Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1434/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 2013 г. по делу N 33-1434/2013


Судья Шевцова Н.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам (апелляционная инстанция) Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей Александровой З.И., Никоненко Т.П.,
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 30 января 2013 года, принятое по иску А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Заслушав доклад судьи Александровой З.И., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда

установила:

А., уточнив исковые требования, обратилась с иском в суд к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту - Департамент) о предоставлении ей, как <данные изъяты>, в соответствии с Областным законом N 23-з, в собственность бесплатно земельного участка, расположенного в г. Смоленск, ул. ..., для индивидуального жилищного строительства. Департаментом ей в этом было отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый ею земельный участок расположен на территории санитарно - защитной зоны. В уточненном иске заявлены требования о предоставлении ей любого свободного от прав третьих лиц земельного участка для ИЖС.
В судебном заседании представитель истицы М. уточненные исковые требования поддержал.
Представитель Департамента З. возражал против иска, указал на отсутствие в черте города территории для формирования земельных участков для ИЖС, выбор участка должен осуществляться заявителем самостоятельно.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица - Управления Роспотребнадзора по Смоленской области, просившего рассмотреть дело без его участия.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 30 января 2013 года на Департамент возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить А. бесплатно в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства в городе Смоленске, в пределах установленных минимальных и максимальных размеров с проведением за счет А. работ по формированию данного земельного участка.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права. Ответчик утверждает, что он не отказывал в предоставлении истице земельного участка, однако Департамент уполномочен рассматривать вопрос о предоставлении земельного участка при наличии утвержденной схемы, подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане не относится к его компетенции, указал также на отсутствие свободных земель в территориальных зонах Ж1 и Ж4. Ссылается на письмо Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска, где указано, что территории для формирования земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в г. Смоленске отсутствуют.
Стороны по делу, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, руководствуясь п. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что А. является <данные изъяты> и относится к числу лиц, которым в силу п. 4 ст. 1 Закона N 23-з (действовавшего на момент спорных правоотношений) предоставлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ст. 57 Правил землепользования и застройки г. Смоленска в редакции, утвержденной решением Смоленского Горсовета от 9.11.2010 г., на территории санитарных, защитных и санитарно-защитных зон не допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома.
10 августа 2012 года А. обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении участка, расположенного: г. Смоленск, ... Однако в предоставлении данного участка ей было отказано по причине его нахождения на территории санитарно - защитной зоны, на которой не допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома.
В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
На момент обращения А. с исковым заявлением, действовал Закон Смоленской области от 10.06.2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно", в силу которого (п. 4 ст. 1 Закона) ветеранам труда для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки бесплатно.
По правилам п. п. 1 и 11 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с п. п. 2.1, 2.2 Порядка, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 г. N 243, предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно осуществляется уполномоченным органом на основании заявления лица, обладающего таким правом. К заявлению прилагается, в частности, чертеж (схема) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности.
В случае отсутствия у заявителя права на бесплатное предоставление земельного участка либо если в соответствии с федеральным и областным законодательством земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган в 30-дневный срок принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Основания, по которым допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, перечислены в п. 4 ст. 28 ЗК РФ.
Право истца как <данные изъяты> на получение земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства по вышеназванному закону N 23-з ответчиком не оспаривалось.
Однако, как следует из материалов дела, а также в судебном заседании Департаментом не представлено достоверных доказательств отсутствия свободных земель для размещения индивидуального жилищного строительства в черте г. Смоленска, то есть по существу, невозможность принятия решения о формировании земельных участков для индивидуального жилищного строительства им не доказана.
Между тем суд пришел к правильному выводу о том, что, в случае предоставления земельного участка (на льготных условиях для индивидуального жилищного строительства) без предварительного согласования размещения объекта, выбор такого участка уполномоченным органом не предусмотрен (в силу п. 4 ст. 30 ЗК РФ).
Однако непредставление истцом чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности, не должно служить препятствием для положительного разрешения вопроса о праве на предоставление участка.
Ссылка в жалобе на отсутствие территории для формирования земельных участков под ИЖС, указанное в письме Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска, не принимается судом во внимание в силу того, что в ответе Управления запрет на предоставление бесплатного земельного участка льготным категориям граждан отсутствует, а основанием для отказа в предоставлении участка может являться лишь отсутствие права на бесплатное предоставление земельного участка, поэтому Департамент, обладая соответствующей компетенцией, обязан предпринять действия, необходимые для обеспечения прав гражданина.
Ссылка в жалобе на то, что Постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 предусмотрена необходимость приложения чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности, не имеет правового значения, так как отсутствие такого чертежа не является основанием к отказу гражданину в получении такого участка.
Требование в предоставлении схемы является допустимым в том случае, когда, обращаясь в уполномоченный орган, гражданин претендует на конкретный земельный участок. В данном случае, в уточненных исковых требованиях, указаний на конкретный земельный участок не имеется.
Поскольку доказательств, свидетельствующих об отсутствии свободных земельных участков, Департамент суду не представил, иных оснований, установленных земельным законодательством для отказа в предоставлении земельного участка из материалов настоящего гражданского дела не усматривается, суд обоснованно признал требования А. подлежащими удовлетворению, возложив на Департамент обязанность предоставить истцу для индивидуального жилищного строительства земельный участок в г. Смоленске площадью в пределах установленных минимальных и максимальных размеров.
В основном доводы жалобы сводятся к мотивам, которые проверил суд первой инстанции, правильно определив обстоятельства, имеющие значение по делу, распределив бремя по доказыванию, всесторонне и полно исследовал представленные сторонами доказательства в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, дав им надлежащую оценку.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 30 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)