Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 19.09.2013 N Ф09-7794/13 ПО ДЕЛУ N А71-1699/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2013 г. N Ф09-7794/13

Дело N А71-1699/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление Росреестра), Правительства Удмуртской Республики на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.05.2013 по делу N А71-1699/2013 и дополнительное решение от 31.05.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- прокуратуры (далее - прокуратура) - Зобнина Л.В. (доверенность от 14.01.2013 N 144932);
- Правительства Удмуртской Республики - Сипко П.А. (доверенность от 05.09.2013 N 7-195/21);
- Управления Росреестра - Панфилова Н.В. (доверенность от 01.08.2013 N 25);
- общества с ограниченной ответственностью "Комплекс" (далее - общество "Комплекс") - Жещук С.Ю. (доверенность от 04.12.2012 N 13).

Общество "Комплекс" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании не соответствующим ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 и недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в части пункта 1 в части изменения цифры "14 458 846,5" (кадастровая стоимость земельного участка в рублях) на цифру "27 856 542" подпункта 10 в разделе "город Ижевск" в пункте 8265 приложения N 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" и в части п. 4 постановления Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 N 211.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Администрация муниципального образования "город Ижевск".
К участию в деле привлечена Прокуратура Удмуртской Республики.
Решением суда от 23.05.2013 (судьи Коковихина Т.С., Бушуева Е.А., Глухов Л.Ю.) с учетом определения об исправлении опечатки от 27.05.2013 заявленные требования общества удовлетворены. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" признано не соответствующим Федеральному закону "О государственном кадастре недвижимости", Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, и недействующим с момента принятия решения в части п. 1 в части изменения цифры "14 458 846,5" (кадастровая стоимость земельного участка в рублях) на цифру "27 856 542" подп. 10 в разделе "город Ижевск" в п. 8265 приложения N 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Дополнительным решением от 31.05.2013 (судьи Коковихина Т.С., Бушуева Е.А., Глухов Л.Ю.) п. 4 постановления Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" применительно к земельному участку с кадастровым номером 18:26:020037:0003 признан недействующим. С Правительства Удмуртской Республики в пользу общества взыскано 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Правительство Удмуртской Республики просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и выражая несогласие с выводами суда. По мнению заявителя жалобы, в данном случае подлежит применению ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, допускающая устранение кадастровой ошибки путем информационного взаимодействия; постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275, от 21.05.2012 N 211 представлялись в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Правительство Удмуртской Республики полагает, что вывод суда о произвольности утверждения правительством кадастровой стоимости является необоснованным, обществом "Комплекс" не доказано нарушение оспариваемым постановлением прав и законных интересов.
Кроме того, заявитель жалобы полагает, что дела о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся к исключительной подведомственности Конституционного Суда Российской Федерации, таким образом, арбитражный суд при вынесении дополнительного решения нарушил правила о подведомственности спора.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и возражая против вывода суда о нарушении Правительством Удмуртской Республики процедуры исправления кадастровых ошибок в порядке информационного взаимодействия, указывая, что принятие оспариваемого акта осуществлено Правительством Удмуртской Республики в рамках его полномочий и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Обществом "Комплекс" и прокуратурой представлены отзывы на кассационные жалобы, в которых изложены мнения о правильном применении судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Изучив доводы заявителей кассационных жалоб, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 ст. 72, частей 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно п. 1 и 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земли устанавливается для целей налогообложения.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее - Правила оценки), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 1, 10 Правил оценки).
Судом установлено, что постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года согласно приложению 1, под пунктом 8265 значится земельный участок с кадастровым номером 18:26:020037:0003, кадастровая стоимость которого составляет 14458846 руб. 50 коп.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" (далее - постановление N 275) зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике 22.12.2008 N RU18000200800410, опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 24.12.2008 N 22.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007" (далее - постановление N 211) в постановление N 275 внесены изменения, в том числе: в разделе "город Ижевск" в пункте 8265 цифры "14458846 руб. 50 коп." (кадастровая стоимость земельного участка 18:26:020037:0003) заменены цифрами "27856542 руб. 00 коп.". Постановлением N 211 удельный показатель кадастровой стоимости за единицу площади земельного участка, расположенного в кадастровом квартале N 18:26:020037, в пункте 449, столбце 5 раздела "Город Ижевск" "598,71" не изменен.
