Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей; ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Членство в жилищном и жилищно-строительном кооперативе
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Захаровой Л.А., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива N 23 "Кипарис"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.2008 по делу N А32-5268/2008-22/63
принятое в составе судьи Чуприна Т.В.,
по иску жилищно-строительного кооператива N 23 "Кипарис", г. Туапсе
к Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района, муниципальному унитарному предприятию "Стройзаказчик", г. Туапсе
о признании права собственности на незавершенный строительством объект,
при участии третьих лиц:
Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, г. Краснодар,
Департамента имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар,
установил:
жилищно-строительный кооператив N 23 "Кипарис" (далее ЖСК N 23 "Кипарис") обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Администрации МО г. Туапсе, муниципальному унитарному предприятию "Стройзаказчик" (далее МУП "Стройзаказчик") о признании права собственности на объект незавершенного строительства 70-квартирный жилой дом по ул. Звездная в г. Туапсе Краснодарского края, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:51:03 02 004:0183; об обязании Туапсинского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю зарегистрировать за истцом право собственности на объект незавершенного строительства 70-квартирный жилой дом по ул. Звездная в г. Туапсе Краснодарского края, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:51:03 02 004:0183.
В обоснование исковых требований истец указал, что ЖСК N 23 "Кипарис" был создан решением исполнительного комитета Туапсинского городского Совета народных депутатов от 22.02.1991 N 4/124 для строительства 70-квартирного пятиэтажного жилого дома по ул. Звездная. Функции заказчика были возложены на отдел капитального строительства при горисполкоме, которым был разработан и согласован рабочий проект, актом выбора земельного участка и решением исполнительного комитета Туапсинского городского Совета народных депутатов от 23.03.1989 г. N 6/196.3 отведен земельный участок площадью 11000 кв. м для строительства двух 9-этажных 36-квартирных домов с пристроенным телеграфным отделением и 70-квартирного жилого дома. В соответствии с договором от 23.11.1994 N 1-94 функции заказчика переданы инжиниринговой фирме "Стройзаказчик", подрядные работы выполнялись АООТ "Байкал". Финансирование строительства осуществлялось за счет паевых взносов членов ЖСК. С 1996 г. строительство было приостановлено ввиду отсутствия средств. 10.10.2007 договор N 1-94 от 23.11.1994 сторонами расторгнут, актом от 28.09.2007 произведена передача незавершенного строительством объекта с баланса МУП "Стройзаказчик" на баланс ЖСК N 23 "Кипарис". Для завершения строительства необходимо надлежащим образом оформить отвод земельного участка. Письмом от 26.10.2007 N 02-2555 зам.главы МО г. Туапсе истцу было отказано в предоставлении земельного участка площадью 2886,0 кв. м с кадастровым номером 23:51:03 02 004:0183 на ул. Звездная для завершения строительства в связи с отсутствием акта выбора и решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, проектно-сметной документации и разрешения на строительство, а также в связи с отсутствием зарегистрированных за истцом на праве собственности объектов недвижимости. Ответом Туапсинского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю от 09.07.2007 N 91-10/07-366 в государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством объект фактически отказано ввиду недостаточности документов.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.2008 уточнено наименование ответчика - Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района, в удовлетворении исковых требований отказано. Решение суда мотивировано тем, что истцом не представлены документы, подтверждающие отвод земельного участка для строительства, разрешение на строительство, передачу истцу функций заказчика или застройщика спорного объекта. Суд пришел к выводу, что спорный объект является самовольной постройкой, признание права собственности на которую, возможно с соблюдением требований ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ЖСК N 23 "Кипарис" обратилось с апелляционной жалобой в порядке, установленном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Истец указал, что суд не исследовал документы, подтверждающие строительство спорного объекта за счет средств истца. ЖСК N 23 "Кипарис" с момента его создания фактически являлся инвестором строительства, документы, связанные с оформлением земельного участка и организацией строительства находились у ОКС горисполкома и МП "Стройзаказчик". В связи с отсутствием строительных материалов (кирпича) постановлением главы администрации г. Туапсе от 31.01.1994 N 100 было принято решение о строительства 68-квартирного дома вместо 70-квартирного. Впоследствии с целью привлечения инвесторов и снижения стоимости строительства Администрацией было рекомендовано увеличить этажность строящегося дома до 10 этажей, в связи с чем, спорный объект в актах сдачи-приемки работ указывается как 80-квартирный десятиэтажный. Документы, подтверждающие принятие членами ЖСК решений об увеличении этажности дома утрачены. Строительство дома не завершено по вине МУП "Стройзаказчик", допустившего нецелевое использование средств, что подтверждается также актами проверок КРУ Министерства финансов.
Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района и МУП "Стройзаказчик" в отзывах на апелляционную жалобу указали, что суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии у истца доказательств, подтверждающих факт создания объекта в соответствии с разрешительной документацией на отведенном для этих целей земельном участке. Решение суда просили оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца апелляционную жалобу поддержал по изложенным в жалобе основаниям, просил отменить решение суда, исковые требования удовлетворить полностью. Пояснил, что иск заявлен на основании ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района, МУП "Стройзаказчик" Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю и Департамент имущественных отношений Краснодарского края в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствии неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания согласно статьям 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, отдел капитального строительства Исполкома Туапсинского городского совета народных депутатов обратился к главному архитектору г. Туапсе с заявлением от 08.04.1986 N 06/283 об отводе земельного участка на строительство двух 36-квартирных жилых домов и одного 70-квартирного жилого дома по ул. Звездная в г. Туапсе (т. 1, л.д. 12).
Решением Исполнительного комитета от 09.04.1986 N 7/183.4 (в редакции решения Исполкома N 10/198 от 10.04.1987) Отделу капитального строительства Туапсинского горисполкома разрешено выполнить проектно-изыскательские работы для строительства двух 9-этажных 36-квартирных жилых домов с пристроенным почтово-телеграфным отделением и одного 70-квартирного жилого дома на земельном участке площадью 11 тыс. кв. м (т. 1, л.д. 13 - 14).
Производственной группой при главном архитекторе г. Туапсе был подготовлен строительный паспорт 70-квартирного дома по ул. Звездной в г. Туапсе (т. 1, л.д. 64). По заказу отдела капитального строительства Туапсинского горисполкома государственным зональным проектным институтом "Южгипрокоммунстрой" (АПМ N 3) был подготовлен рабочий проект 70-квартирного жилого дома по ул. Звездной в г. Туапсе (т. 1, л.д. 55).
Решением Исполкома Туапсинского горсовета от 23.03.1989 N 6/196.3 отделу капитального строительства Горисполкома был отведен земельный участок площадью 11000 кв. м для строительства двух 9-этажных 36-квартирных жилых домов с пристроенным почтово-телеграфным отделением и одного 70-квартирного жилого дома по ул. Звездная г. Туапсе (т. 1, л.д. 15).
