятельства дела.
Податель жалобы указывает, что ни пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ни ЗК РФ в целом не устанавливают безусловной обязанности исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления по предоставлению земельных участков при наличии утвержденного акта выбора земельного участка. По мнению подателя жалобы, на данный факт указывает установленный пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ трехгодичный срок действия акта о выборе земельного участка, срок действия которого истекал 17.07.2012, общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка только 22.05.2012.
Податель жалобы ссылается на то, что подпунктом 3.6.2.1.1 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение о взаимодействии) установлена необходимость получения письменного поручения Губернатора Санкт-Петербурга; пунктом 3.30 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100 (далее - Регламент) предусмотрено, что проект постановления передается в Юридический комитет администрации Губернатора Санкт-Петербурга; в связи с тем, что Юридическим комитетом подготовлено заключение о необходимости устранения замечаний и в связи с истечением срока действия акта о выборе земельного участка проект постановления на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга не выносился. Податель жалобы полагает, что отсутствует факт бездействия Правительства, поскольку отсутствовали правовые основания для принятия решения о предоставлении земельного участка.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Управления инвестиций поддержал доводы подателей жалобы. Представитель общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Общество обратилось в Управление инвестиций с заявлением от 02.06.2006 о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, литера Б, по пр. Стачек), для строительства торгового комплекса.
Правительство Санкт-Петербурга приняло постановление от 14.11.2006 N 1388 "О проведении изыскательных работ на земельном участке, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, литера Б, по пр. Стачек)".
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга (далее - КГА) от 06.06.2007 N 101-пр утвержден проект границ земельного участка.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2008 N 790 "О проведении изыскательных работ на земельном участке, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, литера Б, по пр. Стачек)" обществу разрешено проведение изыскательских работ на испрашиваемом земельном участке. Указанным постановлением отменено постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.11.2006 N 1388.
На основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2008 N 790 с обществом заключен договор аренды земельного участка от 05.09.2008 N 05/ЗКИ-0456 в целях определения возможности проектирования и строительства торгового комплекса. Во исполнение договора общество осуществило изыскательские работы на земельном участке.
Распоряжением КГА от 17.07.2009 N 2376 утвержден акт о выборе земельного участка общей площадью 6 358 кв. м для строительства.
Общество обратилось в Комитет по строительству с заявлением от 22.05.2012 о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства.
На основании обращения Комитета по строительству от 26.12.2011 утверждено распоряжение КГА N 3589 "О подготовке проекта планировки и проекта межевания территории квартала 13 района Автово, ограниченной ул. Возрождения, ул. Маршала Говорова, ул. Васи Алексеева, пр. Стачек, в Кировском районе" с установлением срока подготовки документации до 15.05.2012.
25.01.2012 изготовлен кадастровый паспорт N 1075 земельного участка общей площадью 6 358 кв. м с кадастровым номером 78:15:8213:19. Кадастровый паспорт земельного участка передан обществом в Управление инвестиций.
Письмом от 11.04.2012 N 1-4-22383/2 КГА подтвердил учет размещения объекта в составе проекта планировки территории с целью реализации инвестиционного проекта для проектирования и строительства торгового комплекса на испрашиваемом земельном участке.
На основании обращения Комитета по строительству от 21.05.2012 утверждено распоряжение КГА N 966 "О подготовке документации по планировке территории квартала 13 района Автово, ограниченной ул. Возрождения, ул. Маршала Говорова, ул. Васи Алексеева, пр. Стачек, в Кировском районе", установлен срок подготовки проекта планировки и проекта межевания территории до 30.09.2012, признано утратившим силу распоряжение КГА N 3589.
Общество обратилось в Комитет по строительству с заявлением от 22.05.2012 о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства.
31.05.2012 проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении испрашиваемого обществом для строительства земельного участка, подготовленный Комитетом по строительству, согласован на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга 31.05.2012 (протокол N 386).
