Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: ФИО1
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей ФИО2 и ФИО3
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов" по доверенности - ФИО5 на решение Волжского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Признать незаконным постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе ФИО8 в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилого строительства площадью 945 кв.м, кадастровый номер 64:48:040220:37, расположенного по адресу: для индивидуальной жилой застройки.
Обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" рассмотреть заявление ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 945 кв.м, кадастровый номер 64:48:040220:37, расположенный по адресу: целью и разрешенным видом использования - для индивидуальной жилой застройки - малоэтажной жилой застройки усадебного типа, в аренду сроком на 49 лет и принять по ним решение в порядке, установленном п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ в двухнедельный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявления ФИО8 отказать.
Заслушав доклад судьи Захарова В.Н., объяснения представителя заинтересованного лица ФИО6, действующей на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя заявителя ФИО7, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражавшего против доводов кассационной жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО8 обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы администрации муниципального образования "Город Саратов" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства площадью 945 кв.м, кадастровый номер 64:48:040220:37, расположенного по адресу: для индивидуальной жилой застройки и предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка из земель населенного пункта для индивидуального жилищного строительства площадью 945 кв.м, кадастровый номер 64:48:040220:37, расположенного по адресу: для индивидуальной жилой застройки.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию МО "Город Саратов" с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка, однако ему было отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне малоэтажной жилой застройки Ж-3 и размещение индивидуальных жилых домов на данной территории не предусмотрено. Заявитель считает такой отказ незаконным, поскольку правила землепользования и застройки МО "Город Саратов" не содержат описания границ территориальных зон, в связи с чем, нельзя считать доказанным факт расположения испрашиваемого земельного участка в пределах границ территориальных зон Ж-3.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
Комитет по земельным ресурсам администрации МО "Город Саратов" не согласился с постановленным решением районного суда и в своей кассационной жалобе просит его отменить и вынести по делу новое решение, согласно которому в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж-3, в которой размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено. Кроме того, представитель комитета указывает на то, что принятие решения о проведении аукциона либо публикация сообщения о приеме заявления является правом, а не обязанностью.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьями 254 - 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании ст. 28 Земельного Кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст. 29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. "О земле" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗСО, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗСО, орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов, за исключением следующих случаев:
- приобретение гражданами и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельных участков, занимаемых индивидуальными и многоэтажными жилыми домами, индивидуальными гаражами, погребами, хозблоками, имуществом потребительских кооперативов граждан, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан;
- приобретение гражданами и юридическими лицами земельных участков в соответствии с правилами, установленными статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, для размещения временных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также в соответствии с правилами, установленными статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан";
- предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду земельных участков, договоры аренды по которым были заключены органом местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 8 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов (к которым в соответствии со ст. 1 Устава, утвержденного Решением Саратовской городской Думы N от ДД.ММ.ГГГГ, относится муниципальное образование "Город Саратов"), в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляемой на территориях городских округов; принятие решение о развитии застроенных территорий. Градостроительным кодексом РФ (ст. 1 п. 6) установлено, что градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Также из указанной статьи (п. 7) следует, что территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (перечни видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах территориальных зон).
Согласно ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 обратился в администрацию муниципального образования с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 945 кв.м, кадастровый номер 64:48::040220:37, расположенного по адресу:, с целью и разрешенным видом использования - для индивидуальной жилой застройки (малоэтажной жилой застройки усадебного типа), в аренду сроком на 49 лет. ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 повторно обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о приобщении к ранее направленному заявлению кадастрового паспорта испрашиваемого им земельного участка и сообщения об отказе заявителю в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 1).
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО8 отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что земельный участок находится в территориальной зоне малоэтажной жилой застройки (Ж-3), размещение индивидуальных жилых домов в данной территориальной зоне не предусмотрено.
В соответствии с п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе, к жилой территориальной зоне.
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (п. 5 ст. 85 ЗК РФ).
