Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.04.2013 N 33-2572

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 апреля 2013 г. N 33-2572


Судья Доронин А.В.
Докладчик Гудушин Н.Б.

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Гудушина Н.Б.,
судей: Пыжовой И.А., Рассошенко Н.П.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 25 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" на решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 18 февраля 2013 года, по которому постановлено:
"Жалобу Е. удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" от 25 декабря 2012 года за N <...> об отказе Е. в предоставлении в аренду земельного участка.
Обязать Администрацию муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть заявление Е. от 11 декабря 2012 года о предоставлении в аренду земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.
Взыскать с Администрации муниципального образования Холмогорский муниципальный район" в пользу Е. расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> руб. <...> коп.".
Заслушав доклад судьи Гудушина Н.Б., судебная коллегия

установила:

Е. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" (далее - МО "Холмогорский муниципальный район") в предоставлении в аренду земельного участка.
Требования мотивировал тем, что администрация МО "Холмогорский муниципальный район" отказала ему в предоставлении земельного участка в аренду для строительства индивидуального жилого дома в соответствии с поданным заявлением, указав в качестве основания отказа постановление администрации МО "Холмогорский муниципальный район" от 20 марта 2012 года N <...>, пункты 1 - 4 которого по другому делу признаны решением суда недействующими. Считает отказ незаконным.
Е. в судебном заседании требования поддержал.
Представитель администрации МО "Холмогорский муниципальный район" У.Е. с требованиями не согласилась.
Заинтересованное лицо У.М. в судебное заседание не явился.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласилась администрация МО "Холмогорский муниципальный район". Глава муниципального образования - Р. просит решение суда отменить и принять новое решение. Указывает, что судом не указаны в полном объеме способы реализации решения. Отказ в предоставлении спорного земельного участка в аренду заявителю является законным. Участок предназначен для предоставления лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, о чем было доведено до граждан.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя администрации МО "Холмогорский муниципальный район" Ф., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что в газете "Холмогорская жизнь" от 29 ноября 2012 года N 47 опубликовано извещение о приеме заявлений на предоставление в аренду гражданам, состоящим на учете в органах местного самоуправления Холмогорского района в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, или являющихся участниками мероприятий МО "Холмогорский муниципальный район" по улучшению жилищных условий для строительства индивидуального жилого дома земельного участка в кадастровом квартале <...>, площадью <...> кв. м. Местоположение участка: примерно в 30 метрах по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Архангельская область, Холмогорский район, МО "Кехотское", д. <...>, дом <...>. Срок аренды 10 лет.
13 декабря 2012 года Е. обратился в администрацию МО "Холмогорский муниципальный район" о предоставлении указанного выше земельного участка в аренду для строительства индивидуального жилого дома.
Письмом от 25 декабря 2012 года N <...> администрация МО "Холмогорский муниципальный район" отказала Е. в предоставлении земельного участка на том основании, что заявителем не предоставлено документов, подтверждающих, что он нуждается в улучшении жилищных условий или является участником мероприятий по улучшению жилищных условий.
Распоряжением администрации МО "Холмогорский муниципальный район" от 28 декабря 2012 года N <...> спорный земельный участок предоставлен в аренду У.М., как единственному заявителю.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения администрации МО "Холмогорский муниципальный район" об отказе в рассмотрении заявления Е. о предоставлении земельного участка в аренду. При этом суд первой инстанции исходил из того, что указанное решение противоречит положениям статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку необоснованно ограничивает круг лиц, которым могут быть предоставлены земельные участки в аренду.
Такой вывод судебная коллегия находит правильным.
В области земельных отношений к полномочиям Российской Федерации относится установление основ федеральной политики, что закреплено подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2012 года N 297-р, предусматривают совершенствование порядка предоставления земельных участков гражданам и организациям предусматривает в том числе: предоставление земельных участков на торгах, проводимых в общем порядке в виде открытых аукционов; установление перечня случаев льготного предоставления земельных участков (без торгов, по льготной цене или бесплатно и др.), в том числе учитывая необходимость поддержки развития отраслей экономики, социальной поддержки населения, включая повышение уровня жизни сельского населения и коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также обеспечения обороны и безопасности государства, сохранения природы и объектов культурного наследия.
При осуществлении органами местного самоуправления полномочий, связанных с управлением и распоряжением земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п. 2 ст. 11 ЗК РФ), должны учитываться требования Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, ст. 28 ЗК РФ регламентированы вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены ст. 30.1 ЗК РФ.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Однако в случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка от другого лица проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Из приведенных норм следует, что предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов (при наличии нескольких претендентов), в том числе на иных льготных условиях допускается в случаях, если это прямо предусмотрено законом.
Однако ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни другие федеральные законы не содержат положений, в силу которых для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрены особые льготные условия предоставления земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства.
Пункт 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, рассматриваемые отношения не регулирует.
Приведенная норма Жилищного кодекса Российской Федерации не устанавливает особый случай льготного предоставления земельных участков.
Что касается доводов апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда в связи с предоставлением земельного участка другому лицу, то их следует признать несостоятельными.
По смыслу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ основанием для отказа в удовлетворении заявления Е. могло бы служить принятие оспариваемого решения в соответствии с законом и в пределах полномочий органа местного самоуправления при отсутствии нарушений прав заявителя.
Однако установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об обратном, передача земельного участка другому лицу не препятствует удовлетворению заявленных в порядке главу 25 ГПК РФ требований.
Иные доводы апелляционной жалобы правового значения не имеют и на законность вынесенного решения не влияют.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, и судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного судом решения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 18 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Б.ГУДУШИН
Судьи
И.А.ПЫЖОВА
Н.П.РАССОШЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)