Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 21.05.2013
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.
судей Кораблевой М.С., Тихонова А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тимониным Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 11.02.2013 по делу N А40-141493/2012(41-1173),
принятое судьей Березовой О.А.
по иску ООО "АЛЬТАИР-1"
(ОГРН 1027739599183)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
(ОГРН 1037739510423)
о взыскании неосновательного обогащения
при участии в судебном заседании:
от истца Добров П.В. по дов. от 24.11.2012
от ответчика Коняшкина Ю.В. по дов. от 27.02.2013
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Альтаир-1" (далее - ООО "Альтаир-1", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы о взыскании 2 319 699 рублей 04 коп. неосновательного обогащения, возникшего вследствие излишне уплаченной истцом в 2010 - 2012 гг. арендной платы, 199 754 руб. 06 коп. процентов за пользование денежными средствами.
В обоснование исковых требований истец сослался на то, что по условиям договора аренды земельного участка с момента заключения дополнительного соглашения от 11.03.2008 размер арендной платы установлен исходя из кадастровой стоимости участка, указанной в приложении N 1 А к договору, в связи с чем в 2010 - 2012 гг. истцу следовало уплачивать арендную плату в размере 1,5% от кадастровой стоимости, без применения коэффициентов, установленных постановлениями Правительства Москвы от 27.10.2009 N 1170-ПП, от 12.10.2010 N 933-ПП и от 28.12.2011 N 659-ПП.
Поскольку истец уплачивал арендную плату с учетом указанных коэффициентов на основании уведомлений арендодателя, за указанный период истец переплатил арендную плату в сумме 2 319 699 руб. 04 коп., заявление о возврате переплаты ответчик не исполнил.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме, поскольку участок передан истцу в аренду на 01.01.2008, однако дополнительным соглашением от 11.03.2008 размер арендной платы определен исходя из кадастровой стоимости, определенной на основании удельного показателя, указанного в приложении 1 к постановлению Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что предусмотренные постановлениями Правительства Москвы от 27.10.2009 N 1170-ПП и от 12.10.2010 N 933-ПП коэффициенты в данном случае применяться не могут
Не согласившись с указанным решением, Департамент земельных ресурсов г. Москвы обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, поскольку положения договора во взаимосвязи с установленной в нем на основании положений Постановление Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-П предусматривали индексацию арендной платы земельного участка.
Кроме того заявитель ссылается на отсутствие государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, поскольку ООО "Альтаир-1" с заявлением об утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте не обращалось. Таким образом, указанная в договоре аренды земельного участка его кадастровая стоимость является удельным относительным показателем, но не может являться государственной кадастровой оценкой, поэтому действовавшие в 2011 году размеры арендной платы за земельные участки применяются с коэффициентами.
Также заявитель жалобы не согласился с взысканием процентов за пользование чужими денежными средствами, так как бюджетные учреждения и органы государственной власти несут ответственность только в виде денежных средств, которые данные органы обязаны выплатить.
ООО "Альтаир-1" представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней, просил решение суда отменить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя истца и ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, коллегия судей полагает, что решение суда подлежит изменению в части размера взысканных процентов с принятием в этой части нового судебного акта, исходя из следующего.
Как установлено материалами дела, по договору аренды земельного участка от 29.09.1998 N М-04-012673, заключенному Москомземом в качестве арендодателя и истцом в качестве арендатора, последнему сроком на 49 лет предоставлен в аренду земельный участок площадью 9 400 кв. м с адресными ориентирами: г. Москва, Рязанский пр-т, вл. 101, - для размещения торгового центра. Согласно п. 3.2 договора размер арендной платы устанавливался в приложении N 1 и по состоянию на дату заключения договора составлял 5 468, 54 ЭКЮ в год.
