Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 06.06.2013 ПО ДЕЛУ N А68-8108/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2013 г. по делу N А68-8108/2012


Резолютивная часть объявлена 31.05.2013
Полный текст постановления изготовлен 06.06.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Смолко С.И., Ивановой Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости "Эстейт" (ОГРН 1027100968620, ИНН 7107029870, пр-т. Красноармейский, 3, г. Тула, 300041) - Чернышева В.В. (личность удостоверена),
от ответчика - Администрации города Тулы (ОГРН 10371011335552, ИНН 7107030032, пр. Ленина, д. 2, г. Тула, 300600) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от третьего лица - Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078, ул. Жаворонкова, 2, г. Тула, 300600) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от третьего лица - Правительства Тульской области (ОГРН 1037101131033, ИНН 7107027505, пр. Ленина, д. 2, г. Тула, 300041) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 11.12.2012 (судья Косоухова С.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 (судьи Рыжова Е.В., Дорошкова А.Г., Капустина Л.А.) по делу N А68-8108/2012,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости "Эстейт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Тулы (далее - администрация), выразившегося в необеспечении обществу выбора земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, в районе улицы Седова для строительства магазина с автотехническим центром; обязании администрации обеспечить выбор земельного участка по вышеуказанному адресу и оформить акт о выборе земельного участка, утвердить схему расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 11.12.2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и постановление судов, считая их незаконными и необоснованными, указывая, что, в связи с принятием Закона Тульской области от 10.12.2008 N 1168-ЗТО полномочия администрации города Тулы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращены с 01.01.2009, распоряжение такими земельными участками в городе Туле осуществляется уполномоченным администрацией Тульской области органом - Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения решение Арбитражного суда Тульской области от 11.12.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013, а кассационную жалобу Администрации города Тулы без удовлетворения.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления судов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на кассационную жалобу, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя ООО Агентство недвижимости "Эстейт", суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, 14.04.2010 ООО Агентство недвижимости "Эстейт" обратилось к губернатору Тульской области с заявлением о выборе земельного участка для строительства ориентировочной площадью 0,34 га и предварительном согласовании места размещения объекта - автотехнического центра, включающего в себя магазины автозапчастей, автосервис с шиномонтажом, гаражные боксы на 42 места, мойку автомобиля, предполагаемое место размещение объекта: ул. Седова, Привокзального района, г. Тулы.
Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области письмом от 18.05.2010 N 65-к-21/2432-3011 сообщил, что в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации обращение об обеспечении выбора земельного участка для размещения автотехнического центра направлено в администрацию муниципального образования город Тула.
Письмом от 18.06.2010 N 5498к Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы сообщило обществу о том, что по поручению администрации Тульской области приступило к работам по выбору земельного участка для строительства магазина с автоцентром по ул. Седова в Привокзальном районе г. Тулы, а также о необходимости предоставления дополнительных документов для проведения вышеуказанных работ.
23.05.2011 Департамент социального развития Тульской области согласовал обществу эскизный проект магазина с автотехническим центром, 11.08.2011 Управление Роспотребнадзора по Тульской области согласовало использование земельного участка по ул. Седова в Привокзальном районе г. Тулы для размещения магазина с автотехцентром при условии оформления разрешительной документации и утверждения проекта в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы 11.01.2012 согласована схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы и ООО Агентство недвижимости "Эстейт" проинформировали население о предполагаемом строительстве автотехнического центра на земельном участке по ул. Седова в Привокзальном районе г. Тулы в районе дома N 37, опубликовав сообщение в газете "Тула" от 23.08.2011 N 60.
Администрация города Тулы письмом от 22.06.2012 N 5498к сообщило ООО Агентство недвижимости "Эстейт" о прекращении работы по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по ул. Седова в Привокзальном районе г. Тулы для строительства магазина с автотехническим центром.
Считая, бездействие Администрации города Тулы, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, в районе улицы Седова для строительства магазина с автотехническим центром, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц - ч. 4 ст. 200 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной либо муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из материалов дела, Администрация города Тулы письмом от 22.06.2012 N 5498к сообщило обществу о том, что в связи с принятием закона Тульской области от 01.02.2012 N 1718-ЗТО "О внесении изменений в статью 1 Закона Тульской области "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле" министерством имущественных и земельных отношений Тульской области были отозваны все ранее направленные обращения об обеспечении выбора земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предоставление которых должно осуществляться на торгах. Администрацией г. Тулы прекращены работы по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по ул. Седова в Привокзальном районе г. Тулы по заявлению ООО Агентство недвижимости "Эстейт".
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Закона Тульской области от 10.12.2008 N 1168-ЗТО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется правительством Тульской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Правительство Тульской области определяет исполнительный орган государственной власти Тульской области, уполномоченный на участие в процедурах, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
В пункте 2 Положения о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 01.06.2010 N 430 (далее - Положение) указано, что решения, связанные с предоставлением земельных участков для строительства, в том числе о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельных участков, о проведении торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка, принимаются Правительством Тульской области.
Заявления, связанные с предоставлением земельных участков для строительства, принимаются и рассматриваются Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области.
В соответствии с пунктами 24, 25, 26 Положения о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в Министерство с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области направляет в Администрацию города Тулы обращение об обеспечении выбора земельного участка в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В двухнедельный срок со дня получения из Администрации города Тулы акта о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории Министерство осуществляет подготовку проекта постановления Правительства Тульской области о предварительном согласовании места размещения объекта.
В случае невозможности размещения объекта на земельном участке Министерство направляет заинтересованному лицу мотивированный отказ.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства, принимается Правительством Тульской области (пункт 27 Положения).
При таких обстоятельствах, суд первой и апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что обязанность органа местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка прямо предусмотрена требованиями действующего законодательства, в том числе регионального.
На основании вышеизложенного, коллегия судей кассационной инстанции соглашается с выводом суда первой и апелляционной инстанции о том, что бездействие Администрации города Тулы, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, в районе улицы Седова обществу для строительства магазина с автотехническим центром является незаконным.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и признаны несостоятельными, и не подтвержденные надлежащими доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 11.12.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 по делу N А68-8108/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
С.И.СМОЛКО
Н.Н.ИВАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)