Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11314/2012) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 08.11.2012 по делу N А46-26925/2012 (судья Чернышев В.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская лизинговая компания" (ОГРН 1045504011134, ИНН 5503080185), общества с ограниченной ответственностью "Штиль" (ОГРН 1105543024025, ИНН 5501227410)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области
при участии в деле в качестве третьего лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:07:111403:76 площадью 30 423 кв. м, об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости
при участии в судебном заседании представителей:
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области - Дрофа А.С. (удостоверение, по доверенности N 55/2012-07 от 02.03.2012 сроком действия на один год);
- от общества с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская лизинговая компания" - Клюге Н.Н. (паспорт, по доверенности б/н от 06.08.2012 сроком действия на три года);
- от общества с ограниченной ответственностью "Штиль" - Клюге Н.Н. (паспорт, по доверенности б/н от 06.08.2012 сроком действия на три года);
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
Общество с ограниченной ответственностью "Южно - Сибирская лизинговая компания" (далее по тексту - ООО "ЮСЛК"), общество с ограниченной ответственностью "Штиль" (далее по тексту - ООО "Штиль" обратились в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее также - заинтересованное лицо, кадастровая палата), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76 площадью 30 423 кв. м из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование - для размещения комплекса придорожного сервиса, включающего автозаправочную станцию и мотель, местоположение которого установлено: Российская Федерация, Омская область, Калачинский район, с. Ивановка, относительно автодороги М-51 "Байкал" 943 км + 500 м, равной его рыночной стоимости в размере 4 280 000 рублей 00 копеек; обязании Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76 площадью 30 423 кв. м из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование - для размещения комплекса придорожного сервиса, включающего автозаправочную станцию и мотель, местоположение которого установлено: Российская Федерация, Омская область, Калачинский район, с. Ивановка, относительно автодороги М-51 "Байкал" 943 км + 500 м, в размере 4 280 000 рублей 00 копеек с момента вступления в силу вынесенного судебного решения.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.11.2012 по делу N А46-26925/2012 исковые требования ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания", ООО "Штиль" удовлетворены.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76 площадью 30 423 кв. м из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование - для размещения комплекса придорожного сервиса, включающего автозаправочную станцию и мотель, местоположение которого установлено: Российская Федерация, Омская область, Калачинский район, с. Ивановка, относительно автодороги М-51 "Байкал" 943 км + 500 м, равной его рыночной стоимости в размере 4 280 000 рублей 00 копеек.
Суд обязал кадастровую палату внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76 площадью 30 423 кв. м из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование - для размещения комплекса придорожного сервиса, включающего автозаправочную станцию и мотель, местоположение которого установлено: Российская Федерация, Омская область, Калачинский район, с. Ивановка, относительно автодороги М-51 "Байкал" 943 км + 500 м, в размере 4 280 000 рублей 00 копеек с момента вступления в силу вынесенного судебного решения.
Судебный акт мотивирован тем, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость. Учитывая положения, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, указанные обстоятельства являются основанием для обязания органа кадастрового учета внести рыночную стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Не согласившись с принятым судебным актом, кадастровая палата обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить в части обязания внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, в удовлетворении заявленных требований в данной части отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что решение суда первой инстанции обжалуется в части обязания органа кадастрового учета внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости. Податель жалобы считает, что нарушенные права истца могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом внесение таких изменений осуществляется на основании и в порядке Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Ввиду отсутствия правового обоснования заявленных требований в части обязания ответчика внести установленные судом сведения в государственный кадастр недвижимости, заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
От ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" и ООО "Штиль" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" и ООО "Штиль" просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" и ООО "Штиль" на праве общей долевой собственности - по 1/2 доле каждому - принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76 площадью 30 423 кв. м из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование - для размещения комплекса придорожного сервиса, включающего автозаправочную станцию и мотель, местоположение которого установлено: Российская Федерация, Омская область, Калачинский район, с. Ивановка, относительно автодороги М-51 "Байкал" 943 км + 500 м (далее по тексту - земельный участок).
Права истцов на обозначенный земельный участок подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права, копии которых имеются в материалах дела.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Омской области утверждены Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 22.11.2011 N 42-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Омской области". Указанный Приказ являлся действующим на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции и принятия по нему судебного акта.
В соответствии с Приложением N 1 к Приказу N 42-п, действовавшим на момент рассмотрения и принятия судом решения, утверждена кадастровая стоимость конкретных земельных участков по состоянию на 01.01.2008, в том числе и кадастровая стоимость земельного участка истцов в размере 21 120 863,52 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости -694,24 руб./кв. м (N строки п/п 6656).