По дополнительному соглашению от 11.03.2008, зарегистрированному 15.04.2008, площадь предоставленного истцу земельного участка увеличена до 12 900 кв. м, размер арендной платы увеличен до 3 996 036 руб. 23 коп. в год, при этом из приложения N 1 А к договору следует, что арендная плата исчислена по ставке 1, 5% от кадастровой стоимости участка (266 402 415 руб.), которая, в свою очередь, определена умножением площади участка (12 900 кв. м) на удельный показатель кадастровой стоимости кадастрового квартала 77:04:0002009 (20 651 руб. 35 коп. за 1 кв. м).
В письме ответчика от 18.01.2010 указан размер арендной платы на 2010 год - 4 395 639 руб. 85 коп. в год, что представляет собой произведение годовой арендной платы, указанной в приложении N 1 А (3 996 036 руб. 23 коп.), и коэффициента 1,1, установленного постановлением Правительства Москвы от 27.10.2009 N 1170-ПП.
В аналогичном порядке (с применением коэффициента 1, 1) указан размер арендной платы на 2011 год (4 835 203 руб. 84 коп.) и на 2012 год (5 318 724 руб. 22 коп.).
Из представленных истцом платежных поручений следует, что за 2010 - 2012 гг. истец уплатил арендную плату в размере 14 307 807 руб. 76 коп.
Постановлением от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" Правительство Москвы утвердило ставки арендной платы за землю в городе Москве согласно приложению 1 (в процентах от кадастровой стоимости).
По состоянию на дату принятия указанного постановления применялись удельные показатели кадастровой стоимости земель города Москвы по кадастровым кварталам и видам функционального использования земель, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 24.05.2005 N 356-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2004 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2005 год". Согласно последнему удельный показатель кадастровой стоимости земли в кадастровом квартале 77:04:0002009 для вида разрешенного использования, установленного договором, составлял 8 032 руб. за 1 кв. м.
Постановлением от 04.12.2007 N 1046-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" Правительство Москвы утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 01.01.2007, в том числе средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов города Москвы (приложение 1) и средний уровень кадастровой стоимости земель города Москвы в разрезе административных округов (приложение 2). Согласно этому постановлению удельный показатель кадастровой стоимости земли в кадастровом квартале 77:04:0002009 стал составлять 20 651 руб. 35 коп. за 1 кв. м, то есть увеличился более чем в 2, 5 раза.
В связи с изменением удельных показателей кадастровой стоимости земель в г. Москве в сторону их увеличения и в целях недопущения резкого роста земельных платежей в связи с изменением кадастровой стоимости с 01.01.2008 в п. 2 постановления Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП (в редакции постановлений от 16.12.2008 N 1155-ПП, от 27.10.2009 N 1170-ПП, от 12.10.2010 N 933-ПП) установлено, что в случае, если кадастровая стоимость земельных участков, переданных в аренду по состоянию на 01.01.2008 и для которых арендная плата установлена в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП, увеличится более чем на 10%, действующие в 2007 году размеры арендной платы за землю применяются:
- - в 2008 г. с коэффициентом 1,1;
- - в 2009 г. с коэффициентом 1,21;
- - в 2010 г. с коэффициентом 1,33;
- - в 2011 г. с коэффициентом 1,46;
- - в 2012 г. с коэффициентом 1,61.
В случае достижения арендной платой размера, соответствующего установленной договором аренды земельного участка ставке арендной платы, коэффициенты не применяются.
Таким образом, указанные коэффициенты применяются только при наличии нескольких условий:
- участок передан в аренду на 01.01.2008;
- арендная плата по договору аренды установлена в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП (в процентах от кадастровой стоимости, определенной на основании показателей, указанных в приложении 1);
- размер арендной платы, исчисленной от кадастровой стоимости, определенной на основании показателей, указанных в приложении 1 к постановлению Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП, более чем на 10% превышает размер арендной платы, исчисленной от кадастровой стоимости, определенной на основании показателей, указанных в приложении 1 к постановлению Правительства Москвы от 24.05.2005 N 356-ПП.
Как верно установлено судом первой инстанции, участок передан истцу в аренду на 01.01.2008, однако дополнительным соглашением от 11.03.2008 размер арендной платы определен исходя из кадастровой стоимости, определенной на основании удельного показателя, указанного в приложении 1 к постановлению Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП.