Согласно ст. 35 ГсК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
2. В состав жилых зон могут включаться:
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
5) зоны жилой застройки иных видов.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Как следует из п. 41.2, таблицы 3.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N, в результате градостроительного зонирования территории муниципального образования "Город Саратов" выделены территориальные зоны Ж-3 - зона сложившейся малоэтажной жилой застройки усадебного типа.
Разделом 42, таблицей 5.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" предусмотрены основные виды использования земельных участков (О) и условно разрешенные виды использования (У) для всех территориальных зон. Указанными Правилами установлено, что использование земельного участка в территориальной зоне Ж-3 под отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем 3, предназначенные для одной семьи, является основным видом использования таких зон в городе. В п. 1 раздела 1 Правил землепользования и застройки установлено, что объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначен для проживания одной семьи.
Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что в территориальной зоне Ж-3 основным видом использования земельных участков является использование земельного участка, в том числе под объекты индивидуального жилищного строительства.
Доказательств о намерении заявителя использовать земельный участок для застройки многоэтажными домами (более 3 этажей) либо для иных целей, противоречащих правовому режиму территориальной зоны Ж-3, заинтересованными лицами в судебном заседании при рассмотрении данного гражданского дела не представлено.
В этой связи судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом решении, поскольку они основаны на законе, доказательствах, собранных по делу, и в кассационной жалобе их обоснованность не опровергнута.
Во внимание коллегией также принято, что в представленной в заседании на обозрение газете "Саратовская панорама" от ДД.ММ.ГГГГ N (575/1) Комитетом по земельным ресурсам МО "Город Саратов" размещена информация о возможном предоставлении спорного земельного участка для малоэтажной жилой застройки усадебного типа.
Доводы кассационной жалобы о том, что принятие органом местного самоуправления решения в соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ о проведении аукциона либо публикация сообщения о приеме заявления является правом, а не обязанностью, основаны на неверном толковании норм права.
При разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела. Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья: ФИО1
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей ФИО2 и ФИО3
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов" по доверенности - ФИО5 на решение Волжского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Признать незаконным постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе ФИО8 в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилого строительства площадью 945 кв.м, кадастровый номер 64:48:040220:37, расположенного по адресу: для индивидуальной жилой застройки.
Обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" рассмотреть заявление ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 945 кв.м, кадастровый номер 64:48:040220:37, расположенный по адресу: целью и разрешенным видом использования - для индивидуальной жилой застройки - малоэтажной жилой застройки усадебного типа, в аренду сроком на 49 лет и принять по ним решение в порядке, установленном п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ в двухнедельный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявления ФИО8 отказать.
Заслушав доклад судьи Захарова В.Н., объяснения представителя заинтересованного лица ФИО6, действующей на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя заявителя ФИО7, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражавшего против доводов кассационной жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО8 обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы администрации муниципального образования "Город Саратов" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства площадью 945 кв.м, кадастровый номер 64:48:040220:37, расположенного по адресу: для индивидуальной жилой застройки и предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка из земель населенного пункта для индивидуального жилищного строительства площадью 945 кв.м, кадастровый номер 64:48:040220:37, расположенного по адресу: для индивидуальной жилой застройки.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию МО "Город Саратов" с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка, однако ему было отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне малоэтажной жилой застройки Ж-3 и размещение индивидуальных жилых домов на данной территории не предусмотрено. Заявитель считает такой отказ незаконным, поскольку правила землепользования и застройки МО "Город Саратов" не содержат описания границ территориальных зон, в связи с чем, нельзя считать доказанным факт расположения испрашиваемого земельного участка в пределах границ территориальных зон Ж-3.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
Комитет по земельным ресурсам администрации МО "Город Саратов" не согласился с постановленным решением районного суда и в своей кассационной жалобе просит его отменить и вынести по делу новое решение, согласно которому в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж-3, в которой размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено. Кроме того, представитель комитета указывает на то, что принятие решения о проведении аукциона либо публикация сообщения о приеме заявления является правом, а не обязанностью.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьями 254 - 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании ст. 28 Земельного Кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст. 29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. "О земле" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗСО, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗСО, орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов, за исключением следующих случаев:
