Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Мокроусовой Л.М.,
Поротикова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Труновой Т.В.,
при участии:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Знаменская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2013 по делу N А64-3466/2013 (судья Белоусов И.И.) по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом Тамбовской области (ОГРН 1066829046844, ИНН 6831000240) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176), третье лицо: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Знаменская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат" о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на земельный участок,
установил:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на земельный участок, площадью объекта 35 000 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: Для служебных целей, кадастровый (или условный номер) объекта 68:04:1101005:0105, адрес (местоположение) объекта: Тамбовская область, Знаменский район, р.п.Знаменка, улица Ленина, д. 2.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора, было привлечено Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Знаменская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2013 заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отметить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2013 и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Знаменская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат" явку полномочных представителей не обеспечили, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
23.09.2013 через канцелярию Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Знаменская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, а также отзыв на апелляционную жалобу, в которой учреждение просило исковые требования удовлетворить.
Через канцелярию Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, а также отзыв на апелляционную жалобу, в котором управление просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая заявленные ходатайства, а также наличие доказательств надлежащего извещения указанных лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие их представителей.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на них, исследовав и оценив представленные доказательства, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.08.2010 дело N А64-3501/2010 признано право государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Тамбовская область, Знаменский район, муниципальное образование администрация поссовета Знаменский, рабочий поселок Знаменка, улица Ленина, номер дома 2:
- 1. здание основного корпуса, Литера А, А1, А2.А3.А4.а, а1, а2, а3, общая площадь 4118,2 кв. м, назначение: жилое, количество этажей: 2, инвентарный номер: 491/47;
- 2. здание теплицы, Литера Б.Б1,б, б1, общая площадь 612 кв. м, назначение: иное,
- этажность: 1, инвентарный номер: 491/47;
- 3. здание котельной, Литера В, общая площадь 121,6 кв. м, назначение: иное, этажность: 1, инвентарный номер: 491/47;
- 4. здание склада малоценных предметов, Литера Г.г, общая площадь 113,6 кв. м,
- назначение: иное, этажность: 1, инвентарный номер: 491/47;
- 5. здание мастерских, Литера Д.Д1.Д2.Д3.д, общая площадь 317 кв. м, назначение: иное, этажность: 1, инвентарный номер: 491/47;
- 6. здание туалета, Литера Е,е, е, общая площадь 47,7 кв. м, назначение: иное, этажность: 1, инвентарный номер: 491/47;
- 7. здание гаража, Литера Ж, общая площадь 233 кв. м, назначение: иное, этажность: 1, инвентарный номер: 491/47;
- 8. здание беседки, Литера К, общая площадь 43,1 кв. м, назначение: иное, этажность: 1, инвентарный номер: 491/47;
- 9. беседка, Литера Л, общая площадь 91,3 кв. м, назначение: иное, этажность: 1, инвентарный номер: 491/47;
- 10. здание кастелянной, Литера М.М1,М2,М3,м, общая площадь 337,7 кв. м, назначение: иное, этажность: 1, инвентарный номер: 491/47 (далее по тексту - имущество).
В установленном законом порядке осуществлена государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на указанное недвижимое имущество, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 04.02.2011, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области.
Указанное недвижимое имущество расположено на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации: земельный участок для служебных целей, кадастровый (или условный номер) объекта 68:04:1101005:0105, площадь объекта: 35000 кв. м, адрес (местоположение) объекта: Россия, Тамбовская область, Знаменский район, р.п. Знаменка, улица Ленина, д. 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрацией права серия 68 АА 229564.
Поскольку приобретение права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на указанное недвижимое имущество осуществлено без переоформления прав на земельные участки, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные доказательства, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданского кодекса РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 11, 12 Гражданского кодекса РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке, в частности путем признания права. Лицо, считающее, что стало собственником имущества по установленным законом основаниям, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности. Решение суда об удовлетворении требования о признании права собственности является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов Земельного кодекса Российской Федерации и изданных в соответствии с ним иных актов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, в соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся, в том числе земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации, в частности, относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, пункт 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в областной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы. По смыслу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и областной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования. Следовательно, ссылка заявителя жалобы на необходимость руководствоваться порядком передачи объектов недвижимости в областную собственность, установленным частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, необоснованна.
То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы.
Поскольку право областной собственности основывается на нормах Закона N 137-ФЗ, но не может быть зарегистрировано ввиду наличия зарегистрированного права Российской Федерации на указанный участок, область была вправе защищать свои права посредством иска о признании права.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2178/11 от 19.07.2011.
Учитывая, что право собственности на расположенные на спорном земельном участке объекты недвижимости принадлежит субъекту Российской Федерации - Тамбовской области, суд апелляционной инстанции, так же как и арбитражный суд области, приходит к выводу о том, что спорный земельный участок в силу вышеприведенных норм права относится к собственности субъекта Российской Федерации.