Полагая, что Правительство Санкт-Петербурга на основании представленных документов в соответствии с частью 2 статьи 32 ЗК РФ обязано в двухнедельный срок принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства, ссылаясь на то, что Правительство Санкт-Петербурга не рассмотрело проект постановления и не приняло по нему решения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Правительство Санкт-Петербурга не доказало правомерность бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу земельного участка для строительства, и не доказало наличие оснований для отказа в предоставлении земельного участка. Суд первой инстанции применил статьи 2, 32 ЗК РФ и пришел к выводу о том, что на Правительство Санкт-Петербурга возложена обязанность в двухнедельный срок с момента выполнения заинтересованным лицом установленных земельным законодательством условий принять решение о предоставлении земельного участка путем издания постановления о проектировании и строительстве объекта недвижимости, место размещения которого было предварительно согласовано. В связи с тем, что в установленный срок решение не принято, суд сделал вывод о том, что Правительством Санкт-Петербурга нарушена статьи 32 ЗК РФ и пункт 3.16 Положения о взаимодействии.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции, сославшись при этом на то, что при наличии утвержденного КГА проекта границ земельного участка, поданных в Управление инвестиций заявления о предоставлении объекта недвижимости для строительства, акта о выборе земельного участка для строительства, утвержденного КГА, кадастрового паспорта земельного участка, Правительство обязано принять решение о предоставлении земельного участка путем издания постановления о проектировании и строительстве объекта недвижимости в двухнедельный срок с момента выполнения указанных условий.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, процедура предоставления упомянутого земельного участка обществу осуществлялась с предварительным согласованием места размещения объекта в соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ. Общество получило все необходимые разрешения и согласования, провело работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет.
В силу абзаца первого пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Общество обратилось в орган, уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга, с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства объекта, место размещения которого было предварительно согласовано, до истечения трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ предусмотрена обязанность исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в статье 29 этого же Кодекса, в двухнедельный срок принять решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
В сроки, предусмотренные пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ и Положением о взаимодействии, Правительство Санкт-Петербурга не приняло решения по заявлению общества, то есть допустило бездействие, которое правомерно признано судами первой и апелляционной инстанций нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. Поскольку Правительство Санкт-Петербурга в ходе судебного разбирательства не доказало наличие оснований для отказа в предоставлении Обществу земельного участка для строительства объекта, место размещения которого было ранее согласовано с уполномоченными органами, суд обоснованно признал незаконным оспариваемое бездействие и обязал Правительство Санкт-Петербурга устранить нарушение прав общества.
Кассационная инстанция не может согласиться с доводами подателей жалобы о том, что решение о предоставлении земельного участка для строительства не может быть принято в связи с направлением Юридическим отделом подготовленного проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка на доработку, поскольку замечания Юридического отдела, выраженные в письме от 15.06.2012 N 20-11-920/12-0-0, не свидетельствуют о наличии препятствий для предоставления обществу испрашиваемого земельного участка для строительства. Основания направления на доработку проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга, изложенные Юридическим отделом, исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Ссылку подателей жалобы на нормы Положения о взаимодействии нельзя признать состоятельной. Указанный нормативный акт, принятый в соответствии со статьями 30 - 32, 38 ЗК РФ и во исполнение Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции", определяет порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования. Поскольку заявителем в установленный срок выполнены требования закона и нормативных актов по представлению необходимых документов для принятия органом государственной власти решения о предоставлении земельного участка для строительства, указанный довод подателей жалобы не подтверждает отсутствие факта незаконного бездействия, нарушающего права общества.
Довод подателей жалобы о том, что срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта закончился, правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций по тем основаниям, что на момент обращения общества в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства, установленный пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утвержденного распоряжением КГА от 17.07.2009 N 2376, не истек.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения и постановления.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 по делу N А56-42342/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.САПОТКИНА
Судьи
Г.М.РУДНИЦКИЙ
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 04.06.2013 ПО ДЕЛУ N А56-42342/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2011 г. по делу N А56-42342/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Рудницкого Г.М. и Сергеевой И.В., при участии от Правительства Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 18.03.2013), от Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 07.03.2013), от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Управление инвестиций" Подшивалова Д.В. (доверенность от 26.03.2013), от Потребительского общества "Нарвский рынок" Малтыза И.Н. (доверенность от 13.07.2012), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2012 (судья Данилова Н.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Серикова И.А.) по делу N А56-42342/2012,
установил:
Потребительское общество "Нарвский рынок", место нахождения: 198097, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 54, ОГРН 1037811027979 (далее - ПО "Нарвский рынок", общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области со следующими требованиями:
- - признать незаконным бездействие Правительства Санкт-Петербурга, выразившееся в непринятии решения о предоставлении обществу земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, лит. Б по пр. Стачек), для строительства;
- - обязать Правительство Санкт-Петербурга принять решение о предоставлении указанного земельного участка обществу путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет по строительству) и Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций" (далее - Управление инвестиций).