Пунктом 4 постановления N 211 установлено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Судом выявлено, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 N 211 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике 05.06.2012 N RU18000201200313, опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 31.07.2012 N 41.
Приняв во внимание, что определением Верховного суда Удмуртской Республики от 05.03.2013 производство по гражданскому делу по заявлению общества "Комплекс" о признании недействующим в части постановления Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 N 211 "О внесении изменений в Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007" прекращено, суд первой инстанции установил, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принято государственным органом в пределах предоставленных ему полномочий, опубликовано в надлежащем порядке.
Судом установлено, что работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились ФГУП "ФКЦ "Земля", по результатам которых составлен отчет.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275, которое являлось предметом судебного рассмотрения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2009 N 43-Г09-19, в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Ижмебель" о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в оспариваемой части отказано.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что основанием для принятия Правительством Удмуртской Республики оспариваемого постановления послужил представленный в 2010 году в Управление Росреестра новый исправленный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Удмуртской Республики по состоянию на 01.01.2007.
Из анализа преамбулы постановления N 211 арбитражным судом установлено, что указанное постановление принято в соответствии с ч. 4, 5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Частью 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу.
В силу ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 данного закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Частью 5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном ч. 4 настоящей статьи порядке.
Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня исправления технической ошибки в сведениях или кадастровой ошибки в сведениях представляет документы о таком исправлении в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Форма таких документов и состав сведений, содержащихся в них, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, кадастровая ошибка в сведениях государственного кадастрового учета недвижимости подлежит исправлению органами кадастрового учета в порядке, установленном ч. 4 - 6 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судом первой инстанции установлено, что протоколы выявления кадастровой ошибки и решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости уполномоченным органом не принимались.
Кроме того, судом отмечено, что пояснительная записка Управления Росреестра к проекту постановления Правительства Удмуртской Республики не соответствует требованиям ч. 5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, поскольку в ней отсутствуют дата выявления кадастровой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
В нарушение ч. 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Правительством Удмуртской Республики не представлено суду доказательств, свидетельствующих о том, что при исчислении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:020037:0003, утвержденной постановлением N 275 в размере 14458846,5 руб., была допущена ошибка и имелась необходимость ее исправления.
Помимо изложенного, судом выявлено, что общество "Комплекс" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 18:26:020037:0003 площадью 24150 кв. м вдоль улицы 40 лет Победы в Индустриальном районе в 117 м западнее жилого дома N 4 по ул. Т. Барамзиной на основании заключенного договора аренды земельного участка N 4049. Пересчитанная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:020037:0003 составила 27856542 руб.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно заключил, что Правительством Удмуртской Республики нарушена процедура государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики, поскольку измененная кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего обществу "Комплекс" на праве аренды, установлена произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов, что привело к нарушению прав указанного общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в результате изменений кадастровой стоимости земельного участка расходы общества на его содержание увеличились.
Кроме того, суд выявил, что принятые изменения, внесенные постановлением N 211, распространены на правоотношения, возникшие с 01.01.2009, однако указанное противоречит основному принципу действия закона во времени, согласно которому придание обратной силы закону допускается в исключительных случаях, строго оговоренных в законе.
Учитывая изложенное, суд сделал правильные выводы о том, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 21.05.2012 N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в оспариваемой части не соответствует ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Довод Правительства Удмуртской Республики, указанный в кассационной жалобе, о том, что арбитражный суд при вынесении дополнительного решения нарушил правила о подведомственности спора, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку основан на неверном толковании действующего процессуального законодательства.
Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Удмуртской Республики и Управления Росреестра - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.05.2013 по делу N А71-1699/2013 и дополнительное решение от 31.05.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Правительства Удмуртской Республики - без удовлетворения.

Председательствующий
И.А.ТАТАРИНОВА

Судьи
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
С.Н.ВАСИЛЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)