Согласно разделам 12, 13 кадастрового паспорта земельного участка от 24.01.2012 N 55/201/12-5797 его кадастровая стоимость составляет 21 120 863 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 694, 24 руб. / кв. м.
Истцы обеспечили проведение оценки рыночной стоимости принадлежащего им земельного участка на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, - на 01.01.2008.
Согласно Отчету N 234Э6/12 от 19.06.2012 об определении рыночной стоимости земельного участка площадью 30 423,00 кв. м, кадастровый номер 55:07:11 14 03:76, подготовленному ООО "ГЮЦН "Эталон", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2008 составляет 4 280 000 рублей 00 копеек.
С учетом существенного расхождения между размером кадастровой и рыночной стоимости земельного участка отчет об определении рыночной стоимости выступил предметом экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, а также на его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Результатом экспертизы отчета об определении рыночной стоимости земельного участка явилось положительное экспертное заключение N 120628-294 от 29.06.2012, содержащее выводы экспертов о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также о подтверждении достоверности рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Указанное, по мнению истцов, с достоверностью подтверждает несоответствие содержащейся на момент вынесения решения суда первой инстанции в государственном кадастре недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его действительной рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость (01.01.2008). Это несоответствие, в свою очередь, приводит к нарушению прав истцов, как собственников земельного участка и, следовательно, плательщиков земельного налога, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В силу того, что кадастровая стоимость земельного участка, сведения о которой присутствовали в государственном кадастре недвижимости, являлась завышенной, истцы вынуждены были нести налоговое бремя в виде обязательства по уплате земельного налога также в завышенном размере, что противоречит пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, который в качестве одного из основных начал законодательства о налогах и сборах провозглашает принцип экономической обоснованности налогов и сборов, недопустимости их произвольного характера.
На основании изложенного, с учетом того, что предметом настоящего заявления не выступает ни достоверность кадастровой стоимости земельного участка, ни законность нормативного акта об ее утверждении, ни законность действий органа кадастрового учета по внесению сведений о ней в государственный кадастр недвижимости, а законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, истец обратился с настоящим иском.
08.11.2012 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано кадастровой платой в апелляционном порядке.
Как указано ранее, решение суда обжалуется в части обязания внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации нормы права для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Как следует из части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 указанного Закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка составляла на момент обращения в суд и вынесения решения по делу 21 120 863 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 694, 24 руб. / кв. м.
Однако согласно отчету N 234Э6/12 от 19.06.2012 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2008 составляет 4 280 000 рублей 00 копеек.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила N 316), которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
В силу пункта 5 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, в редакции, действовавшей в спорный период, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки (пункт 10).
Проведенная по инициативе истцов экспертиза (отчет N 234Э6/12 от 19.06.2012) подтверждает, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость.
Обстоятельства недостоверности данного отчета либо несоответствия его требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, установлены не были. Результаты данного отчеты сторонами не оспаривались.
Выводы, содержащиеся в отчете, не были опровергнуты другими участвующими в деле лицами. Доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка ответчиками не представлено.
Как правильно указал суд первой инстанции, заявленные истцами требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
В апелляционной жалобе кадастровая палата решение суда первой инстанции обжалует в части обязания органа кадастрового учета внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости.
При этом то обстоятельство, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, кадастровой палатой не оспаривается.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Из указанного постановления суда следует, что механизмом восстановления нарушенного права лица (при несоответствии кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости), является именно внесение изменений в государственный кадастр недвижимости. При этом кадастровая стоимость может быть определена посредством указания рыночной стоимости.
Таким образом, требования истцов об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76 и о внесении изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, являются законными и обоснованными.
В обоснование апелляционной жалобы кадастровая палата указала, что ввиду отсутствия правового обоснования заявленных требований в части обязания ответчика внести установленные судом сведения в государственный кадастр недвижимости, заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Однако указанный довод судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку порядок внесения изменений в государственный кадастр недвижимости (в случаи несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости) прямо следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Указанный механизм восстановления нарушенного права не противоречит Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
При изложенных обстоятельствах, требования ООО "ЮСЛК" и ООО "Штиль" обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 08.11.2012 по делу N А46-26925/2012 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит, в связи с чем апелляционная жалоба Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области оставлена без удовлетворения.
Поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, то расходы за рассмотрение апелляционной жалобы, апелляционным судом не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 08.11.2012 по делу N А46-26925/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.02.2013 ПО ДЕЛУ N А46-26925/2012
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2013 г. по делу N А46-26925/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11314/2012) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 08.11.2012 по делу N А46-26925/2012 (судья Чернышев В.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская лизинговая компания" (ОГРН 1045504011134, ИНН 5503080185), общества с ограниченной ответственностью "Штиль" (ОГРН 1105543024025, ИНН 5501227410)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области
при участии в деле в качестве третьего лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:07:111403:76 площадью 30 423 кв. м, об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости
при участии в судебном заседании представителей:
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области - Дрофа А.С. (удостоверение, по доверенности N 55/2012-07 от 02.03.2012 сроком действия на один год);
- от общества с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская лизинговая компания" - Клюге Н.Н. (паспорт, по доверенности б/н от 06.08.2012 сроком действия на три года);
- от общества с ограниченной ответственностью "Штиль" - Клюге Н.Н. (паспорт, по доверенности б/н от 06.08.2012 сроком действия на три года);
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
-
установил:
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Южно - Сибирская лизинговая компания" (далее по тексту - ООО "ЮСЛК"), общество с ограниченной ответственностью "Штиль" (далее по тексту - ООО "Штиль" обратились в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее также - заинтересованное лицо, кадастровая палата), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76 площадью 30 423 кв. м из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование - для размещения комплекса придорожного сервиса, включающего автозаправочную станцию и мотель, местоположение которого установлено: Российская Федерация, Омская область, Калачинский район, с. Ивановка, относительно автодороги М-51 "Байкал" 943 км + 500 м, равной его рыночной стоимости в размере 4 280 000 рублей 00 копеек; обязании Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76 площадью 30 423 кв. м из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование - для размещения комплекса придорожного сервиса, включающего автозаправочную станцию и мотель, местоположение которого установлено: Российская Федерация, Омская область, Калачинский район, с. Ивановка, относительно автодороги М-51 "Байкал" 943 км + 500 м, в размере 4 280 000 рублей 00 копеек с момента вступления в силу вынесенного судебного решения.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.11.2012 по делу N А46-26925/2012 исковые требования ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания", ООО "Штиль" удовлетворены.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76 площадью 30 423 кв. м из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование - для размещения комплекса придорожного сервиса, включающего автозаправочную станцию и мотель, местоположение которого установлено: Российская Федерация, Омская область, Калачинский район, с. Ивановка, относительно автодороги М-51 "Байкал" 943 км + 500 м, равной его рыночной стоимости в размере 4 280 000 рублей 00 копеек.
Суд обязал кадастровую палату внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76 площадью 30 423 кв. м из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование - для размещения комплекса придорожного сервиса, включающего автозаправочную станцию и мотель, местоположение которого установлено: Российская Федерация, Омская область, Калачинский район, с. Ивановка, относительно автодороги М-51 "Байкал" 943 км + 500 м, в размере 4 280 000 рублей 00 копеек с момента вступления в силу вынесенного судебного решения.
Судебный акт мотивирован тем, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость. Учитывая положения, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, указанные обстоятельства являются основанием для обязания органа кадастрового учета внести рыночную стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Не согласившись с принятым судебным актом, кадастровая палата обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить в части обязания внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, в удовлетворении заявленных требований в данной части отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что решение суда первой инстанции обжалуется в части обязания органа кадастрового учета внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости. Податель жалобы считает, что нарушенные права истца могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом внесение таких изменений осуществляется на основании и в порядке Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Ввиду отсутствия правового обоснования заявленных требований в части обязания ответчика внести установленные судом сведения в государственный кадастр недвижимости, заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
От ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" и ООО "Штиль" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" и ООО "Штиль" просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Южно-Сибирская лизинговая компания" и ООО "Штиль" на праве общей долевой собственности - по 1/2 доле каждому - принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76 площадью 30 423 кв. м из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование - для размещения комплекса придорожного сервиса, включающего автозаправочную станцию и мотель, местоположение которого установлено: Российская Федерация, Омская область, Калачинский район, с. Ивановка, относительно автодороги М-51 "Байкал" 943 км + 500 м (далее по тексту - земельный участок).
Права истцов на обозначенный земельный участок подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права, копии которых имеются в материалах дела.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Омской области утверждены Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 22.11.2011 N 42-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Омской области". Указанный Приказ являлся действующим на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции и принятия по нему судебного акта.
В соответствии с Приложением N 1 к Приказу N 42-п, действовавшим на момент рассмотрения и принятия судом решения, утверждена кадастровая стоимость конкретных земельных участков по состоянию на 01.01.2008, в том числе и кадастровая стоимость земельного участка истцов в размере 21 120 863,52 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости -694,24 руб./кв. м (N строки п/п 6656).
