Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 12 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.М. Синицыной,
судей С.Б. Култышева, А.В. Ветошкевич,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-11565/2012
на решение от 09.10.2012 судьи Н.В. Перязевой
по делу N А51-17721/2012 Арбитражного суда Приморского края
по иску (заявлению) Управления муниципальной собственности г. Владивостока (ИНН 2536097608, ОГРН 1032501280602)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931)
заинтересованные лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управление лесным хозяйством Приморского края
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на земельный участок,
при участии:
- от Управления муниципальной собственности г. Владивостока: главный специалист правового управления Салыкова Л.В. - удостоверение N 2712 от 31.12.2008, доверенность N 28/1-6699 от 28.11.2012 сроком действия до 31.12.2013 с ограниченными полномочиями;
- иные лица, участвующие в деле, не явились,
установил:
Управление муниципальной собственности г. Владивостока (далее - УМС г. Владивостока) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - Управление Росреестра по ПК) о признании незаконным решения Управления Росреестра по ПК, оформленного письмом от 19.05.2012 N 01/025/2012-314, об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Владивосток на земельный участок общей площадью 12821 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 2-ая Восточная, 7, "под размещение палаточных лагерей и мест отдыха школьников"; обязании зарегистрировать право собственности муниципального образования г. Владивосток на земельный участок общей площадью 12821 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 2-ая Восточная, 7, "под размещение палаточных лагерей и мест отдыха школьников".
Суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - ТУ ФАУГИ в ПК), Управление лесным хозяйством Приморского края.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 09.10.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление Росреестра по ПК обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований. Управление не согласно с выводом суда о том, что с принятием Думой г. Владивостока решения от 15.09.2008 N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа" и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа включение земель, занятых лесами, в зоны жилой застройки при зонировании территории города без проведения согласования с уполномоченными федеральными органами фактически влечет изменение их целевого назначения и вида разрешенного использования. Указывает на отсутствие у заявителя доказательств согласования в установленном порядке проекта Генерального плана Владивостокского городского округа с федеральным органом в сфере лесного хозяйства в нарушение постановления Правительства РФ от 24.03.2007 N 178. В связи с этим считает, что фактическое включение земель, занятых лесами, в зоны жилой застройки при зонировании территории города Владивостока без проведения согласования с уполномоченными федеральными органами не влечет изменения их целевого назначения и вида разрешенного использования.
В отзыве на апелляционную жалобу ТУ ФАУГИ в ПК поддержало доводы апелляционной жалобы.
Определениями суда от 07.02.2013, 13.03.2013 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось.
Определением суда от 18.04.2013 производство по делу приостановлено до рассмотрения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации дела N А51-8975/2012, аналогичному рассматриваемому, в целях обеспечения единообразия судебной практики.
Определением суда от 16.08.2013 производство по делу возобновлено, судебное разбирательство назначено на 12.09.2013.
В заседание суда апелляционной инстанции 12.09.2013 надлежаще извещенные Управление Росреестра по ПК, ТУ ФАУГИ в ПК, Управление лесным хозяйством Приморского края явку представителей не обеспечили. Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель УМС г. Владивостока на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителя заявителя, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что постановлением Администрации г. Владивостока от 23.06.2006 N 1282 муниципальному образовательному учреждению "Межшкольный учебный комбинат Советского района г. Владивостока" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, общей площадью 12821 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 2-ая Восточная, 7, "под размещение палаточных лагерей и мест отдыха школьников"
Земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 25:28:050022:381.
20.03.2012 УМС г. Владивостока обратилось в Управление Росреестра по ПК с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования Владивостокский городской округ на данный земельный участок, указав, что право муниципальной собственности возникло в силу абзаца 3 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Сообщением об отказе в государственной регистрации прав от 19.05.2012 N 01/025/2012-314 Управление Росреестра по ПК со ссылкой на пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ) отказало заявителю в государственной регистрации права собственности. В обоснование отказа в государственной регистрации права Управление Росреестра по ПК указало, что земельный участок входит в состав земель лесного фонда и относится к федеральной собственности.
Не согласившись с указанным решением государственного регистратора, УМС г. Владивостока обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 17 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В силу пункта 10 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 указанного Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если указанным Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Изменения в Закон Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края, внесены Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ и вступили в силу с 01.02.2007, то есть после вынесения администрацией постановления от 23.06.2006 N 1282.
Спорный земельный участок на дату предоставления его муниципальному образовательному учреждению "Межшкольный учебный комбинат Советского района г. Владивостока" на праве постоянного (бессрочного) пользования постановлением администрации г. Владивостока от 23.06.2006 N 1282 относился к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Соответственно, Администрация г. Владивостока, действуя в рамках полномочий, предусмотренных абзацем 3 пункта 10 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ, правомерно распорядилась спорным земельным участком, предоставив его муниципальному образовательному учреждению "Межшкольный учебный комбинат Советского района г. Владивостока".