Решением Исполкома Туапсинского горсовета от 22.02.1991 N 4/124 при горисполкоме был образован жилищно-строительный кооператив N 23 "Кипарис", на строительство 70-квартирного пятиэтажного жилого дома на отведенном земельном участке по ул. Звездная. Отделу капитального строительства горисполкома поручено передать ЖСК N 23 "Кипарис" проектно-сметную документацию на 70-квартирный жилой дом по ул. Звездной в г. Туапсе и предъявить кооперативу счет на возмещение ее стоимости (т. 1, л.д. 16).
Решением Исполкома Туапсинского горсовета от 29.03.1991 N 6/194.3 был утвержден список членов ЖСК N 23 "Кипарис" (т. 1, л.д. 17).
Между отделом капитального строительства горисполкома в лице председателя ЖСК-23 "Кипарис" (заказчик) и арендным предприятием СМУ-36 (подрядчик) был заключен договор подряда на капитальное строительство, по условиям которого подрядчик принял на себя обязанность по строительству новых, расширению, реконструкцию, технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, а именно - 70-квартирного жилого дома ЖСК-23 "Кипарис" по ул. Звездной в г. Туапсе.
Согласно п. 2 договора подрядчик обязался в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, титулом, утвержденным Зам.председателя Краснодарского крайисполкома и графиком производства строительно-монтажных работ осуществить строительство, реконструкцию, техническое перевооружение 70-квартирного жилого дома по ул. Звездной в г. Туапсе в срок с июля 1991 года по 31.12.1991. В соответствии с пунктом IV особых условий к договору подряда на капитальное строительство срок сдачи объекта был установлен в марте 1993 года (т. 1, л.д. 90-96). Доказательства выполнения работ в установленный договором срок подрядчиком, или продления срока действия указанного договора в материалах дела отсутствуют.
Согласно ордеру N 108 строительство 70-квартирного дома по ул. Звездной в г. Туапсе было разрешено провести в срок с 23.10.1991 по 01.01.1992. В указанный в ордере срок строительство объекта выполнено не было (т. 1, л.д. 97).
Решением главы администрации г. Туапсе от 31.01.1994 были внесены изменения в решение Туапсинского горисполкома от 22.02.1991 N 4/124, согласно которым ЖСК N 23 "Кипарис" был организован на строительство 68-квартирного жилого дома и 144-квартирного жилого дома с окончанием строительства в 1995 году, трех 80-квартирных жилых домов с окончанием строительства в 1994 году. Решением главы администрации г. Туапсе от 18.01.1996 N 65 строительство одного 80-квартирного жилого дома было исключено из состава ЖСК N 23 "Кипарис" (т. 1, л.д. 20 - 21).
В материалы дела истцом представлена справка о переходящих на 1994 год объемах работ по начатому до 01.01.1992 г. строительству домов для жилищно-строительных кооперативов и потребности в средствах на компенсацию удорожания стоимости строительства, связанных с введением свободных цен в строительство по Администрации г. Туапсе, которая содержит сведения о 144-квартирном, 68-квартирном и 3-х 80-квартирных домах.
Из акта проверки от 21.06.2002 целевого использования средств федерального и краевого бюджета следует, что в результате изменений и дополнений в решение горисполкома от 22.02.1991 N 4/124 в состав ЖСК-23 "Кипарис" вошли следующие строительные объекты: 68-квартирный (он же 70-кв.) жилой дом по ул. Звездной, два 80-квартирных жилых дома в районе Кадош, 40-квартирный жилой дом (жилая секция 144-квартирного жилого дома (он же 156-квартирный жилой дом)). Выполняя функции заказчика отдел капитального строительства при горисполкоме заключил договор подряда от 13.08.1993 с АООТ "Байкал" на строительство 68-квартирного жилого дома по ул. Звездной. При этом, согласно справки Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора г. Туапсе от 13.06.2002 разрешение на начало строительно-монтажных работ по объекту "68-квартирный жилой дом по ул. Звездной" не выдавалось (т. 2, л.д. 31-38).
Актами приемки и сдачи выполненных работ на август - октябрь 1994 года и март, июль, сентябрь 1995 года, справкам о стоимости выполненных работ и затрат за 1995 год (т. 1, л.д. 108-124) подтверждается ведение АООТ "Байкал" строительных работ на объекте: 10-этажный жилой дом по ул. Звездной.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что в 1996 году строительство было приостановлено в связи с отсутствием средств. Согласно акту готовности объекта незавершенного строительства от 30.06.2006 на момент обследования общая готовность объекта составила 19%, готовность фундамента 100% (т. 2, л.д. 21). Из пояснений истца и представленных фотоматериалов следует, что в процессе строительства жилого дома по ул. Звездной в г. Туапсе был возведен фундамент и подпорная стена.
По акту приема-передачи от 28.09.2007, в связи с расторжением договора от 23.11.1994 N 1-94 о передаче ИФ "Стройзаказчик" функций заказчика, с баланса МУП "Стройзаказчик" на баланс ЖСК N 23 "Кипарис" был передан незавершенный строительством 70-квартирный жилой дом по ул. Звездной (т. 2, л.д. 26).
Сообщением об отказе в предоставлении запрашиваемой информации от 30.09.2008 N 49/029/2008-663 подтверждается отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на спорный объект.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
Из выписки из технического паспорта ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по состоянию на 30.06.2006 и справки ГУП КК "Крайтехинвентаризация" (т. 2, л.д. 22-25) следует, что субъектом права на незавершенный строительством объект жилой дом литер А, расположенный по адресу: г. Туапсе, ул. Звездная, является ЖСК "Кипарис", в качестве документа подтверждающего право истца на спорный объект указано решение исполкома N 4/124 от 22.02.1991. Между тем, решение исполкома N 4/124 от 22.02.1991 подтверждает только факт создания ЖСК N 23 "Кипарис" для строительства спорного жилого дома, указание на передачу спорного объекта в собственность истца в данном решении отсутствует. Кроме того, согласно ответу ГУП КК "Крайтехинвентаризация" от 27.02.2008 документы, подтверждающие право собственности ЖСК N 23 "Кипарис" на спорный объект в Туапсинском филиале ГУП КК "Крайтехинвентаризация" отсутствуют. До введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрация спорного объекта в БТИ не осуществлялась. Решение исполкома N 4/124 от 22.02.1991 является документом, подтверждающим право пользования спорным объектом, а не право собственности (т. 2, л.д. 61).
Постановлением главы администрации г. Туапсе от 04.12.2006 N 2860 утвержден план границ и площадь земельного участка в размере 2886,0 кв. м, расположенного в г. Туапсе по ул. Звездной в районе МОУСОШ N 8 с целевым использованием - жилая многоэтажная застройка (т. 1, л.д. 22). Земельный участок поставлен на кадастровый учет за номером 23:51:03 02 004:0183 (т. 2, л.д. 19-20).
В письме от 09.07.2007 N 01.10/07-366 Туапсинским отделом УФРС по Краснодарскому краю истцу было указано на невозможность осуществить регистрацию спорного объекта ввиду отсутствия документов, предусмотренных статьей 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (т. 2, л.д. 28).
