Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Соколовой И.Ю., Богдановской Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочетковой Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.02.2013 по делу N А07-20371/2012 (судья Архиереев Н.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - Махмутова А.В. (доверенность N 83 от 26.03.2013).
Индивидуальный предприниматель Давлеткулов Рашит Галямович (далее - ИП Давлеткулов, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган), содержащим следующие требования:
- - признать незаконным решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 04.07.2012 N 27, заключенного между предпринимателем и Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан, изложенного в письме (сообщении) от 28.08.2012 N 03/012/2012-8;
- - возложить на Управление Росреестра обязанность зарегистрировать договор аренды лесного участка от 04.07.2012 N 27 (с учетом уточнения заявленных требований - т. 1, л.д. 4-11; т. 3, л.д. 122).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее также - Министерство), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", Кадастровая палата), а также Администрация муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан (далее также - Администрация, орган местного самоуправления) (т. 1, л.д. 1-4; т. 3, л.д. 131-133).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.02.2013 (резолютивная часть объявлена 07.02.2013) требования предпринимателя удовлетворены. Суд признал изложенное в письме от 28.08.2012 N 03/012/2012-8 решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 04.07.2012 N 27 незаконным ввиду его несоответствия статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также возложил на регистрирующий орган обязанность зарегистрировать названную сделку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 5, л.д. 89-111).
Управление Росреестра с принятым судебным актом не согласилось и обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении требований ИП Давлеткулова отказать (т. 5, л.д. 119-122).
Регистрирующий орган полагает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, кроме того, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Ссылается на положения статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ о государственной регистрации прав, статей 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации, статей 1, 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ о государственном кадастре недвижимости, статей 11.3, 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации и настаивает на законности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка.
В Едином реестре прав отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на лесной участок с кадастровым номером 02:15:000000:282, права на который заявлены к государственной регистрации. В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке, частью которого является предоставленный в аренду лесной участок. При этом участок с кадастровым номером 02:15:000000:0062 имеет статус "архивный".
Поскольку в отношении исходного лесного участка был осуществлен государственный кадастровый учет, при разделе такого лесного участка положения пункта 1 статьи 4.1 Федерального закона о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации не применяются.
В связи с этим, Управление Росреестра полагает, что для целей государственной регистрации договора аренды спорного лесного участка заявителем должен был быть представлен кадастровый паспорт, подтверждающий постановку объекта на государственный кадастровый учет.
Помимо прочего, податель жалобы отмечает, что суд первой инстанции не исследовал обстоятельства, связанные с переводом лесного участка с кадастровым номером 02:15:000000:0062 в статус "архивного", а также с преобразованием данного участка на основании постановления органа местного самоуправления.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заявитель и третьи лица явку своих представителей не обеспечили.
С учетом мнения представителя ответчика, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном Главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что 20.12.2002 на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок площадью более 80 000 га с кадастровым номером 02:15:000000:62, категория земель "земли лесного фонда", вид разрешенного использования "для ведения лесного хозяйства", расположенный в Благовещенском районе Республики Башкортостан (т. 1, л.д. 62-64, 119-121).
14.04.2004 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) была внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 800 220 000 кв. м с кадастровым номером 02:15:000000:0062. Представителю правообладателя выдано свидетельство о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 39).
06.06.2007 земельному участку с кадастровым номером 02:15:000000:62 по результатам его раздела был присвоен статус "архивный" (т. 1, л.д. 62-64, 119-121). Из данного участка лесного фонда был, среди прочего, образован и 07.06.2007 поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок общей площадью 208 979 276 кв. м с кадастровым номером 02:15:000000:282, состоящий только из земель лесного фонда (категория) и предназначенный для ведения лесного хозяйства (вид разрешенного использования) (т. 1, л.д. 146; т. 5, л.д. 19-41).
Впоследствии на государственный учет был поставлен лесной участок площадью 1,9 га, расположенный в Благовещенском районе Республики Башкортостан, ГБУ "Уфимское лесничество", Благовещенское участковое лесничество, квартал N 170, выдел N 1. В связи с этим, в государственный лесной реестр была внесена учетная запись под номером 11800147-12-13-27 (т. 1, л.д. 17, 26).
Лесной участок площадью 1,9 га расположен в границах земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 02:15:000000:0062 (т. 1, л.д. 17).