Таким образом, предусмотренные постановлениями Правительства Москвы от 27.10.2009 N 1170-ПП и от 12.10.2010 N 933-ПП коэффициенты в данном случае применяться не могут.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на постановление Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" не принимается во внимание.
Дополнительным соглашением от 11.03.2008 г. (прошедшим государственную регистрацию 15.04.2008 г.) был изменен предмет Договора аренды земельного участка от 29.09.1998 г. N М-04-012673: площадь земельного участка увеличилась с 0.94 га до 1.29 га и участок существенно изменил конфигурацию, поскольку из состава ранее предоставленного ООО "Альтаир-1" земельного участка была изъята для государственных нужд часть участка площадью 0.34 га, в связи с чем ООО "Альтаир-1" был предоставлен компенсационный участок площадью 0.34 га и дополнительный земельный участок площадью 0,35 га на условиях оплаты права аренды этого дополнительного участка.
Кроме того, была изменена формула расчета размера арендной платы.
Применявшаяся ранее формула исчисления размера арендной платы: произведение площади земельного участка на базовую ставку арендной платы, коэффициент территориальной дифференциации и коэффициент индексации (инфляции), была изменена на иную формулу - произведение площади земельного участка на кадастровую стоимость земельного участка и на 1.5% (0.015).
Указанная кадастровая стоимость была определена Арендодателем (Департаментом земельных ресурсов города Москвы) исходя из кадастровых стоимостей кадастровых кварталов, указанных в вышеуказанном постановлении Правительства Москвы от 04.12.2007 г. N 1046-ПП.
Указанные кадастровые стоимости были утверждены вышеуказанным постановлением Правительства Москвы в качестве государственной кадастровой оценки земель города Москвы в разрезе кадастровых кварталов без установления и дальнейшей детализации этой оценки применительно к конкретным земельным участкам. В связи с чем указанные кадастровые стоимости подлежали повсеместному применению на территории города Москвы при исчислении размеров арендной платы в отношении конкретных земельных участков.
Таким образом, правоотношения между истцом и ответчиком в отношении земельного участка площадью 1.29 га возникли после 01.01.2008 и арендная плата за него была установлена исходя из кадастровой стоимости, введенной вышеуказанным постановлением Правительства Москвы от 04.12.2007 г. N 1046-ПП с 01.01.2008 г., то есть исходя из кадастровой стоимости, существенно возросшей по сравнению с 2007, и, тем самым установленная Договором земельного участка от 29.09.1998 г. N М-04-012673 (в редакции Дополнительного соглашения от 11.03.2008 г.) арендная плата не подлежала индексации.
Довод заявителя апелляционной жалобы на отсутствие государственной оценки спорного земельного участка, отклоняются, так как из Приложения 1А к Дополнительному соглашению от 11.03.2008 г. к Договору аренды земельного участка от 29.09.1998 г. N М-04-012673 следует, что арендная плата за земельный участок была рассчитана именно исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной в соответствии с государственной кадастровой оценкой земель в городе Москве и утвержденной постановлением Правительства Москвы от 04.12.2007 г. N 1046-ПП.
Следует также отметить, что следующая государственная кадастровая оценка земель на территории города Москвы, подлежащая применению в соответствии с законодательством с 01.01.2013 г. в соответствующих договорах аренды при выполнении условий, установленных законодательством, была утверждена Правительством Москвы только постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы".
В период с 04.12.2007 г. по 26.12.2012 г. иных государственных кадастровых оценок на территории города Москвы, подлежащих применению к исчислению арендной платы по договорам аренды Правительством Москвы не утверждалось.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие обязанности уплачивать проценты за пользование чужими денежными средствами также признана несостоятельной.