Согласно ответу заместителя главы администрации МО город Туапсе от 26.10.2007 N 02-2555 ЖСК N 23 "Кипарис" было отказано в предоставлении в аренду земельного участка, под спорным объектом, поскольку на спорном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие истцу и ввиду отсутствия первичных документов о предоставлении истцу спорного земельного участка (т. 2, л.д. 30).
Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского оборота. Поэтому иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве. Наличие данных обстоятельств должен доказать истец в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на вновь созданные объекты недвижимости возникает на основании совокупности юридических фактов: для строительства объекта в установленном порядке должен быть отведен земельный участок; получено разрешение на строительство, за исключением случаев, когда такого разрешения не требуется; при возведении объекта соблюдены градостроительные, строительные, природоохранные нормы.
Согласно пункту 5 Постановления ВС РСФСР от 25 апреля 1991 года N 1103/1-1 "О введении в действие Земельного кодекса РСФСР" на момент обращения отдела капитального строительства Исполкома Туапсинского городского совета народных депутатов к главному архитектору г. Туапсе с заявлением от 08.04.1986 N 06/283 об отводе земельного участка на строительство двух 36-квартирных жилых домов и одного 70-квартирного жилого дома по ул. Звездная в г. Туапсе (т. 1, л.д. 12) и принятия решения Исполнительного комитета от 23.03.1989 N 6/196.3 об отводе отделу капитального строительства Горисполкома земельного участка площадью 11000 кв. м для строительства (т. 1, л.д. 15), действовал Земельный кодекс РСФСР 1970 года.
В соответствии со статьей 90 Земельного кодекса РСФСР 1970 года земли городской застройки предоставлялись предприятиям, организациям и учреждениям для строительства и эксплуатации промышленных, жилых, культурно-бытовых и других строений и сооружений, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства. Земельные участки в городах предоставляются в бессрочное или временное пользование на основании решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов (статья 84 Земельного кодекса РСФСР 1970 года). В силу статьи 18 Земельного кодекса РСФСР от 1970 года право землепользования удостоверялось государственными актами на право пользования землей, которые выдавались исполнительным комитетами районных, городских Советов народных депутатов. При этом, приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещалось (статьи 17, 90 Земельного кодекса РСФСР).
Из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета от 23.03.1989 N 6/196.3 отделу капитального строительства Горисполкома был отведен земельный участок площадью 11000 кв. м для строительства двух 9-этажных 36-квартирных жилых домов с пристроенным почтово-телеграфным отделением и одного 70-квартирного жилого дома по ул. Звездная г. Туапсе. Между тем, доказательства установления границ данного земельного участка на местности в натуре отсутствуют, план границ земельного участка не представлен. Таким образом, принятие исполкомом Туапсинского горсовета решения об отводе спорного земельного участка явилось промежуточным этапом процедуры предоставления земельного участка для строительства. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что процедура отвода земельного участка для строительства спорного объекта не была завершена, земельный участок по ул. Звездной не был отведен в установленном законом порядке для строительства жилого дома.
В силу требований статьи 28 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, действовавшей с 25.04.1991, предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в строительстве объекта, обращаются в местный Совет народных депутатов, обладающий правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обосновав примерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей. Материалы предварительного согласования места размещения объекта утверждаются решением соответствующего Совета народных депутатов, которое является основанием для проведения проектно - изыскательских работ и последующего принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка.
Согласно статье 29 Земельного кодекса РСФСР предоставление земельных участков осуществлялось на основании решения органа местного самоуправления. Подготовка материалов по предоставлению земельных участков допускалась городскими (районными) комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам на основании поручения органов местного самоуправления. Подготовка материалов по предоставлению земельных участков включала в себя составление проекта акта органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка с определением вида права и согласование указанного постановления уполномоченными на то лицами (главным архитектором, руководителем комитета по земельной реформе и земельным ресурсам, органами местного самоуправления, курирующими соответствующие отрасли (сельское хозяйство, строительство, курорт, экономику).
Таким образом, в соответствии со вступившими в силу после образования ЖСК N 23 "Кипарис" ст. 28 - 29 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, процедура предоставления земельного участка включала выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; оформление разрешающей документации на строительство, согласование проекта строительства; подготовку проекта акта органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка. Аналогичные правила установлены в статьях 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Постановления ВС РСФСР от 25 апреля 1991 года N 1103/1-1 "О введении в действие Земельного кодекса РСФСР" к земельным правоотношениям, возникшим до момента принятия данного кодекса, Земельный кодекс РСФСР 1991 года применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его введения в действие.
На момент введения в действие ЗК РСФСР 1991 года отделу капитального строительства Туапсинского горсовета разрешено выполнение проектно-изыскательских работ для строительства (решение Исполнительного комитета от 09.04.1986 N 7/183.4) и был отведен земельный участок площадью 11000 кв. м для строительства двух 9-этажных 36-квартирных жилых домов с пристроенным почтово-телеграфным отделением и одного 70-квартирного жилого дома по ул. Звездная г. Туапсе без установления границ земельного участка на местности, что фактически соответствует предварительному согласованию данного участка для строительства спорного объекта.
Между тем, предварительное согласование места размещения объекта строительства является промежуточным этапом процедуры предоставления земельного участка. В отношении земельного участка площадью 11000 кв. м из свободных городских земель и земель изъятых из личного пользования граждан проект границ земельного участка не изготавливался, вид права, на котором должен был быть предоставлен земельный участок, не определялось, акт компетентного органа власти о предоставлении земельного участка для строительства не принимался. При таких обстоятельствах, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что отдел капитального строительства Туапсинского горсовета реализовал свое право на получение земельного участка в порядке, установленном статьями 17, 18, 84, 90 Земельного кодекса РСФСР 1970 года и статьями 28 - 29 Земельного кодекса РСФСР 1991 года.
В отношении ЖСК N 23 "Кипарис" решение о согласовании места размещения объекта, об отводе, предоставлении земельного участка для строительства спорного объекта не принималось, правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный по адресу: г. Туапсе, ул. Звездная в материалах дела отсутствуют. Следовательно, у истца отсутствуют права на земельный участок, на котором расположен спорный объект.
Ссылки истца на пункт 7 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР от 15 марта 1991 г. N 891-1 "О дополнительных мерах по ускорению проведения земельной реформы в РСФСР", согласно которому временным документом на право собственности, владения и пользования земельными участками на период до выдачи государственных актов является решение Совета народных депутатов или исполнительного органа о предоставлении земель, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку решение компетентного органа о предоставлении ЖСК N 23 "Кипарис" земельного участка для строительства спорного объекта в материалах дела отсутствует. Отдел капитального строительства Туапсинского горсовета, которому решением Исполнительного комитета от 23.03.1989 N 6/196.3 был отведен для строительства спорный земельный участок, без установления границ на местности, государственный акт на данный земельный участок не оформил.