14.06.2012 Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан было вынесено распоряжение N 822-р о предоставлении ИП Давлеткулову в аренду сроком до 05.06.2061 лесного участка площадью 1,9 га, расположенного в Благовещенском районе Республики Башкортостан, ГБУ "Уфимское лесничество", Благовещенское участковое лесничество, квартал N 170, выдел N 1, для строительства и эксплуатации линейного объекта - размещение погрузочно-разгрузочного пункта (т. 1, л.д. 35-36).
04.07.2012 между Министерством (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) были подписаны договор N 27 аренды указанного в распоряжении от 14.06.2012 N 822-р лесного участка и приложения к данному договору, в том числе, план-схема расположения и границ лесного участка, его характеристика, акт приема-передачи лесного участка арендатору (т. 1, л.д. 17-34).
09.07.2012 предприниматель обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 04.07.2012 N 27. Помимо заявления Давлеткулов представил в регистрирующий орган следующие документы: чек на оплату государственной пошлины, доверенность, договор аренды, свидетельство о государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:15:000000:0062, акт приема-передачи лесного участка, план-схему расположения и границ лесного участка, а также иные приложения к договору аренды от 04.07.2012 N 27 (расписка от 09.07.2012; т. 1, л.д. 82, 88-96, 97).
Письмом от 28.08.2012 N 03/012/2012-8 Управление Росреестра сообщило Давлеткулову Р.Г. об отказе в государственной регистрации договора аренды. Регистрирующий орган сослался на положения абзацев 10, 12 пункта 1, пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и указал, что заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии законом для государственной регистрации прав, а именно - документ (кадастровый паспорт), подтверждающий постановку объекта аренды (лесного участка) на государственный кадастровый учет (т. 1, л.д. 37-38, 127-128).
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает его права в сфере экономической деятельности, ИП Давлеткулов обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением (т. 1, л.д. 4-11, 40-43).
По результатам правовой оценки требований предпринимателя, возражений регистрирующего органа, представленных в дело доказательств, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на спорные правоотношения распространяется норма статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", допускающая передачу лесных участков в аренду в отсутствие их государственного кадастрового учета. Суд установил, что объект аренды в данном случае прошел необходимый государственный учет, индивидуализирован в соответствии с требованиями закона, в связи с чем, признал требования Давлеткулова правомерными и удовлетворил их.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене применительно к пункту 4 части 1, пункту 3 части 2 статьи 270 названного Кодекса (нарушение или неправильное применение норм материального права; неправильное истолкование закона).
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ).
По смыслу статей 197 - 200 АПК РФ, пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1.2 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
Если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду (пункт 2 статьи 26 Закона N 122-ФЗ).
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: - не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; - осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
Управление Росреестра отказало в регистрации договора аренды исходя из того, что заявителем не был представлен кадастровый паспорт лесного участка.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ, ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ).
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса РФ).
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (части 2, 3 статьи 71 Лесного кодекса РФ).
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (пункты 1, 3 статьи 607 Гражданского кодекса РФ).
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 Лесного кодекса РФ).
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, федеральным законом прямо предусмотрено императивное требование, согласно которому для целей совершения сделки по распоряжению лесным участком последний должен быть поставлен на государственный кадастровый учет. Отсутствие кадастрового паспорта лесного участка является препятствием для заключения гражданско-правового договора, в том числе, аренды.
Вместе с тем, федеральным же законом предусмотрено исключение из общего правила о необходимости постановки лесного участка на государственный кадастровый учет.
Так, согласно статье 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон N 201-ФЗ) до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (часть 1). При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации (часть 2). Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (часть 3). Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 4.1 Вводного закона N 201-ФЗ).
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (часть 1). План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (часть 2 статьи 4.2 Вводного закона N 201-ФЗ).
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для применения статей 4.1, 4.2 Вводного закона N 201-ФЗ, в связи с чем, признал достаточным для целей индивидуализации объекта аренды постановку лесного участка на государственный учет путем внесения соответствующих сведений в государственный лесной реестр.
Апелляционная коллегия судей находит данный вывод суда первой инстанции ошибочным.
Из материалов дела следует и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что лесной участок площадью 1,9 га, расположенный в Благовещенском районе Республики Башкортостан, ГБУ "Уфимское лесничество", Благовещенское участковое лесничество, квартал N 170, выдел N 1, является частью земельного участка лесного фонда площадью более 80 000 га с кадастровым номером 02:15:000000:62, который был поставлен на государственный кадастровый учет 20.12.2002.