В качестве основания для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок УМС г. Владивостока указало абзац 3 пункта 3 статьи 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ, введенной вступившим с 01.07.2006 в законную силу Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Пунктами 1, 2 статьи 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю также установлены критерии принадлежности земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, статья 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой названные в ней земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности.
Судом установлено, что спорный земельный участок передан муниципальному образовательному учреждению "Межшкольный учебный комбинат Советского района г. Владивостока" на основании постановления от 23.06.2006 N 1282, то есть до вступления в законную силу статьи 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ,
Таким образом, передача администрацией г. Владивостока в рамках предоставленных абзацем 3 пункта 10 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ полномочий спорного земельного участка учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования повлекла разграничение права собственности на него и приобретение соответствующего права муниципальным образованием.
Согласно пункту 1 статьи 30.1 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 утвержден перечень документов, необходимый для государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, к которым относятся правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка.
Из материалов дела видно, что вместе с заявлением о государственной регистрации УМС г. Владивостока представило регистрирующему органу постановление Администрации г. Владивостока от 23.06.2006 N 1282 о предоставлении учреждению в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка из земель поселений и кадастровый паспорт спорного земельного участка.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что Управлению Росреестра по ПК в установленный законом срок следовало произвести государственную регистрацию право собственности муниципального образования на спорный земельный участок.
Доводы Управления Росреестра по ПК, ТУ ФАУГИ в ПК о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, в связи с чем является собственностью Российской Федерации, коллегией проверены и не нашли надлежащего подтверждения. Коллегия апелляционной инстанции считает, что факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда и федеральной собственности в ходе рассмотрения дела в суде не установлен, в силу следующего.
В рамках правовой экспертизы представленных заявителем на государственную экспертизу документов регистрирующим органом был направлен запрос во Владивостокский филиал КГКУ "Приморское лесничество", в ответ на который сообщено, что спорный земельный участок находится на землях лесного фонда Владивостокского лесничества: квартал 23, часть выдела 6 Садгородского участкового лесничества. На основании указанного сообщения регистрирующий орган сделал вывод о том, что спорный земельный участок является лесным участком в составе земель лесного фонда и является собственностью Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Земельный участок может относиться только к одной категории земель.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Исходя из статьи 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с положениями статьи 67 ЗК РФ и статьи 23 ЛК РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Таким образом, леса могут находиться и на землях населенных пунктов.
Пунктом 2 статьи 83 ЗК РФ предусмотрено, что границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, в том числе лесном реестре. Лесные участки, как объект недвижимости, подлежат кадастровому учету с присвоением государственного учетного номера, не повторяющегося во времени и на территории Российской Федерации.
Следовательно, только сведения из государственного кадастра недвижимости подтверждают юридический факт категории земель, к которой относится определенный земельный участок.
Согласно имеющемуся в материалах дела кадастровому паспорту от 17.02.2012 N 25/00-12-18888 спорного земельного участка с кадастровым номером 25:28:050022:381 он полностью находится на землях населенных пунктов.
Согласно имеющемуся в материалах дела фрагменту карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока (сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности) от 15.06.2012 спорный земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Таким образом, спорный земельный участок прошел государственный кадастровый учет как земельный участок земель населенных пунктов. Следовательно, в силу вышеуказанных норм Лесного, Земельного кодексов Российской Федерации спорный земельный участок, расположенный на землях населенных пунктов, не входит в состав земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ.
В силу положений пункта 3 статьи 4.1, статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункта 7 статьи 15 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ установить принадлежность испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда можно только на основании документов государственного кадастрового учета либо плана лесного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.
Между тем, доказательств того, что спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет как лесной участок в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ, лицами, участвующими в деле, суду не представлено.
Таким образом, Управление Росреестра по ПК не доказало факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, на которые Российская Федерация обладает исключительным правом собственности.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что отказ Управления Росреестра по ПК в государственной регистрации права собственности муниципального образования не соответствует закону и нарушает права и законные интересы органа местного самоуправления.
Учитывая, что решение об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности признано незаконным, а иных оснований для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности при проведении правовой экспертизы документов не установлено, судом первой инстанции правомерно на Управление Росреестра по ПК возложена обязанность зарегистрировать право постоянного собственности муниципального образования г. Владивосток на спорный земельный участок.
