Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.
судей Михляевой Г.А.
Салихова Х.А.
при секретаре И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Республики Башкортостан - С. на решение Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
Исковые требования М.Н. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений адрес.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подготовить проект распоряжения Правительства Республики Башкортостан о предоставлении в собственность М.Н. земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... по адресу: адрес, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, общей площадью ... по цене выкупа, действовавшей на момент подачи заявления дата, и направить проект распоряжения для согласования и рассмотрения в Правительство Республики Башкортостан в течение... момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Правительство Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером... площадью ... по адресу: адрес, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, общей площадью ... по цене выкупа, действовавшей на момент подачи заявления дата, и направить его М.Н. с предложением о заключении договора в течение 15 дней с момента получения проекта распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о предоставлении в собственность земельного участка.
Заслушав доклад судьи Салихова Х.А., судебная коллегия
установила:
М.Н. обратился в суд с иском (с последующим уточнением) к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан (Правительство Республики Башкортостан привлечено в качестве соответчика определением суда от дата) о признании незаконным бездействия, обязании подготовить проект распоряжения Правительства Республики Башкортостан о предоставлении в собственность земельного участка, направить проект распоряжения для согласования и рассмотрения в Правительство Республики Башкортостан, подготовить проект договора купли продажи земельного участка, направить проект с предложением заключить договор и просил обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в течение срока, установленного судом, подготовить проект распоряжения Правительства Республики Башкортостан о предоставлении М.Н. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... по адресу: адрес, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, общей площадью ... по выкупной цене, действовавшей на момент подачи заявления о приобретении земельного участка, и направить проект распоряжения в Правительство Республики Башкортостан. Также просил обязать Правительство Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... по адресу: адрес, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, общей площадью ... по выкупной цене, действовавшей на момент подачи заявления о приобретении земельного участка, и направить его М.Н. с предложением заключить указанный договор в течение срока, установленного судом.
В обоснование истец указал, что дата им направлено заявление в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... по адресу: адрес, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом. К заявлению приложены все необходимые документы. В установленные сроки ответчик соответствующее решение о предоставлении земельного участка в собственность не подготовил, рекомендовал обратиться в администрацию городского округа адрес с предложением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон. Испрашиваемый земельный участок расположен на территории земель населенных пунктов и отнесен к рекреационной зоне Р-1, не зарезервирован, не отнесен к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Республики Башкортостан - С. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В частности указывает, что спорный земельный участок в соответствии с картой градостроительного зонирования, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки городского округа адрес решением Совета городского округа адрес N ... от дата, расположен в рекреационной зоне (Р-1) в адрес, что подтверждается кадастровым паспортом от дата N ... и письмом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от дата N ... главы администрации городского округа адрес от дата N ... "О предоставлении М.В. земельного участка по адресу: адрес, в аренду на ... для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек" указано, что данный земельный участок согласно генплану города находится в рекреационной зоне для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, по требованию администрации города может быть изъят досрочно в установленном законом порядке.
Отнесение земельного участка к той или иной территориальной зоне устанавливается градостроительным регламентом.
В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона N 178-ФЗ отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов, а также в составе земель общего пользования.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на рассмотрение дела в апелляционном порядке, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Правительства Республики Башкортостан - К., поддержавшую апелляционную жалобу, представителя М.Н. - М.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного решения.
Из материалов дела усматривается, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата (...).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от дата, данный участок имеет площадь ... кадастровый номер ... поставлен на учет дата, входит в категорию земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, расположен по адресу: адрес. Сведения о правах на участок в кадастровом паспорте отсутствуют ...
В ходе судебного заседания сторонами не оспаривалось, что спорный участок входит в зону рекреационного назначения, индекс Р-1, на основании решения Совета городского округа адрес "О правилах землепользования и застройки и городского округа адрес Республики Башкортостан" от дата N ....
Истец дата обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату ...