Нормой статьи 4.4 Вводного закона N 201-ФЗ регламентировано следующее. В случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Поскольку участок земель лесного фонда, в состав которого входит спорный лесной участок, ранее уже был поставлен на государственный кадастровый учет, более того, в 2007 году в результате проведения кадастровых работ был разделен на несколько иных участков, в силу действия статьи 4.4 Вводного закона, части 2 статьи 72 Лесного кодекса РФ для государственной регистрации договора о передаче вновь сформированного лесного участка площадью 1,9 га в аренду необходим документ (кадастровый план или кадастровый паспорт), подтверждающий постановку соответствующего объекта на государственный кадастровый учет.
Постановка на государственный кадастровый учет земельного участка, образованного в результате раздела (объединения, перераспределения, выдела) предполагает, в том числе, необходимость изменения данных кадастрового учета о земельном участке, из которого образован новый участок, а регистрация сделки в отношении вновь образованного лесного участка предполагает необходимость прекращения государственной регистрации права на прежний земельный участок и регистрации прав Российской Федерации на все образованные из него земельные участки (пункты 1, 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Тем самым, правила статей 4.1, 4.2 Водного закона N 201-ФЗ не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Представленный заявителем план-схема расположения и границ лесного участка не соответствует требованиям действующего законодательства.
В отношении указанного в тексте представленного на государственную регистрацию договора аренды (от 04.07.2012 N 27) лесного участка должен быть осуществлен государственный кадастровый учет.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" даны следующие разъяснения. Разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации договоров аренды, судам необходимо учитывать, что по смыслу пунктов 2 и 3 статьи 26 и пункта 10 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Судам также необходимо учитывать, что глава V ЗК РФ содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Таким образом, решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 04.07.2012 N 12 является правомерным, соответствует требованиям статей 13, 16, 17, 18, 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Требования ИП Давлеткулова Рашита Галямовича удовлетворены быть не могут (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
С учетом изложенного выше, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене.
Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.02.2013 по делу N А07-20371/2012 отменить.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Давлеткулова Рашита Галямовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2013 N 18АП-3468/2013 ПО ДЕЛУ N А07-20371/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2013 г. N 18АП-3468/2013
Дело N А07-20371/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Соколовой И.Ю., Богдановской Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочетковой Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.02.2013 по делу N А07-20371/2012 (судья Архиереев Н.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - Махмутова А.В. (доверенность N 83 от 26.03.2013).
Индивидуальный предприниматель Давлеткулов Рашит Галямович (далее - ИП Давлеткулов, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган), содержащим следующие требования:
- - признать незаконным решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 04.07.2012 N 27, заключенного между предпринимателем и Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан, изложенного в письме (сообщении) от 28.08.2012 N 03/012/2012-8;
- - возложить на Управление Росреестра обязанность зарегистрировать договор аренды лесного участка от 04.07.2012 N 27 (с учетом уточнения заявленных требований - т. 1, л.д. 4-11; т. 3, л.д. 122).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее также - Министерство), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", Кадастровая палата), а также Администрация муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан (далее также - Администрация, орган местного самоуправления) (т. 1, л.д. 1-4; т. 3, л.д. 131-133).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.02.2013 (резолютивная часть объявлена 07.02.2013) требования предпринимателя удовлетворены. Суд признал изложенное в письме от 28.08.2012 N 03/012/2012-8 решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 04.07.2012 N 27 незаконным ввиду его несоответствия статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также возложил на регистрирующий орган обязанность зарегистрировать названную сделку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 5, л.д. 89-111).
Управление Росреестра с принятым судебным актом не согласилось и обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении требований ИП Давлеткулова отказать (т. 5, л.д. 119-122).
Регистрирующий орган полагает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, кроме того, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Ссылается на положения статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ о государственной регистрации прав, статей 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации, статей 1, 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ о государственном кадастре недвижимости, статей 11.3, 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации и настаивает на законности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка.
В Едином реестре прав отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на лесной участок с кадастровым номером 02:15:000000:282, права на который заявлены к государственной регистрации. В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке, частью которого является предоставленный в аренду лесной участок. При этом участок с кадастровым номером 02:15:000000:0062 имеет статус "архивный".
Поскольку в отношении исходного лесного участка был осуществлен государственный кадастровый учет, при разделе такого лесного участка положения пункта 1 статьи 4.1 Федерального закона о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации не применяются.
