Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.07.2013 ПО ДЕЛУ N А49-8078/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2013 г. по делу N А49-8078/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчиков - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Мокшанского района Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 20.12.2012 (судья Дудорова Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А49-8078/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ледяной дом" (ОГРН 1025801199797, ИНН 5835037320) к администрации рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области (ОГРН 1025800899420, ИНН 5823003408), администрации Мокшанского района Пензенской области (ОГРН 1035801400238, ИНН 5823007561), Комитету местного самоуправления рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области (ОГРН 1055805000096, ИНН 5823008283) об оспаривании бездействия органов местного самоуправления,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ледяной дом" (далее - ООО "Ледяной дом", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к администрации рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области, администрации Мокшанского района Пензенской области, Комитету местного самоуправления рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неинформировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка площадью 30 000 кв. м с кадастровым номером 58:18:941301:127 для строительства, а также с требованием обязать органы местного самоуправления Мокшанского района и р.п. Мокшан осуществить действия по информированию населения путем публикации в газете "Издательский дом "Пензенская правда" о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка площадью 30 000 кв. м с кадастровым номером 58:18:941301:127 для строительства, и обязать администрацию Мокшанского района Пензенской области осуществить в порядке статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбор земельного участка по заявлению ООО "Ледяной дом" о предоставлении земельного участка.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 20.12.2012 признано незаконным проверенное на соответствие нормам Земельного кодекса Российской Федерации бездействие администрации Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в неинформировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка площадью 30 000 кв. м с кадастровым номером 58:18:941301:127 для строительства, с обязанием администрации Мокшанского района Пензенской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по информированию населения посредством публикации в газете "Издательский дом "Пензенская правда" о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка площадью 30 000 кв. м с кадастровым номером 58:18:941301:127 для строительства. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 решение суда первой инстанции от 20.12.2012 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, администрация Мокшанского района Пензенской области обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
Заявителем кассационной жалобы отмечается, что администрация Мокшанского района Пензенской области является органом местного самоуправления муниципального района, а не органом местного самоуправления городских и сельских поселений, который обязан информировать о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка. В кассационной жалобе указывается на нарушение срока подачи заявления о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления; выражается несогласие с выводами суда о том, что до вынесения постановления об утверждении акта отбора обязана была принять меры к информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, но не сделав этого нарушила права и законные интересы заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Ледяной дом" просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что ООО "Ледяной дом" 29.09.2010 обратилось в администрацию Мокшанского района с заявлением от 16.09.2010 N 298 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка в районе федеральной трассы возле р.п. Мокшан площадью 3 га под строительство капитального объекта - холодильного терминала со вспомогательными помещениями.
По результатам проведения межевых работ принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию "Мокшанский район Пензенской области" (т. 1, л.д. 31) земельный участок с кадастровым номером 58:18:941301:119 площадью 700 000 кв. м категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для жилищного строительства" (т. 1, л.д. 30) разделен на два земельных участка площадью 670 000 кв. м и 30 000 кв. м.
Земельный участок площадью 30 000 кв. м был поставлен на кадастровый учет 13.11.2010 с присвоением кадастрового номера 58:18:941301:127 (т. 1, л.д. 38 - 40).
Постановлением администрации рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области от 17.01.2011 N 3 изменен разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 58:18:941301:127 с "для жилищного строительства" на "для строительства и размещения капитального объекта - холодильного терминала с вспомогательными помещениями" (т. 1, л.д. 37).
ООО "Ледяной дом" обратилось в администрацию Мокшанского района с заявлениями от 16.08.2011 N 131 (т. 1, л.д. 149) и от 19.08.2011 N 135 о согласовании акта выбора земельного участка для строительства и размещения холодильного терминала (т. 1, л.д. 41).
Постановлением администрации Мокшанского района Пензенской области от 01.09.2011 N 1046 предварительно было согласовано место выбора земельного участка для строительства и размещения холодильного терминала, цеха по производству стаканчиков для мороженого по адресу: примерно в 930 метрах по направлению на юго-восток от дома N 62 по ул. Совхозная р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области и утвержден соответствующий акт выбора земельного участка (т. 1, л.д. 42).
Заявитель 03.10.2011 обратился в администрацию Мокшанского района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет указанного земельного участка для строительства и размещения холодильного терминала с вспомогательным оборудованием (т. 1, л.д. 43).
31.10.2011 заявитель повторно направил в адрес администрации Мокшанского района заявление о предоставлении земельного участка в аренду (т. 1, л.д. 45).
Администрация Мокшанского района письмом от 22.11.2011 N 3165 сообщила заявителю, что положительно решить его вопрос не представляется возможным в связи с тем, что в соответствии с генеральным планом р.п. Мокшан, утвержденным Комитетом местного самоуправления р.п. Мокшан от 27.02.2009 N 510-80/4, Правилами землепользования и застройки р.п. Мокшан, утвержденными решением Комитета местного самоуправления р.п. Мокшан от 07.11.2011 N 388-75/5, установлен разрешенный вид использования испрашиваемого земельного участка - зона перспективной индивидуальной жилой застройки. В данном письме указано, что данное обстоятельство является основанием для отмены постановления администрации Мокшанского района N 1046 "О предварительном согласовании места выбора земельного участка для строительства и размещения холодильного терминала, цеха по производству стаканчиков для мороженого по адресу: примерно в 930 м по направлению на юго-восток от дома N 62 по ул. Совхозная р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области" (т. 1, л.д. 48).
Администрацией Мокшанского района было издано постановление от 28.11.2011 N 1399 "О признании утратившим силу постановления администрации Мокшанского района от 01.09.2011 N 1046 "О предварительном согласовании места выбора земельного участка для строительства и размещения холодильного терминала, цеха по производству стаканчиков для мороженого по адресу: примерно в 930 м по направлению на юго-восток от дома N 62 по ул. Совхозная р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области" (т. 1, л.д. 49).
