Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 11.03.2013 ПО ДЕЛУ N А79-6417/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2013 г. по делу N А79-6417/2012


(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
при участии представителей
от истца: Яковлева Е.А. по доверенности от 06.07.2012 N 141,
Мудрова В.Б. по доверенности от 28.04.2012 N 87,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - Новинской Е.А. по доверенности от 25.01.2013 N 01-28/07
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
регионального отделения "Союз художников Чувашии" Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.08.2012,
принятое судьей Ростовой З.М., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2012,
принятое судьями Малышкиной Е.Л., Богуновой Е.А., Вечкановым А.И.,
по делу N А79-6417/2012
по иску регионального отделения "Союз художников Чувашии" Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России"
(ИНН: 2129007775, ОГРН: 1022100000174)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике
об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике исправить ошибку, допущенную при расчете кадастровой стоимости земельного участка,
и
установил:

региональное отделение "Союз художников Чувашии" Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России" (далее - Союз художников) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление, Росреестр по Чувашской Республике), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике (далее - Учреждение) об обязании Управления устранить нарушение прав заявителя путем признания кадастровой ошибки, содержащейся в сведениях государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН); обязать орган кадастрового учета в лице Учреждения принять решение об исправлении кадастровой ошибки (исправить кадастровую ошибку), содержащейся в сведениях государственного кадастра недвижимости, в порядке, установленном в пунктах 4, 18, 47, 49, 50 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, и в соответствии с разъяснительными письмами Росреестра по Чувашской Республике от 03.04.2009 N 3-1324-ГЕ "Об исправлении ошибок при расчете кадастровой стоимости земельного участка" и Минфина Российской Федерации от 29.01.2009 N 03-05-06-02/05 с указанием исправленного значения удельного показателя кадастровой стоимости (далее - УПКС) и кадастровой стоимости земельного участка (далее - КСЗУ) и внесением данного значения в ГКН с датой его введения (применения) на обратную дату, то есть по состоянию на дату оценки и начало налогового периода - 01 января 2008 года, рассчитанного по 9 виду разрешенного использования (далее - ВРИ).
Решением суда от 10.08.2012 в удовлетворении исковых требований отказано, производство по делу в части требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике прекращено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Союз художников не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды применили не подлежащие применению статьи 195 и 196 Гражданского кодекса Российской Федерации и не применили подлежащие применению статьи 208, 216, 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации. По его мнению, на требование собственника либо обладателя другого вещного права об устранении нарушения его права исковая давность не распространяется; суды необоснованно прекратили производство по делу в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике.
Союз художников указывает, что вид разрешенного использования земельного участка, находящегося в его пользовании, определен неправильно, поскольку участок используется для осуществления производственной деятельности, следовательно относится к 9 виду; суды не учли то обстоятельство, что согласно пунктам 4, 6.1 и 6.2 Административного регламента "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и пункта 2.1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, орган кадастрового учета в лице Управления должен был осуществить действия по уточнению вида разрешенного использования, то есть были нарушены регламент и методика проведения оценки, что и привело к кадастровой ошибке.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Росреестра по Чувашской Республике в судебном заседании не согласился с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 04.02.2013 рассмотрение дела было отложено до 01.03.2013.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Чувашской Республики.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Чебоксарской городской администрации от 31.07.1995 N 630/4 Союзу художников в бессрочное (постоянное) пользование предоставлен земельный участок площадью 6032 квадратных метра, с кадастровым номером 21:01:010208:38, расположенный по адресу: город Чебоксары, улица Урукова, 19, занимаемый правлением Союза художников, скульптурным цехом и служебными гаражами, вид разрешенного использования - для творческо-производственной деятельности, о чем выдан государственный акт ЧР-01-000236.
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 31.07.1995.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2008 N 12 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Как следует из приложения N 1 к данному постановлению, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:010208:38 составил 7806,69 рубля за квадратный метр, кадастровая стоимость земельного участка - 47 089 954, 08 рубля.
В соответствии с решением инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Чебоксары от 19.03.2012 N 19-11/815 и актом камеральной налоговой проверки от 14.02.2012 N 19-11/901 Союз художников привлечен к налоговой ответственности за неуплату земельного налога за 2010 год в сумме 594 709 рублей в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога.
Истец считает, что налогооблагаемая база рассчитана неверно: исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:010208:38 в сумме 47 089 954 рублей 08 копеек, которая определена федеральным государственным унитарным предприятием "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике.
В результате неправильного определения кадастровой стоимости земельного участка, из-за неправильного определения вида разрешенного использования, произошло завышение налоговой базы, и, следовательно, сумма налога рассчитана неверно.
