Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2013 ПО ДЕЛУ N А65-25729/2012

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2013 г. по делу N А65-25729/2012


Резолютивная часть постановления объявлена: 27 мая 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 29 мая 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Галлямова С.Т., доверенность от 04.10.2012 г.,
от первого ответчика - извещен, не явился,
от второго ответчика - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений" Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 февраля 2013 г. по делу N А65-25729/2012 (судья Гасимов К.Г.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Анчар" (ИНН 1660023398, ОГРН 1021603625603), г. Казань,
к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений" Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г. Казань,
Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, г. Казань,
третье лицо - муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" г. Казань,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Анчар" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнения, заявленных требований, принятых судом первой инстанции к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений" Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее ответчик) и Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее второй ответчик) о признании отказа ответчика от 07.09.2012 г. N 15703 в предоставлении в собственность заявителю земельного участка незаконным, и о возложении на ответчика обязанности принять в месячный срок решение о предоставлении заявителю в собственность земельный участок площадью 751 кв. м, с кадастровым номером 16:50:000000:4, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Пионерская.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 февраля 2013 г. по делу N А65-25729/2012 заявленные требования удовлетворены полностью.
В апелляционной жалобе ответчики просят отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считают, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует, из материалов дела, заявителю, принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества: торговый блок I, состоящий из 13 павильонов, торговый блок II, состоящий из 23 павильонов, торговый блок III, состоящий из 23 павильонов, торговый блок IV, состоящий из 18 павильонов, торговый блок V, состоящий из 13 павильонов, ветеринарной лаборатории, моечной инвентаря и фасовочной, а также сооружение - навес.
Право собственности на указанные объекты зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведены записи регистрации N 16-16-01/233/2009-298, N 16-16-01/233/2009-296, N 16-16-01/233/2009-297, N 16-16-01/233/2009-295, N 16-16-01/233/2009-294 и N 16-16-01/233/2009-293, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 07.08.2009 г.
Данные объекты недвижимости располагаются на земельном участке с кадастровым номером 16:50:000000:4 площадью 751 кв. м.
На основании постановления исполнительного комитета МО г. Казани N 10156 от 15.11.2010 г. и постановления исполнительного комитета МО г. Казани N 2757 от 25.05.2011 г. о внесении изменений в первое постановление заявителю указанный участок предоставлен в аренду сроком на 4 года из земель населенных пунктов.
Между комитетом земельных и имущественных отношений исполнительного комитета МО г. Казани и заявителем был заключен договор аренды N 15248 от 20.12.2010 г. (далее Договор).
Общество 21.08.2012 г. обратилось в Комитет земельных и имущественных отношений г. Казани с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:4 площадью 751 кв. м в собственность за плату с приложением предусмотренных действующим законодательством документов.
Письмом N 15703 от 07.09.2012 г первый ответчик отказал заявителю в предоставление земельного участка в собственность по причине того, что во-первых, на рынках компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения, использование временных сооружений запрещается, а во-вторых запрашиваемый участок расположен в створе красных линий.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 ст. 200 АПК РФ).
В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Порядок обращения и рассмотрения соответствующих заявлений о приобретении прав на земельные участки закреплен п. п. 5 - 8 ст. 36 ЗК РФ; при этом, как подчеркивается в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 11 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. Согласно данным в названном Постановлении разъяснениям, при рассмотрении дел, связанных с несовершением государственными (муниципальными) органами действий по продаже заявителям земельных участков, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Заявитель является собственником указанных выше нежилых зданий, сооружений.
Данные здания, сооружения построены на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности и предоставленном в аренду Заявителю. Право собственности на объекты зарегистрировано в установленном законом порядке.
Из материалов дела также следует, что ни в договоре аренды земельного участка, ни в кадастровом паспорте не содержится каких-либо ограничений, обременении на использование данного участка.
В соответствии со ст. 7 ч. 1. п. 9 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости.
Таким образом, в рассматриваемом случае нет оснований считать, что участок, расположенный в створе красных линий, является землями общего пользования, запрет на приватизацию которых предусмотрен п. 12 ст. 85 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, если иное не установлено федеральными законами. Указанное выше право осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом и федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является исчерпывающими и не подлежит расширительному толкованию.
Таким образом, в рассматриваемом деле оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, предусмотренных п. 4 ст. 28 ЗК РФ не имеется.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.07.2009 г. по делу N А65-22846/2008.
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, Федеральными законами. Причем, право выбора приобретения земельных участков в аренду или в собственность в соответствии с положениями ЗК РФ принадлежит покупателям зданий, строений.
Исключительный характер на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Ответчики в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил суду доказательства соответствия закону или иному нормативному правовому акту и законности принятия оспариваемого отказа в удовлетворении обращения заявителя о предоставлении ему в собственность спорного земельного участка.
В силу положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. При этом арбитражный суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий незаконными в том случае, если установит, что этот акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что отказ первого ответчика в предоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:4 площадью 751 кв. м в собственность за плату противоречит действующему законодательству, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции правильно в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 февраля 2013 г. по делу N А65-25729/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)