В связи с этим, Управление Росреестра полагает, что для целей государственной регистрации договора аренды спорного лесного участка заявителем должен был быть представлен кадастровый паспорт, подтверждающий постановку объекта на государственный кадастровый учет.
Помимо прочего, податель жалобы отмечает, что суд первой инстанции не исследовал обстоятельства, связанные с переводом лесного участка с кадастровым номером 02:15:000000:0062 в статус "архивного", а также с преобразованием данного участка на основании постановления органа местного самоуправления.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заявитель и третьи лица явку своих представителей не обеспечили.
С учетом мнения представителя ответчика, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном Главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что 20.12.2002 на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок площадью более 80 000 га с кадастровым номером 02:15:000000:62, категория земель "земли лесного фонда", вид разрешенного использования "для ведения лесного хозяйства", расположенный в Благовещенском районе Республики Башкортостан (т. 1, л.д. 62-64, 119-121).
14.04.2004 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) была внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 800 220 000 кв. м с кадастровым номером 02:15:000000:0062. Представителю правообладателя выдано свидетельство о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 39).
06.06.2007 земельному участку с кадастровым номером 02:15:000000:62 по результатам его раздела был присвоен статус "архивный" (т. 1, л.д. 62-64, 119-121). Из данного участка лесного фонда был, среди прочего, образован и 07.06.2007 поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок общей площадью 208 979 276 кв. м с кадастровым номером 02:15:000000:282, состоящий только из земель лесного фонда (категория) и предназначенный для ведения лесного хозяйства (вид разрешенного использования) (т. 1, л.д. 146; т. 5, л.д. 19-41).
Впоследствии на государственный учет был поставлен лесной участок площадью 1,9 га, расположенный в Благовещенском районе Республики Башкортостан, ГБУ "Уфимское лесничество", Благовещенское участковое лесничество, квартал N 170, выдел N 1. В связи с этим, в государственный лесной реестр была внесена учетная запись под номером 11800147-12-13-27 (т. 1, л.д. 17, 26).
Лесной участок площадью 1,9 га расположен в границах земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 02:15:000000:0062 (т. 1, л.д. 17).
14.06.2012 Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан было вынесено распоряжение N 822-р о предоставлении ИП Давлеткулову в аренду сроком до 05.06.2061 лесного участка площадью 1,9 га, расположенного в Благовещенском районе Республики Башкортостан, ГБУ "Уфимское лесничество", Благовещенское участковое лесничество, квартал N 170, выдел N 1, для строительства и эксплуатации линейного объекта - размещение погрузочно-разгрузочного пункта (т. 1, л.д. 35-36).
04.07.2012 между Министерством (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) были подписаны договор N 27 аренды указанного в распоряжении от 14.06.2012 N 822-р лесного участка и приложения к данному договору, в том числе, план-схема расположения и границ лесного участка, его характеристика, акт приема-передачи лесного участка арендатору (т. 1, л.д. 17-34).
09.07.2012 предприниматель обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 04.07.2012 N 27. Помимо заявления Давлеткулов представил в регистрирующий орган следующие документы: чек на оплату государственной пошлины, доверенность, договор аренды, свидетельство о государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:15:000000:0062, акт приема-передачи лесного участка, план-схему расположения и границ лесного участка, а также иные приложения к договору аренды от 04.07.2012 N 27 (расписка от 09.07.2012; т. 1, л.д. 82, 88-96, 97).
Письмом от 28.08.2012 N 03/012/2012-8 Управление Росреестра сообщило Давлеткулову Р.Г. об отказе в государственной регистрации договора аренды. Регистрирующий орган сослался на положения абзацев 10, 12 пункта 1, пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и указал, что заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии законом для государственной регистрации прав, а именно - документ (кадастровый паспорт), подтверждающий постановку объекта аренды (лесного участка) на государственный кадастровый учет (т. 1, л.д. 37-38, 127-128).
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает его права в сфере экономической деятельности, ИП Давлеткулов обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением (т. 1, л.д. 4-11, 40-43).
По результатам правовой оценки требований предпринимателя, возражений регистрирующего органа, представленных в дело доказательств, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на спорные правоотношения распространяется норма статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", допускающая передачу лесных участков в аренду в отсутствие их государственного кадастрового учета. Суд установил, что объект аренды в данном случае прошел необходимый государственный учет, индивидуализирован в соответствии с требованиями закона, в связи с чем, признал требования Давлеткулова правомерными и удовлетворил их.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене применительно к пункту 4 части 1, пункту 3 части 2 статьи 270 названного Кодекса (нарушение или неправильное применение норм материального права; неправильное истолкование закона).