В силу требования пункта 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство. Обязательное требование получения разрешения на строительстве содержалось также в пункте 1 статье 11 Закона Российской Федерации 14.07.1992 N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации", а также статье 90 Земельного кодекса РСФСР 1970 года, действовавшем до 25.05.1991, согласно которой запрещалось строительство на предоставленных земельных участках до получения разрешения органов строительства и архитектуры.
Ордером N 108 строительство 70-квартирного дома по ул. Звездной в г. Туапсе арендному предприятию "СМУ-86" было разрешено провести в срок с 23.10.1991 по 01.01.1992 (т. 1, л.д. 97). ЖСК N 23 "Кипарис" разрешение на строительство в установленном законом порядке не выдавалось. Решением главы администрации г. Туапсе от 31.01.1994 были внесены изменения в решение Туапсинского горисполкома от 22.02.1991 N 4/124, согласно которым ЖСК N 23 "Кипарис" был организован на строительство 68-квартирного жилого дома и 144-квартирного жилого дома с окончанием строительства в 1995 году, однако доказательства получения истцом в установленном порядке разрешения на строительные работы на объекте 70-квартирный (68-квартирный) жилой дом по ул. Звездной в г. Туапсе в материалы дела не представлены.
Таким образом, на момент создания спорного объекта наличие оформленных в установленном законом порядке документов, подтверждающих выделение земельного участка под строительство и выдачу разрешения на строительство, являлось обязательным, однако доказательства соблюдения указанных требований в материалах дела отсутствуют.
Согласно статье 114 Жилищного кодекса РСФСР 1983 года, действовавшего на момент организации кооператива, ЖСК организуются при исполкомах местных Советов, при предприятиях, учреждениях и организациях в порядке, установленном законодательством и Примерным уставом ЖСК, утверждаемым Советом Министров РСФСР. Решения об организации кооперативов принимаются с учетом предложений трудовых коллективов.
Статьей 5 устава ЖСК N 23 "Кипарис" было предусмотрено, что строительство кооперативного дома может осуществляться кооперативом лишь после утверждения общим собранием членов кооператива проектно-сметной документации на строящийся дом и внесения им в выбранный самостоятельно банк собственных не менее 30% стоимости строительства дома, получение кредита и соответствующего разрешения на строительство. В силу статьи 9 устава истец был вправе получить в бессрочное пользование земельный участок в пределах городской территории в районе жилой застройки для возведения жилого дома; заключить с подрядной организацией договор на строительство дома и осуществлять расчеты за выполненные работы или передать выполнение функций заказчика по этому строительству.
В материалах дела отсутствует проектно-сметная документация на спорный объект, утвержденная общим собранием членов кооператива. Доказательства внесения кооперативом 30% стоимости строительства дома и осуществления строительства на эти средства, получения разрешения на строительство также отсутствуют, что является достаточным основанием для отказа в иске о признании права на спорный объект по статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, совокупность представленных в материалы дела документов не позволяет индивидуализировать объект, в отношении которого заявлены исковые требования.
Так, Решением Исполнительного комитета от 09.04.1986 N 7/183.4 (в редакции решения Исполкома N 10/198 от 10.04.1987) Отделу капитального строительства Туапсинского горисполкома разрешено выполнить проектно-изыскательские работы для строительства 70-квартирного жилого дома (т. 1, л.д. 13-14). строительный паспорт и рабочий проект по заказу отдела капитального строительства Туапсинского горисполкома были подготовлены в отношении 70-квартирного жилого дома по ул. Звездной в г. Туапсе. Решением Исполкома Туапсинского горсовета от 22.02.1991 N 4/124 жилищно-строительный кооператив N 23 "Кипарис" образован на строительство 70-квартирного пятиэтажного жилого дома (т. 1, л.д. 16). Договор подряда на капитальное строительство от 03.06.1991 заключен на строительство 70-квартирного дома по ул. Звездной в г. Туапсе. В отношении указанного объекта был выдан ордер N 108 (т. 1, л.д. 97), разрешающий производство строительных работ. В отношении незавершенного строительством 70-квартирного жилого дома ЖСК N 23 "Кипарис" были заявлены исковые требования.
Между тем, решением главы администрации г. Туапсе от 31.01.1994 были внесены изменения в решение Туапсинского горисполкома от 22.02.1991 N 4/124, согласно которым ЖСК N 23 "Кипарис" был организован на строительство 68-квартирного жилого дома по ул. Звездной в г. Туапсе. В справке о переходящих на 1994 год объемах работ по начатому до 01.01.1992 г. строительству домов для жилищно-строительных кооперативов содержаться сведения о 144-квартирном, 68-квартирном и 3-х 80-квартирных домах (т. 1, л.д. 100).В актах приемки и сдачи выполненных АООТ "Байкал" работ и справках о стоимости выполненных работ за 1994 - 1995 годы объектом строительства указан "десятиэтажный жилой дом по ул. Звездной" (т. 1, л.д. 108 - 125).
Указание в техническом паспорте ГУП КК "Крайтехинвентаризация" на объект незавершенного строительства литер А жилой дом по ул. Звездной в г. Туапсе в отсутствие проектно-сметной документации на строительство, заключения государственной экспертизы проектной документации, на основании которых возможно было бы индивидуализировать спорный объект строительства расценивается судом в качестве наименования спорного объекта.
Учитывая, что требование о признании права собственности является вещно-правовым способом защиты, который направлен на устранение неопределенности в отношении прав на какой либо объект, невозможность определить индивидуализирующие признаки спорного имущества исключает возможность признания права собственности на спорный объект.
Кроме того, на территории Краснодарского края курортами краевого значения признаны курорты Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа (ст. 4 Закона Краснодарского края N 41-КЗ от 07.08.1996 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края").
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении их органов государственной власти.
Содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из Федерального закона. В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с Положением о Департаменте имущественных отношений Краснодарского края (далее Департамент), утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 г. N 345, Департамент осуществляет от имени Краснодарского края в установленном порядке управление и распоряжение имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Суду не представлены доказательства того, что Администрация Туапсинского районного поселения Туапсинского района обладает полномочиями собственника в отношении земельного участка, на котором расположен спорный объект.