Согласно материалам дела заявителем в Арбитражном суде Пензенской области были оспорены правила землепользования и застройки муниципального образования рабочий поселок Мокшан Мокшанского района Пензенской области и постановление администрации Мокшанского района от 28.11.2011 N 1399.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 21.05.2012 по делу N А49-10548/2011 указанные правила землепользования и застройки были признаны полностью недействующими как не соответствующие Градостроительному кодексу Российской Федерации (т. 1, л.д. 51 - 56).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 17.09.2012 по делу N А49-3868/2012 заявителю было отказано в удовлетворении требований о признании недействительным постановления администрации Мокшанского района от 28.11.2011 N 1399 (т. 1, л.д. 57 - 67).
При этом арбитражный суд установил по делу N А49-3868/2012, что постановление от 01.09.2011 N 1046 о предварительном согласовании места выбора испрашиваемого заявителем земельного участка принято с нарушением установленной нормами Земельного кодекса Российской Федерации процедуры, в отсутствие информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, что не позволило населению надлежащим образом обеспечить реализацию в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю. Суд пришел к выводу, что постановление от 28.11.2011 N 1399, признавшее утратившим силу постановление от 01.09.2011 N 1046 о предварительном согласовании места выбора земельного участка, вынесено органом местного самоуправления правомерно в порядке самоконтроля в целях устранения допущенных ранее нарушений земельного законодательства.
Полагая, что органами местного самоуправления р.п. Мокшан и Мокшанского района допущено бездействие по неинформированию населения о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка, которое противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации, препятствует получению земельного участка в аренду, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что допущенное органами местного самоуправления р.п. Мокшан и Мокшанского района бездействие противоречит статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации и препятствует заявителю в получении в аренду спорного земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суды предыдущих инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно статьям 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В этой связи в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления обязан информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Судами предыдущих инстанций правомерно возложена обязанность по информированию населения о возможном и предстоящем предоставлении испрашиваемого земельного участка на администрацию Мокшанского района Пензенской области.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков посредством издания правовых актов главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации.
Земельный участок общей площадью 30 000 кв. м с кадастровым номером 58:18:9411301:127 сформирован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 58:18:941391:119, право собственности на который было зарегистрировано за администрацией Мокшанского района Пензенской области.
Согласно статье 4 Устава Мокшанского района (далее - Устав) к вопросам местного значения Мокшанского района относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Мокшанского района.
В силу статьи 10 Устава администрация Мокшанского района решает вопросы, в том числе, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, находящимся в собственности Мокшанского района, в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном собранием представителей.
Решением собрания представителей Мокшанского района Пензенской области от 16.03.2010 N 631-63/2 утверждено положение об управлении собственностью Мокшанского района Пензенской области, согласно пункту 51 которого администрация Мокшанского района осуществляет в соответствии с действующим законодательством, названным положением распоряжение муниципальным имуществом Мокшанского района.
Заявитель обратился с заявлением о выборе земельного участка в администрацию Мокшанского района. Администрация, реализуя полномочия собственника в отношении испрашиваемого земельного участка, приступила к выполнению предусмотренной статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации процедуры выбора земельного участка. Таким образом, именно этот орган и обязан продолжить процедуру выбора посредством информирования населения.
Акт выбора спорного земельного участка был утвержден постановлением администрации Мокшанского района от 01.09.2011 N 1046. Постановление отменено в порядке самоконтроля, что признано судами правомерным, поскольку постановление вынесено без соблюдения условия об информировании.
В этой связи судами предыдущих инстанций правомерно сделан вывод о том, что до вынесения постановления об утверждении акта выбора администрация обязана была принять меры к информированию населения о возможном или предполагаемом предоставлении земельного участка для строительства, но не сделала этого, допустила бездействие, которое противоречит нормам статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует утверждению акта выбора и дальнейшей процедуре предоставления земельного участка в аренду.
Довод администрации Мокшанского района о том, что заявителем пропущен срок исковой давности не подтверждается материалами дела. В процессе рассмотрения Арбитражным судом Пензенской области дела N А49-3868/2012 было установлено, что информирование населения о предоставлении спорного участка отсутствует. Решение по делу N А49-3868/2012 было вынесено судом 17.09.2012.
В этой связи до момента вынесения решения суда, основанного на полученных в процессе рассмотрения дела N А49-3868/2012 достоверных данных, ООО "Ледяной дом" не имело возможности удостовериться в неинформировании населения о представлении или возможном предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 30 000 кв. м с кадастровым номером 58:18:9411301:127.
Неинформирование населения о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства нарушает права заявителя.
Акт выбора спорного земельного участка на основании заявления ООО "Ледяной дом" был утвержден постановлением администрации Мокшанского района от 01.09.2011 N 1046. Это постановление отменено самой администрацией в порядке самоконтроля, что признано судом правомерным, поскольку постановление вынесено без соблюдения условия об информировании. Указанный вывод сделан арбитражным судом Пензенской области по делу N А49-3868/2012 по иску ООО "Ледяной дом" к администрации Мокшанского района Пензенской области.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
До вынесения постановления об утверждении акта выбора администрация обязана была принять меры к информированию населения о возможном или предполагаемом предоставлении земельного участка для строительства. Допустила бездействие, которое противоречит нормам статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует утверждению акта выбора и дальнейшей процедуре предоставления земельного участка в аренду.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами первой и апелляционной инстанций дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу оспариваемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами предыдущих инстанций применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 20.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу N А49-8078/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)