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ).
По смыслу статей 197 - 200 АПК РФ, пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1.2 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
Если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду (пункт 2 статьи 26 Закона N 122-ФЗ).
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: - не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; - осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
Управление Росреестра отказало в регистрации договора аренды исходя из того, что заявителем не был представлен кадастровый паспорт лесного участка.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ, ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ).
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса РФ).
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (части 2, 3 статьи 71 Лесного кодекса РФ).
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (пункты 1, 3 статьи 607 Гражданского кодекса РФ).
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 Лесного кодекса РФ).
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, федеральным законом прямо предусмотрено императивное требование, согласно которому для целей совершения сделки по распоряжению лесным участком последний должен быть поставлен на государственный кадастровый учет. Отсутствие кадастрового паспорта лесного участка является препятствием для заключения гражданско-правового договора, в том числе, аренды.
Вместе с тем, федеральным же законом предусмотрено исключение из общего правила о необходимости постановки лесного участка на государственный кадастровый учет.
Так, согласно статье 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон N 201-ФЗ) до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (часть 1). При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации (часть 2). Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (часть 3). Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 4.1 Вводного закона N 201-ФЗ).
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (часть 1). План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (часть 2 статьи 4.2 Вводного закона N 201-ФЗ).
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для применения статей 4.1, 4.2 Вводного закона N 201-ФЗ, в связи с чем, признал достаточным для целей индивидуализации объекта аренды постановку лесного участка на государственный учет путем внесения соответствующих сведений в государственный лесной реестр.
Апелляционная коллегия судей находит данный вывод суда первой инстанции ошибочным.
Из материалов дела следует и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что лесной участок площадью 1,9 га, расположенный в Благовещенском районе Республики Башкортостан, ГБУ "Уфимское лесничество", Благовещенское участковое лесничество, квартал N 170, выдел N 1, является частью земельного участка лесного фонда площадью более 80 000 га с кадастровым номером 02:15:000000:62, который был поставлен на государственный кадастровый учет 20.12.2002.
Нормой статьи 4.4 Вводного закона N 201-ФЗ регламентировано следующее. В случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Поскольку участок земель лесного фонда, в состав которого входит спорный лесной участок, ранее уже был поставлен на государственный кадастровый учет, более того, в 2007 году в результате проведения кадастровых работ был разделен на несколько иных участков, в силу действия статьи 4.4 Вводного закона, части 2 статьи 72 Лесного кодекса РФ для государственной регистрации договора о передаче вновь сформированного лесного участка площадью 1,9 га в аренду необходим документ (кадастровый план или кадастровый паспорт), подтверждающий постановку соответствующего объекта на государственный кадастровый учет.
Постановка на государственный кадастровый учет земельного участка, образованного в результате раздела (объединения, перераспределения, выдела) предполагает, в том числе, необходимость изменения данных кадастрового учета о земельном участке, из которого образован новый участок, а регистрация сделки в отношении вновь образованного лесного участка предполагает необходимость прекращения государственной регистрации права на прежний земельный участок и регистрации прав Российской Федерации на все образованные из него земельные участки (пункты 1, 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Тем самым, правила статей 4.1, 4.2 Водного закона N 201-ФЗ не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Представленный заявителем план-схема расположения и границ лесного участка не соответствует требованиям действующего законодательства.
В отношении указанного в тексте представленного на государственную регистрацию договора аренды (от 04.07.2012 N 27) лесного участка должен быть осуществлен государственный кадастровый учет.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" даны следующие разъяснения. Разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации договоров аренды, судам необходимо учитывать, что по смыслу пунктов 2 и 3 статьи 26 и пункта 10 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Судам также необходимо учитывать, что глава V ЗК РФ содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Таким образом, решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 04.07.2012 N 12 является правомерным, соответствует требованиям статей 13, 16, 17, 18, 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Требования ИП Давлеткулова Рашита Галямовича удовлетворены быть не могут (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
С учетом изложенного выше, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене.
Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.02.2013 по делу N А07-20371/2012 отменить.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Давлеткулова Рашита Галямовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
И.Ю.СОКОЛОВА
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
И.Ю.СОКОЛОВА
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)