Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 28.11.2013 ПО ДЕЛУ N А55-969/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2013 г. по делу N А55-969/2013


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Коноплевой М.В.,
при участии представителя:
заявителя - Андрианова Е.Л. (доверенность от 01.10.2013),
в отсутствие:
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Маркет", Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерства строительства Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Холодная С.Т., Засыпкина Т.С.)
по делу N А55-969/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маркет", г. Самара (ОГРН 1116316005057) к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Министерству строительства Самарской области, г. Самара, о признании незаконными отказов,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Маркет" (далее - заявитель, ООО "Маркет", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 13.09.2012 N СП-9/5126-0-1; о признании незаконным отказа Министерства строительства Самарской области от 10.10.2012 N 3/7012; об обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент строительства) выполнить работы по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе жилого дома N 87 по Московскому шоссе в Промышленном районе города Самары для строительства выставочного зала и спортплощадки по заявлению ООО "Маркет"; об обязании Министерства строительства Самарской области (далее - Министерства строительства) в двухнедельный срок с момента получения кадастрового паспорта земельного участка предоставить ООО "Маркет" земельный участок для строительства.
Решением суда первой инстанции от 30.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 решение Арбитражного суда Самарской области от 30.05.2013 отменено. Признан незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 13.09.2012 N СП-9/5126-0-1. Признан незаконным отказ Министерства строительства Самарской области от 10.10.2012 N 3/7012. Суд обязал Департамент строительства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Маркет". Суд обязал Министерство строительства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Маркет".
В кассационной жалобе Министерство строительства просит постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель ссылается на нарушение судом норм материального права.
В кассационной жалобе Департамент строительства просит постановление отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению заявителя постановление вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В кассационной жалобе ООО "Маркет" просит постановление изменить. Заявитель жалобы ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, обжалуемым постановлением не установлено, какие действия должны совершить Департамент строительства и Министерство строительства, и в какой срок.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 07.11.2011 заявитель обратился в Министерство строительства с заявлением о выборе земельного участка для строительства выставочного зала и спортплощадки по адресу: г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе, в районе дома N 87. Предполагаемая площадью участка - 1700 кв. м, 1000 кв. м - выставочный зал, 700 кв. м - спортплощадка (л.д. 46 - 47).
На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство выставочного зала и спортплощадки было направлено письмом от 15.11.2011 в Департамент строительства для организации работ по формированию земельного участка (л.д. 71).
Заявитель письмом от 26.06.2012 обратился в Министерство строительства с просьбой сообщить результаты рассмотрения заявления (л.д. 72).
В ответ на указанное обращение Министерство строительства письмом от 02.07.2012 N 3/4494 сообщило Обществу о невозможности принятия решения по заявлению ввиду отсутствия акта о выборе испрашиваемого участка, а также утвержденной схемы расположения (л.д. 73 - 74). 13.09.2012 Департамент строительства сообщил Министерству строительства о невозможности обеспечения процедуры выбора земельного участка для строительства, так как в соответствии с топографическими материалами Департамента, испрашиваемый участок расположен на благоустроенной территории, прилегающей к многоквартирному жилому дому N 87 по Московскому шоссе в Промышленном районе г. Самара (л.д. 75 - 76).
На основании данного письма Министерство строительства письмом от 10.10.2012 N 3/7012 отказало заявителю в принятии решения об утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (л.д. 77 - 79).
Считая указанные отказы незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, мотивировал решение тем, что в связи с принятием постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах", испрашиваемый участок для строительства развлекательных комплексов (центров), объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания, объектов гостиничного хозяйства, складских объектов, объектов, обеспечивающих коммерческую деятельность организаций в сферах физической культуры и спорта, культуры и искусства подлежит предоставлению исключительно на торгах. В настоящее время обеспечить процедуру предоставления испрашиваемого участка с предварительным согласованием места размещения объекта невозможно в силу прямого запрета. Кроме того, права и интересы заявителя не нарушены оспариваемыми отказами, так как Общество имеет право в установленном порядке участвовать в предоставлении участка при проведении торгов на равных условиях с иными претендентами.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что оспариваемые отказы не соответствуют требованиям статьи 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", статей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, Регламента взаимодействия и нарушают права и законные интересы Общества, в силу положений части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат признанию незаконными.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суд правильно определил спорное правоотношение и предмет доказывания по делу.
Порядок предоставления земельных участков для строительства закреплен в статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и в Регламенте взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Регламент взаимодействия).
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ определено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В статье 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" перечислены основания для отказа в утверждении Схемы.
Уведомление об отказе в утверждении Схемы должно содержать причины невозможности ее утверждения со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты.
Как следует из материалов дела, изложенный в отказе Департамента строительства от 13.09.2012 N СП-9/5126-0-1 довод о нахождении испрашиваемого участка в границах благоустроенной территории жилого дома N 87 по ул. Московское шоссе обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным в силу следующего.
В материалы дела представлена кадастровая выписка о земельном участке от 14.05.2013 N 63-00-102/13-215397 с кадастровым номером 63:01:0714001:729, площадью 1365,90 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, дом 87, с разрешенным использованием: жилой дом. Однако из кадастровой выписки следует, что данный участок не имеет установленных границ, площадь является ориентировочной и подлежит уточнению при межевании.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Департамента строительства пояснила, что не обладает информацией об утверждении границ земельного участка под жилым домом N 87 по ул. Московское шоссе.
Учитывая отсутствие утвержденных границ земельного участка по жилым домом N 87 по ул. Московское шоссе, суд первой инстанции правомерно признал довод Департамента строительства о нахождении испрашиваемого участка в границах благоустроенной придомовой территории предположительным и не подтвержденным достаточными доказательствами.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что незаконный отказ Департамента строительства в отношении рассмотрения заявления, поданного Министерством строительства в интересах ООО "Маркет" о предоставлении земельного участка повлек незаконный отказ Министерства строительства об отказе в предоставлении земельного участка.
Довод Департамента строительства о невозможности удовлетворения требований заявителя в связи с принятием Правительством Самарской области постановления от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" отклоняется судебной коллегией.
На момент вынесения оспариваемых отказов данный нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления для строительства развлекательных комплексов (центров), объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания, объектов гостиничного хозяйства, складских объектов, объектов, обеспечивающих коммерческую деятельность организаций в сферах физической культуры и спорта, культуры и искусства земельных участков, не был принят. Нарушение заинтересованными лицами установленных законом сроков принятия решения с момента подачи заявления Обществом, привело к изменениям в законодательстве, регулирующим порядок предоставления земельных участков для строительства.
Доводы ООО "Маркет", изложенные в кассационной жалобе, не принимаются судебной коллегией, поскольку все неясности при исполнении решения могут быть восполнены путем разъяснения решения.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалованного судебного акта не имеется.
Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены либо изменения судебных актов, из кассационных жалоб не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 по делу N А55-969/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
М.В.КОНОПЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)