Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Зелениной Т.Л., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Решановой Д.М.,
при участии:
от истца индивидуального предпринимателя Сороченковой Марии Анисовны - Кузнецова Н.В. (доверенность от 09.01.2013),
от ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Зотова Т.А. (доверенность от 28.01.2013),
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 30 апреля 2013 года
по делу N А50-2912/2013,
принятое судьей Гусельниковой Н.В.,
по иску индивидуального предпринимателя Сороченковой Марии Анисовны
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Администрация города Перми
об установлении кадастровой стоимости,
установил:
Индивидуальный предприниматель Сороченкова Мария Анисовна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:07:0010606:81, расположенного по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, проспект Комсомольский, 20, равной его рыночной стоимости в размере 6 115 000 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 25.02.2013 в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра), Администрация города Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.04.2013 исковые требования удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:07:0010606:81 установлена равной рыночной в размере 6 115 000 руб.
Не согласившись с решением суда, кадастровая палата направила апелляционную жалобу, в которой росит решение суда отменить, в удовлетворении требований предпринимателя отказать. В жалобе указывает, что истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, так как истец обращался в комиссию, ему необходимо было обжаловать решение комиссии, либо оспаривать Постановление Правительства Пермского края N 727-п в части установления кадастровой стоимости спорного земельного участка. Кроме того указывает, что представленный отчет об оценке стоимости земельного участка, выполненный на дату внесения в ГКН изменений в отношении спорного земельного участка - 14.06.2011, не может служить надлежащим доказательством действительной рыночной стоимости земельного участка в силу положений ст. 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности). В соответствии с п. 7 Постановления Правительства Пермского края N 727-п кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.01.2010, следовательно отчет об оценке, подтверждающий рыночную стоимость земельного участка, должен быть также выполнен по состоянию на 01.01.2010, а истцом представлен отчет выполненный по состоянию на 14.06.2011.
Предприниматель с доводами апелляционной жалобы не согласен, направил отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В отзыве указывает, что из буквального толковании ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности не следует, что она устанавливает досудебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости именно в комиссии. Напротив данная норма предусматривает альтернативный порядок такого оспаривания по выбору заявителя - в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Кроме того, считает ошибочным вывод ответчика о необходимости отказа в удовлетворении требований ввиду отсутствия доказательств оспаривания результатов кадастровой стоимости земельного участка путем оспаривания нормативного акта, которым утверждена кадастровая стоимость земельного участка, так как из положений ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности не следует, что оспаривание кадастровой стоимости осуществляется путем оспаривания установившего ее нормативного правового акта в порядке, предусмотренном для оспаривания нормативных актов. Считает, что рыночная стоимость спорного земельного участка определена верно по состоянию на ту дату, на которую определена кадастровая стоимость участка исходя из нового разрешенного использования, т.е. на 14.06.2011.
От управления Росреестра поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя, с учетом позиции, изложенной в отзыве на исковое заявление.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 59:07:0010606:81, общей площадью 7283 кв. м, категории земель "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием "культурно-деловой центр, земельные участки магазинов, супермаркетов", расположенный по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, проспект Комсомольский, 20, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.12.2011.
Из кадастрового паспорта от 25.01.2013 следует, что земельный участок с кадастровым номером 59:07:0010606:81, расположенный по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, проспект Комсомольский, 20, поставлен на государственный кадастровый учет 05.05.2009, кадастровая стоимость земельного участка составляет 14 553 618 руб. 90 коп.
По мнению предпринимателя, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, не соответствует его рыночной стоимости, вследствие чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушаются права истца как плательщика земельного налога.
В обоснование несоответствия кадастровой стоимости указанного земельного участка его рыночную стоимости предприниматель представил отчет об оценке, руководствуясь которым просил установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 названного Кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в отношении спорного земельного участка 14.06.2011 в ГКН внесены изменения на основании Постановления администрации Краснокамского городского поселения от 19.05.2011 N 355 об установлении вида разрешенного использования земельного участка.
Порядок определения кадастровой стоимости при изменении вида разрешенного использования регламентирован Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222.
Согласно представленному истцом отчету от 29.03.2013 N 2013/529, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью "Региональный центр независимой оценки", размер рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на дату оценки 14.06.2011 составляет 6 115 000 руб., в связи с чем, суд первой инстанции посчитал возможным установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:07:0010606:81 в размере его рыночной стоимости 6 115 000 руб. по состоянию на 14.06.2011.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
В силу пунктов 2, 4 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (п. 13 Правил).