Учитывая, что правовые основания, установленные статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации права собственности и сделок с ним" для регистрации права собственности истца на спорный объект отсутствуют, требования о признании действий (бездействий) Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю в установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке не заявлены, исковые требования об обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, зарегистрировать за ЖСК N 23 "Кипарис" право собственности на спорный объект недвижимости удовлетворению не подлежат.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в суд за защитой нарушенных или оспоренных прав может обратиться только заинтересованное лицо. Между тем, из материалов дела не усматривается, что ответчики заявляют правопритязания на спорный объект, состоящий из фундамента и подпорной стены. Истец в порядке пункта 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не обосновал наличие у него подлежащего защите, нарушенного ответчиками права.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.2008 по делу N А32-5268/2008-22/63 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.ИЛЬИНА
Судьи
Л.А.ЗАХАРОВА
О.Х.ТИМЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2008 N 15АП-5819/2008 ПО ДЕЛУ N А32-5268/2008-22/63
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей; ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Членство в жилищном и жилищно-строительном кооперативе
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2008 г. N 15АП-5819/2008
Дело N А32-5268/2008-22/63
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Захаровой Л.А., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива N 23 "Кипарис"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.2008 по делу N А32-5268/2008-22/63
принятое в составе судьи Чуприна Т.В.,
по иску жилищно-строительного кооператива N 23 "Кипарис", г. Туапсе
к Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района, муниципальному унитарному предприятию "Стройзаказчик", г. Туапсе
о признании права собственности на незавершенный строительством объект,
при участии третьих лиц:
Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, г. Краснодар,
Департамента имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар,
установил:
жилищно-строительный кооператив N 23 "Кипарис" (далее ЖСК N 23 "Кипарис") обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Администрации МО г. Туапсе, муниципальному унитарному предприятию "Стройзаказчик" (далее МУП "Стройзаказчик") о признании права собственности на объект незавершенного строительства 70-квартирный жилой дом по ул. Звездная в г. Туапсе Краснодарского края, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:51:03 02 004:0183; об обязании Туапсинского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю зарегистрировать за истцом право собственности на объект незавершенного строительства 70-квартирный жилой дом по ул. Звездная в г. Туапсе Краснодарского края, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:51:03 02 004:0183.
В обоснование исковых требований истец указал, что ЖСК N 23 "Кипарис" был создан решением исполнительного комитета Туапсинского городского Совета народных депутатов от 22.02.1991 N 4/124 для строительства 70-квартирного пятиэтажного жилого дома по ул. Звездная. Функции заказчика были возложены на отдел капитального строительства при горисполкоме, которым был разработан и согласован рабочий проект, актом выбора земельного участка и решением исполнительного комитета Туапсинского городского Совета народных депутатов от 23.03.1989 г. N 6/196.3 отведен земельный участок площадью 11000 кв. м для строительства двух 9-этажных 36-квартирных домов с пристроенным телеграфным отделением и 70-квартирного жилого дома. В соответствии с договором от 23.11.1994 N 1-94 функции заказчика переданы инжиниринговой фирме "Стройзаказчик", подрядные работы выполнялись АООТ "Байкал". Финансирование строительства осуществлялось за счет паевых взносов членов ЖСК. С 1996 г. строительство было приостановлено ввиду отсутствия средств. 10.10.2007 договор N 1-94 от 23.11.1994 сторонами расторгнут, актом от 28.09.2007 произведена передача незавершенного строительством объекта с баланса МУП "Стройзаказчик" на баланс ЖСК N 23 "Кипарис". Для завершения строительства необходимо надлежащим образом оформить отвод земельного участка. Письмом от 26.10.2007 N 02-2555 зам.главы МО г. Туапсе истцу было отказано в предоставлении земельного участка площадью 2886,0 кв. м с кадастровым номером 23:51:03 02 004:0183 на ул. Звездная для завершения строительства в связи с отсутствием акта выбора и решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, проектно-сметной документации и разрешения на строительство, а также в связи с отсутствием зарегистрированных за истцом на праве собственности объектов недвижимости. Ответом Туапсинского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю от 09.07.2007 N 91-10/07-366 в государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством объект фактически отказано ввиду недостаточности документов.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.2008 уточнено наименование ответчика - Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района, в удовлетворении исковых требований отказано. Решение суда мотивировано тем, что истцом не представлены документы, подтверждающие отвод земельного участка для строительства, разрешение на строительство, передачу истцу функций заказчика или застройщика спорного объекта. Суд пришел к выводу, что спорный объект является самовольной постройкой, признание права собственности на которую, возможно с соблюдением требований ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ЖСК N 23 "Кипарис" обратилось с апелляционной жалобой в порядке, установленном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Истец указал, что суд не исследовал документы, подтверждающие строительство спорного объекта за счет средств истца. ЖСК N 23 "Кипарис" с момента его создания фактически являлся инвестором строительства, документы, связанные с оформлением земельного участка и организацией строительства находились у ОКС горисполкома и МП "Стройзаказчик". В связи с отсутствием строительных материалов (кирпича) постановлением главы администрации г. Туапсе от 31.01.1994 N 100 было принято решение о строительства 68-квартирного дома вместо 70-квартирного. Впоследствии с целью привлечения инвесторов и снижения стоимости строительства Администрацией было рекомендовано увеличить этажность строящегося дома до 10 этажей, в связи с чем, спорный объект в актах сдачи-приемки работ указывается как 80-квартирный десятиэтажный. Документы, подтверждающие принятие членами ЖСК решений об увеличении этажности дома утрачены. Строительство дома не завершено по вине МУП "Стройзаказчик", допустившего нецелевое использование средств, что подтверждается также актами проверок КРУ Министерства финансов.
Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района и МУП "Стройзаказчик" в отзывах на апелляционную жалобу указали, что суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии у истца доказательств, подтверждающих факт создания объекта в соответствии с разрешительной документацией на отведенном для этих целей земельном участке. Решение суда просили оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца апелляционную жалобу поддержал по изложенным в жалобе основаниям, просил отменить решение суда, исковые требования удовлетворить полностью. Пояснил, что иск заявлен на основании ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района, МУП "Стройзаказчик" Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю и Департамент имущественных отношений Краснодарского края в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствии неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания согласно статьям 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, отдел капитального строительства Исполкома Туапсинского городского совета народных депутатов обратился к главному архитектору г. Туапсе с заявлением от 08.04.1986 N 06/283 об отводе земельного участка на строительство двух 36-квартирных жилых домов и одного 70-квартирного жилого дома по ул. Звездная в г. Туапсе (т. 1, л.д. 12).
Решением Исполнительного комитета от 09.04.1986 N 7/183.4 (в редакции решения Исполкома N 10/198 от 10.04.1987) Отделу капитального строительства Туапсинского горисполкома разрешено выполнить проектно-изыскательские работы для строительства двух 9-этажных 36-квартирных жилых домов с пристроенным почтово-телеграфным отделением и одного 70-квартирного жилого дома на земельном участке площадью 11 тыс. кв. м (т. 1, л.д. 13 - 14).
Производственной группой при главном архитекторе г. Туапсе был подготовлен строительный паспорт 70-квартирного дома по ул. Звездной в г. Туапсе (т. 1, л.д. 64). По заказу отдела капитального строительства Туапсинского горисполкома государственным зональным проектным институтом "Южгипрокоммунстрой" (АПМ N 3) был подготовлен рабочий проект 70-квартирного жилого дома по ул. Звездной в г. Туапсе (т. 1, л.д. 55).
Решением Исполкома Туапсинского горсовета от 23.03.1989 N 6/196.3 отделу капитального строительства Горисполкома был отведен земельный участок площадью 11000 кв. м для строительства двух 9-этажных 36-квартирных жилых домов с пристроенным почтово-телеграфным отделением и одного 70-квартирного жилого дома по ул. Звездная г. Туапсе (т. 1, л.д. 15).