дата на указанное обращение Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан дан ответ ..., в котором указано, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа адрес РБ, утвержденными решением Совета ГО адрес РБ от дата N ..., обслуживание индивидуального жилого дома и надворных построек не входит в вид разрешенного использования земель рекреационных зон. В связи с чем, заявителю рекомендуется обратиться в администрацию городского округа адрес РБ с предложением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон ...
Принимая решение об удовлетворении требований истца, суд исходил из того, что правовые основания для отказа истцу в приобретении в собственность спорного земельного участка у ответчика отсутствовали, испрашиваемый земельный участок сформирован, прошел государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера, его границы описаны и удостоверены в соответствии с требованиями земельного законодательства, поэтому он может являться объектом гражданско-правовых отношений. Споров в отношении границ земельного участка не установлено, земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 Земельного кодекса РФ.
Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, поскольку они на основаны на нормах права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, и обстоятельствах дела.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ч. 8 ст. 28 Федерального закона от дата N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:
- лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
- зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
- общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
- не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Согласно п. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным зонам.
Согласно п. 2, 4, 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
- виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
- их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Согласно п. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Понятие земель особо охраняемых территорий установлено статьей 94 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 данной статьи к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Частью 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
- 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- 2) природоохранного назначения;
- 3) рекреационного назначения;
- 4) историко-культурного назначения;
- 5) иные особо ценные земли в соответствии с Кодексом, федеральными законами.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального, местного значения, а также порядок их использования устанавливается правовыми актами соответствующих органов государственной власти, федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Правовой режим земель рекреационного назначения установлен статьей 98 Земельного кодекса РФ, согласно которой к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан ...
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты ...
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению ...
Градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В настоящий момент на территории городского округа адрес Республики Башкортостан указанные Правила, а также градостроительные регламенты установлены решением Совета городского округа адрес РБ от дата N ... "О Правилах землепользования и застройки городского округа адрес Республики Башкортостан".
Согласно ст. 41 Правил, границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Статьей 43.4 Правил установлено назначение рекреационных зон, согласно которым рекреационная зона Р-1 - зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, предназначена для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
Согласно ст. 43.5 Правил, в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Как видно из вышеприведенных норм, земельные участки, предоставленные для рекреационных целей из земель населенных пунктов, не являются землями рекреационного назначения в составе особо охраняемых территорий, имеют различный правовой режим и связанные с ним ограничения хозяйственной деятельности.
Особенностью рекреационных зон в составе земель населенных пунктов является то, что их правовой режим определяется не правовыми нормами ЗК РФ, посвященными землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а градостроительным регламентом территориальной зоны, устанавливаемым правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, разрабатываемый индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Согласно кадастровому паспорту от дата, спорный земельный участок с кадастровым номером ... входит в категорию земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек расположен по адресу: адрес, и входит в территориальную зону - зона рекреационного назначения, индекс Р-1, на основании решения Совета городского округа адрес "О правилах землепользования и застройки и городского округа адрес Республики Башкортостан" от дата N ....
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления. В отношении спорного земельного участка такие акты не принимались, поэтому этот участок может быть отнесен только к землям рекреационного назначения. Однако в отношении подобных участков статьей 27 Земельного кодекса РФ не установлены ограничения в обороте.
В кадастровом паспорте спорного земельного участка указано, что весь земельный участок относится к землям населенных пунктов, и не относится к землям особо охраняемых территорий и объектов. Разрешенное использование данного земельного участка - для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о переводе данного участка из земель населенных пунктов в земли особо охраняемых территорий в установленном законом порядке. Также нет данных и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением.
Следовательно, оснований распространять на спорный земельный участок правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный статьями 94 - 100 Земельного кодекса РФ, не имелось, и отказ в признании за истцом права собственности на указанный земельный участок по данному основанию не может быть признан законным и обоснованным. Сам по себе факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно статье 27 Земельного кодекса РФ является ограниченным в обороте и он не может быть предоставлен в частную собственность.