Согласно п. 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта, кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В соответствии с п. 2.3.2 названных Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Согласно п. 2.4 названных Методических указаний в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Однако это не означает, что кадастровая стоимость для таких участков определяется иным образом, чем предусмотрено п. 2.3.2 этих Методических указаний.
Из материалов дела усматривается, что Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" утверждены результаты кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2010, в том числе и спорного земельного участка. Указанное Постановление вступило в силу с 01.01.2013.
В результате изменения разрешенного использования земельного участка кадастровая стоимость изменилась за счет применения иного удельного показателя соответствующей категории земельного участка.
Однако удельный показатель, который применен исходя из вида разрешенного использования, определен по состоянию на 01.01.2010, следовательно, и кадастровая стоимость является определенной на эту же дату, поэтому и рыночную стоимость нужно определять на такую же дату.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:07:0010606:81, расположенного по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, проспект Комсомольский, 20, по состоянию на 01.01.2010, согласно данным кадастрового паспорта составляет 14 553 618 руб. 90 коп.
В соответствии с представленным в материалы дела отчетом об оценке N 1134/12 об определении рыночной стоимости недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером 59:07:0010606:81, выполненным обществом с ограниченной ответственностью "Капитал-оценка", рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 6 487 000 руб.
Согласно экспертному заключению некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз оценщиков" N 018/01/13 от 23.01.2013 указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки.
Следовательно, истец доказал действительную рыночную стоимость земельного участка (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод жалобы о том, что установление кадастровой стоимости в связи с установлением рыночной стоимости земельного участка должно производиться путем оспаривания вынесенного по этому вопросу решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, судом апелляционной инстанции не принимается так как согласно ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Положений о том, что в случае обжалования результатов кадастровой стоимости в комиссию, заинтересованное лицо, не согласившись с результатом рассмотрения его заявления комиссией, может только оспорить в суд решение комиссии, и не вправе обратиться в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости, названная норма права не содержит.
С учетом изложенного решение подлежит изменению, кадастровая стоимость земельного участка подлежит установлению в размере его рыночной, определенной по состоянию на ту дату, на которую определялась кадастровая стоимость.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 30 апреля 2013 года по делу N А50-2912/2013 изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, проспект Комсомольский, д. 20, кадастровый номер 59:07:0010606:81 равной его рыночной стоимости в размере 6 487 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.07.2013 N 17АП-7073/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-2912/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2013 г. N 17АП-7073/2013-ГК
Дело N А50-2912/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Зелениной Т.Л., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Решановой Д.М.,
при участии:
от истца индивидуального предпринимателя Сороченковой Марии Анисовны - Кузнецова Н.В. (доверенность от 09.01.2013),
от ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Зотова Т.А. (доверенность от 28.01.2013),
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 30 апреля 2013 года
по делу N А50-2912/2013,
принятое судьей Гусельниковой Н.В.,
по иску индивидуального предпринимателя Сороченковой Марии Анисовны
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Администрация города Перми
об установлении кадастровой стоимости,
установил:
Индивидуальный предприниматель Сороченкова Мария Анисовна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:07:0010606:81, расположенного по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, проспект Комсомольский, 20, равной его рыночной стоимости в размере 6 115 000 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 25.02.2013 в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра), Администрация города Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.04.2013 исковые требования удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:07:0010606:81 установлена равной рыночной в размере 6 115 000 руб.
Не согласившись с решением суда, кадастровая палата направила апелляционную жалобу, в которой росит решение суда отменить, в удовлетворении требований предпринимателя отказать. В жалобе указывает, что истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, так как истец обращался в комиссию, ему необходимо было обжаловать решение комиссии, либо оспаривать Постановление Правительства Пермского края N 727-п в части установления кадастровой стоимости спорного земельного участка. Кроме того указывает, что представленный отчет об оценке стоимости земельного участка, выполненный на дату внесения в ГКН изменений в отношении спорного земельного участка - 14.06.2011, не может служить надлежащим доказательством действительной рыночной стоимости земельного участка в силу положений ст. 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности). В соответствии с п. 7 Постановления Правительства Пермского края N 727-п кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.01.2010, следовательно отчет об оценке, подтверждающий рыночную стоимость земельного участка, должен быть также выполнен по состоянию на 01.01.2010, а истцом представлен отчет выполненный по состоянию на 14.06.2011.