Таким образом, доводы апеллянта по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 09.10.2012 по делу N А51-17721/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.М.СИНИЦЫНА
Судьи
С.Б.КУЛТЫШЕВ
А.В.ВЕТОШКЕВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.09.2013 N 05АП-11565/2012 ПО ДЕЛУ N А51-17721/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2013 г. N 05АП-11565/2012
Дело N А51-17721/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 12 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.М. Синицыной,
судей С.Б. Култышева, А.В. Ветошкевич,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-11565/2012
на решение от 09.10.2012 судьи Н.В. Перязевой
по делу N А51-17721/2012 Арбитражного суда Приморского края
по иску (заявлению) Управления муниципальной собственности г. Владивостока (ИНН 2536097608, ОГРН 1032501280602)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931)
заинтересованные лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управление лесным хозяйством Приморского края
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на земельный участок,
при участии:
- от Управления муниципальной собственности г. Владивостока: главный специалист правового управления Салыкова Л.В. - удостоверение N 2712 от 31.12.2008, доверенность N 28/1-6699 от 28.11.2012 сроком действия до 31.12.2013 с ограниченными полномочиями;
- иные лица, участвующие в деле, не явились,
установил:
Управление муниципальной собственности г. Владивостока (далее - УМС г. Владивостока) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - Управление Росреестра по ПК) о признании незаконным решения Управления Росреестра по ПК, оформленного письмом от 19.05.2012 N 01/025/2012-314, об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Владивосток на земельный участок общей площадью 12821 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 2-ая Восточная, 7, "под размещение палаточных лагерей и мест отдыха школьников"; обязании зарегистрировать право собственности муниципального образования г. Владивосток на земельный участок общей площадью 12821 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 2-ая Восточная, 7, "под размещение палаточных лагерей и мест отдыха школьников".
Суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - ТУ ФАУГИ в ПК), Управление лесным хозяйством Приморского края.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 09.10.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление Росреестра по ПК обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований. Управление не согласно с выводом суда о том, что с принятием Думой г. Владивостока решения от 15.09.2008 N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа" и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа включение земель, занятых лесами, в зоны жилой застройки при зонировании территории города без проведения согласования с уполномоченными федеральными органами фактически влечет изменение их целевого назначения и вида разрешенного использования. Указывает на отсутствие у заявителя доказательств согласования в установленном порядке проекта Генерального плана Владивостокского городского округа с федеральным органом в сфере лесного хозяйства в нарушение постановления Правительства РФ от 24.03.2007 N 178. В связи с этим считает, что фактическое включение земель, занятых лесами, в зоны жилой застройки при зонировании территории города Владивостока без проведения согласования с уполномоченными федеральными органами не влечет изменения их целевого назначения и вида разрешенного использования.
В отзыве на апелляционную жалобу ТУ ФАУГИ в ПК поддержало доводы апелляционной жалобы.
Определениями суда от 07.02.2013, 13.03.2013 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось.
Определением суда от 18.04.2013 производство по делу приостановлено до рассмотрения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации дела N А51-8975/2012, аналогичному рассматриваемому, в целях обеспечения единообразия судебной практики.
Определением суда от 16.08.2013 производство по делу возобновлено, судебное разбирательство назначено на 12.09.2013.
В заседание суда апелляционной инстанции 12.09.2013 надлежаще извещенные Управление Росреестра по ПК, ТУ ФАУГИ в ПК, Управление лесным хозяйством Приморского края явку представителей не обеспечили. Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель УМС г. Владивостока на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителя заявителя, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что постановлением Администрации г. Владивостока от 23.06.2006 N 1282 муниципальному образовательному учреждению "Межшкольный учебный комбинат Советского района г. Владивостока" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, общей площадью 12821 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 2-ая Восточная, 7, "под размещение палаточных лагерей и мест отдыха школьников"
Земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 25:28:050022:381.
20.03.2012 УМС г. Владивостока обратилось в Управление Росреестра по ПК с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования Владивостокский городской округ на данный земельный участок, указав, что право муниципальной собственности возникло в силу абзаца 3 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Сообщением об отказе в государственной регистрации прав от 19.05.2012 N 01/025/2012-314 Управление Росреестра по ПК со ссылкой на пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ) отказало заявителю в государственной регистрации права собственности. В обоснование отказа в государственной регистрации права Управление Росреестра по ПК указало, что земельный участок входит в состав земель лесного фонда и относится к федеральной собственности.
Не согласившись с указанным решением государственного регистратора, УМС г. Владивостока обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 17 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В силу пункта 10 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 указанного Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если указанным Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Изменения в Закон Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края, внесены Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ и вступили в силу с 01.02.2007, то есть после вынесения администрацией постановления от 23.06.2006 N 1282.
Спорный земельный участок на дату предоставления его муниципальному образовательному учреждению "Межшкольный учебный комбинат Советского района г. Владивостока" на праве постоянного (бессрочного) пользования постановлением администрации г. Владивостока от 23.06.2006 N 1282 относился к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Соответственно, Администрация г. Владивостока, действуя в рамках полномочий, предусмотренных абзацем 3 пункта 10 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ, правомерно распорядилась спорным земельным участком, предоставив его муниципальному образовательному учреждению "Межшкольный учебный комбинат Советского района г. Владивостока".