Союз художников, посчитав, что органами кадастрового учета допущена ошибка при установлении вида разрешенного использования земельного участка, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь частью 2 статьи 27, пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 2 и 3 статьи 55, статьями 195, 196, частью 2 статьи 199, статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 7, пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 14, 15, 17, 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", статьями 4, 7, 16, 20 - 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, суд первой инстанции пришел к выводам, что при определении кадастровой стоимости земельного участка соблюдены требования действующего законодательства, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании сведений о категории и видах разрешенного использования земель внесенных в кадастр объектов недвижимости, в соответствии с которыми спорный земельный участок имеет два вида разрешенного использования; исковое заявление подано Обществом с пропуском срока исковой давности, в связи с этим отказано в удовлетворении исковых требований; производство по делу в части требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике прекращено.
Апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает, что принятые судебные акты подлежат отмене.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила проведения оценки), в соответствии с которыми организация проведения кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Для проведения таких работ названные органы привлекают оценщиков или юридических лиц, имеющих право на заключение договора об оценке.
В соответствии с пунктами 4 и 9 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, на Роснедвижимость и ее территориальные органы возложены проверка результатов по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации, составление отчета по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов такой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение.
Пунктом 10 Правил проведения оценки установлено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пунктам 3, 4 и 9 Правил проведения оценки государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного и других кадастров, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов следует определять применительно к определенным видам разрешенного использования. В Методических рекомендациях в числе прочих названы следующие виды разрешенного использования земельных участков: земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (пункт 1.2.7); земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9). В Типовом перечне названные виды разрешенного использования отнесены к 7 и 9 группам соответственно.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Размер кадастровой стоимости земельного участка зависит как от утвержденного нормативным актом субъекта Российской Федерации показателя кадастровой стоимости 1 квадратного метра для земель соответствующего вида разрешенного использования, так и от характеристик самого земельного участка (площадь, вид разрешенного использования).
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Спорный земельный участок находится в черте города Чебоксары и относится к категории земель населенных пунктов.
В силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон, включая производственное использование.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон производственного использования могут включаться:
- 1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;
- 2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;
- 3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Таким образом, применительно к упомянутой норме тоже имеется в виду внесение в кадастр сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, но не выбор нового разрешенного использования участка для целей, не обусловленных реальным изменением его фактического использования.
Поэтому при определении вида разрешенного использования спорного земельного участка, предоставленного Союзу художников "для творческо-производственной деятельности", Управление, согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства, обязано было установить, в состав какой территориальной зоны этот участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости, а также учесть фактическое использование земельного участка.
При этом доказать в суде наличие оснований и возражений относительно этого, а не иного вида разрешенного использования в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно именно Управление.
Суды не исследовали доказательства фактического ведения на спорном земельном участке деятельности, для которой он был предоставлен и для осуществления которой предназначены расположенные на данном участке объекты недвижимости производственного назначения.
Названные обстоятельства имеют правовое значение для разрешения возникшего спора, поскольку фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду разрешенного использования и не противоречит сведениям, внесенным в кадастр.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Пункт 5 указанного положения к полномочиям Росреестра относит осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также организацию проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 4 данного положения установлено, что Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Согласно приказу Росреестра от 26.12.2011 N П/531 руководители территориальных органов Росреестра вправе обеспечить контроль исполнения федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочий по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Полномочиями по определению вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и качественных характеристик, обладает федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице региональных подразделений по субъектам Российской Федерации.
На основании изложенного исключение из числа ответчиков Учреждения и прекращение производства по делу в указанной части неправомерно.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года.
В силу пункта 1 статьи 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. По смыслу данной нормы признанием долга могут быть любые действия, позволяющие установить, что должник признал себя обязанным по отношению к кредитору.
Примерный перечень таких действий приведен в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности". Этот перечень не является исчерпывающим, и каждое конкретное действие подлежит оценке судом в совокупности с доказательствами, представленными сторонами.
Суды в данном случае при рассмотрении вопроса о сроке исковой давности не учли письма Росреестра по Чувашской Республике от 24.03.2011 N 20-08/1845 и от 18.03.2011 N 29-08/1669, в которых данным лицом фактически признано наличие кадастровой ошибки, допущенной при установлении вида разрешенного использования земельного участка.
Изложенное является основанием для отмены обжалуемых судебных актов и передаче дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении суду первой инстанции на основании имеющихся доказательств необходимо исследовать вопрос по фактическому ведению на спорном земельном участке деятельности с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для осуществления которой земельный участок предоставлен и фактически осуществляемой владельцем земельного участка, а также по вопросу назначения объектов недвижимости, расположенных на этом участке, и учесть правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Определение суда кассационной инстанции от 12.12.2012 о приостановлении исполнения судебных актов считается утратившим силу в связи с рассмотрением кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.08.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2012 по делу N А79-6417/2012 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чувашской Республики.
Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.12.2012 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.08.2012 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2012 по делу N А79-6417/2012 считать утратившим силу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
А.И.ЧИГРАКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)