Решением Исполкома Туапсинского горсовета от 22.02.1991 N 4/124 при горисполкоме был образован жилищно-строительный кооператив N 23 "Кипарис", на строительство 70-квартирного пятиэтажного жилого дома на отведенном земельном участке по ул. Звездная. Отделу капитального строительства горисполкома поручено передать ЖСК N 23 "Кипарис" проектно-сметную документацию на 70-квартирный жилой дом по ул. Звездной в г. Туапсе и предъявить кооперативу счет на возмещение ее стоимости (т. 1, л.д. 16).
Решением Исполкома Туапсинского горсовета от 29.03.1991 N 6/194.3 был утвержден список членов ЖСК N 23 "Кипарис" (т. 1, л.д. 17).
Между отделом капитального строительства горисполкома в лице председателя ЖСК-23 "Кипарис" (заказчик) и арендным предприятием СМУ-36 (подрядчик) был заключен договор подряда на капитальное строительство, по условиям которого подрядчик принял на себя обязанность по строительству новых, расширению, реконструкцию, технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, а именно - 70-квартирного жилого дома ЖСК-23 "Кипарис" по ул. Звездной в г. Туапсе.
Согласно п. 2 договора подрядчик обязался в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, титулом, утвержденным Зам.председателя Краснодарского крайисполкома и графиком производства строительно-монтажных работ осуществить строительство, реконструкцию, техническое перевооружение 70-квартирного жилого дома по ул. Звездной в г. Туапсе в срок с июля 1991 года по 31.12.1991. В соответствии с пунктом IV особых условий к договору подряда на капитальное строительство срок сдачи объекта был установлен в марте 1993 года (т. 1, л.д. 90-96). Доказательства выполнения работ в установленный договором срок подрядчиком, или продления срока действия указанного договора в материалах дела отсутствуют.
Согласно ордеру N 108 строительство 70-квартирного дома по ул. Звездной в г. Туапсе было разрешено провести в срок с 23.10.1991 по 01.01.1992. В указанный в ордере срок строительство объекта выполнено не было (т. 1, л.д. 97).
Решением главы администрации г. Туапсе от 31.01.1994 были внесены изменения в решение Туапсинского горисполкома от 22.02.1991 N 4/124, согласно которым ЖСК N 23 "Кипарис" был организован на строительство 68-квартирного жилого дома и 144-квартирного жилого дома с окончанием строительства в 1995 году, трех 80-квартирных жилых домов с окончанием строительства в 1994 году. Решением главы администрации г. Туапсе от 18.01.1996 N 65 строительство одного 80-квартирного жилого дома было исключено из состава ЖСК N 23 "Кипарис" (т. 1, л.д. 20 - 21).
В материалы дела истцом представлена справка о переходящих на 1994 год объемах работ по начатому до 01.01.1992 г. строительству домов для жилищно-строительных кооперативов и потребности в средствах на компенсацию удорожания стоимости строительства, связанных с введением свободных цен в строительство по Администрации г. Туапсе, которая содержит сведения о 144-квартирном, 68-квартирном и 3-х 80-квартирных домах.
Из акта проверки от 21.06.2002 целевого использования средств федерального и краевого бюджета следует, что в результате изменений и дополнений в решение горисполкома от 22.02.1991 N 4/124 в состав ЖСК-23 "Кипарис" вошли следующие строительные объекты: 68-квартирный (он же 70-кв.) жилой дом по ул. Звездной, два 80-квартирных жилых дома в районе Кадош, 40-квартирный жилой дом (жилая секция 144-квартирного жилого дома (он же 156-квартирный жилой дом)). Выполняя функции заказчика отдел капитального строительства при горисполкоме заключил договор подряда от 13.08.1993 с АООТ "Байкал" на строительство 68-квартирного жилого дома по ул. Звездной. При этом, согласно справки Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора г. Туапсе от 13.06.2002 разрешение на начало строительно-монтажных работ по объекту "68-квартирный жилой дом по ул. Звездной" не выдавалось (т. 2, л.д. 31-38).
Актами приемки и сдачи выполненных работ на август - октябрь 1994 года и март, июль, сентябрь 1995 года, справкам о стоимости выполненных работ и затрат за 1995 год (т. 1, л.д. 108-124) подтверждается ведение АООТ "Байкал" строительных работ на объекте: 10-этажный жилой дом по ул. Звездной.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что в 1996 году строительство было приостановлено в связи с отсутствием средств. Согласно акту готовности объекта незавершенного строительства от 30.06.2006 на момент обследования общая готовность объекта составила 19%, готовность фундамента 100% (т. 2, л.д. 21). Из пояснений истца и представленных фотоматериалов следует, что в процессе строительства жилого дома по ул. Звездной в г. Туапсе был возведен фундамент и подпорная стена.
По акту приема-передачи от 28.09.2007, в связи с расторжением договора от 23.11.1994 N 1-94 о передаче ИФ "Стройзаказчик" функций заказчика, с баланса МУП "Стройзаказчик" на баланс ЖСК N 23 "Кипарис" был передан незавершенный строительством 70-квартирный жилой дом по ул. Звездной (т. 2, л.д. 26).
Сообщением об отказе в предоставлении запрашиваемой информации от 30.09.2008 N 49/029/2008-663 подтверждается отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на спорный объект.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
Из выписки из технического паспорта ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по состоянию на 30.06.2006 и справки ГУП КК "Крайтехинвентаризация" (т. 2, л.д. 22-25) следует, что субъектом права на незавершенный строительством объект жилой дом литер А, расположенный по адресу: г. Туапсе, ул. Звездная, является ЖСК "Кипарис", в качестве документа подтверждающего право истца на спорный объект указано решение исполкома N 4/124 от 22.02.1991. Между тем, решение исполкома N 4/124 от 22.02.1991 подтверждает только факт создания ЖСК N 23 "Кипарис" для строительства спорного жилого дома, указание на передачу спорного объекта в собственность истца в данном решении отсутствует. Кроме того, согласно ответу ГУП КК "Крайтехинвентаризация" от 27.02.2008 документы, подтверждающие право собственности ЖСК N 23 "Кипарис" на спорный объект в Туапсинском филиале ГУП КК "Крайтехинвентаризация" отсутствуют. До введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрация спорного объекта в БТИ не осуществлялась. Решение исполкома N 4/124 от 22.02.1991 является документом, подтверждающим право пользования спорным объектом, а не право собственности (т. 2, л.д. 61).
Постановлением главы администрации г. Туапсе от 04.12.2006 N 2860 утвержден план границ и площадь земельного участка в размере 2886,0 кв. м, расположенного в г. Туапсе по ул. Звездной в районе МОУСОШ N 8 с целевым использованием - жилая многоэтажная застройка (т. 1, л.д. 22). Земельный участок поставлен на кадастровый учет за номером 23:51:03 02 004:0183 (т. 2, л.д. 19-20).
В письме от 09.07.2007 N 01.10/07-366 Туапсинским отделом УФРС по Краснодарскому краю истцу было указано на невозможность осуществить регистрацию спорного объекта ввиду отсутствия документов, предусмотренных статьей 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (т. 2, л.д. 28).