В качестве основания для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок УМС г. Владивостока указало абзац 3 пункта 3 статьи 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ, введенной вступившим с 01.07.2006 в законную силу Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Пунктами 1, 2 статьи 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю также установлены критерии принадлежности земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, статья 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой названные в ней земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности.
Судом установлено, что спорный земельный участок передан муниципальному образовательному учреждению "Межшкольный учебный комбинат Советского района г. Владивостока" на основании постановления от 23.06.2006 N 1282, то есть до вступления в законную силу статьи 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ,
Таким образом, передача администрацией г. Владивостока в рамках предоставленных абзацем 3 пункта 10 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ полномочий спорного земельного участка учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования повлекла разграничение права собственности на него и приобретение соответствующего права муниципальным образованием.
Согласно пункту 1 статьи 30.1 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 утвержден перечень документов, необходимый для государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, к которым относятся правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка.
Из материалов дела видно, что вместе с заявлением о государственной регистрации УМС г. Владивостока представило регистрирующему органу постановление Администрации г. Владивостока от 23.06.2006 N 1282 о предоставлении учреждению в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка из земель поселений и кадастровый паспорт спорного земельного участка.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что Управлению Росреестра по ПК в установленный законом срок следовало произвести государственную регистрацию право собственности муниципального образования на спорный земельный участок.
Доводы Управления Росреестра по ПК, ТУ ФАУГИ в ПК о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, в связи с чем является собственностью Российской Федерации, коллегией проверены и не нашли надлежащего подтверждения. Коллегия апелляционной инстанции считает, что факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда и федеральной собственности в ходе рассмотрения дела в суде не установлен, в силу следующего.
В рамках правовой экспертизы представленных заявителем на государственную экспертизу документов регистрирующим органом был направлен запрос во Владивостокский филиал КГКУ "Приморское лесничество", в ответ на который сообщено, что спорный земельный участок находится на землях лесного фонда Владивостокского лесничества: квартал 23, часть выдела 6 Садгородского участкового лесничества. На основании указанного сообщения регистрирующий орган сделал вывод о том, что спорный земельный участок является лесным участком в составе земель лесного фонда и является собственностью Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Земельный участок может относиться только к одной категории земель.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Исходя из статьи 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с положениями статьи 67 ЗК РФ и статьи 23 ЛК РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Таким образом, леса могут находиться и на землях населенных пунктов.
Пунктом 2 статьи 83 ЗК РФ предусмотрено, что границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, в том числе лесном реестре. Лесные участки, как объект недвижимости, подлежат кадастровому учету с присвоением государственного учетного номера, не повторяющегося во времени и на территории Российской Федерации.
Следовательно, только сведения из государственного кадастра недвижимости подтверждают юридический факт категории земель, к которой относится определенный земельный участок.
Согласно имеющемуся в материалах дела кадастровому паспорту от 17.02.2012 N 25/00-12-18888 спорного земельного участка с кадастровым номером 25:28:050022:381 он полностью находится на землях населенных пунктов.
Согласно имеющемуся в материалах дела фрагменту карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока (сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности) от 15.06.2012 спорный земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Таким образом, спорный земельный участок прошел государственный кадастровый учет как земельный участок земель населенных пунктов. Следовательно, в силу вышеуказанных норм Лесного, Земельного кодексов Российской Федерации спорный земельный участок, расположенный на землях населенных пунктов, не входит в состав земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ.
В силу положений пункта 3 статьи 4.1, статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункта 7 статьи 15 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ установить принадлежность испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда можно только на основании документов государственного кадастрового учета либо плана лесного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.
Между тем, доказательств того, что спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет как лесной участок в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ, лицами, участвующими в деле, суду не представлено.
Таким образом, Управление Росреестра по ПК не доказало факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, на которые Российская Федерация обладает исключительным правом собственности.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что отказ Управления Росреестра по ПК в государственной регистрации права собственности муниципального образования не соответствует закону и нарушает права и законные интересы органа местного самоуправления.
Учитывая, что решение об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности признано незаконным, а иных оснований для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности при проведении правовой экспертизы документов не установлено, судом первой инстанции правомерно на Управление Росреестра по ПК возложена обязанность зарегистрировать право постоянного собственности муниципального образования г. Владивосток на спорный земельный участок.
Таким образом, доводы апеллянта по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 09.10.2012 по делу N А51-17721/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.М.СИНИЦЫНА
Судьи
С.Б.КУЛТЫШЕВ
А.В.ВЕТОШКЕВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)