Решением суда от 24.10.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.01.2013, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Правительство Санкт-Петербурга и Комитет по строительству, просят отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Податели жалобы ссылаются на то, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, не учли фактические обстоятельства дела.
Податель жалобы указывает, что ни пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ни ЗК РФ в целом не устанавливают безусловной обязанности исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления по предоставлению земельных участков при наличии утвержденного акта выбора земельного участка. По мнению подателя жалобы, на данный факт указывает установленный пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ трехгодичный срок действия акта о выборе земельного участка, срок действия которого истекал 17.07.2012, общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка только 22.05.2012.
Податель жалобы ссылается на то, что подпунктом 3.6.2.1.1 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение о взаимодействии) установлена необходимость получения письменного поручения Губернатора Санкт-Петербурга; пунктом 3.30 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100 (далее - Регламент) предусмотрено, что проект постановления передается в Юридический комитет администрации Губернатора Санкт-Петербурга; в связи с тем, что Юридическим комитетом подготовлено заключение о необходимости устранения замечаний и в связи с истечением срока действия акта о выборе земельного участка проект постановления на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга не выносился. Податель жалобы полагает, что отсутствует факт бездействия Правительства, поскольку отсутствовали правовые основания для принятия решения о предоставлении земельного участка.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Управления инвестиций поддержал доводы подателей жалобы. Представитель общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Общество обратилось в Управление инвестиций с заявлением от 02.06.2006 о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, литера Б, по пр. Стачек), для строительства торгового комплекса.
Правительство Санкт-Петербурга приняло постановление от 14.11.2006 N 1388 "О проведении изыскательных работ на земельном участке, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, литера Б, по пр. Стачек)".
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга (далее - КГА) от 06.06.2007 N 101-пр утвержден проект границ земельного участка.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2008 N 790 "О проведении изыскательных работ на земельном участке, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Кировский район, ул. Возрождения, участок 1 (восточнее дома N 54, литера Б, по пр. Стачек)" обществу разрешено проведение изыскательских работ на испрашиваемом земельном участке. Указанным постановлением отменено постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.11.2006 N 1388.
На основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2008 N 790 с обществом заключен договор аренды земельного участка от 05.09.2008 N 05/ЗКИ-0456 в целях определения возможности проектирования и строительства торгового комплекса. Во исполнение договора общество осуществило изыскательские работы на земельном участке.
Распоряжением КГА от 17.07.2009 N 2376 утвержден акт о выборе земельного участка общей площадью 6 358 кв. м для строительства.
Общество обратилось в Комитет по строительству с заявлением от 22.05.2012 о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства.
На основании обращения Комитета по строительству от 26.12.2011 утверждено распоряжение КГА N 3589 "О подготовке проекта планировки и проекта межевания территории квартала 13 района Автово, ограниченной ул. Возрождения, ул. Маршала Говорова, ул. Васи Алексеева, пр. Стачек, в Кировском районе" с установлением срока подготовки документации до 15.05.2012.
25.01.2012 изготовлен кадастровый паспорт N 1075 земельного участка общей площадью 6 358 кв. м с кадастровым номером 78:15:8213:19. Кадастровый паспорт земельного участка передан обществом в Управление инвестиций.
Письмом от 11.04.2012 N 1-4-22383/2 КГА подтвердил учет размещения объекта в составе проекта планировки территории с целью реализации инвестиционного проекта для проектирования и строительства торгового комплекса на испрашиваемом земельном участке.
На основании обращения Комитета по строительству от 21.05.2012 утверждено распоряжение КГА N 966 "О подготовке документации по планировке территории квартала 13 района Автово, ограниченной ул. Возрождения, ул. Маршала Говорова, ул. Васи Алексеева, пр. Стачек, в Кировском районе", установлен срок подготовки проекта планировки и проекта межевания территории до 30.09.2012, признано утратившим силу распоряжение КГА N 3589.