Предприниматель с доводами апелляционной жалобы не согласен, направил отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В отзыве указывает, что из буквального толковании ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности не следует, что она устанавливает досудебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости именно в комиссии. Напротив данная норма предусматривает альтернативный порядок такого оспаривания по выбору заявителя - в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Кроме того, считает ошибочным вывод ответчика о необходимости отказа в удовлетворении требований ввиду отсутствия доказательств оспаривания результатов кадастровой стоимости земельного участка путем оспаривания нормативного акта, которым утверждена кадастровая стоимость земельного участка, так как из положений ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности не следует, что оспаривание кадастровой стоимости осуществляется путем оспаривания установившего ее нормативного правового акта в порядке, предусмотренном для оспаривания нормативных актов. Считает, что рыночная стоимость спорного земельного участка определена верно по состоянию на ту дату, на которую определена кадастровая стоимость участка исходя из нового разрешенного использования, т.е. на 14.06.2011.
От управления Росреестра поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя, с учетом позиции, изложенной в отзыве на исковое заявление.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 59:07:0010606:81, общей площадью 7283 кв. м, категории земель "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием "культурно-деловой центр, земельные участки магазинов, супермаркетов", расположенный по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, проспект Комсомольский, 20, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.12.2011.
Из кадастрового паспорта от 25.01.2013 следует, что земельный участок с кадастровым номером 59:07:0010606:81, расположенный по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, проспект Комсомольский, 20, поставлен на государственный кадастровый учет 05.05.2009, кадастровая стоимость земельного участка составляет 14 553 618 руб. 90 коп.
По мнению предпринимателя, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, не соответствует его рыночной стоимости, вследствие чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушаются права истца как плательщика земельного налога.
В обоснование несоответствия кадастровой стоимости указанного земельного участка его рыночную стоимости предприниматель представил отчет об оценке, руководствуясь которым просил установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 названного Кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в отношении спорного земельного участка 14.06.2011 в ГКН внесены изменения на основании Постановления администрации Краснокамского городского поселения от 19.05.2011 N 355 об установлении вида разрешенного использования земельного участка.
Порядок определения кадастровой стоимости при изменении вида разрешенного использования регламентирован Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222.
Согласно представленному истцом отчету от 29.03.2013 N 2013/529, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью "Региональный центр независимой оценки", размер рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на дату оценки 14.06.2011 составляет 6 115 000 руб., в связи с чем, суд первой инстанции посчитал возможным установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:07:0010606:81 в размере его рыночной стоимости 6 115 000 руб. по состоянию на 14.06.2011.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
В силу пунктов 2, 4 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (п. 13 Правил).
Согласно п. 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта, кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В соответствии с п. 2.3.2 названных Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Согласно п. 2.4 названных Методических указаний в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Однако это не означает, что кадастровая стоимость для таких участков определяется иным образом, чем предусмотрено п. 2.3.2 этих Методических указаний.
Из материалов дела усматривается, что Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" утверждены результаты кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2010, в том числе и спорного земельного участка. Указанное Постановление вступило в силу с 01.01.2013.
В результате изменения разрешенного использования земельного участка кадастровая стоимость изменилась за счет применения иного удельного показателя соответствующей категории земельного участка.
Однако удельный показатель, который применен исходя из вида разрешенного использования, определен по состоянию на 01.01.2010, следовательно, и кадастровая стоимость является определенной на эту же дату, поэтому и рыночную стоимость нужно определять на такую же дату.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:07:0010606:81, расположенного по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, проспект Комсомольский, 20, по состоянию на 01.01.2010, согласно данным кадастрового паспорта составляет 14 553 618 руб. 90 коп.
В соответствии с представленным в материалы дела отчетом об оценке N 1134/12 об определении рыночной стоимости недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером 59:07:0010606:81, выполненным обществом с ограниченной ответственностью "Капитал-оценка", рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 6 487 000 руб.
Согласно экспертному заключению некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз оценщиков" N 018/01/13 от 23.01.2013 указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки.
Следовательно, истец доказал действительную рыночную стоимость земельного участка (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод жалобы о том, что установление кадастровой стоимости в связи с установлением рыночной стоимости земельного участка должно производиться путем оспаривания вынесенного по этому вопросу решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, судом апелляционной инстанции не принимается так как согласно ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Положений о том, что в случае обжалования результатов кадастровой стоимости в комиссию, заинтересованное лицо, не согласившись с результатом рассмотрения его заявления комиссией, может только оспорить в суд решение комиссии, и не вправе обратиться в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости, названная норма права не содержит.
С учетом изложенного решение подлежит изменению, кадастровая стоимость земельного участка подлежит установлению в размере его рыночной, определенной по состоянию на ту дату, на которую определялась кадастровая стоимость.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 30 апреля 2013 года по делу N А50-2912/2013 изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, проспект Комсомольский, д. 20, кадастровый номер 59:07:0010606:81 равной его рыночной стоимости в размере 6 487 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)