В соответствии с Приложением 1 "Перечень главных администраторов доходов бюджета города Москвы", утвержденных п. 1 статьи 2 Закона города Москвы от 07.12.2011 г. N 62 "О бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" Департамент земельных ресурсов города Москвы, является главным администратором по доходам, получаемым в виде арендной платы за земли, находящиеся в собственности города Москвы и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ главный администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями при принятии решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации города федерального значения выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К ним, как субъектам гражданского права, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 1 ст. 126 Гражданского кодекса РФ субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В Договоре аренды от 29.09.1998 г. N М-040012673 и Дополнительном соглашении к нему от 11.03.2008 г. Московский земельный комитет (Департамент земельных ресурсов города Москвы) представлял интересы города Москвы как субъекта Российской Федерации и выступал от его имени и в его интересах.
Согласно статье 1103 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
В соответствии со ст. 1107 ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, ... либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставки банковского процента на день исполнения денежного обязательства.
Между тем, судебная коллегия приходит к выводу, что размер подлежащих взысканию процентов исчислен истцом неверно, поскольку просрочку исполнения обязательства необходимо считать с момента направления претензии в адрес Департамента земельных ресурсов Москвы.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 22.08.2012 N 41 (получена ответчиком 23.08.2012) с требованием возвратить или зачесть переплату ООО "Альтаир-1" в месячный срок, которая оставлена ответчиком без исполнения (л.д. 47 том 1).
Таким образом, период начисления процентов за пользование чужими денежными средствами начал течь с момента истечения срока на добровольный возврат переплаты - с 24.09.2012, по 22.10.2012, и составляет 29 дней.
В соответствии с Указанием Банка России от 13.09.2012 N 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России", ставка рефинансирования с 14.09.2012 составляет 8,25%.
Размер подлежащих взысканию с Департамента земельных ресурсов города Москвы процентов за пользование чужими денежными средствами составляет: 21 396 999 рублей 04. коп x (8,25% / 360) x 29 = 15 416 рублей 33 коп.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит изменению в указанной части.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2013 по делу N А40-141493/2012 изменить в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Ю.ЛЕВИНА
Судья
А.П.ТИХОНОВ
Судья
М.С.КОРАБЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.05.2013 ПО ДЕЛУ N А40-141493/2012
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2013 г. по делу N А40-141493/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 21.05.2013
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.
судей Кораблевой М.С., Тихонова А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тимониным Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 11.02.2013 по делу N А40-141493/2012(41-1173),
принятое судьей Березовой О.А.
по иску ООО "АЛЬТАИР-1"
(ОГРН 1027739599183)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
(ОГРН 1037739510423)
о взыскании неосновательного обогащения
при участии в судебном заседании:
от истца Добров П.В. по дов. от 24.11.2012
от ответчика Коняшкина Ю.В. по дов. от 27.02.2013
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Альтаир-1" (далее - ООО "Альтаир-1", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы о взыскании 2 319 699 рублей 04 коп. неосновательного обогащения, возникшего вследствие излишне уплаченной истцом в 2010 - 2012 гг. арендной платы, 199 754 руб. 06 коп. процентов за пользование денежными средствами.
В обоснование исковых требований истец сослался на то, что по условиям договора аренды земельного участка с момента заключения дополнительного соглашения от 11.03.2008 размер арендной платы установлен исходя из кадастровой стоимости участка, указанной в приложении N 1 А к договору, в связи с чем в 2010 - 2012 гг. истцу следовало уплачивать арендную плату в размере 1,5% от кадастровой стоимости, без применения коэффициентов, установленных постановлениями Правительства Москвы от 27.10.2009 N 1170-ПП, от 12.10.2010 N 933-ПП и от 28.12.2011 N 659-ПП.
Поскольку истец уплачивал арендную плату с учетом указанных коэффициентов на основании уведомлений арендодателя, за указанный период истец переплатил арендную плату в сумме 2 319 699 руб. 04 коп., заявление о возврате переплаты ответчик не исполнил.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме, поскольку участок передан истцу в аренду на 01.01.2008, однако дополнительным соглашением от 11.03.2008 размер арендной платы определен исходя из кадастровой стоимости, определенной на основании удельного показателя, указанного в приложении 1 к постановлению Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что предусмотренные постановлениями Правительства Москвы от 27.10.2009 N 1170-ПП и от 12.10.2010 N 933-ПП коэффициенты в данном случае применяться не могут
Не согласившись с указанным решением, Департамент земельных ресурсов г. Москвы обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, поскольку положения договора во взаимосвязи с установленной в нем на основании положений Постановление Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-П предусматривали индексацию арендной платы земельного участка.