Общество обратилось в Комитет по строительству с заявлением от 22.05.2012 о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства.
31.05.2012 проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении испрашиваемого обществом для строительства земельного участка, подготовленный Комитетом по строительству, согласован на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга 31.05.2012 (протокол N 386).
Полагая, что Правительство Санкт-Петербурга на основании представленных документов в соответствии с частью 2 статьи 32 ЗК РФ обязано в двухнедельный срок принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства, ссылаясь на то, что Правительство Санкт-Петербурга не рассмотрело проект постановления и не приняло по нему решения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Правительство Санкт-Петербурга не доказало правомерность бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу земельного участка для строительства, и не доказало наличие оснований для отказа в предоставлении земельного участка. Суд первой инстанции применил статьи 2, 32 ЗК РФ и пришел к выводу о том, что на Правительство Санкт-Петербурга возложена обязанность в двухнедельный срок с момента выполнения заинтересованным лицом установленных земельным законодательством условий принять решение о предоставлении земельного участка путем издания постановления о проектировании и строительстве объекта недвижимости, место размещения которого было предварительно согласовано. В связи с тем, что в установленный срок решение не принято, суд сделал вывод о том, что Правительством Санкт-Петербурга нарушена статьи 32 ЗК РФ и пункт 3.16 Положения о взаимодействии.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции, сославшись при этом на то, что при наличии утвержденного КГА проекта границ земельного участка, поданных в Управление инвестиций заявления о предоставлении объекта недвижимости для строительства, акта о выборе земельного участка для строительства, утвержденного КГА, кадастрового паспорта земельного участка, Правительство обязано принять решение о предоставлении земельного участка путем издания постановления о проектировании и строительстве объекта недвижимости в двухнедельный срок с момента выполнения указанных условий.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, процедура предоставления упомянутого земельного участка обществу осуществлялась с предварительным согласованием места размещения объекта в соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ. Общество получило все необходимые разрешения и согласования, провело работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет.
В силу абзаца первого пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Общество обратилось в орган, уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга, с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства объекта, место размещения которого было предварительно согласовано, до истечения трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ предусмотрена обязанность исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в статье 29 этого же Кодекса, в двухнедельный срок принять решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
В сроки, предусмотренные пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ и Положением о взаимодействии, Правительство Санкт-Петербурга не приняло решения по заявлению общества, то есть допустило бездействие, которое правомерно признано судами первой и апелляционной инстанций нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. Поскольку Правительство Санкт-Петербурга в ходе судебного разбирательства не доказало наличие оснований для отказа в предоставлении Обществу земельного участка для строительства объекта, место размещения которого было ранее согласовано с уполномоченными органами, суд обоснованно признал незаконным оспариваемое бездействие и обязал Правительство Санкт-Петербурга устранить нарушение прав общества.
Кассационная инстанция не может согласиться с доводами подателей жалобы о том, что решение о предоставлении земельного участка для строительства не может быть принято в связи с направлением Юридическим отделом подготовленного проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка на доработку, поскольку замечания Юридического отдела, выраженные в письме от 15.06.2012 N 20-11-920/12-0-0, не свидетельствуют о наличии препятствий для предоставления обществу испрашиваемого земельного участка для строительства. Основания направления на доработку проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга, изложенные Юридическим отделом, исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Ссылку подателей жалобы на нормы Положения о взаимодействии нельзя признать состоятельной. Указанный нормативный акт, принятый в соответствии со статьями 30 - 32, 38 ЗК РФ и во исполнение Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции", определяет порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования. Поскольку заявителем в установленный срок выполнены требования закона и нормативных актов по представлению необходимых документов для принятия органом государственной власти решения о предоставлении земельного участка для строительства, указанный довод подателей жалобы не подтверждает отсутствие факта незаконного бездействия, нарушающего права общества.
Довод подателей жалобы о том, что срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта закончился, правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций по тем основаниям, что на момент обращения общества в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства, установленный пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утвержденного распоряжением КГА от 17.07.2009 N 2376, не истек.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения и постановления.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 по делу N А56-42342/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.САПОТКИНА
Судьи
Г.М.РУДНИЦКИЙ
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)