Истец стал собственником жилого дома в ... и приобрел в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ право на приватизацию земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом, еще до утверждения решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата N ... "О правилах землепользования и застройки городского округа адрес Республики Башкортостан".
Согласно ст. 53.4 Правил, запрещено размещение всех видов объектов недвижимости, за исключением видов разрешенного использования земельных участков в рекреационных зонах Р-1, с учетом статьи 46 настоящих Правил.
При этом среди видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам, установленных ст. 44 Правил, запрещено размещение объектов индивидуального жилищного строительства в рекреационной зоне Р-1.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 7 Правил, земельные участки и объекты капитального строительства, указанные в части 3 статьи 6 настоящих Правил, а также ставшие несоответствующими настоящим Правилам после внесения в них изменений, могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с градостроительными регламентами и настоящими Правилами, за исключением случаев, если существование и использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья людей, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При этом статьей 43.4 Правил предусмотрено, что зоны рекреационного назначения включают в себя, в том числе, существующие территории, предоставленные для ведения садоводства, дачного и подсобного хозяйства, с жилыми строениями, используемыми населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных структур.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность использования земельных участков в зоне рекреационного назначения входящего в категорию земель населенных пунктов с жилыми строениями, размещенными на указанных земельных участках до принятия вышеуказанных Правил. При этом действующее законодательство также не содержит запрета на приватизацию такого земельного участка.
С учетом изложенного, в ходе судебного разбирательства дела достоверно установлено, что спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". В связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования М.Н.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законодательства, а также на представленных сторонами доказательствах, которые судом исследованы и им в решении дана надлежащая правовая оценка.
Указанные в апелляционной жалобе доводы основаны на неверном толковании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Республики Башкортостан - С. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ю.КРИВЦОВА
Судьи
Г.А.МИХЛЯЕВА
Х.А.САЛИХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 27.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6266/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июня 2013 г. по делу N 33-6266/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.
судей Михляевой Г.А.
Салихова Х.А.
при секретаре И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Республики Башкортостан - С. на решение Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
Исковые требования М.Н. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений адрес.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подготовить проект распоряжения Правительства Республики Башкортостан о предоставлении в собственность М.Н. земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... по адресу: адрес, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, общей площадью ... по цене выкупа, действовавшей на момент подачи заявления дата, и направить проект распоряжения для согласования и рассмотрения в Правительство Республики Башкортостан в течение... момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Правительство Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером... площадью ... по адресу: адрес, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, общей площадью ... по цене выкупа, действовавшей на момент подачи заявления дата, и направить его М.Н. с предложением о заключении договора в течение 15 дней с момента получения проекта распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о предоставлении в собственность земельного участка.
Заслушав доклад судьи Салихова Х.А., судебная коллегия
установила:
М.Н. обратился в суд с иском (с последующим уточнением) к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан (Правительство Республики Башкортостан привлечено в качестве соответчика определением суда от дата) о признании незаконным бездействия, обязании подготовить проект распоряжения Правительства Республики Башкортостан о предоставлении в собственность земельного участка, направить проект распоряжения для согласования и рассмотрения в Правительство Республики Башкортостан, подготовить проект договора купли продажи земельного участка, направить проект с предложением заключить договор и просил обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в течение срока, установленного судом, подготовить проект распоряжения Правительства Республики Башкортостан о предоставлении М.Н. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... по адресу: адрес, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, общей площадью ... по выкупной цене, действовавшей на момент подачи заявления о приобретении земельного участка, и направить проект распоряжения в Правительство Республики Башкортостан. Также просил обязать Правительство Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... по адресу: адрес, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, общей площадью ... по выкупной цене, действовавшей на момент подачи заявления о приобретении земельного участка, и направить его М.Н. с предложением заключить указанный договор в течение срока, установленного судом.