Кроме того заявитель ссылается на отсутствие государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, поскольку ООО "Альтаир-1" с заявлением об утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте не обращалось. Таким образом, указанная в договоре аренды земельного участка его кадастровая стоимость является удельным относительным показателем, но не может являться государственной кадастровой оценкой, поэтому действовавшие в 2011 году размеры арендной платы за земельные участки применяются с коэффициентами.
Также заявитель жалобы не согласился с взысканием процентов за пользование чужими денежными средствами, так как бюджетные учреждения и органы государственной власти несут ответственность только в виде денежных средств, которые данные органы обязаны выплатить.
ООО "Альтаир-1" представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней, просил решение суда отменить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя истца и ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, коллегия судей полагает, что решение суда подлежит изменению в части размера взысканных процентов с принятием в этой части нового судебного акта, исходя из следующего.
Как установлено материалами дела, по договору аренды земельного участка от 29.09.1998 N М-04-012673, заключенному Москомземом в качестве арендодателя и истцом в качестве арендатора, последнему сроком на 49 лет предоставлен в аренду земельный участок площадью 9 400 кв. м с адресными ориентирами: г. Москва, Рязанский пр-т, вл. 101, - для размещения торгового центра. Согласно п. 3.2 договора размер арендной платы устанавливался в приложении N 1 и по состоянию на дату заключения договора составлял 5 468, 54 ЭКЮ в год.
По дополнительному соглашению от 11.03.2008, зарегистрированному 15.04.2008, площадь предоставленного истцу земельного участка увеличена до 12 900 кв. м, размер арендной платы увеличен до 3 996 036 руб. 23 коп. в год, при этом из приложения N 1 А к договору следует, что арендная плата исчислена по ставке 1, 5% от кадастровой стоимости участка (266 402 415 руб.), которая, в свою очередь, определена умножением площади участка (12 900 кв. м) на удельный показатель кадастровой стоимости кадастрового квартала 77:04:0002009 (20 651 руб. 35 коп. за 1 кв. м).
В письме ответчика от 18.01.2010 указан размер арендной платы на 2010 год - 4 395 639 руб. 85 коп. в год, что представляет собой произведение годовой арендной платы, указанной в приложении N 1 А (3 996 036 руб. 23 коп.), и коэффициента 1,1, установленного постановлением Правительства Москвы от 27.10.2009 N 1170-ПП.
В аналогичном порядке (с применением коэффициента 1, 1) указан размер арендной платы на 2011 год (4 835 203 руб. 84 коп.) и на 2012 год (5 318 724 руб. 22 коп.).
Из представленных истцом платежных поручений следует, что за 2010 - 2012 гг. истец уплатил арендную плату в размере 14 307 807 руб. 76 коп.
Постановлением от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" Правительство Москвы утвердило ставки арендной платы за землю в городе Москве согласно приложению 1 (в процентах от кадастровой стоимости).
По состоянию на дату принятия указанного постановления применялись удельные показатели кадастровой стоимости земель города Москвы по кадастровым кварталам и видам функционального использования земель, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 24.05.2005 N 356-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2004 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2005 год". Согласно последнему удельный показатель кадастровой стоимости земли в кадастровом квартале 77:04:0002009 для вида разрешенного использования, установленного договором, составлял 8 032 руб. за 1 кв. м.
Постановлением от 04.12.2007 N 1046-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" Правительство Москвы утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 01.01.2007, в том числе средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов города Москвы (приложение 1) и средний уровень кадастровой стоимости земель города Москвы в разрезе административных округов (приложение 2). Согласно этому постановлению удельный показатель кадастровой стоимости земли в кадастровом квартале 77:04:0002009 стал составлять 20 651 руб. 35 коп. за 1 кв. м, то есть увеличился более чем в 2, 5 раза.