Согласно ответу заместителя главы администрации МО город Туапсе от 26.10.2007 N 02-2555 ЖСК N 23 "Кипарис" было отказано в предоставлении в аренду земельного участка, под спорным объектом, поскольку на спорном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие истцу и ввиду отсутствия первичных документов о предоставлении истцу спорного земельного участка (т. 2, л.д. 30).
Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского оборота. Поэтому иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве. Наличие данных обстоятельств должен доказать истец в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на вновь созданные объекты недвижимости возникает на основании совокупности юридических фактов: для строительства объекта в установленном порядке должен быть отведен земельный участок; получено разрешение на строительство, за исключением случаев, когда такого разрешения не требуется; при возведении объекта соблюдены градостроительные, строительные, природоохранные нормы.
Согласно пункту 5 Постановления ВС РСФСР от 25 апреля 1991 года N 1103/1-1 "О введении в действие Земельного кодекса РСФСР" на момент обращения отдела капитального строительства Исполкома Туапсинского городского совета народных депутатов к главному архитектору г. Туапсе с заявлением от 08.04.1986 N 06/283 об отводе земельного участка на строительство двух 36-квартирных жилых домов и одного 70-квартирного жилого дома по ул. Звездная в г. Туапсе (т. 1, л.д. 12) и принятия решения Исполнительного комитета от 23.03.1989 N 6/196.3 об отводе отделу капитального строительства Горисполкома земельного участка площадью 11000 кв. м для строительства (т. 1, л.д. 15), действовал Земельный кодекс РСФСР 1970 года.
В соответствии со статьей 90 Земельного кодекса РСФСР 1970 года земли городской застройки предоставлялись предприятиям, организациям и учреждениям для строительства и эксплуатации промышленных, жилых, культурно-бытовых и других строений и сооружений, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства. Земельные участки в городах предоставляются в бессрочное или временное пользование на основании решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов (статья 84 Земельного кодекса РСФСР 1970 года). В силу статьи 18 Земельного кодекса РСФСР от 1970 года право землепользования удостоверялось государственными актами на право пользования землей, которые выдавались исполнительным комитетами районных, городских Советов народных депутатов. При этом, приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещалось (статьи 17, 90 Земельного кодекса РСФСР).
Из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета от 23.03.1989 N 6/196.3 отделу капитального строительства Горисполкома был отведен земельный участок площадью 11000 кв. м для строительства двух 9-этажных 36-квартирных жилых домов с пристроенным почтово-телеграфным отделением и одного 70-квартирного жилого дома по ул. Звездная г. Туапсе. Между тем, доказательства установления границ данного земельного участка на местности в натуре отсутствуют, план границ земельного участка не представлен. Таким образом, принятие исполкомом Туапсинского горсовета решения об отводе спорного земельного участка явилось промежуточным этапом процедуры предоставления земельного участка для строительства. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что процедура отвода земельного участка для строительства спорного объекта не была завершена, земельный участок по ул. Звездной не был отведен в установленном законом порядке для строительства жилого дома.
В силу требований статьи 28 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, действовавшей с 25.04.1991, предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в строительстве объекта, обращаются в местный Совет народных депутатов, обладающий правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обосновав примерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей. Материалы предварительного согласования места размещения объекта утверждаются решением соответствующего Совета народных депутатов, которое является основанием для проведения проектно - изыскательских работ и последующего принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка.
Согласно статье 29 Земельного кодекса РСФСР предоставление земельных участков осуществлялось на основании решения органа местного самоуправления. Подготовка материалов по предоставлению земельных участков допускалась городскими (районными) комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам на основании поручения органов местного самоуправления. Подготовка материалов по предоставлению земельных участков включала в себя составление проекта акта органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка с определением вида права и согласование указанного постановления уполномоченными на то лицами (главным архитектором, руководителем комитета по земельной реформе и земельным ресурсам, органами местного самоуправления, курирующими соответствующие отрасли (сельское хозяйство, строительство, курорт, экономику).
Таким образом, в соответствии со вступившими в силу после образования ЖСК N 23 "Кипарис" ст. 28 - 29 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, процедура предоставления земельного участка включала выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; оформление разрешающей документации на строительство, согласование проекта строительства; подготовку проекта акта органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка. Аналогичные правила установлены в статьях 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Постановления ВС РСФСР от 25 апреля 1991 года N 1103/1-1 "О введении в действие Земельного кодекса РСФСР" к земельным правоотношениям, возникшим до момента принятия данного кодекса, Земельный кодекс РСФСР 1991 года применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его введения в действие.
На момент введения в действие ЗК РСФСР 1991 года отделу капитального строительства Туапсинского горсовета разрешено выполнение проектно-изыскательских работ для строительства (решение Исполнительного комитета от 09.04.1986 N 7/183.4) и был отведен земельный участок площадью 11000 кв. м для строительства двух 9-этажных 36-квартирных жилых домов с пристроенным почтово-телеграфным отделением и одного 70-квартирного жилого дома по ул. Звездная г. Туапсе без установления границ земельного участка на местности, что фактически соответствует предварительному согласованию данного участка для строительства спорного объекта.
Между тем, предварительное согласование места размещения объекта строительства является промежуточным этапом процедуры предоставления земельного участка. В отношении земельного участка площадью 11000 кв. м из свободных городских земель и земель изъятых из личного пользования граждан проект границ земельного участка не изготавливался, вид права, на котором должен был быть предоставлен земельный участок, не определялось, акт компетентного органа власти о предоставлении земельного участка для строительства не принимался. При таких обстоятельствах, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что отдел капитального строительства Туапсинского горсовета реализовал свое право на получение земельного участка в порядке, установленном статьями 17, 18, 84, 90 Земельного кодекса РСФСР 1970 года и статьями 28 - 29 Земельного кодекса РСФСР 1991 года.
В отношении ЖСК N 23 "Кипарис" решение о согласовании места размещения объекта, об отводе, предоставлении земельного участка для строительства спорного объекта не принималось, правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный по адресу: г. Туапсе, ул. Звездная в материалах дела отсутствуют. Следовательно, у истца отсутствуют права на земельный участок, на котором расположен спорный объект.
Ссылки истца на пункт 7 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР от 15 марта 1991 г. N 891-1 "О дополнительных мерах по ускорению проведения земельной реформы в РСФСР", согласно которому временным документом на право собственности, владения и пользования земельными участками на период до выдачи государственных актов является решение Совета народных депутатов или исполнительного органа о предоставлении земель, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку решение компетентного органа о предоставлении ЖСК N 23 "Кипарис" земельного участка для строительства спорного объекта в материалах дела отсутствует. Отдел капитального строительства Туапсинского горсовета, которому решением Исполнительного комитета от 23.03.1989 N 6/196.3 был отведен для строительства спорный земельный участок, без установления границ на местности, государственный акт на данный земельный участок не оформил.
