Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 27.06.2013 ПО ДЕЛУ N А32-12013/2012

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2013 г. по делу N А32-12013/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Акционерная фирма "Кубаньпассажиравтосервис" (ИНН 2309008827, ОГРН 1022301424716) - Ляшовой И.Э. (доверенность от 09.01.2013), в отсутствие заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.2012 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 (судьи Ильина М.В., Глазунова И.Н., Тимченко О.Х.) по делу N А32-12013/2012, установил следующее.
ОАО "Акционерная фирма "Кубаньпассажиравтосервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- - признать незаконным бездействие департамента по непредоставлению в аренду земельного участка, с кадастровым номером 23:27:11 02 098:2, общей площадью 113 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Славянский район, ст. Анастасиевская, ул. Красная, 83;
- - обязать департамент принять решение о передаче в аренду указанного земельного участка и направить в адрес заявителя договор аренды земельного участка в месячный срок после вступления в законную силу решения арбитражного суда.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013, требования общества удовлетворены.
Суды пришли к выводу о том, что требования общества о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право его аренды правомерны и осуществлены в надлежащем порядке. Отклонен довод департамента о недоказанности тождества земельного участка площадью 1,26 га, предоставленного по государственному акту на основании постановления от 10.11.1992 N 1264, и земельного участка площадью 113 кв. м с кадастровым номером 23:27:1102098:2.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение от 12.11.2012 и постановление от 19.02.2013, в удовлетворении требований общества отказать. По мнению заявителя, причиной непринятия департаментом решения о передаче в аренду испрашиваемого земельного участка являлись недостатки в представленных обществом документах. Суды не исследовали доказательства, подтверждающие факт правопреемства Славянского автовокзала и общества. Вывод судов о тождественности земельного участка площадью 1,26 га, предоставленного по государственному акту на основании постановления от 10.11.1992 N 1264, и испрашиваемого земельного участка основан на документах, которые не были представлены обществом департаменту (кадастровый паспорт земельного участка от 26.11.2009, устав общества). В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации департамент не вправе требовать у заявителя предоставления дополнительных документов.
В судебном заседании общество просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно и судами установлено, что на основании постановления главы администрации города Славянска-на-Кубани от 10.11.1992 N 1264 Славянскому автовокзалу (г. Славянск-на-Кубани) выдан государственный акт КК-2 N 423000046 на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 1,26 га с целевым назначением "для автовокзала". К государственному акту на право пользования землей приложен план границ четырех земельных участков, находящихся в пользовании Славянского автовокзала (т. 1, л.д. 37-47).
Земельный участок площадью 113 кв. м с кадастровым номером 23:27:1102098:2, расположенный по адресу: Краснодарский край, Славянский район, ст. Анастасиевская, ул. Красная, 83, поставлен на кадастровый учет 23.07.2003, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 26.11.2009. Разрешенное использование земельного участка - для автовокзала.
В кадастровом паспорте земельного участка отражены сведения о нахождении земельного участка площадью 113 кв. м с кадастровым номером 23:27:1102098:2 в постоянном (бессрочном) пользовании Славянского автовокзала на основании государственного акта на право пользования землей от 10.11.1992 N 423000046 (т. 1, л.д. 45-46).
Свидетельством о государственной регистрации права от 26.01.2010 серии 23-АЖ N 230521 подтверждается принадлежность обществу на праве собственности здания автокассы, общей площадью 31,2 кв. м, литера А, расположенного по адресу: Краснодарский край, Славянский район, ст. Анастасиевская, ул. Красная, 83 (т. 1, л.д. 48).
Общество обратилось в департамент с заявлением от 03.02.2012 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:27:1102098:2 для эксплуатации расположенного на нем здания автокассы, принадлежащего заявителю на праве собственности.
Суды установили, что к заявлению о приобретении прав на землю общество приложило документы в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" (далее - приказ от 13.09.2011 N 475).
Непринятие департаментом в установленный законом срок решения о предоставлении земельного участка в аренду явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Отказ в предоставлении земельного участка в аренду департамент мотивирует непредставлением полного пакета документов, предусмотренного приказом от 13.09.2011 N 475.
Согласно части 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие указанного Кодекса, сохраняется.
Предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному названным Кодексом праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (пункт 12 статьи 13 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как указано в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, следует учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 указанного Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Обосновано утверждение судов о том, что требование общества о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право его аренды правомерно и осуществлено в надлежащем порядке.
Кассационная жалоба не содержит доводов опровергающих вывод судов о том, что испрашиваемый земельный участок является частью первоначального земельного участка, предоставленного Славянскому автовокзалу на праве постоянного (бессрочного) пользования. Суды правильно отметили, что департамент не доказал, что испрашиваемый земельный участок сформирован из земель, которые не находились в пользовании Славянского автовокзала на основании государственного акта от 10.11.1992 N 423000046.
Правомерен вывод судов о том, что из норм земельного законодательства не следует, что при формировании землепользователем из первоначально предоставленного ему земельного участка участков меньшей площади или при уточнении границ ранее предоставленного земельного участка право постоянного (бессрочного) пользования прекращается.
Департамент не оспаривает тот факт, что Славянский автовокзал является филиалом (структурным подразделением) общества (пункт 4.5 устава общества), которое создано в процессе приватизации Краснодарского производственного объединения автовокзалов и пассажирских автостанций (указ Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества").
При таких обстоятельствах, общество владеет земельным участком площадью 113 кв. м с кадастровым номером 23:27:1102098:2 на праве постоянного (бессрочного) пользования и обязано переоформить указанный титул землепользования на право аренды в порядке пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Основной довод жалобы сводится к тому, что общество представило необходимые документы только в материалы судебного дела, а департамент в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не вправе требовать у заявителя предоставления дополнительных документов
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 7 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного приказом от 13.09.2011 N 475, установлено, что заявитель предоставляет копию документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 названного Перечня.
Таким образом, на основании пункта 7 указанного Перечня департамент был вправе запросить у общества документы, подтверждающие тождество земельных участков и правопреемство Славянского автовокзала по отношению к обществу. В данном случае такие документы по смыслу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться как дополнительные, не предусмотренные Перечнем.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды полно и всесторонне исследовали и ценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу N А32-12013/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Я.Е.ВОЛКОВ
Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
Н.С.МАЗУРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)