Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 26.07.2013 ПО ДЕЛУ N А55-17269/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2013 г. по делу N А55-17269/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Альмашевой Г.Д., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
заявителя - Золотарева С.И., директор, протокол от 07.02.2013, Афанасьевой О.В., доверенность от 10.06.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.10.2012 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-17269/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реклама-ТАЙМ" (ИНН 6311104236, ОГРН 1086311000490) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконными отказов, обязании совершить определенные действия, третьи лица: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Департамент благоустройства и экологии городского округа Самара, г. Самара,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Реклама-ТАЙМ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом, о признании незаконными отказов от 15.03.2012 NN 12-1/3597/11-а, 12-1/3596/11-а, 12-1/3594/11-А55-17269/2012-а, 12-1/3601/11-а, 12-1/3593/11-а, 12-1/3599/11-а, 12-1/3600/11-а, 12-1/3597/11-а в предоставлении земельных участков в аренду, обязании в месячный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельных участков в аренду и направлении Обществу проекта договора аренды на земельные участки, расположенные по следующим адресам: г. Самара, ул. Ленинградская около домов NN 27, 54, 31, 33, 37, 37, 63, 61.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.10.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013, заявленные требования удовлетворены частично: обжалуемые отказы признаны незаконными, на Министерство возложена обязанность устранить нарушение прав общества путем возобновления рассмотрения ранее поданных заявлений о предоставлении земельных участков в аренду.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, отказать в удовлетворении требований. По мнению заявителя жалобы, судами неправильно применены нормы земельного законодательства, законодательства о рекламе, не учтена правовая позиция, изложенная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 16.07.2012 до 23.07.2013 до 13 часов 40 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.12.2011 Общество обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков под установку рекламных конструкций с дальнейшей эксплуатацией, расположенных по адресам: г. Самара, ул. Ленинградская, около домов NN 27, 54, 31, 33, 37, 37, 63, 61, между улицами Чапаевская/Малогвардейская Малогвардейская/Галактионовская, Куйбышева/Фрунзе, Фрунзе/Чапаевская.
Министерство письмами от 15.03.2012 NN 12-1/3597/11-а, 12-1/3596/11-а, 12-1/3594/11-а, 12-1/3601/11-а, 12-1/3593/11-а, 12-1/3599/11-а, 12-1/3600/11-а, 12-1/3595/11-а отказало в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков, указав: на нахождение на них временных объектов, что исключает возможность рассмотрения вопроса о размещении рекламных конструкций; непредставление документов о правах на расположенные на них рекламные конструкции.
Полагая, что названные ненормативные акты министерства не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в суд с заявлением о признании их незаконным. Ссылаясь на наличие у него действующих разрешений на распространение наружной рекламы, Общество считает отказы Министерства в предоставлении в аренду земельных участком под рекламными конструкциями незаконными.
Арбитражный суд Самарской области решением от 18.10.2012 удовлетворил заявленные требования частично, признал обжалуемые отказы Министерства в предоставлении земельных участков в аренду незаконными.
Суд обязал Министерство возобновить рассмотрение ранее поданных заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по адресам: г. Самара, ул. Ленинградская около домов NN 27, 54, 31, 33, 37, 37, 63, 61.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Признавая отказы незаконными, суды исходили из того, что отказ Министерства противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Между тем, судами не принято во внимание следующее.
Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации, определяет порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно статье 19 Закона о рекламе в редакции, действующий в спорный период, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Таким образом, отношения между собственником объекта недвижимости и владельцем рекламной конструкции, согласно Закону о рекламе регулируются специальным договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенным между владельцем конструкции и собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция. Предмет договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - предоставление места для установки и эксплуатации рекламной конструкции, а не выделение земли под рекламной конструкцией.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.
Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
Судами не принято во внимание, что общество просит предоставить в аренду земельные участки под рекламными конструкциями, расположенными на территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, что недопустимо в силу норм действующего законодательства.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10.
Довод суда апелляционной инстанции о наличии у Общества действующих разрешений на установку рекламных конструкций, подтвержденных вступившим в законную силу постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.02.2013 по делу N А55-8524/2012, подлежит отклонению, поскольку указанное обстоятельство само по себе не порождает для общества правовых последствий в сфере земельных отношений, не предопределяет обязанность Министерства по заключению договора аренды земельного участка в местах общего пользования, не может служить препятствием для распоряжения им земельными участками, находящимися в государственной собственности.
При названных обстоятельствах, отказы Министерства в предоставлении в аренду земельных участков под рекламными конструкциями по существу являются законными и обоснованными, не противоречат действующему законодательству, в том числе законодательству о рекламе, не нарушают прав и законных интересов заявителя, а судебные акты о признании указанных отказов законными и возлагающие на Министерство обязанность рассмотреть заявление о предоставление земельного участка в аренду - подлежащими отмене.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций установлены все фактические обстоятельства дела, но при этом были неправильно применены нормы материального права, арбитражный суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 18.10.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 по делу N А55-17269/2012 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Реклама-ТАЙМ" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)