Согласно разделам 12, 13 кадастрового паспорта земельного участка от 24.01.2012 N 55/201/12-5797 его кадастровая стоимость составляет 21 120 863 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 694, 24 руб. / кв. м.
Истцы обеспечили проведение оценки рыночной стоимости принадлежащего им земельного участка на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, - на 01.01.2008.
Согласно Отчету N 234Э6/12 от 19.06.2012 об определении рыночной стоимости земельного участка площадью 30 423,00 кв. м, кадастровый номер 55:07:11 14 03:76, подготовленному ООО "ГЮЦН "Эталон", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2008 составляет 4 280 000 рублей 00 копеек.
С учетом существенного расхождения между размером кадастровой и рыночной стоимости земельного участка отчет об определении рыночной стоимости выступил предметом экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, а также на его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Результатом экспертизы отчета об определении рыночной стоимости земельного участка явилось положительное экспертное заключение N 120628-294 от 29.06.2012, содержащее выводы экспертов о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также о подтверждении достоверности рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Указанное, по мнению истцов, с достоверностью подтверждает несоответствие содержащейся на момент вынесения решения суда первой инстанции в государственном кадастре недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его действительной рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость (01.01.2008). Это несоответствие, в свою очередь, приводит к нарушению прав истцов, как собственников земельного участка и, следовательно, плательщиков земельного налога, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В силу того, что кадастровая стоимость земельного участка, сведения о которой присутствовали в государственном кадастре недвижимости, являлась завышенной, истцы вынуждены были нести налоговое бремя в виде обязательства по уплате земельного налога также в завышенном размере, что противоречит пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, который в качестве одного из основных начал законодательства о налогах и сборах провозглашает принцип экономической обоснованности налогов и сборов, недопустимости их произвольного характера.
На основании изложенного, с учетом того, что предметом настоящего заявления не выступает ни достоверность кадастровой стоимости земельного участка, ни законность нормативного акта об ее утверждении, ни законность действий органа кадастрового учета по внесению сведений о ней в государственный кадастр недвижимости, а законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, истец обратился с настоящим иском.
08.11.2012 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано кадастровой платой в апелляционном порядке.
Как указано ранее, решение суда обжалуется в части обязания внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации нормы права для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Как следует из части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 указанного Закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка составляла на момент обращения в суд и вынесения решения по делу 21 120 863 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 694, 24 руб. / кв. м.
Однако согласно отчету N 234Э6/12 от 19.06.2012 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2008 составляет 4 280 000 рублей 00 копеек.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила N 316), которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
В силу пункта 5 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, в редакции, действовавшей в спорный период, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки (пункт 10).
Проведенная по инициативе истцов экспертиза (отчет N 234Э6/12 от 19.06.2012) подтверждает, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость.
Обстоятельства недостоверности данного отчета либо несоответствия его требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, установлены не были. Результаты данного отчеты сторонами не оспаривались.
Выводы, содержащиеся в отчете, не были опровергнуты другими участвующими в деле лицами. Доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка ответчиками не представлено.
Как правильно указал суд первой инстанции, заявленные истцами требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
В апелляционной жалобе кадастровая палата решение суда первой инстанции обжалует в части обязания органа кадастрового учета внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости.
При этом то обстоятельство, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, кадастровой палатой не оспаривается.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Из указанного постановления суда следует, что механизмом восстановления нарушенного права лица (при несоответствии кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости), является именно внесение изменений в государственный кадастр недвижимости. При этом кадастровая стоимость может быть определена посредством указания рыночной стоимости.
Таким образом, требования истцов об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 03:76 и о внесении изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, являются законными и обоснованными.
В обоснование апелляционной жалобы кадастровая палата указала, что ввиду отсутствия правового обоснования заявленных требований в части обязания ответчика внести установленные судом сведения в государственный кадастр недвижимости, заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Однако указанный довод судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку порядок внесения изменений в государственный кадастр недвижимости (в случаи несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости) прямо следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Указанный механизм восстановления нарушенного права не противоречит Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
При изложенных обстоятельствах, требования ООО "ЮСЛК" и ООО "Штиль" обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 08.11.2012 по делу N А46-26925/2012 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит, в связи с чем апелляционная жалоба Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области оставлена без удовлетворения.
Поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, то расходы за рассмотрение апелляционной жалобы, апелляционным судом не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 08.11.2012 по делу N А46-26925/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)