В силу требования пункта 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство. Обязательное требование получения разрешения на строительстве содержалось также в пункте 1 статье 11 Закона Российской Федерации 14.07.1992 N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации", а также статье 90 Земельного кодекса РСФСР 1970 года, действовавшем до 25.05.1991, согласно которой запрещалось строительство на предоставленных земельных участках до получения разрешения органов строительства и архитектуры.
Ордером N 108 строительство 70-квартирного дома по ул. Звездной в г. Туапсе арендному предприятию "СМУ-86" было разрешено провести в срок с 23.10.1991 по 01.01.1992 (т. 1, л.д. 97). ЖСК N 23 "Кипарис" разрешение на строительство в установленном законом порядке не выдавалось. Решением главы администрации г. Туапсе от 31.01.1994 были внесены изменения в решение Туапсинского горисполкома от 22.02.1991 N 4/124, согласно которым ЖСК N 23 "Кипарис" был организован на строительство 68-квартирного жилого дома и 144-квартирного жилого дома с окончанием строительства в 1995 году, однако доказательства получения истцом в установленном порядке разрешения на строительные работы на объекте 70-квартирный (68-квартирный) жилой дом по ул. Звездной в г. Туапсе в материалы дела не представлены.
Таким образом, на момент создания спорного объекта наличие оформленных в установленном законом порядке документов, подтверждающих выделение земельного участка под строительство и выдачу разрешения на строительство, являлось обязательным, однако доказательства соблюдения указанных требований в материалах дела отсутствуют.
Согласно статье 114 Жилищного кодекса РСФСР 1983 года, действовавшего на момент организации кооператива, ЖСК организуются при исполкомах местных Советов, при предприятиях, учреждениях и организациях в порядке, установленном законодательством и Примерным уставом ЖСК, утверждаемым Советом Министров РСФСР. Решения об организации кооперативов принимаются с учетом предложений трудовых коллективов.
Статьей 5 устава ЖСК N 23 "Кипарис" было предусмотрено, что строительство кооперативного дома может осуществляться кооперативом лишь после утверждения общим собранием членов кооператива проектно-сметной документации на строящийся дом и внесения им в выбранный самостоятельно банк собственных не менее 30% стоимости строительства дома, получение кредита и соответствующего разрешения на строительство. В силу статьи 9 устава истец был вправе получить в бессрочное пользование земельный участок в пределах городской территории в районе жилой застройки для возведения жилого дома; заключить с подрядной организацией договор на строительство дома и осуществлять расчеты за выполненные работы или передать выполнение функций заказчика по этому строительству.
В материалах дела отсутствует проектно-сметная документация на спорный объект, утвержденная общим собранием членов кооператива. Доказательства внесения кооперативом 30% стоимости строительства дома и осуществления строительства на эти средства, получения разрешения на строительство также отсутствуют, что является достаточным основанием для отказа в иске о признании права на спорный объект по статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, совокупность представленных в материалы дела документов не позволяет индивидуализировать объект, в отношении которого заявлены исковые требования.
Так, Решением Исполнительного комитета от 09.04.1986 N 7/183.4 (в редакции решения Исполкома N 10/198 от 10.04.1987) Отделу капитального строительства Туапсинского горисполкома разрешено выполнить проектно-изыскательские работы для строительства 70-квартирного жилого дома (т. 1, л.д. 13-14). строительный паспорт и рабочий проект по заказу отдела капитального строительства Туапсинского горисполкома были подготовлены в отношении 70-квартирного жилого дома по ул. Звездной в г. Туапсе. Решением Исполкома Туапсинского горсовета от 22.02.1991 N 4/124 жилищно-строительный кооператив N 23 "Кипарис" образован на строительство 70-квартирного пятиэтажного жилого дома (т. 1, л.д. 16). Договор подряда на капитальное строительство от 03.06.1991 заключен на строительство 70-квартирного дома по ул. Звездной в г. Туапсе. В отношении указанного объекта был выдан ордер N 108 (т. 1, л.д. 97), разрешающий производство строительных работ. В отношении незавершенного строительством 70-квартирного жилого дома ЖСК N 23 "Кипарис" были заявлены исковые требования.
Между тем, решением главы администрации г. Туапсе от 31.01.1994 были внесены изменения в решение Туапсинского горисполкома от 22.02.1991 N 4/124, согласно которым ЖСК N 23 "Кипарис" был организован на строительство 68-квартирного жилого дома по ул. Звездной в г. Туапсе. В справке о переходящих на 1994 год объемах работ по начатому до 01.01.1992 г. строительству домов для жилищно-строительных кооперативов содержаться сведения о 144-квартирном, 68-квартирном и 3-х 80-квартирных домах (т. 1, л.д. 100).В актах приемки и сдачи выполненных АООТ "Байкал" работ и справках о стоимости выполненных работ за 1994 - 1995 годы объектом строительства указан "десятиэтажный жилой дом по ул. Звездной" (т. 1, л.д. 108 - 125).
Указание в техническом паспорте ГУП КК "Крайтехинвентаризация" на объект незавершенного строительства литер А жилой дом по ул. Звездной в г. Туапсе в отсутствие проектно-сметной документации на строительство, заключения государственной экспертизы проектной документации, на основании которых возможно было бы индивидуализировать спорный объект строительства расценивается судом в качестве наименования спорного объекта.
Учитывая, что требование о признании права собственности является вещно-правовым способом защиты, который направлен на устранение неопределенности в отношении прав на какой либо объект, невозможность определить индивидуализирующие признаки спорного имущества исключает возможность признания права собственности на спорный объект.
Кроме того, на территории Краснодарского края курортами краевого значения признаны курорты Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа (ст. 4 Закона Краснодарского края N 41-КЗ от 07.08.1996 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края").
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении их органов государственной власти.
Содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из Федерального закона. В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с Положением о Департаменте имущественных отношений Краснодарского края (далее Департамент), утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 г. N 345, Департамент осуществляет от имени Краснодарского края в установленном порядке управление и распоряжение имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Суду не представлены доказательства того, что Администрация Туапсинского районного поселения Туапсинского района обладает полномочиями собственника в отношении земельного участка, на котором расположен спорный объект.
Учитывая, что правовые основания, установленные статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации права собственности и сделок с ним" для регистрации права собственности истца на спорный объект отсутствуют, требования о признании действий (бездействий) Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю в установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке не заявлены, исковые требования об обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, зарегистрировать за ЖСК N 23 "Кипарис" право собственности на спорный объект недвижимости удовлетворению не подлежат.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в суд за защитой нарушенных или оспоренных прав может обратиться только заинтересованное лицо. Между тем, из материалов дела не усматривается, что ответчики заявляют правопритязания на спорный объект, состоящий из фундамента и подпорной стены. Истец в порядке пункта 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не обосновал наличие у него подлежащего защите, нарушенного ответчиками права.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.2008 по делу N А32-5268/2008-22/63 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.ИЛЬИНА
Судьи
Л.А.ЗАХАРОВА
О.Х.ТИМЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)