В обоснование истец указал, что дата им направлено заявление в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... по адресу: адрес, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом. К заявлению приложены все необходимые документы. В установленные сроки ответчик соответствующее решение о предоставлении земельного участка в собственность не подготовил, рекомендовал обратиться в администрацию городского округа адрес с предложением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон. Испрашиваемый земельный участок расположен на территории земель населенных пунктов и отнесен к рекреационной зоне Р-1, не зарезервирован, не отнесен к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Республики Башкортостан - С. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В частности указывает, что спорный земельный участок в соответствии с картой градостроительного зонирования, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки городского округа адрес решением Совета городского округа адрес N ... от дата, расположен в рекреационной зоне (Р-1) в адрес, что подтверждается кадастровым паспортом от дата N ... и письмом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от дата N ... главы администрации городского округа адрес от дата N ... "О предоставлении М.В. земельного участка по адресу: адрес, в аренду на ... для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек" указано, что данный земельный участок согласно генплану города находится в рекреационной зоне для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, по требованию администрации города может быть изъят досрочно в установленном законом порядке.
Отнесение земельного участка к той или иной территориальной зоне устанавливается градостроительным регламентом.
В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона N 178-ФЗ отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов, а также в составе земель общего пользования.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на рассмотрение дела в апелляционном порядке, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Правительства Республики Башкортостан - К., поддержавшую апелляционную жалобу, представителя М.Н. - М.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного решения.
Из материалов дела усматривается, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата (...).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от дата, данный участок имеет площадь ... кадастровый номер ... поставлен на учет дата, входит в категорию земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, расположен по адресу: адрес. Сведения о правах на участок в кадастровом паспорте отсутствуют ...
В ходе судебного заседания сторонами не оспаривалось, что спорный участок входит в зону рекреационного назначения, индекс Р-1, на основании решения Совета городского округа адрес "О правилах землепользования и застройки и городского округа адрес Республики Башкортостан" от дата N ....
Истец дата обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату ...
дата на указанное обращение Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан дан ответ ..., в котором указано, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа адрес РБ, утвержденными решением Совета ГО адрес РБ от дата N ..., обслуживание индивидуального жилого дома и надворных построек не входит в вид разрешенного использования земель рекреационных зон. В связи с чем, заявителю рекомендуется обратиться в администрацию городского округа адрес РБ с предложением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон ...
Принимая решение об удовлетворении требований истца, суд исходил из того, что правовые основания для отказа истцу в приобретении в собственность спорного земельного участка у ответчика отсутствовали, испрашиваемый земельный участок сформирован, прошел государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера, его границы описаны и удостоверены в соответствии с требованиями земельного законодательства, поэтому он может являться объектом гражданско-правовых отношений. Споров в отношении границ земельного участка не установлено, земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 Земельного кодекса РФ.
Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, поскольку они на основаны на нормах права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, и обстоятельствах дела.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ч. 8 ст. 28 Федерального закона от дата N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:
- лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
- зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
- общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
- не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Согласно п. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным зонам.
Согласно п. 2, 4, 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
- виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
- их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Согласно п. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Понятие земель особо охраняемых территорий установлено статьей 94 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 данной статьи к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Частью 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
- 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- 2) природоохранного назначения;
- 3) рекреационного назначения;
- 4) историко-культурного назначения;
- 5) иные особо ценные земли в соответствии с Кодексом, федеральными законами.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального, местного значения, а также порядок их использования устанавливается правовыми актами соответствующих органов государственной власти, федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Правовой режим земель рекреационного назначения установлен статьей 98 Земельного кодекса РФ, согласно которой к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан ...
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты ...
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению ...
Градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В настоящий момент на территории городского округа адрес Республики Башкортостан указанные Правила, а также градостроительные регламенты установлены решением Совета городского округа адрес РБ от дата N ... "О Правилах землепользования и застройки городского округа адрес Республики Башкортостан".