- приобретение гражданами и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельных участков, занимаемых индивидуальными и многоэтажными жилыми домами, индивидуальными гаражами, погребами, хозблоками, имуществом потребительских кооперативов граждан, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан;
- приобретение гражданами и юридическими лицами земельных участков в соответствии с правилами, установленными статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, для размещения временных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также в соответствии с правилами, установленными статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан";
- предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду земельных участков, договоры аренды по которым были заключены органом местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 8 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов (к которым в соответствии со ст. 1 Устава, утвержденного Решением Саратовской городской Думы N от ДД.ММ.ГГГГ, относится муниципальное образование "Город Саратов"), в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляемой на территориях городских округов; принятие решение о развитии застроенных территорий. Градостроительным кодексом РФ (ст. 1 п. 6) установлено, что градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Также из указанной статьи (п. 7) следует, что территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (перечни видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах территориальных зон).
Согласно ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 обратился в администрацию муниципального образования с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 945 кв.м, кадастровый номер 64:48::040220:37, расположенного по адресу:, с целью и разрешенным видом использования - для индивидуальной жилой застройки (малоэтажной жилой застройки усадебного типа), в аренду сроком на 49 лет. ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 повторно обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о приобщении к ранее направленному заявлению кадастрового паспорта испрашиваемого им земельного участка и сообщения об отказе заявителю в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 1).
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО8 отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что земельный участок находится в территориальной зоне малоэтажной жилой застройки (Ж-3), размещение индивидуальных жилых домов в данной территориальной зоне не предусмотрено.
В соответствии с п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе, к жилой территориальной зоне.
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (п. 5 ст. 85 ЗК РФ).
Согласно ст. 35 ГсК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
2. В состав жилых зон могут включаться:
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
5) зоны жилой застройки иных видов.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Как следует из п. 41.2, таблицы 3.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N, в результате градостроительного зонирования территории муниципального образования "Город Саратов" выделены территориальные зоны Ж-3 - зона сложившейся малоэтажной жилой застройки усадебного типа.
Разделом 42, таблицей 5.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" предусмотрены основные виды использования земельных участков (О) и условно разрешенные виды использования (У) для всех территориальных зон. Указанными Правилами установлено, что использование земельного участка в территориальной зоне Ж-3 под отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем 3, предназначенные для одной семьи, является основным видом использования таких зон в городе. В п. 1 раздела 1 Правил землепользования и застройки установлено, что объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначен для проживания одной семьи.
Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что в территориальной зоне Ж-3 основным видом использования земельных участков является использование земельного участка, в том числе под объекты индивидуального жилищного строительства.
Доказательств о намерении заявителя использовать земельный участок для застройки многоэтажными домами (более 3 этажей) либо для иных целей, противоречащих правовому режиму территориальной зоны Ж-3, заинтересованными лицами в судебном заседании при рассмотрении данного гражданского дела не представлено.
В этой связи судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом решении, поскольку они основаны на законе, доказательствах, собранных по делу, и в кассационной жалобе их обоснованность не опровергнута.
Во внимание коллегией также принято, что в представленной в заседании на обозрение газете "Саратовская панорама" от ДД.ММ.ГГГГ N (575/1) Комитетом по земельным ресурсам МО "Город Саратов" размещена информация о возможном предоставлении спорного земельного участка для малоэтажной жилой застройки усадебного типа.
Доводы кассационной жалобы о том, что принятие органом местного самоуправления решения в соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ о проведении аукциона либо публикация сообщения о приеме заявления является правом, а не обязанностью, основаны на неверном толковании норм права.
При разрешении спора суд правильно определил правоотношения сторон, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела. Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)