В связи с изменением удельных показателей кадастровой стоимости земель в г. Москве в сторону их увеличения и в целях недопущения резкого роста земельных платежей в связи с изменением кадастровой стоимости с 01.01.2008 в п. 2 постановления Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП (в редакции постановлений от 16.12.2008 N 1155-ПП, от 27.10.2009 N 1170-ПП, от 12.10.2010 N 933-ПП) установлено, что в случае, если кадастровая стоимость земельных участков, переданных в аренду по состоянию на 01.01.2008 и для которых арендная плата установлена в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП, увеличится более чем на 10%, действующие в 2007 году размеры арендной платы за землю применяются:
- - в 2008 г. с коэффициентом 1,1;
- - в 2009 г. с коэффициентом 1,21;
- - в 2010 г. с коэффициентом 1,33;
- - в 2011 г. с коэффициентом 1,46;
- - в 2012 г. с коэффициентом 1,61.
В случае достижения арендной платой размера, соответствующего установленной договором аренды земельного участка ставке арендной платы, коэффициенты не применяются.
Таким образом, указанные коэффициенты применяются только при наличии нескольких условий:
- участок передан в аренду на 01.01.2008;
- арендная плата по договору аренды установлена в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП (в процентах от кадастровой стоимости, определенной на основании показателей, указанных в приложении 1);
- размер арендной платы, исчисленной от кадастровой стоимости, определенной на основании показателей, указанных в приложении 1 к постановлению Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП, более чем на 10% превышает размер арендной платы, исчисленной от кадастровой стоимости, определенной на основании показателей, указанных в приложении 1 к постановлению Правительства Москвы от 24.05.2005 N 356-ПП.
Как верно установлено судом первой инстанции, участок передан истцу в аренду на 01.01.2008, однако дополнительным соглашением от 11.03.2008 размер арендной платы определен исходя из кадастровой стоимости, определенной на основании удельного показателя, указанного в приложении 1 к постановлению Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП.
Таким образом, предусмотренные постановлениями Правительства Москвы от 27.10.2009 N 1170-ПП и от 12.10.2010 N 933-ПП коэффициенты в данном случае применяться не могут.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на постановление Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" не принимается во внимание.
Дополнительным соглашением от 11.03.2008 г. (прошедшим государственную регистрацию 15.04.2008 г.) был изменен предмет Договора аренды земельного участка от 29.09.1998 г. N М-04-012673: площадь земельного участка увеличилась с 0.94 га до 1.29 га и участок существенно изменил конфигурацию, поскольку из состава ранее предоставленного ООО "Альтаир-1" земельного участка была изъята для государственных нужд часть участка площадью 0.34 га, в связи с чем ООО "Альтаир-1" был предоставлен компенсационный участок площадью 0.34 га и дополнительный земельный участок площадью 0,35 га на условиях оплаты права аренды этого дополнительного участка.
Кроме того, была изменена формула расчета размера арендной платы.
Применявшаяся ранее формула исчисления размера арендной платы: произведение площади земельного участка на базовую ставку арендной платы, коэффициент территориальной дифференциации и коэффициент индексации (инфляции), была изменена на иную формулу - произведение площади земельного участка на кадастровую стоимость земельного участка и на 1.5% (0.015).
Указанная кадастровая стоимость была определена Арендодателем (Департаментом земельных ресурсов города Москвы) исходя из кадастровых стоимостей кадастровых кварталов, указанных в вышеуказанном постановлении Правительства Москвы от 04.12.2007 г. N 1046-ПП.
Указанные кадастровые стоимости были утверждены вышеуказанным постановлением Правительства Москвы в качестве государственной кадастровой оценки земель города Москвы в разрезе кадастровых кварталов без установления и дальнейшей детализации этой оценки применительно к конкретным земельным участкам. В связи с чем указанные кадастровые стоимости подлежали повсеместному применению на территории города Москвы при исчислении размеров арендной платы в отношении конкретных земельных участков.
