Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3692

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июня 2013 г. по делу N 33-3692


Судья: Смоленская Ю.В.
Докладчик: Гудушин Н.Б.

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Гудушина Н.Б.,
судей Бланару Е.М., Пыжовой И.А.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 24 июня 2013 года дело по апелляционной жалобе Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Вельского районного суда Архангельской области от 3 апреля 2013 года, по которому постановлено:
"заявление администрации муниципального образование "Няндомское" удовлетворить.
Признать незаконным предписание N <...> об устранении выявленных нарушений от 20 февраля 2013 года, выданное государственным инспектором отдела организации земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу А. в отношении администрации муниципального образования "Няндомское". ".
Заслушав доклад судьи Гудушина Н.Б., судебная коллегия

установила:

администрация МО "Няндомское" обратилась в суд с заявлением о признании незаконным предписания государственного инспектора отдела организации земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу А. N <...> об устранении выявленных нарушений от 20 февраля 2013 года. Сослалась на отсутствие нарушений в деятельности органа местного самоуправления. Указала на несоблюдение порядка проведения проверки государственным инспектором Россельхознадзора.
Представитель администрации МО "Няндомское" на судебное заседание не явился, направлено заявление о рассмотрении дело в отсутствие представителя органа местного самоуправления.
Государственный инспектор отдела организации земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу А. в судебном заседании с заявлением не согласился.
Представитель Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, согласно направленному отзыву с заявленными требованиями заинтересованное лицо не согласно.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласилось Управление Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу, просит решение суда отменить, принять новое решение. Указывает, что оспариваемое предписание вынесено в пределах полномочий, предоставленных государственному инспектору Россельхознадзора, в соответствии с законом и прав администрации МО "Няндомское" не нарушает, что в соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу Г., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено по делу, государственным инспектором отдела организации земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу А. на основании распоряжения Управления Россельхознадзора от 21 ноября 2012 года N <...> в период с 26 декабря 2012 года по 09 января 2013 года в отношении администрации МО "Няндомское" проводилась плановая документарная проверка.
Уведомление о проведении плановой документарной проверки юридического лица, а также указанное распоряжение органом надзора было направлено администрации МО "Няндомское" 23 ноября 2012 года и получено последней 30 ноября 2012 года, предложено представить ряд документов в срок не позднее 13 декабря 2012 года.
Судом первой инстанции установлено, что 07 декабря 2012 года администрация МО "Няндомское" направила в адрес Управления Россельхознадзора заверенные копии уставных документов, сообщило, что в планы проведения проверок за 2009 - 2012 годы администрацией МО "Няндомское" земли и земельные участки сельскохозяйственного назначения не включались.
Государственный инспектор Россельхознадзора А. рассмотрел представленные (уставные) документы и составил акт по результатам проведенной документарной проверки N <...> от 09 января 2013 года, указав, что администрация МО "Няндомское" в период с 2009 по 2012 годы муниципальный земельный контроль на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов не проводила, положение о муниципальном земельном контроле в МО "Няндомское" отсутствует, план проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в отношении физических лиц, собственников земельных участков, не требующий утверждения прокуратурой, в МО "Няндомское" не составляется.
Государственным инспектором также указано на нарушение ст. ст. 8.6 - 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку орган местного самоуправления не исполняет в полном объеме возложенные на нее функции по муниципальному земельному контролю.
Составленный акт проверки для ознакомления был направлен в адрес администрации МО "Няндомское", был получен 22 января 2013 года.
Администрация МО "Няндомское" ознакомившись с актом проверки органа государственного контроля (надзора) от 09 января 2013 года N <...>, не согласилась с указанными в нем обстоятельствами и нарушениями, направила в адрес Управления Россельхознадзора возражения.
20 февраля 2013 года государственный инспектор Россельхознадзора А. вынес администрации МО "Няндомское" предписание N <...> об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки, предложено органу местного самоуправления в срок до 30 ноября 2013 года устранить нарушения частей 1 и 2 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации, пп. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно: в установленном законом порядке подготовить и утвердить план проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год; подготовить и утвердить план проверок физических лиц на 2013 года и провести эти проверки; принять Положение о муниципальном земельном контроле; принять Административный регламент проведения проверок по муниципальному контролю; возложить обязанности по муниципальному земельному контролю на должностное лицо МО "Няндомское" и утвердить его должностной регламент. Предписание об устранении нарушений выявленных нарушений было направлено почтой в адрес администрации МО "Няндомское", получено заявителем 07 марта 2013 года.
Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался п. п. 1 и 2 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 6, п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 9, ст. ст. 11 и 12, п. 4 ст. 21 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
При этом суд исходил из того, что в ходе плановой документарной проверки на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами при осуществлении администрацией МО "Няндомское" муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципальных образований, государственным инспектором Россельхознадзора были рассмотрены лишь первоначально представленные МО "Няндомское" документы.
В то же время вопросы муниципального земельного контроля в МО "Няндомское" регулируются действующим Положением о муниципальном земельном контроле на территории Няндомского городского поселения, утвержденным решением муниципального Совета МО "Няндомское" от 23 декабря 2009 года N <...>.
Следовательно, как указал суд, предписываемое принятие органом местного самоуправления положения о муниципальном земельном контроле и административного регламента проведения проверок по муниципальному контролю не требуется.
Также судом установлено наличие утвержденной главой администрации МО "Няндомское" 13 сентября 2010 года должностной инструкции главного специалиста отдела муниципальной собственности, строительства и архитектуры администрации МО "Няндомское", в том числе по вопросам осуществления муниципального земельного контроля.
Суд отметил, что план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год разработан администрацией МО "Няндомское" и утвержден в установленном законом порядке, план не запрашивался от органа местного самоуправления.
Таким образом, часть действующих правовых актов и имеющихся документов не была истребована органом надзора, что препятствовало проведению полной и объективной документарной проверки.
Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Земельное законодательство, регулирующее отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения - ст. 3 ЗК РФ), как следует из ст. 2 ЗК РФ, состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 ЗК РФ земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к муниципальному контролю относиться деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из анализа приведенных норм следует, что под государственным земельным надзором понимаются деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений земельного законодательства.
Однако государственный земельный надзор не подразумевает собой вмешательство в деятельность органов местного самоуправления при осуществлении последними муниципального земельного контроля.
Иной подход означал бы нарушение конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий (ст. 12 Конституции Российской Федерации).
Вынесение оспариваемого предписания, направленного на устранение нарушений по организации муниципального контроля, при осуществлении государственного земельного надзора противоречит и требованиям ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
С учетом изложенного по доводам жалобы решение суда не подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Вельского районного суда Архангельской области от 3 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Б.ГУДУШИН

Судьи
Е.М.БЛАНАРУ
И.А.ПЫЖОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)