Согласно ст. 41 Правил, границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Статьей 43.4 Правил установлено назначение рекреационных зон, согласно которым рекреационная зона Р-1 - зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, предназначена для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
Согласно ст. 43.5 Правил, в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Как видно из вышеприведенных норм, земельные участки, предоставленные для рекреационных целей из земель населенных пунктов, не являются землями рекреационного назначения в составе особо охраняемых территорий, имеют различный правовой режим и связанные с ним ограничения хозяйственной деятельности.
Особенностью рекреационных зон в составе земель населенных пунктов является то, что их правовой режим определяется не правовыми нормами ЗК РФ, посвященными землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а градостроительным регламентом территориальной зоны, устанавливаемым правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, разрабатываемый индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Согласно кадастровому паспорту от дата, спорный земельный участок с кадастровым номером ... входит в категорию земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек расположен по адресу: адрес, и входит в территориальную зону - зона рекреационного назначения, индекс Р-1, на основании решения Совета городского округа адрес "О правилах землепользования и застройки и городского округа адрес Республики Башкортостан" от дата N ....
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления. В отношении спорного земельного участка такие акты не принимались, поэтому этот участок может быть отнесен только к землям рекреационного назначения. Однако в отношении подобных участков статьей 27 Земельного кодекса РФ не установлены ограничения в обороте.
В кадастровом паспорте спорного земельного участка указано, что весь земельный участок относится к землям населенных пунктов, и не относится к землям особо охраняемых территорий и объектов. Разрешенное использование данного земельного участка - для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о переводе данного участка из земель населенных пунктов в земли особо охраняемых территорий в установленном законом порядке. Также нет данных и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением.
Следовательно, оснований распространять на спорный земельный участок правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный статьями 94 - 100 Земельного кодекса РФ, не имелось, и отказ в признании за истцом права собственности на указанный земельный участок по данному основанию не может быть признан законным и обоснованным. Сам по себе факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно статье 27 Земельного кодекса РФ является ограниченным в обороте и он не может быть предоставлен в частную собственность.
Истец стал собственником жилого дома в ... и приобрел в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ право на приватизацию земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом, еще до утверждения решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата N ... "О правилах землепользования и застройки городского округа адрес Республики Башкортостан".
Согласно ст. 53.4 Правил, запрещено размещение всех видов объектов недвижимости, за исключением видов разрешенного использования земельных участков в рекреационных зонах Р-1, с учетом статьи 46 настоящих Правил.
При этом среди видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам, установленных ст. 44 Правил, запрещено размещение объектов индивидуального жилищного строительства в рекреационной зоне Р-1.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 7 Правил, земельные участки и объекты капитального строительства, указанные в части 3 статьи 6 настоящих Правил, а также ставшие несоответствующими настоящим Правилам после внесения в них изменений, могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с градостроительными регламентами и настоящими Правилами, за исключением случаев, если существование и использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья людей, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При этом статьей 43.4 Правил предусмотрено, что зоны рекреационного назначения включают в себя, в том числе, существующие территории, предоставленные для ведения садоводства, дачного и подсобного хозяйства, с жилыми строениями, используемыми населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных структур.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность использования земельных участков в зоне рекреационного назначения входящего в категорию земель населенных пунктов с жилыми строениями, размещенными на указанных земельных участках до принятия вышеуказанных Правил. При этом действующее законодательство также не содержит запрета на приватизацию такого земельного участка.
С учетом изложенного, в ходе судебного разбирательства дела достоверно установлено, что спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". В связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования М.Н.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законодательства, а также на представленных сторонами доказательствах, которые судом исследованы и им в решении дана надлежащая правовая оценка.
Указанные в апелляционной жалобе доводы основаны на неверном толковании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Республики Башкортостан - С. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ю.КРИВЦОВА
Судьи
Г.А.МИХЛЯЕВА
Х.А.САЛИХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)