Таким образом, правоотношения между истцом и ответчиком в отношении земельного участка площадью 1.29 га возникли после 01.01.2008 и арендная плата за него была установлена исходя из кадастровой стоимости, введенной вышеуказанным постановлением Правительства Москвы от 04.12.2007 г. N 1046-ПП с 01.01.2008 г., то есть исходя из кадастровой стоимости, существенно возросшей по сравнению с 2007, и, тем самым установленная Договором земельного участка от 29.09.1998 г. N М-04-012673 (в редакции Дополнительного соглашения от 11.03.2008 г.) арендная плата не подлежала индексации.
Довод заявителя апелляционной жалобы на отсутствие государственной оценки спорного земельного участка, отклоняются, так как из Приложения 1А к Дополнительному соглашению от 11.03.2008 г. к Договору аренды земельного участка от 29.09.1998 г. N М-04-012673 следует, что арендная плата за земельный участок была рассчитана именно исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной в соответствии с государственной кадастровой оценкой земель в городе Москве и утвержденной постановлением Правительства Москвы от 04.12.2007 г. N 1046-ПП.
Следует также отметить, что следующая государственная кадастровая оценка земель на территории города Москвы, подлежащая применению в соответствии с законодательством с 01.01.2013 г. в соответствующих договорах аренды при выполнении условий, установленных законодательством, была утверждена Правительством Москвы только постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы".
В период с 04.12.2007 г. по 26.12.2012 г. иных государственных кадастровых оценок на территории города Москвы, подлежащих применению к исчислению арендной платы по договорам аренды Правительством Москвы не утверждалось.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие обязанности уплачивать проценты за пользование чужими денежными средствами также признана несостоятельной.
В соответствии с Приложением 1 "Перечень главных администраторов доходов бюджета города Москвы", утвержденных п. 1 статьи 2 Закона города Москвы от 07.12.2011 г. N 62 "О бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" Департамент земельных ресурсов города Москвы, является главным администратором по доходам, получаемым в виде арендной платы за земли, находящиеся в собственности города Москвы и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ главный администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями при принятии решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации города федерального значения выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К ним, как субъектам гражданского права, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 1 ст. 126 Гражданского кодекса РФ субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В Договоре аренды от 29.09.1998 г. N М-040012673 и Дополнительном соглашении к нему от 11.03.2008 г. Московский земельный комитет (Департамент земельных ресурсов города Москвы) представлял интересы города Москвы как субъекта Российской Федерации и выступал от его имени и в его интересах.
Согласно статье 1103 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
В соответствии со ст. 1107 ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, ... либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставки банковского процента на день исполнения денежного обязательства.
Между тем, судебная коллегия приходит к выводу, что размер подлежащих взысканию процентов исчислен истцом неверно, поскольку просрочку исполнения обязательства необходимо считать с момента направления претензии в адрес Департамента земельных ресурсов Москвы.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 22.08.2012 N 41 (получена ответчиком 23.08.2012) с требованием возвратить или зачесть переплату ООО "Альтаир-1" в месячный срок, которая оставлена ответчиком без исполнения (л.д. 47 том 1).
Таким образом, период начисления процентов за пользование чужими денежными средствами начал течь с момента истечения срока на добровольный возврат переплаты - с 24.09.2012, по 22.10.2012, и составляет 29 дней.
В соответствии с Указанием Банка России от 13.09.2012 N 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России", ставка рефинансирования с 14.09.2012 составляет 8,25%.
Размер подлежащих взысканию с Департамента земельных ресурсов города Москвы процентов за пользование чужими денежными средствами составляет: 21 396 999 рублей 04. коп x (8,25% / 360) x 29 = 15 416 рублей 33 коп.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит изменению в указанной части.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2013 по делу N А40-141493/2012 изменить в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Ю.ЛЕВИНА
Судья
А.П.ТИХОНОВ
Судья
М.С.КОРАБЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)