На основании изложенных обстоятельств и указанных норм закона, а также в целях обеспечения принципов правовой определенности в спорных материальных правоотношениях, стабильности гражданского оборота, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Таким образом, доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные, опровергаемые материалами дела и установленными судом обстоятельствами, и не влияют на законность и обоснованность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права, в связи с чем апелляционная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ являются безусловными основаниями к отмене судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2013 по делу N А64-3466/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.В.УШАКОВА
Судьи
Л.М.МОКРОУСОВА
А.И.ПОРОТИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2013 ПО ДЕЛУ N А64-3466/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2013 г. по делу N А64-3466/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Мокроусовой Л.М.,
Поротикова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Труновой Т.В.,
при участии:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Знаменская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2013 по делу N А64-3466/2013 (судья Белоусов И.И.) по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом Тамбовской области (ОГРН 1066829046844, ИНН 6831000240) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176), третье лицо: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Знаменская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат" о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на земельный участок,
установил:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на земельный участок, площадью объекта 35 000 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: Для служебных целей, кадастровый (или условный номер) объекта 68:04:1101005:0105, адрес (местоположение) объекта: Тамбовская область, Знаменский район, р.п.Знаменка, улица Ленина, д. 2.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора, было привлечено Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Знаменская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2013 заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отметить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2013 и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Знаменская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат" явку полномочных представителей не обеспечили, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
23.09.2013 через канцелярию Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Знаменская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, а также отзыв на апелляционную жалобу, в которой учреждение просило исковые требования удовлетворить.
Через канцелярию Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, а также отзыв на апелляционную жалобу, в котором управление просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая заявленные ходатайства, а также наличие доказательств надлежащего извещения указанных лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие их представителей.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на них, исследовав и оценив представленные доказательства, считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.08.2010 дело N А64-3501/2010 признано право государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Тамбовская область, Знаменский район, муниципальное образование администрация поссовета Знаменский, рабочий поселок Знаменка, улица Ленина, номер дома 2:
- 1. здание основного корпуса, Литера А, А1, А2.А3.А4.а, а1, а2, а3, общая площадь 4118,2 кв. м, назначение: жилое, количество этажей: 2, инвентарный номер: 491/47;
- 2. здание теплицы, Литера Б.Б1,б, б1, общая площадь 612 кв. м, назначение: иное,
- этажность: 1, инвентарный номер: 491/47;
- 3. здание котельной, Литера В, общая площадь 121,6 кв. м, назначение: иное, этажность: 1, инвентарный номер: 491/47;
- 4. здание склада малоценных предметов, Литера Г.г, общая площадь 113,6 кв. м,
- назначение: иное, этажность: 1, инвентарный номер: 491/47;
- 5. здание мастерских, Литера Д.Д1.Д2.Д3.д, общая площадь 317 кв. м, назначение: иное, этажность: 1, инвентарный номер: 491/47;
- 6. здание туалета, Литера Е,е, е, общая площадь 47,7 кв. м, назначение: иное, этажность: 1, инвентарный номер: 491/47;
- 7. здание гаража, Литера Ж, общая площадь 233 кв. м, назначение: иное, этажность: 1, инвентарный номер: 491/47;
- 8. здание беседки, Литера К, общая площадь 43,1 кв. м, назначение: иное, этажность: 1, инвентарный номер: 491/47;
- 9. беседка, Литера Л, общая площадь 91,3 кв. м, назначение: иное, этажность: 1, инвентарный номер: 491/47;
- 10. здание кастелянной, Литера М.М1,М2,М3,м, общая площадь 337,7 кв. м, назначение: иное, этажность: 1, инвентарный номер: 491/47 (далее по тексту - имущество).
В установленном законом порядке осуществлена государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на указанное недвижимое имущество, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 04.02.2011, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области.
Указанное недвижимое имущество расположено на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации: земельный участок для служебных целей, кадастровый (или условный номер) объекта 68:04:1101005:0105, площадь объекта: 35000 кв. м, адрес (местоположение) объекта: Россия, Тамбовская область, Знаменский район, р.п. Знаменка, улица Ленина, д. 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрацией права серия 68 АА 229564.
Поскольку приобретение права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на указанное недвижимое имущество осуществлено без переоформления прав на земельные участки, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные доказательства, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданского кодекса РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 11, 12 Гражданского кодекса РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке, в частности путем признания права. Лицо, считающее, что стало собственником имущества по установленным законом основаниям, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности. Решение суда об удовлетворении требования о признании права собственности является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов Земельного кодекса Российской Федерации и изданных в соответствии с ним иных актов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, в соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся, в том числе земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации, в частности, относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, пункт 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в областной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы. По смыслу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и областной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования. Следовательно, ссылка заявителя жалобы на необходимость руководствоваться порядком передачи объектов недвижимости в областную собственность, установленным частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, необоснованна.
То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы.
Поскольку право областной собственности основывается на нормах Закона N 137-ФЗ, но не может быть зарегистрировано ввиду наличия зарегистрированного права Российской Федерации на указанный участок, область была вправе защищать свои права посредством иска о признании права.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2178/11 от 19.07.2011.
Учитывая, что право собственности на расположенные на спорном земельном участке объекты недвижимости принадлежит субъекту Российской Федерации - Тамбовской области, суд апелляционной инстанции, так же как и арбитражный суд области, приходит к выводу о том, что спорный земельный участок в силу вышеприведенных норм права относится к собственности субъекта Российской Федерации.
На основании изложенных обстоятельств и указанных норм закона, а также в целях обеспечения принципов правовой определенности в спорных материальных правоотношениях, стабильности гражданского оборота, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Таким образом, доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные, опровергаемые материалами дела и установленными судом обстоятельствами, и не влияют на законность и обоснованность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права, в связи с чем апелляционная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ являются безусловными основаниями к отмене судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2013 по делу N А64-3466/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.В.УШАКОВА
Судьи
Л.М.МОКРОУСОВА
А.И.ПОРОТИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)